Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА6
1.1.Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста6
1.2.Бронхиальная астма в пожилом и старческом возрасте17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ31
2.1. Цели и задачи разработки программы реабилитации31
2.2.Программа физической реабилитации больных с бронхиальной астмой32
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ36
3.1. Характеристика ЛПУ36
3.2. Результаты исследования36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ42
Выдержка из текста работы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (мероприятия посвященные Международному Дню пожилых людей в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов)…………………………………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЕ В (мероприятия по организации досуга в отделениях и службах Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов)…………………………………………………………………………66
Введение
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — это долгожители.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, но и во всем мире. Если в 1957 году на 1.000 человек населения в нашей стране приходилось 89 пенсионеров, то в 2003 году — 239 человек. На нужды социального обеспечения в 1955 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода, то в 2000 г. — уже 13,5%.[19,с. 10]
В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.
Смысл социальной работы — социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.
Надо не только давать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущал оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным.
Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой [ 11, 25], М..Д. Александровой [ 9, 10]. А.А. Дыскиным [ 13,14] и другими. Краевым управлением социальной защиты населения обобщен опыт работы ряда учреждений социального обслуживания.
Объектом исследования являются лица пожилого возраста, предметом исследования — организация работы по социальному обслуживанию пожилых людей, цель исследования — анализ состояния социальной работы с гражданами пожилого возраста в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района г. Красноярска. (далее Центр)
Задачи дипломной работы:
Показать правовую основу защиты пожилых людей.
Показать историю социальной работы в России с пожилыми людьми.
Раскрыть значимость Федеральной программы «Старшее поколение» на 2007 — 09 годы.
Рассмотреть основные модели социальной работы с пожилыми гражданами, проанализировать их значимость в жизни нашего общества.
Систематизировать и обобщить опыт работы Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, показать функционирование форм и методов работы с пожилыми людьми, их эффективность для общества, инновации в этом вопросе, особенности планирования Центра, взаимодействии с общественными организациями, средствами массовой информации, работу с кадрами и повышению профессионального мастерства сотрудников.
Осветить вопрос о безопасности и жизнедеятельности работников Центра и обслуживаемых пожилых граждан.
Апробация: материалы социальной работы были представлены в качестве докладов в управление социальной защиты населения Ленинского района города Красноярска.
Практическая значимость дипломной работы состоит в обобщении опыта социального обслуживания лиц пожилого возраста. Результаты дипломной работы могут быть воплощены в работе Центра с целью совершенствования их деятельности по социальному обслуживанию пожилых людей.
1. Правовая основа работы с пожилыми людьми
Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния экономики, что приводит к снижению рождаемости, росту смертности населения, росту численности инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Если в развитых странах со стабильной экономикой решение социальных вопросов является не всегда простой задачей, то для России все намного сложнее.
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения.
Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 2005 года). Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:
социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);
полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;
стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
срочное социальное обслуживание;
социально-консультативная помощь. [2]
Закон определяет условия оказания социальных услуг — платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
В этом же 2005 году был принят еще Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2006 года «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами» в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2005 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:
материально-бытовые услуги,
услуги по организации питания, быта, досуга,
социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги,
правовые услуги,
содействие в организации ритуальных услуг.
Законодательным собранием Красноярского края 12 декабря 2006 года был принят Закон «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае», в котором определены принципы социального обслуживания, государственная политика края в области социального обслуживания, участие общественных объединений в области социального обслуживания, финансирование программы социального обслуживания, большой раздел посвящен профессиональной деятельности в области социального обслуживания.
2 Система социальной защиты пожилых людей в России
2. 1 История социальной работы в России с пожилыми людьми
Государственная забота о пожилых людях — российская традиция. Она уходит в глубокую древность. Благотворительность как социальное явление имело место у восточных славян в VII — VIII вв. — это сострадательное отношение к бедным, увечным, раздача пищи и одежды.
С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, «кормлении на своем дворе», устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения.
Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся.
При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось “попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен « для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.
В целом XVIII- первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно — управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период — о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.
Во II половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.
Таким образом, российский исторический опыт государственного, общественного и частного призрения содержит немало положительного.
2.2 Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома — интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют около 1.000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома — интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах — интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи, 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71,1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69,1% — в доставке медикаментов, 12,2% — топлива, 33,3% — в доставке горячей пищи, 77,1% в стирке белья, 72,7% — в уборке жилища, 31,4% — в ремонте жилья, 23,6% — в приготовлении пищи. [19,с. 23]
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т.д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного дома. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для обеспечения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью. Граждане, проживающие в таких домах, получают пенсию в полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.
Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.
Социальный магазин — торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Предметом деятельности магазина является:
Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.
Торгово-закупочная деятельность.
У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%
Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона Российской Федерации «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.
В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д. О дна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.
Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста.
Основными направлениями работы являются:
Квалифицированный медицинский уход.
Социальное обслуживание.
Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.
Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.
Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.
……..
Список использованных источников
1 Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.2008г.
2 Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.2005г.
3 Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95г., № 181 / Российская газета — 2005 — 2 декабря
4 Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95г. № 1151
5 Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96г., № 473
6 Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными учреждениями и службами» от 24.06.96г., № 739.
7 Постановление Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении методики исчисления среднего совокупного дохода семьи» от 28.01.94г., № 11 / Бюллетень Министерства труда. 2004. № 3.
8 Закон Красноярского края «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае» от 17.12.96г.
9 Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения — Л.: 1965.
10 Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии — Л.: 1974.
11 Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой — М: Изд. Юрист, 2007 — 472с.
12 Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. — М: 2002. — 205 с.
13 Сосин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. — М: 1984.-130 с.
14 Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. — М: 1988.- 160 с.
15 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М: 1983. — 150с.
16 Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. — М: 2000. — 210 с.
17 Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. А.В. Бади. — М: 2004. — 117 с.
18 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. — М: 2005. — 85 с.
19 Настольная книга специалиста. Социальная работа с пожилыми. М: — 2008. — 110 с.
20 Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. — М: 2002. — Вып. 6.
21 Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. — М: 2004. — 93 с.
22 Григорьев С. И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. — М: 2004. — 156 с.
23 Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М: 2004. — 93 с.
24 Дементьева Н.Ф., Устинова Г. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. — М: 2001. — 158 с.
25 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М: 2003. — 120 с.
26 Леви В.И. Искусство быть собой. — Кемерово: 1978. — 73 с.
27 Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. — М: Изд. — Союз, 2004. — 315 с.
28 Опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае. — Красноярск: 2008. — 37 с.
29 Обучение социальных работников // Социальное обслуживание. — 2005. — № 5. — с. 34.
30 Повышаем квалификацию // Социальное обслуживание. — 2006. — № 4. с. 8.
31 На общественной работе // Социальное обслуживание. — 2006. — № 4 с. 24.
32 Благотворительная акция // Социальное обслуживание. — 2008. — № 3 с. 23.
33 Группы повышенного риска // Социальное обслуживание. — 2008. — № 5 с. 32.
34 Международный День инвалидов // Социальное обслуживание. — 2006. — № 2 с. 5.
35 Социальная политика: новые пути. // Социальное обслуживание. — 2006. — № 1. — с. 13.
36 Пожизненное содержание // Социальное обслуживание. — 2006. — № 1. — с. 14.
37 Международный год пожилых людей // Социальное обслуживание. — 2008. — № 10. с. 22.
38 Будущее за такими центрами // Социальное обслуживание. — 2008. — № 7. — с.6.
39 Интервью с Виктором Ерофеевым // Будь здоров.-2009.-№7, С. 30.
40 Между мужем и женою третий иногда не лишний // Российская газета. — 2009. — 9 апреля.
41 Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. Семинар — совещание. Актуальные проблемы социальной защиты, рынок труда и вопросы занятости. — Красноярск: 2008.