Содержание
Введение3
1. Основы фискальной политики5
1.1. Цели и направления фискальной политики5
1.2. Налоги и налоговая система как инструменты фискальной политики7
2. Принципы и виды фискальной политики16
2.1. Основные принципы фискальной политики16
2.2. Виды фискальной политики государства17
3. Существующие проблемы и недостатки в региональном налогообложении23
Заключение30
Список литературы31
Выдержка из текста работы
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.
Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.
Цель работы рассмотреть основы фискальной политики.
Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:
1. Описать цели и направления фискальной политики
2. Рассмотреть налоги и налоговую система как инструменты фискальной политики
3. Охарактеризовать принципы и виды фискальной политики
4. Пранализировать существующие проблемы и недостатки в фискальной политики в России.
Научный подход к выработке фискальной политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Глава 1 Основы фискальной политики
1.1 Цели и направления фискальной политики
В последние годы вопросам проведения государственной фискальной политики и проблемам регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, крупные западные экономисты как Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
В марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.
Таким образом, в марксистской трактовке сфера действия фискальной политики также практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).
Итак, экономисты определяли фискальную политику государства, как основу финансовой политики, как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Фискальная политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.
Действительно, такие определения фискальной политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении фискальной политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля………………….
Заключение
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно фискальная политика, проводимая правительством неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотела бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику.
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг — сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета — главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах. Весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства должен оказать развивающийся частный сектор экономики, которому фискальная политика предоставляет максимальные возможности для роста. Кроме этого, посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями)
3. Андреев Ю.М. Налоговая политика. М.: 2005.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. С-Пб.: 2009.
5. Ежов А.П. Финансы России. С-Пб.: 2006.
6. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. М.: 2005.
7. Канарейкин А.А. Экономика и политика. С-Пб.: 2007.
8. Логинов А.С. Фискальная политика государства. М.: 2006.
9. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: 2006.
10. Пансков В. Налоги и налоговая политика.//Российский экономический журнал, №1, 2007.
11. Петров Ю., Афонина С. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. //Российский экономический журнал, №5 — 6, 2008.
12. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М.: 2004.
13. Ручкин В.А. Финансы. Учебное пособие. М.: 2006.
14. Сенчагов В. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России. //Вопросы экономики, №6, 2009.