Выдержка из текста работы
2. Фонды обязательного медицинского страхования как источник финансирования здравоохранения и их роль в государственном финансировании здравоохранения в России………………………………………11
3. Проблемы и пути совершенствования обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………………23
Заключение. ……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………29
Приложение …………………………………………………………………..31
Введение
«Обязательное медицинское страхование», эта тема очень актуальна в настоящее время, так как ОМС — один из наиболее важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.
В условиях, когда в результате углубления рыночных реформ явно видно социальное и имущественное расслоение общества, потребовалась разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты.
Объектом обязательного медицинского страхования (ОМС) являются расходы на оказание медицинской помощи, расходы, связанные со здоровьем. Обязательная форма организации медицинского страхования должна служить гарантией предоставления всем гражданам страны медицинской помощи на одинаковых условиях.
Цель работы: изучить и рассмотреть фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации как источник финансирования здравоохранения, рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в РФ.
Достижением целей курсовой работы предполагает решение следующих задач: рассмотрение теоретических аспектов обязательного медицинского страхования, фондов обязательного медицинского страхования как источника финансирования здравоохранения, проблемы и пути решения обязательного медицинского страхования.
1.Теоретические аспекты обязательного медицинского страхования
1.1. Понятие обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
Федеральный фонд ОМС предназначен для обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд ОМС предназначен для обеспечения устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.
В законе РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» федеральный и территориальные фонды ОМС определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда ОМС как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утверждёнными исполнительными органами субъектов РФ.
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счёт:
1) Страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование (до 2010 г. — единого социального налога и заменяющих его налогов в рамках специальных налоговых режимов);
2) Трансфертов из федерального бюджета:
а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей);
б) субсидий (до 2009 г. также субвенции), связанные с отдельными расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в рамках социальной помощи;
в)дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;
3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений.
Структура доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования постоянно менялась, так как начиная с 2005 г. в Фонд направлялись разные по составу и объему трансферты из федерального бюджета (на дополнительное лекарственное обеспечение, дополнительную оплату труда участковых врачей в рамках Национального проекта, на реализацию пилотного проекта, связанного с переходом на одноканальное финансирование и.т.д.).
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования».
В России действуют ОМС является Базовая и Территориальные программы ОМС. Базовая программа ОМС — разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.
Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставления за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью системы государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг. Необходимо отметить, что возмещение заработка, потерянного за время болезни осуществляется уже в рамках другой государственной системы — социального страхования и не является предметом ОМС.
1.2. Развитие обязательного медицинского страхования в России
Уровень развития системы здравоохранения и структура ее базовых институтов определяются комплексом политических, социально-экономических и культурных факторов, существующими в обществе на конкретном историческом этапе, правовыми нормами и моральными ценностями. Существовавшая в СССР государственная модель здравоохранения в последние десять лет подвергается модернизации. В качестве дополнительных институтов медицинской помощи формируются системы обязательного и добровольного медицинского страхования (далее — ОМС и ДМС). Правовые, экономические и организационные основы ОМС в России определены законом «О медицинском страховании в Российской Федерации», введенным в действие в 1993 г. Формирование института ОМС с ее специализированным финансово-экономическим механизмом, позволило в сложных условиях перехода к рынку создать независимый (от противоречивого бюджетного процесса и систематической нехватки средств) и стабильный финансовый источник медицинской помощи населению и сделать первые шаги на пути к формированию дополнительной медицинской инфраструктуры и страховых механизмов финансирования здравоохранения. В настоящее время структура системы ОМС организационно оформилась во всех субъектах Российской Федерации. Законодательно определены субъекты медицинского страхования, в качестве которых выступают: застрахованные (работающие и неработающие граждане), страхователи, страховщики, медицинские учреждения. Их правоотношения регулирует система публично-правовых (законодательно-обязательных) и гражданско-правовых (договорных) отношений. Сформирован кадровый потенциал системы. Страхователями работающих граждан по ОМС являются работодатели, неработающих граждан — местные администрации субъектов РФ. Договорами об ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений и 4,4 стоматологических учреждений. Средства ОМС занимают второе место среди источников финансирования здравоохранения(около32%всехзатрат). Однако, десятилетний опыт функционирования ОМС свидетельствует о необходимости существенной модернизации медицинского страхования. В условиях бюджетного недофинансирования отрасл……..
Список использованной литературы
1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 нояб.2010 г. № 326.
2. Финансы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «финансы и кредит»/ под ред. Г.Б. Полякова. М.Ж ЮНИТИ-Дана.2011.
3. Журавлева Н.В.// Обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения/ Журавлева Н.В.// Финансы и кредит- 2013г.- №10. С.63-66.
4. Кадыров Ф.И. //Какие расходы возмещаются за счет средств ОМС/ Кадыров Ф.И. //Менеджер здравоохранения. — 2013 г.- № 10. С.80-81.
5. Карчевская С.А.//Обязательное медицинское страхование: итоги 2011 года/С.А. Карчевская// Бюджет.- 2012. — № 9. С. 40-44.
6. Карякин Н.Н.// Оценка эффективности структуры управления Территориального Фонда ОМС/ Карякин Н.Н.// Страховое дело — 2013г. — №11. С.55-59.
7. Кравченко В.В.//Итоги реформирования системы обязательного медицинского страхования/Кравченко В.В.// Менеджер здравоохранения в 2010-2013 гг.- 2014г. — №3. С.6-19.
8. Доходы бюджета ОМС [Электронный ресурс]: офиц.сайт/ М-во финансов РФ. — [Москва].- Режим доступа:
9. Здравоохранение [Электронный ресурс]: сайт/ РБК/ — 1995. — Режим доступа: нояб. 2014)
10. Итоги финансирования здравоохранения [Электронный ресурс]: офиц. сайт /Мед.Страх.РФ.- Режим доступа:
11. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: сайт/ Консультант Плюс/ -Режим доступа: document/cons_doc_LAW_165592/?frame=26 (13.10.2014)
12. Экономика [Электронный ресурс]: сайт/ Эксперт/ — 1995.- Режим доступа:(10.нояб.2014)