Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ8
1.1.ОБРАЗОВАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ.8
1.2. ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ16
3.1. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСС В 2009 ГОДУ16
3.2.АВТОМАТИЗАЦИЯ ФСС21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ29
Выдержка из текста работы
Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Социальное страхование не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности.
В последние 16-18 лет в России была в основном разработана законодательная база социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере и созданы государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации, а также Фонд занятости.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — был создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Важнейшая задача социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Во-первых, предоставляемое из фондов социального страхования материальное обеспечение, медицинское обслуживание нетрудоспособных членов общества содействуют восстановлению трудоспособности работников и возвращению их к активной деятельности в различных отраслях и сферах народного хозяйства. Во-вторых, за счет средств социального страхования содержатся временно безработные лица, осуществляется их переобучение и переквалификация.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.
Задачами курсовой работы являются:
— рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
— показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
— обозначить состав и структуру доходов.
1 Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации
1.1 История развития системы социального страхования в России
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.
Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов [1].
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.
В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжёлыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государством определенной категории населения.
Существовавшая система социальной защиты была основана на категориальном принципе социальных выплат и льгот. Это приводило к тому, что социальная помощь предоставлялась не тем, кто в ней действительно нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, возрасту, профессиональной деятельности. В результате помощь поступала как в бедные, так и небедные семьи, что, в свою очередь, усугубляло социально-экономическое неравенство в стране.
В результате реформ, проведенных в начале 90-х годов XX в. в Российской Федерации, были заложены основы новой системы социального обеспечения населения, а также созданы государственные социально-страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в 1991г), Фонд социального страхования РФ (в 1992 г.), Фонд занятости населения РФ (в 1993г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ (в 1993 г.).
Фонд социального страхования был образован на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами Президента и т.д.[2].
Реформы, проведенные в социальной сфере в 90-х годах XX в., практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер [3,c.73].
В настоящее время Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета [1].
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
1.2 Цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ — это централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу [4,c.194].
Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учр……..
Список использованной литературы
1 >2 Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.- КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС.
3 Из истории государственного социального страхования в России//Вестник государственного социального страхования. № 9. 2010.- с.73-79
4 Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов./ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ЮНИТИ, 2002. — 687 с.
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2010 года. Таблица изменений, принятых в 2009-2010 годах. — Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2010.- 544 с.
6 Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов” от 25 ноября 2008 года № 216-ФЗ. — КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС
7 Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов” от 28 ноября 2009 года № 292-ФЗ. — КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС
8 Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов” от 8 декабря 2010 года № 334-ФЗ. — КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС
9 Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный Закон “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”” от 28 апреля 2009 года N 78-ФЗ.- КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС
10 Фомичева, Л.П. Изменения в порядке выплат социальных пособий с 2011 года // «БУХ.1С», N 1, 2011
11. Соцстрах: первые итоги и перспективы развития // «В курсе правового дела», N 19, 2010 г
12 Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».
13Захарьин В.Р. Выплаты социальных пособий в 2010 году //»Экономико-правовой бюллетень», 2010, N 2
14 Беспалов М.В. Об уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды РФ в 2010 году // «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2010, N 1.