Содержание
Cодержание
Введение
1. Понятие фирмы, ее общая характеристика
2. Цели и задачи, фирмы, ее организационная структура
3. Классификация фирм
4. Целевые установки и формирование стратегии развития фирмы
Заключение
Список использованных источников
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.
Вместе с тем отметим, что в экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».
Если у К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю мы читаем: «Фирма организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова и С. Д. Ильенковой под фирмой понимается предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее тРебуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае Просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Мы считаем, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.
Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном, промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учрждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» общее понятие коммерческой организации.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия ц другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.
Вместе с тем следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие выполняет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.
Выдержка из текста работы
Становление нового типа механизма хозяйствования в России свидетельствует, что эффективное развитие конкурентных процессов и подъем экономики невозможны без учета отношений, развивающихся на микроуровне. Особую значимость в этой связи приобретает анализ поведения субъектов экономических отношений, основным из которых является фирма. Функционирование российских фирм все в большей степени оказывается связанным с микросредой их существования, специфичной для каждой отрасли и каждого рынка. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей взаимодействия фирм и его влияния на производство в современной экономике России. Анализ экономических отношений микроуровня в современной экономике дает возможность глубже проникнуть в процесс трансформации экономической системы России и лучше понять специфику поведения фирм на современном этапе развития. Исследование межфирменных отношений позволяет выявить закономерности эволюции рынка в современной экономике, сильные и слабые стороны государственной промышленной политики, в частности, антимонопольного и отраслевого регулирования, а также выработать рекомендации для повышения эффективности экономического влияния государства на структурные процессы, происходящие в настоящее время в России.
Обеспечение экономического роста и благосостояния населения достигается лишь в результате эффективной деятельности фирм. В российской реальности очень часто нарушаются обычные для нормальной рыночной экономики целевые установки собственников, менеджеров фирм. Их экономическое поведение оказывается неэффективным из-за недостатков формальных и неформальных институтов, недостаточности институциональной среды в целом. Поэтому одной из задач научных исследований становится определение путей нормализации и повышения эффективности экономического поведения фирм.
Функционирование фирм в современной экономике России имеет свою специфику, которая определяется усложнением системы современных экономических отношений. Изменения в системе собственности, сложность и неопределенность межфирменных отношений, возрастание значимости компромиссного баланса интересов, интенсификация и разветвление связей фирм с другими хозяйствующими субъектами (увеличение «сетевого капитала»), включение фирмы в международные экономические отношения, реальные условия функционирования фирмы в России (коррупция, лоббизм) — все эти факторы приводят к существенным изменениям в поведении фирм в современной экономике России. Необходимость исследования фирмы как экономического субъекта определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования в курсовой работе является фирма как один из экономических субъектов рыночной экономики.
Предметом исследования является процесс существования и развития фирмы и её взаимодействие с другими экономическими субъектамию
Цель курсовой работы — изучение фирмы как экономического субъекта.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Определить необходимость существования фирмы, понятие фирмы и её виды;
2. Изучить цели деятельности фирмы;
3. Ознакомится с жизненными стадиями и циклами развития фирмы;
4. Рассмотреть показатели, отражающие эффективность работы фирмы;
5. Изучить проблемы развития фирм в России и пути их решения.
Курсовая работа состоит из двух глав, которые в свою очередь подразделяются на параграфы.
В работе использованы работы следующих авторов Сажина М.А., Пурлик В.М., а также ресурсы Интернет.
ГЛАВА I ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
1.1 Необходимость существования, понятие и виды фирм
Деятельность фирм настолько интегрировала в рынок, что ее склонны воспринимать как данность, упуская из виду вопрос — почему фирмы вообще существуют. Фирма организует производство и превращает всегда ограниченные ресурсы в продукцию или услуги, которые затем продаются на рынках. Одной из основных причин существования фирм является их способность сокращать трансакционные издержки. Если торговля и обмен на рынке влекут за собой высокие трансакционные издержки, то гораздо эффективнее вести экономическую деятельность через фирму, нежели просто полагаться на обмен и торговлю между индивидуумами. Если фирмы занимаются производством и совершают сделки эффективнее индивидуумов, то они экономически жизнеспособны и имеют социальную цель. [24; 346]
Фирма — юридически самостоятельная, малая или средняя по размерам хозяйственная организация коммерческой или промышленной принадлежности, обладающая исключительным, защищаемым законом правом помещать на вывесках, бланках, собственных товарах — свои фирменные наименования, знаки, символы, рисунки вензеля, выражающие коммерческое и техническое лицо предприятия и его руководителя, идентифицирующие продукт с его изготовителем и продавцом. [20; 231]
Часто, говоря о предприятии, используется термин фирма. Фирма — это организация, которая владеет предприятием и управляет его экономической деятельностью.
Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций:
1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.
2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.
3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.
4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.
5. Административная функция — функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом.
6. Правовая функцияосуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства. [25;165]
Эта концепция коммерческой фирмы, хотя и применима к малому предприятию, управляемому владельцем, далеко не во всем соответствует реалиям современной крупной корпорации. Крупные корпорации, как правило, управляются командой профессиональных менеджеров, которые, чаще всего, владеют лишь малой долей собственности. Большинство собственников корпорации — это сторонние акционеры, чья основная роль состоит в финансовом обеспечении предприятия, вмешательство акционеров в дела корпорации редко когда выходит за рамки эмоционально выражаемой озабоченности размерами получаемого дохода на инвестированный капитал (речь идет о росте или падении котировок акций и размере дивидендов). Более того, большинство крупных корпораций занимаются самыми различными видами бизнеса, действуют на многих рынках, представляют собой транснациональные фирмы; размах их операций ни в коей мере не ограничивается одним, хорошо отработанным товаром, продаваемым на маленьком, большей частью местном, рынке.
«Фирма» как сравнительно небольшое, управляемое собственником предприятие, занимающееся одним видом бизнеса на локализованном рынке своего продукта — это одно дело.
«Фирма» как крупное, диверсифицированное предприятие, управляемое командой профессиональных менеджеров, имеющее тысячи наемных работников и акционеров — дело совершенно другое. [29; 1]
Можно выделить несколько типов фирм:
1. Предприятие одного вида бизнеса, действующее только на одной стадии про¬мышленного производства.
2. Частично интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на некоторых стадиях промышленного производства.
3. Полностью интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на всех стадиях промышленного производства.
4. Предприятие «доминантного бизнеса», чьи усилия сосредоточены на одном основном виде бизнеса при некоторой диверсификации (до одной трети совокупных продаж корпорации).
5. Узко диверсифицированное предприятие с «несколькими» (скажем, от 3 до 10) подразделениями, действующими в родственных или совершенно других отраслях.
6. Широко диверсифицированное предприятие со «многими» (от 10 до нескольких сотен) подразделениями, действующими в широком спектре отраслей. [27; 98]
На практике наблюдается широкое разнообразие фирм. Они могут находиться в частном владении, иметь организационную форму корпорации, товарищества, индивидуального владения. Но независимо от размеров и видов деятельности, всем фирмам присущи определенные фундаментальные черты.
Во-первых, каждая фирма должна приобретать производительные ресурсы, присутствуя на рынке ресурсов в качестве покупателя — труда, инвестиционного капитала и природных ресурсов.
Во-вторых, все фирмы используют ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг.
В-третьих, все фирмы присутствуют на рынке как продавцы своих товаров и услуг.
В-четвертых, каждая фирма должна принимать важные экономические решения относительно организации своей экономической деятельности. Эти решения касаются видов производимой продукции, использования тех или иных ресурсов и методов производства, соотношения труда и капитала, организационной структуры фирмы — всего, что позволяет ей достигать поставленных целей.
Фирма характеризуется количественными и качественными показателями:
К количественным показателям относятся:
— численность работников;
— объем капитала (т.е. его величина);
— годовой оборот.
По численности:
— мелкие (до 100 чел.);
— средние (100 – 500 чел.);
— крупные (свыше 500 работников).
Качественные характеристики:
— тип собственности предприятия (частная или государственная);
— характер и содержание деятельности (торговое, с/х, промышленное);
— ассортимент и объем продукции;
— способы ведения конкурентной борьбы (монополия, новаторство, последовательность);
— способ вхождения в различные объединения предприятий;
— организационно-правовая форма фирмы. [28; 4]
Существуют следующие наиболее распространенные организационно-правовые формы фирм:
1. Объединение участников предпринимательской деятельности для совместного бизнеса называют партнерством (товариществом). Это самая простая форма фирмы, позволяющая объединять …
**************************************************************