Содержание
1. Введение
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1Цели и задачи физического развития дошкольников
1.2Особенности работы по физическому воспитанию с детьми
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Глава 2. Практическая работа по физическому развитию детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1Методы диагностики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2Описание системы упражнений и методики её реализации, направленных на физическое развитие детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
2.3Анализ педагогического опыта по физическому развитию детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
2.1 Показатели физического развития детей раннего возраста ……………………………………………………………………………………15
2.2 Средства физического развития детей раннего возраста………………………………………………………………19
Краткие выводы по главе 2………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………….28
Глоссарий …………………………………………………………………………30
Введение
Актуальность исследования. Согласно ФГОС дошкольного образования физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижных игр с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечить: двигательную активность, в том числе развитие крупной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной игровой деятельности с разными материалами.
В последнее время наблюдается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья дошкольников, отмечаются негативная тенденция увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
В современной ситуации вновь приобретает остроту проблема «школьной зрелости». Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Объект исследования — физическое воспитание детей раннего возраста.
Предмет исследования — особенности физического развития детей раннего возраста.
Цель исследования — определить особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста.
Цель работы определила следующие задачи:
1.Рассмотреть возрастные особенности детей раннего возраста.
2.Показать особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста.
3.Определить показатели физического развития детей раннего возраста.
4. Раскрыть средства физического развития детей раннего возраста.
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы физического воспитания детей раннего возраста
1.1.Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 2-3 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в которые входит следующее:
· положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
· начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;
· начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.
За рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Результаты медицинских исследований, в свою очередь, свидетельствуют о необходимости физической активности для обеспечения нормального развития опорно-двигательного аппарата, о том, что пассивный образ жизни в эти важнейшие годы непосредственно влияет на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, склонность к избыточному весу и общее состояние здоровья во взрослом возрасте.
Каждый возрастной период характеризуется ростом внутренних органов, развитием их функций. С возрастом человек обогащается жизненным опытом, определенными знаниями, развивает определенные виды деятельности, определяет свое место в обществе.
Основные детские возрастные периоды:
· младенческий возраст (0-1 год)
· ранний возраст (1-2 года)
· дошкольный возраст (3-5 лет)
· младший школьный возраст (6-11 лет)
Для каждого возрастного периода характерны свои особенности в мотивационных сторонах личности: сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых. С течением времени изменяется связь между ними, что оказывает влияние на уровень развития человека, формирование поведения в обществе.
В раннем возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса — 4-6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Увеличивается количество зубов.
Дети раннего возраста слабые, беспомощные, ранимые, однако в этот период происходят самые высокие темпы роста и развития.
В возрасте от 1 года до 3 лет происходят существенные перемены в жизни каждого ребенка. Прежде всего, он начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, малыш начинает осваивать самостоятельно пространство, входить в контакт с предметами, многие из которых ранее были для него недоступны.
Большое значение в раннем возрасте имеет развитие основных этапов умственного развития: сенсорного развития, совершенствования ощущений, восприятий, представлений.
Формирование речи — это важная возрастная черта детей до 3 лет. К трем годам дети начинают пользоваться речью для общения с взрослыми и сверстниками.
Отношение ребенка к окружающим предметам меняется с возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, у ребенка меняется тип ориентирования в окружающем мире.
Главной особенностью раннего детства является взаимозависимость физического здоровья и нервно-психического развития детей. Физически крепкий ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается в психическом плане.
В возрасте до 3 лет основные способы действий с предметами формируются до конца, а также отдельные моменты игровой деятельности, элементарных форм изобразительной и иной деятельности. Дети начинают овладевать простейшими навыками самообслуживания, которые определяют некоторую самостоятельность ребенка. В течение первых трех лет жизни у малышей начинают развиваться взаимоотношения с другими детьми. Они учатся общаться друг с другом в общих играх и вести себя в соответствии с основными правилами, принятыми в обществе. Возрастные особенности касаются умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер. В первые годы жизни поведение детей зависит главным образом непосредственно от чувств, но уже в этом возрасте необходимо научить подчиняться общепринятым нормам и правилам поведения в обществе.
В раннем детстве особое значение приобретают эмоции, которые необходимы при режимных процессах — при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Залогом становления личности ребен……..
Список использованной литературы
1.Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы. Здоровый дошкольник // Обруч, 2006, N 1. С. 5-6
2.Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет, 2000. 380с.
3.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 2001.369с.
4.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Феникс, 2003. — 287с.
5.Вержбицкая Н.А. Массаж — одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска). Дошкольное воспитание. — 2003. N 3.с.6-7.
6.Глазырина Л.Д. Физическая культура. дошкольникам. М.: Владос, 2001. -289с.
7.Доронова Т. Право на охрану здоровья//Дошкольное воспитание.2001, N 9. С.5-8
8.ЕрофееваТ.И Современные образовательные программы для дошкольных учреждений// М, 2005. С- 170, 99, 2-12.
9.Закон Российской Федерации Об образовании. М 2001.С-306.
10.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. Авторы-составители Антонов Ю.Е.Кузнецова М.Н. Саулина Т.Ф. М.АРКТИ, 2000, С-88.
11.Зелинская.Д. Школа здоровья. -М, Акварель, 2005, т.2. С2-12.
12.Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. Дошкольное воспитание, 2003, N 9. С.41-47.
13.Каштанова Г.И. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников [Текст] / Г. И. Каштанова. — М.: АРКТИ, 2007. — 212 с.
14.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / A.M. Максименко. — М.: Физкультура и спорт, 1999.165с
15.Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка — Пресс, 2000. -350с.
16.Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. — М.: Просвещение, 2005. -378с.
17.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение. 2002. -386с.
18.Лесгафт.П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. СПб. Нева, т,2, 2002. — 234с.
19.Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание. — 2001. — N 10. С.12-17
20.Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 2001. -357с.
21.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.2000.Народное образование N9,2003, С-325
22.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 2006. -369с.
23.Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. Дошкольное воспитание. — 2003. — N 6. С.41-43.
24.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М.: Академия, 2004. -258с.
25.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2004. -368с.