Содержание
1. Сущность финансов, их функции…………………………………………
1.1 Сущность финансов…………………………………………………..
1.2 Функции финансов……………………………………………………
2. Финансовое планирование на предприятии в условиях рынка…………
3. Задача
Инвестор приобрел 10 акций: 3 акции АО «Пер¬спектива», 2 акции АО «Простор», 5 акций АО «РТК» с примерно равными курсовыми стоимостями. Как изме¬нится (в процентах) совокупная стоимость пакета акций, если курсы акций АО «Перспектива» и АО «Простор» увеличатся на 10 и на 20% соответственно, а курс акций АО «РТК» упадет на 15%?
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
Для понимания сущности финансов, их природы и значения прежде всего надо четко уяснить, что, возникая на основе денег они выражают особую систему экономических отношений. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы — это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.
Термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII-XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов.
Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости ВВП.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством.
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
На современном этапе финансы выступают одним из важнейших инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, преодоления кризисных явлений в общественном развитии. Это обусловлено существенным расширением и разнообразием финансовых отношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы. В связи с этим раскрытию сущности финансов, их экономической роли в условиях перехода к рыночным отношениям уделяется все большее внимание.
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную.
Таким образом, прежде чем дать определение финансам, напомним качественные характеристики экономической категории «финансы», позволяющие выделить их из других экономических категорий. Финансовые отношения — составная часть денежных отношений. Финансовые отношения возникают на стадии распределения ВВП и национального дохода. Материальным содержанием этой категории являются финансовые ресурсы. Финансы способны оказывать воздействие не только на процесс распределения, но и на все другие стадии общественного воспроизводства. Объективный характер финансов не исключает государственного управления финансовыми отношениями.
Финансы — экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан.
Цель работы подробно рассмотреть сущность и функции финансов.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть предпосылки возникновения финансов;
-проанализировать понятие и сущность финансов;
-изучить функции финансов и методы управления ими.
1 Развитие финансов
1.1 Природа и история появления финансов в человеческом обществе
В историческом аспекте значение слова «финансы» непрерывно менялось. В толковом словаре В.И.Даля (издание 1882г.) финансы интерпретируются как «государственная казна и счеты ее».
В большом финансово-экономическом словаре А.Г.Пифагора финансировать-вести финансовые операции с деньгами; финансы — это капитал, участвующий в каком-либо проекте; доходы; средства.
Финансы возникли в условиях постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Предметом науки о финансах являются государственные финансы. Здесь речь идет об изучении, экономическом анализе и оценке государственного сектора экономики, причем центральное место занимает изучение использование доходов и расходов государства, которые находят свое отражение в государственном бюджете.
Государственные доходы и расходы применяются в качестве финансово-политических инструментов для достижения определенных целей. Однако изучение только общих доходов и расходов во многих случаях является недостаточным. Так, исполнение задач государственного управления в зависимости от сферы деятельности находит свое отражение в основном бюджете. Государство может не только широко использовать финансово-политические инструменты, но и применять непосредственный финансовый контроль, централизованное финансовое планирование, регулирование цен и объемов производства (на государственных предприятиях), законодательство (холдинговое законодательство, законы о защите окружающей среды, законы о национальной безопасности и др.) и денежную политику. Эти инструменты не всегда независимы от финансово-политических решений, так как зачастую имеется несколько альтернативных инструментов (например, установление допустимых стандартов загрязнения атмосферного воздуха).
Прежде чем рассматривать сущность и содержание финансов, необходимо выяснить их природу и историю появления в человеческом обществе.
Человеческое общество, с экономической точки зрения, представляет собой единство двух равнозначных и взаимосвязанных сторон: производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы характеризуют отношения людей к природе и представляют собой соединение человека (рабочая сила) со средствами производства (материально-техническая база).
Производственные отношения – это отношения между людьми, в которые они вступают для совместной деятельности. Производственные отношения возникают между людьми в процессе движения общественного продукта от производства до его потребления. Они бывают двух видов: организационные и экономические.
Организационные производственные отношения возникают в процессе производства как такового, например отношения между работодателем и работниками и т.п. Эти отношения вызваны разделением труда между работающими людьми и характеризуют состояние производства.
Экономические производственные отношения – это отношения между людьми по поводу присвоения ими средств труда и продуктов производства, т.е. отношения собственности.
Натуральные отношения реализуются через изъятие части продуктов производства в натуральной форме.
Денежные отношения проявляются через оборот денег. В процессе оборота деньги становятся капиталом.
Капитал – это деньги, предназначенные для увеличения прибыли. Таким образом, деньги создают условия для проявления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.
Финансы носят денежные характер. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег- нет финансов.
Согласно культурно-исторической периодизации, разработанной в конце 19 веке американским этнографом и историком первобытного общества Л.Морганом и немецким экономистом В.Энгельсом, человеческое общество в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию. Каждая из них состоит из трех ступеней: низшей, средней, высшей.
Финансы как историческая категория являются продуктом цивилизации. Они возникли на высшей ступени цивилизации с появлением торговли и развиваются как ее производственная часть.
Разделение общественного труда и расчленение общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его общественным строем в форме государства.
Стада животных, домашняя утварь и другие предметы быта из родовой (семейной) собственности перешли в частную и стали предметом обмена. Тем самым они превратились в товар.
Развитие товарообмена потребовало появления знака обмена, т.е. посредника процесса обмена. Таким знаком обмена становятся деньги.
Интересен процесс эволюции денег и отношение к ним в обществе. Для неспециалистов в области денег, финансов и кредита, как писал американский экономист лауреат Нобелевской премии Ф.А.Хайек, деньги, которые мы ежедневно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, они в одно и то же время завораживают, приводят в недоумение и отталкивают. Однако двойственное отношение к ним встречается еще чаще: деньги воспринимаются одновременно и как самый мощный инструмент свободы, и как самое злостное орудие угнетения. Иначе говоря, деньги можно истратить как на благие, так и на негативные дела.
В обществе все большую роль стали играть люди, у которых было много денег. Это привело к образованию класса купцов и появлению капитала, обособлению торговли от производства, разделению труда между ремесленниками и крестьянами (т.е. между городом и деревней), а впоследствии – и разделению городского труда на отдельные отрасли.
Развитие процессов купли-продажи товаров за деньги привело к появлению денежного кредита и пунктов обмена денег, а вместе с ними возник процент как плата за кредит, появилось ростовщичество.
Под ростовщичеством понимается любая деятельность кредитования под процент. Ростовщический кредит – это денежный кредит, за пользование которым с заемщика взыскиваются высокие проценты, резко отличающиеся от общепринятых норм. По общему правилу ростовщичество противоречит «экономической нравственности», так как чрезвычайно обогащает имущих (даже не участвующих в экономической жизни) за счет заемщиков, которые участвуют в ней.
Как специфическая разновидность ростовщического кредита при феодализме появился международный кредит. Он использовался главным образом для финансирования войн, крестовых походов и содержания королевский домов Европы.
Таким образом, со временем часть денег превращается в капитал, т.е становится деньгами, предназначенными для извлечения прибыли.
Стремление к прибыли – это как раз то, что позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы. Цены и прибыль – это инструменты, помогающие предпринимателю расширить пределы обозреваемого, так же как и бинокль помогает солдату, охотнику, моряку или летчику.
Развитие капитала в дальнейшем привело к появлению ценных бумаг: акций, облигаций, векселей, т.е. заменителей денег.
Постепенно формы капитала трансформировались. Помимо денежной формы капитала, появились материальная, или имущественная (земля, недвижимость и др.), и нематериальная (знания, способности человека и др.) формы.
С другой стороны, государству для выполнения своих функции требовались материально – вещественные ресурсы и денежные средства, которые оно собирало в принудительной форме с помощью различных сборов и налогов.
Для защиты от всякого рода непредвиденных обстоятельств (засух, наводнений, голода) товаропроизводителям, купцам и государству потребовалось создание излишних запасов имущественных ценностей, что привело к появлению страхования сначала в форме натурального страхования, а затем в денежной форме.
Так появились общегосударственные финансы и финансовая система государства.
С.Ю.Витте писал, что с конца 18 века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, — его доходов, расходов и долгов – понимается это слово и теперь. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза или, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.
С развитием государства финансовая система развивалась и менялась.
Наиболее ярко эти изменения можно проследить на примере истории налогообложения.
В Древней Греции (7-5 вв. до н. э.) был введен акциз у ворот города. В Древнем Риме в мирное время налогов на граждан не было. Расходы по управлению городом были незначительными, так как избранные магистры выполняли свои должности бесплатно. Избрание магистром было очень почетно. Город получал доходы в основном от сдачи в аренду общественных земель.
В европейских государствах до 17 века не было финансового аппарата для определения и сбора налогов. Государство определяло лишь общую сумму налогов, которую поручало собрать городской общине или откупщику. В 16 веке возникла сеть государственных финансовых учреждений, которые устанавливали норму налогообложения и контролировали сбор налогов.
Налоги собирались главным образом откупщиком, т.е. частным лицом, получившем от государства на обусловленный срок право собирать налоги и другие доходы.
С 19 века государство полностью берет на себя функции установления и взимания налогов. Количество и виды налогов постоянно меняются. Появляются государственная налоговая служба, налоговые инспекции и т.п.
Операции с капиталом принимают самые разнообразные и довольно сложные формы. Капитал выходит на внешний (т.е. на международный ) рынок и ведет к ускорению денежного потока. Необходимость управления капиталом и всем денежным потоком обусловила появление во второй половине 20 века финансового менеджмента как специфической системы управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организации финансовых отношений.
С развитием финансов и развиваются и знания о них, т.е. наука о финансах.
1.2 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию “финансов” упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемую государством и некоторыми другими участниками денежных отношений. В дореволюционном словаре приведено следующее определение финансов: финансы — совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государствами различных общественных групп. В Советское время: советские финансы — денежные ресурсы, сосредоточиваемые в распоряжении советского государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, охране социалистической собственности и обороне страны.
Для научного определения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, ведь на самом деле подразумеваются определенные операции с денежными средствами, их движение. Любая финансовая операция имеет ввиду перемещение денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещение денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения (например, при выплате пенсий, уплате налогов). Таким образом, финансы — экономическая категория, она выражает часть экономических отношений.
Ошибочно также мнение, что к финансам следует относить только бюджет, его формирование, ведь помимо области государственных финансов существует множество отношений, не связанных с формированием государственного бюджета, ведь существуют и отношения по формированию фондов на предприятии.
Однако, государство играет большую роль, т.к. :
- Государственные финансы — очень обширная область в системе финансовых отношений.
- Государство регулирует, управляет финансовыми отношениями практически во всех сферах.
Участвуя в экономических отношениях, финансы взаимодействуют с различными экономическими категориями, поэтому на поверхности выделяют границы финансовых отношений. Чтобы определить границы финансовых отношений, финансовой науке потребовалось найти отличительные признаки финансов, присущие финансовым отношениям и отражающие их специфику:
1.Финансы — денежная категория (связана с денежными средствами).
2.Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств. Существуют 2 основные формы — обмен и распределение. Обмен — когда происходит замен денежной формы на товарную, или навстречу товарному эквиваленту движется денежный. При распределении происходит движение только денежного эквивалента, причем только в одностороннем порядке, хотя и допускается возврат денежных средств через определенное время. Финансы связаны только с распределением.
3.Финансы связаны с распределительным процессом, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе, а кредит — на основе срочности. платности, возвратности.
4.Распределение, осуществляемое с помощью финансов, связано с понятиями “финансовые ресурсы” и “денежные фонды”. Распределение происходит путем формирования и использования денежных фондов, т.е. финансы используют фондовый метод распределения.
Таким образом, финансы — экономическая категория, связанная с распределением финансовых ресурсов путем формирования и использования денежных фондов на безэквивалентной основе.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
Национальный доход — это часть совокупного общественного продукта, которая содержит вновь созданную в течение года стоимость. Этот доход – чистая стоимость конечного продукта. Он не включает старую стоимость предметов обработки и средств труда, созданных в предыдущие годы. Национальный доход определяется как сумма доходов, которые первоначально получают занятые в материальном производстве. Национальный доход – это совокупность доходов всех экономических агентов (всех участников сфер материального и нематериального производства).
Основными компонентами НД являются: доходы наемных работников и некорпоративных собственников; прибыль фирм; рентные доходы; процентный доход.
Национальный доход является важным показателем активности экономической деятельности нации, и поэтому в настоящее время статистическая отчетность о нем по рекомендации ООН стала вводиться во всех странах.
Фонд накопления используется для расширения производства, т.е. для прироста основных и оборотных средств действующих предприятий, их реконструкции, а также для строительства новых объектов производственного назначения. За счет этого фонда осуществляется также строительство объектов непроизводственного назначения. К фонду накопления также относятся государственные натуральные и денежные резервы и ресурсы государственного имущественного и личного страхования.
Фонд потребления включает конечные доходы работников материального производства, средства, направляемые на содержание социально-культурной сферы, аппарата управления, оборону, нетрудоспособных членов общества.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством.
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Таким образом, финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества.
С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности:
- Образование;
- Наука;
- Военные потребности;
- Затраты на социальные цели;
- Улучшение воспроизводства капитала;
- Охрана окружающей среды и т.д.
Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы
1) финансы предприятий,
2) страхование,
3) государственные финансы.
На уровне микроэкономики (на предприятиях и в домашних хозяйствах) образуются первичные финансы. Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом в виде налогов. Налоги — обязательные платежи предприятий населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.
Важно знать взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.
- Цена
Именно она первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.
В цене заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации доля заработной платы меньше; доля же доплат к заработной плате — больше. В условиях демократии: заработная плата – основная, а дополнительные выплаты значительно меньше. У нас есть общественно необходимые и индивидуальные затраты. Разница между ними выливается в прибыль. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у предприятия, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продукт разрастается, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются в отрасли с наиболее высокой нормой прибыли.
Финансы конкретизируют те пропорции, которые заложены ценой. Финансовое распределение отличается от ценового тем, что объектом ценового распределения выступает только часть стоимости валового общественного продукта (та, где цена отклоняется от стоимости). Финансы распределяют всю стоимость валового общественного продукта. По отношению к ценовому распределению, финансовое распределение является вторичным. Ценовое распределение на поверхности незаметно, оно скрыто в общей массе выручки. Финансовое распределение четко просматривается. Ценовое распределение занимается только распределением, а финансовое — распределением и перераспределением.
- Зарплата
Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.
Различия заработной платы и финансов:
1. Границы финансового распределения значительно шире; заработная плата касается только компенсации затрат.
2. Финансы участвуют в одностороннем движении стоимости, а заработная плата во встречном ее движении.
С помощью финансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы — фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата — основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов.
- Кредит
Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.
Особенности:
1. Средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности.
2. Средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.
С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.
Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.
2 Содержание и функции финансов
2.1 Социально – экономическая сущность финансов
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы делятся на централизованные, децентрализованные и общегосударственные.
1. Общегосударственные финансы: Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государственное кредитование.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макроуровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов власти самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.
2. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Средства централизованных финансов направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально – культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально – экономических.
3. Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.
Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.
В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.
Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.
2.2 Функции финансов
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Финансы выполняют две основные функции: распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
Валовой внутренний продукт включает стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход, в свою очередь, состоит из необходимого и прибавочного продуктов. Необходимый продукт по своему материально-вещественному содержанию представляет собой совокупность материальных благ, предназначенных для потребления работниками производственной сферы. В стоимостном выражении он представлен заработной платой и другими денежными доходами. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на три группы:
а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;
б) доходы предприятий сферы материального производства;
в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.
Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Распределительная функция финансов
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.).
Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.
В различных общественно-экономических формациях, различных государствах действуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других — менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.
В целом распределительная функция финансов позволяет:
1)создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
2)осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
3)создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция финансов
Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов — это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля аудита — привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.
Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.
Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок и подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.
Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.
Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консультации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства.
По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение дел.
Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все сведения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.
Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.
По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль проводится в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Регулирующая функция
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.
Функция финансов реализуется через финансовый механизм. Он включает совокупную организацию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.
Регулирующая функция обусловлена тем, что:
1) государство является собственником и взаимодействует с разнообразными структурами предпринимательского сектора экономики
2) государство осуществляет экономическую политику через институциональную систему
3) имеются области функционирования государства, в которых оно играет главную роль (такие как, оборона, социальная помощь и т.д.). К сферам регулирования можно отнести: общественный сектор, экономическая безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая деятельность, безналичные расчеты, денежное обращение, государственные финансы, предпринимательство.
Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
На сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
Стабилизационная функция
В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Таким образом, финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру – несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.
3 Финансы на современном этапе
3.1 Финансы Оренбургской области
В современной России особое место отводится региональным финансовым аспектам развития национальной экономики. В ходе рыночных преобразований интересы субъекта Российской Федерации становятся приоритетными, а сами регионы стали рассматриваться как финансово самоуправляемые территории. Сегодня большая доля полномочий и ответственности в финансовой сфере ложится на региональный и местный уровни, породив множество сложных и болезненных проблем, от решения которых зависит будущее российского государства.
Большую социально-экономическую значимость приобретает организационная и целенаправленная работа субъектов Федерации по пути преодоления негативных тенденций в экономике и перехода на путь стабилизации и подъема. Нет сомнения, что это должно всемерно подкрепляться и стимулироваться конкретными финансовыми мерами, совершенствованием налоговой системы и всего бюджетного процесса, установлением более тесных взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации, местных органов управления на базе бюджетного федерализма — неотъемлемой части оздоровления экономики и финансовой стабилизации в центре и на местах.
Финансовая политика должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, добиться условий стабильного развития экономики Оренбургской области.
Оренбургская область осуществляет финансовую политику с целью повышения благосостояния, улучшения качества жизни ее населения и развития территории. Финансовая политика Оренбургской области осуществляется посредством принятия областного законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Оренбургской области [ 4, п.2 ст.79].
Оренбургская область проводит экономически мотивированную финансовую политику на основе:
а) единства финансовой системы;
б) равноправия субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношении с Российской Федерацией при определении нормативов отчислений от общегосударственных налогов в соответствующие бюджеты;
в) выравнивания бюджетной обеспеченности на всей территории Оренбургской области;
г) достаточной наполняемости областного бюджета за счет собственных доходных источников;
д) разработки финансовых планов и обеспечения сбалансированного денежного обращения на территории области [4, п.3 ст.79].
Основными направлениями финансовой политики Оренбургской области являются:
- повышение качества жизни населения Оренбургской области;
- развитие экономики Оренбургской области в целях создания и накопления ресурсов на исполнение социальных функций;
- повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, региональных и местных органов власти;
- обеспечение последовательного прогрессивного развития всех отраслей социальной сферы;
- создание оптимальных предпосылок и возможностей для наращивания мер социальной защиты уязвимых слоев населения, нуждающихся в государственной поддержке, переход преимущественно к адресным формам социальной помощи.
- Для реализации указанных целей необходимо исходить из следующих основных направлений развития:
- обеспечение развития отраслей, дающих основной приток финансовых средств для создания ресурсов и стимулирования экономического роста других секторов экономики;
- увеличение производства товаров и услуг в целях удовлетворения внутреннего спроса, вовлечения в хозяйственный оборот внутренних ресурсов, а также для их экспорта в другие регионы Российской Федерации и за рубеж;
- восстановление и устойчивое развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК) с помощью институциональных и структурных преобразований, опережающего роста мощностей и объемов выпуска перерабатывающих производств, поддержание устойчивого спроса на продукцию АПК через активизацию внутреннего спроса и активное продвижение омской продукции на рынки других регионов;
- повышение эффективности сферы обращения для снижения трансакционных издержек и издержек обращения, а также обеспечения устойчивого оборота средств на территории области;
- развитие областной инфраструктуры в целях активизации экономических процессов в Оренбургской области;
- повышение инвестиционной привлекательности экономики Оренбургской области; реализация системы мероприятий по оздоровлению экономики Оренбургской области;
- создание системы повышения квалификации и переподготовки, специальные программы в сфере создания высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, а также активизация жилищного строительства в Оренбургской области;
- повышение эффективности инновационной политики, ориентированной на развитие высокотехнологичных производств, углубленную переработку сырья и расширение сферы услуг, на перевод финансовых потоков и переориентацию экономически активной части населения в эти секторы экономики;
- структурные и технологические преобразования, направленные на снижение материало-, трудо- и энергоемкости и повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Формирование финансовых средств областного бюджета обеспечивается за счет системы областных налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы областного бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субсидий, заемных средств и иных источников.
Заключение
Таким образом, финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.
Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, дать определение централизованным, децентрализованным и общегосударственным финансам и методам их управления.
Список использованных источников
- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997 №126-ФЗ
- Федеральный закон от 07.08.2001г №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»
- Постановление правительства РФ от 30.06.2004г №329 «О Министерстве Финансов РФ»
- Устав Оренбургской области от 20.10.2000г. № 724/213-ОЗ
- Финансы. Денежное обращение и кредит/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской-М.:Юрайт. 2007.-527 с.
- Финансы. Учебное пособие. Шуляк П.Н., Белотелова.– М.2006.- 501 с.
- Деньги, кредит, банки /Под ред. О.Н. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 1998 г.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы: Учебник, для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2003.- 342 с.
- Рогова О., Евсеева А. Состояние финансово-денежной системы России, //Экономист. 2000 г. № 3.- 475 с.
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факты развития современных финансов. — М.: 2005.- 189 с.
- Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. — Таганрог: ТРТУ, 2004.- 276 с.
- Новая финансовая политика России — движение к независимости?! // Банк Москвы. Экономическое обозрение. Март, 2008.- 143 с.
- Финансовая система России: современное положение и проблемы реформирования // Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа, № 1, 01.09.2007
- Журналы «Финансы России»
- www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ.