Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Сущность, структура финансового рынка, влияние государства на финансовый рынок, история финансового рынка в России5
§ 1. Сущность и структура финансового рынка в России5
§ 2. Государство и финансовый рынок, опыт зарубежных стран7
§ 3. История развития финансового рынка в России (с 1988 до 2000)11
Глава 2. Состояние финансового рынка в России в период кризиса и перспективы его развития14
§ 1. История финансового рынка с 2000 по 2008 гг. Причины кризиса14
§ 2. Финансовый рынок в России в период кризиса (описание кризисных процессов) и поведение участников финансового рынка21
§ 3. Действия государства в период кризиса27
§ 4. Перспективы развития финансового рынка в современной России32
Заключение36
Список использованной литературы38
Выдержка из текста работы
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Ценные бумаги — необходимый атрибут нормального товарооборота. Будучи товаром, ценные бумаги способны сами по себе служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги.
Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью государства с развитой экономикой. В условиях формирования рыночной экономики значительную роль играет формирование рынка ценных бумаг.
Данная курсовая работа посвящена общим вопросам функционирования рынка ценных бумаг России. В работе рассказывается об истории развития рынка ценных бумаг в нашей стране, об основных биржевых площадках России, приводятся свежие данные о функционировании рынка ценных бумаг. Также освящены проблемы функционирования рынка ценных бумаг и описываются тенденции его развития, что является очень актуальной и интересной темой настоящего времени.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Развитие рынка ценных бумаг имеет интересную историю, которая корнями уходит в глубь XVIII века. Это, прежде всего, история облигаций государственных займов. Появление облигаций в Российской Империи явилось определённым этапом в развитии финансовой, денежной и кредитной системе страны и всей её экономической жизни. В отличие от многих других стран, в нашем отечестве долговые обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг.
До отмены крепостного права в 1861 году в Российской Империи были слабо развиты рыночные отношения. В сельском хозяйстве преобладали натуральные отношения. Продукты, производимые крепостными крестьянами, предназначались в основном для потребления в рамках данного помещичьего хозяйства. Лишь оставшаяся их часть поступала в продажу, формируя предложение на российском товарном рынке. Промышленность в виде казённых и малочисленных частных мануфактур и появившихся в XVIII веке ремесленных производств играла ещё меньшую роль в экономике страны и формировании всероссийского рынка товаров. Кроме того, на них использовался не наёмный труд вольных работников, а труд людей, находящихся в крепостной зависимости от помещика. Низкая производительность такого труда тормозила быстрое развитие мануфактур. Медленное развитие рынков товаров и труда сдерживало становление рынка капиталов.
Государство было заинтересовано в сохранении крепостничества. Поэтому, оно сознательно ограничивало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность и переход к многоукладной экономике, основанной на разнообразных формах собственности. В XVIII веке и первой половине XIX века медленное развитие сельского хозяйства и промышленности, всероссийского рынка товаров, кредитной системы являлось главной причиной дефицита капиталов у купечества и большинства городских ремесленников.
Таким образом, процесс первоначального накопления капитала развивался в крепостной России очень медленно. Поэтому, экономика не могла обеспечить доходами бюджет государства. А так как Россия в то время участвовала в многочисленных войнах, то ей требовались колоссальные затраты на содержание и вооружение армии. В итоге, всё это привело к хроническому дефициту бюджета государства.
До второй половины XVIII столетия финансовыми ресурсами для Российского правительства служили в основном реквизиции или принудительные займы (так как не было свободных капиталов) у монастырей и частных лиц. Российское правительство Петра I, затем Елизаветы Петровны и отчасти Екатерины II предпринимало попытки получить внешние займы. Но они были безуспешны из-за неустойчивости международной политической жизни XVIII века. Кроме того, в правящих кругах и разных сословиях росло понимание недостатков денежной системы, основанной исключительно на монетном обращении. Вследствие этого, одной из форм покрытия дефицита государственного бюджета стала необходимость выпуска бумажных денег, переход к которым стал возможным благодаря постепенному развитию товарно-денежных отношений, кредитных учреждений и созданию соответствующей технической базы для их изготовления.
В соответствии с манифестом от 29 декабря 1768 года были выпущены первые в России бумажные денежные знаки – ассигнации. Их выпуску способствовала нехватка средств обращения, обусловленная оживившимся торговым оборотом. По этим причинам ассигнации пользовались сначала крупным успехом. Правительство Екатерины II стало использовать эмиссию ассигнаций в фискальных целях – для покрытия экстренных расходов, связанных с войнами, и вскоре это привело к развитию инфляционных процессов.
В 1769 году благодаря успешным внешнеполитическим шагам Екатерине II удалось получить первый в истории России внешний заем. За ним последовали новые займы, в основном пятипроцентные. По ряду причин правительство Екатерины II не имело возможности самостоятельно выпустить облигации и успешно их разместить среди иностранных покупателей ценных бумаг. Поэтому все соглашения о займах заключались через посредников – главным образом через голландских банкиров, прежде всего благодаря помощи голландской банкирской фирмы Гопе и Ко. К концу правления Екатерины II общий государственный долг составил около 215 млн.руб. Государственный кредит был организован в трёх формах: в виде выпуска бумажных денег (более 166 млн.руб.); получения внешних долгосрочных займов (62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб.); заимствования казначейством кредитных ресурсов у казённых банков (более 7 млн.руб.). Появление и развитие каждой из этих форм стало возможным благодаря совершенствованию финансовой, кредитной и денежной систем страны. Однако из-за хронического дефицита капиталов правительство не могло использовать размещение облигаций внутренних займов.
Правительство Павла I вместо возвращения старых долгов занялось поиском путей получения новых кредитов, опять прибегая к услугам печатного станка. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно, а с ней усилился и инфляционный процесс, который обесценивал денежные накопления имущих слоёв. Это делало невыгодным предоставление кредитов, что вызвало свёртывание кредитных отношений.
Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли и кредита. В этих условиях правительство решило принять определённые шаги с целью стабилизации денежного обращения. Поэтому, в 1809 году известным государственным деятелем М.М.Сперанским при содействии профессора Н.С.Мордвинова был подготовлен специальный «План финансов». По этому плану предполагалось целесообразным выпустить долговые процентные обязательства – облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Манифестом от 2 февраля 1810 года все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. Манифестом от 27 мая 1810 года было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям. Облигации выпускались достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный доход по займу был определён в размере 6% годовых. Однако этот первый в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный займ был реализован всего лишь на 3,2 млн.рублей. Причиной этому опять же был дефицит свободных денежных капиталов долгосрочного характера и недоверие имущих слоёв населения к облигациям. Поэтому, в это время получил развитие особый вид государственного кредита, который заключался в постоянных заимствованиях правительством из казённых банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
В 1812-1815 г.г. возросли расходы Российского государства, связанные с Отечественной войной. В 1812 году, наряду с эмиссией бумажных денег, Российское правительство разрешило Министерству финансов выпускать «краткосрочные» облигации Государственного казначейства на сумму 6-10 млн.рублей. Они подлежали погашению ассигнациями по истечении 1-го года и приносили 6% годового дохода. Но так как заём опять имел принудительные черты, он не стал популярным. В 1815 году правительство приступило к упорядочению внешнего (голландского) долга. Весь этот долг был отсрочен. Затем Императорское Российское правительство начало общее преобразование в соответствии с новым «Планом финансов» (1818г.). Его цель была – добиться консолидации текущего долга Государственного казначейства по выпущенным ассигнациям. Начиная с 1818 года, владельцам свободных капиталов было предоставлено право отдать в долг государству деньги, т.е. ассигнации, из расчёта 6% годовых (позднее – 5%). Определённый срок погашения данного кредита не устанавливался. Кроме того, была произведена эмиссия облигаций долгосрочных займов на номинальную сумму в 100 млн. ассигнационных рублей. Но из-за стеснённого состояния рынка капиталов эти займы не дали желаемого результата. По-прежнему дефициты покрывались заимствованиями кредитных ресурсов из казённых банков и выпуском ассигнаций.
В 1820-1822 г.г. Россия получила два внешних кредита. В конце 20-ых годов XIX века Министерство финансов приложило максимум энергии для усиления сбора налогов с целью увеличения доходов бюджета государства. В 1831 году был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного казначейства. Их номинал составлял 250 ассигнационных рублей. В обращение они поступали крупными партиями (сериями), поэтому стали полуофициально называться «сериями». Билеты давали право на получение дохода из расчёта 4,32% годовых. Срок погашения наступал через 4 года. Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера.
В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года «Об устройстве денежной системы». Цель этой реформы была – введение новых принципов организации денежной системы и устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства. В связи с этим, манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращён. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков – государственные кредитные билеты.
Денежная реформа явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране. Казённая банковская система получила возможность увеличивать свои ресурсы с помощью эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом. Она была обязана предоставлять этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству и помещикам под залог недвижимости.
Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях. В этот год Российское правительство приступило к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Ресурсами для финансирования этого строительства стали средства казначейства и пять внешних кредитов. Эти расходы усилили дефицит бюджета государства. За 1844-1851г.г. он превысил 360 млн.рублей. Продолжавшаяся огромная эмиссия кредитных билетов вызвала падение их курса. В России начался длительный период инфляционного бумажно-денежного обращения.
К концу царствования Николая I (к 01.01.1855г.) государственный долг Российской Империи складывался из внешних и внутренних облигационных займов в сумме 330 млн.рублей и заимствований кредитных ресурсов из казённых банков в объёме 437 млн.рублей, выпущенных билетов Государственного казначейства на сумму 75 млн.рублей. Величина процентного долга достигла 842 млн.рублей. Это в 4 раза превышало его величину к концу царствования Александра I. Беспроцентный государственный долг по выпущенным кредитным билетам составил 356 млн.рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил 1198 млн.рублей серебром. Таким образом, почти за столетний период (с 60-ых годов XVIII века до середины 50-ых годов XIX века) государственный кредит проделал значительную эволюцию. За этот период задолженность государства росла высокими темпами, но Российское правительство принимало меры по совершенствованию организации государственного кредита. Постепенно государство стало использовать более сложные, чем принудительные, добровольные формы кредита. Это были внешние и внутренние займы в виде размещения процентных долговых ценных бумаг. Государство убедилось, что возможности получения принудительных беспроцентных кредитов небезграничны и чреваты для престижа правительства и устойчивости денежного обращения. Поэтому, в первой половине XIX века оно сознательно изменило соотношение между процентным и беспроцентным государственным долгом. Удельный вес платных кредитов за этот период возрос более, чем в 3 раза. Рынок капиталов медленно, но постепенно, развивался. И капиталы стали вкладываться в ценные бумаги, выпускаемые правительством, а к середине 50-ых годов XIX века – впервые государственные займы производительного характера, которые стали предвестниками крупных железнодорожных займов второй половины XIX века.
В 1861 году Российская Империя сделала серьёзный шаг. Манифестом Императора Александра II было отменено крепостное право. Так как крестьяне получили личную свободу, то получил развитие наёмный труд. Наряду с отменой крепостного права Российское правительство сняло ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В стране начался процесс создания акционерных предприятий в различных отраслях экономики. Постепенно стала формироваться многоукладная экономика, стали развиваться рыночные отношения. Раньше на рынке ценных бумаг было почти исключительное господство государственных облигаций и небольшое количество негосударственных ценных бумаг – акций страховых обществ. Но с развитием рыночных отношений в экономике Российской Империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе и рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Уровень предполагаемых доходов по ним был выше, чем проценты по вкладам, которые выплачивали казённые банки. Кроме того, многие иностранные предприниматели хотели вкладывать капиталы в экономику России, причём в конкретные доходные акционерные общества. Всё это приводило к отливу вкладов из казённых банков. В итоге, прежний дореформенный рынок капиталов феодального типа прекратил своё существование. Он сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нём определило рыночную цену использования денежных капиталов. Это вызвало необходимость изменения организации государственного кредита, то есть организации его по законам рынка, с учётом состояния и структуры спроса на денежные капиталы и их предложения. Так появились выигрышные займы, заключённые впервые в истории государственного кредита Российской Империи.
В ноябре 1864 года был выпущен первый выигрышный заем. Его предполагалось разместить на сумму 100 млн.рублей кредитными билетами сроком на 60 лет. Полностью облигации этого займа назывались «Билеты Внутреннего 5%-ного с выигрышами займа». Очень быстро эти ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита. Усиленное внимание публики к облигациям выигрышных займов вызвало ослабление спроса на ранее выпущенные государственные ценные бумаги и снижение их биржевого курса. Получилось так, что конкуренция была между ценными бумагами одного и того же эмитента – государства. А это не отвечало его интересам, как заёмщика. Поэтому до 1917 года государство больше не прибегало к подобному виду займов.
Следующим новшеством в сфере внешнего, а отчасти и внутреннего, государственного долга стали так называемые «золотые займы», облигации которых выпускались в конце XIX века. Эти долговые обязательства предназначались для рынков капиталов во Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынков Российской Империи. Эмиссия этих ценных бумаг преследовала две цели. Часть их использовалась для конверсии – замены ранее выпущенных облигаций внешних займов. Другую часть новых облигаций предполагалось использовать для покрытия дефицита бюджета, получения иностранной валюты, разменной на золото, то есть для увеличения золотого запаса государства. Его накопление требовалось Российскому правительству для проведения денежной реформы.
Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объёмы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надёжного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того, чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют: французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов.
Таким образом, золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита – рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6%-ной непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн.рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались «свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту». Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты путём их покупки на бирже или путём конверсионных операций. В свою очередь, располагая услугами биржи, каждый владелец ренты считал, что он как кредитор являлся «бессрочным», то есть в любой момент мог получить обратно вложенный капитал.
Таким образом, в рентной форме займов нашли оптимальный вариант для своих отношений кредиторы – обладатели свободных капиталов и заёмщик – государство.
Кроме того, в этот период продолжалась эмиссия кредитных билетов и выпуск обычных облигаций 4%-ных внутренних займов. Результатом мер, проведённых в период подготовки к денежной реформе 1895-1897г.г., явилось улучшение финансового положения России, но в целом государственный бюджет оставался дефицитным. После завершения реформы у Российского правительства и Министерства финансов отпала необходимость в золотых займах. Основой денежной системы Российской Империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Это вызвало ещё больший прилив иностранного капитала. Зарубежные инвесторы получили возможность извлекать прибыль на вложенный капитал в устойчивой валюте – конвертируемом российском рубле.
Со второй половины 1898 года, вследствие войн США с Испанией, в Южной Африке, событиями на Дальнем Востоке, положение денежных рынков Западной Европы изменилось к худшему. Положение на рынке капиталов стало кризисным. Рыночные курсы валют российских ценных бумаг начали падать. В самой России денежный кризис, начавшийся летом 1899 года, также повлиял на падение курса многих ценных бумаг. Вслед за ним разразился кризис промышленный. За три года кризиса закрылось до 3-ёх тысяч предприятий. В такой нестабильной экономической ситуации Россия не могла прибегнуть к долгосрочным займам. Поэтому правительство вернулось к практике осуществления срочно погашаемых займов. Начиная с 1904 года, такие займы выпускались почти ежегодно.
В начале 10-ых годов XX века состояние экономики Российской Империи начало улучшаться. Накопление капиталов, их новый приток из-за рубежа способствовали восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита финансовых средств, необходимых для экономического развития страны. Российское правительство получило возможность произвести погашение части государственного долга.
В I Мировую войну, правительство было вынуждено неоднократно прибегать к внутренним займам для финансирования военных расходов. В 1915 году государственный заем официально был назван «Государственный 51/2 %-ный военный краткосрочный заем 1915 года». Усилился выпуск кредитных билетов, не обеспеченных золотом. В России начал развиваться инфляционный процесс и исчезновение из обращения золотых, серебряных и медных монет. Билеты Государственного казначейства, купоны к облигациям государственных займов, свидетельства государственной ренты стали применяться в качестве платёжного средства.
30 марта 1917 года Временное правительство опубликовало постановление о выпуске Внутреннего государственного займа. Впервые в истории государственного кредита название займа исходило не из его финансовых особенностей, а политических целей. Он назывался «Заем свободы. 1917 год». Кроме того, Временное правительство усиленно использовало налоги, эмиссию бумажных денег и займы за границей. В целом, экономическая ситуация в стране за этот период не улучшилась, огромная инфляция продолжалась. Поэтому внимание специалистов обратилось к проверенному практикой средству – выигрышным займам. Но на этот раз, чтобы избежать конкуренции с другими государственными ценными бумагами, это облигации, предполагалось гасить только выигрышами, без специальных тиражей погашения.
После Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были запрещены. В этом же месяце были аннулированы облигации государственных займов. В связи с национализацией прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. Таким образом, рынок ценных бумаг прекратил существование на территории России, чтобы снова появиться в конце ХХ века.
2. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Современный этап развития российского рынка ценных бумаг берет начало с 1990-х годов, когда в России начался переход к рыночной экономике. Причем импульсом для формирования послужила проводившаяся в то время приватизация.
До 1990 года были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами. Первые попытки создания такого рынка в 1988-1989 г. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. До кризиса 17 августа государственная политика в отношении рынка ценных бумаг была следующей и сводилась к тому, что все реформы условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. На втором этапе, это с 1993 — первая половина 1994 года фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской федерации бесплатно, а люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид. На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней. Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию рынка ценных бумаг, принимаются основополагающие законы — "О рынке ценных бумаг", "Положение об акционерных обществах"… Также реформы направлены на улучшение законодательства и создание целостной системы регулирования фондового рынка.
С 2002 года в России наблюдался бурный рост инвестиционной активности, все большее количество компаний, населения выходило на рынок ценных бумаг с целью осуществления операций с ценными бумагами. Это было связано с экономическим ростом в стране, ростом ВВП, отсутствием дефицита федерального бюджета, благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов.
Однако мировой экономический кризис 2008 года, который зародился в США, в первую очередь существенно повлиял на состояние российского рынка ценных бумаг, так как именно рынок ценных бумаг является индикатором всех происходящих в экономике явлений. В течение 2008 года на рынке произошло резкое падение акций ведущих российских компаний, таких как: Газпром, Лукойл, Норильский никель, но прежде всего, конечно, акции банковского сектора — Сбербанк, ВТБ.
Основной задачей рынка ценных бумаг России в 2010 году стало восстановление позиций трехгодичной давности на фоне мирового финансового кризиса. Несмотря на то, что большая часть российских ценных бумаг не была подвержена резким спадам, индекс деловой активности в 2009 году значительно снизился.
В 2010 году наблюдалось стабильное повышение деловой активности на рынке ценных бумаг России, рост индекса ММВБ наблюдался практически в течении всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности. Еще одной из важнейших тенденций развития рынка ценных бумаг в России в 2010 году является создание новых законодательных актов, которые более жестко регулируют работу рынка ценных бумаг.
Для работы на рынке ценных бумаг в России организации должны более полно раскрывать информацию о своей деятельности. Если раньше было достаточно ежеквартально предоставлять информацию о своем финансовом состоянии, то для работы на рынке ценных бумаг в России в 2010 году необходимо раскрывать 50 обязательных показателей работы компании. По мнению законодателей, данная мера позволит сделать сделки с ценными бумагами более прозрачными, кроме того, действующее законодательство усиливает ответственность компаний за предоставление ложной информации.
Как и в предыдущие годы, наибольшим интересом со стороны инвесторов на рынке ценных бумаг в России в 2010 году пользуются акции нефтегазовых компаний, а также компаний, работающих в области связи и телекоммуникаций. Развитие промышленности в нашей стране все еще идет довольно низкими темпами, поэтому акции многих крупных промышленных предприятий не пользуются особой популярностью.
На рынке ценных бумаг в 2010 году в России практически не появилось новых компаний, последствия финансового кризиса не дают возможности активно развиваться многим предприятиям. Все более активными участниками торгов на рынке ценных бумаг в России становятся управляющие компании, которые занимаются развитием паевых инвестиционных фондов.
Базовым документом, закрепляющим основы законодательства о ценных бумагах, является Гражданский кодекс РФ, определяющий понятие ценных бумаг, их виды, требования к ним, субъекты прав, закрепленных ценной бумагой, общий порядок передачи и осуществления прав по ценным бумагам, особенности фиксации прав, вытекающих из бездокументарных ценных бумаг и их обращения.
Основным специальным актом, определяющим устройство и регулирующим фондовый рынок, является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Этим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
На современном этапе больший объем операций с ценными бумагами осуществляется посредством биржевых торгов на специальных торговых площадках. Основными биржевыми площадками являются:
— РТС;
— ММВБ (фондовая секция).
Фондовая биржа РТС (Российская Торговая Система) — российская фондовая биржа, проводящая торги на рынке акций, а также производных финансовых инструментов. Открытие торгов в 10:00, закрытие 23:50 по Московскому времени(GMT+3).
Фондовая биржа РТС имеет организационную форму ОАО, и её акции свободно обращаются на рынке.
Группа РТС в 1995 году начала торги ценными бумагами на классическом рынке РТС. Основные принципы торговли на классическом рынке — возможность заключать сделки, выбирая валюту, способ и время расчётов. Торги идут на базе неанонимных котировок без предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств, что позволяет организовать торги по максимально широкому спектру ценных бумаг.
РТС включает в себя следующие рынки:
1. RTS Standard — российский рынок акций, ориентированный на широкое использование механизма маржинальной торговли как акциям, так и производными (фьючерсами и опционами) инструментами в единой системе. Основными характеристиками являются:
· небольшое число торгуемых инструментов — 33 наиболее ликвидные акции российских компаний;
· отсутствие 100 % преддепонирования (для покупки 10 бумаг по цене 1500 рублей достаточно иметь на балансе 2 500 — 3 000 рублей, а не 15 000 рублей);
· расчёты на Т+4 (исполнение обязательств происходит на 4-й день);
· валюта котирования и расчёты по сделке — Рубли РФ;
· центральный контрагент — сторона по каждой сделке (биржа гарантирует исполнение всех сделок);
· совместное маржирование с позицией на срочном рынке FORTS.
2. RTS Classica — старейший организованный рынок ценных бумаг России. Начал работу 5 июля 1995 года. Тогда участники торгов, обладавшие терминалами РТС, могли выставлять котировки по российским акциям и по телефону договариваться о заключении и исполнении сделки. Сегодня основные принципы торговли на RTS Classica— отсутствие 100 % предварительного депонирования, выбор даты и способа расчётов, возможность расчётов в иностранной валюте. Здесь не требуется предварительного перевода на торги ценных бумаг и денежных средств, что обеспечивает высокую эффективность операций.
На сегодняшний день на RTS Classica представлен широкий спектр ценных бумаг — более 540 акции, облигаций и инвестиционных паев. Биржа активно развивает технологии торгов, создавая условия для повышения доходности и эффективности проводимых операций участниками рынка.
3. Срочный рынок FORTS — лидирующая площадка по торговле фьючерсами и опционами в России и Восточной Европе, а также один из крупнейших рынков в мире по торговле производными финансовыми инструментами. Согласно данным одной из крупнейших независимых деривативных ассоциаций Futures Industry Association по состоянию на сентябрь 2010 года, рынок фьючерсов и опционов FORTS находится на 10-ом месте по объёму торгов среди всех деривативных бирж мира.
В настоящий момент на рынке FORTS обращаются фьючерсы и опционы, базовыми активами которых являются: Индекс РТС, отраслевые индексы, акции и облигации российских эмитентов, облигации федерального займа, иностранная валюта, средняя ставка однодневного кредита MosIBOR и ставка трёхмесячного кредита MosPrime, а также товары — нефть марки Urals и Brent, дизельное топливо, золото, серебро, платина, медь, палладий, сахар.
4. RTS Board — информационная система ОАО «Фондовая биржа РТС» предназначенная для индикативного котирования ценных бумаг, не допущенных к торгам в РТС. Система была запущена в эксплуатацию 15 февраля 2001 г..
В соответствии с утвержденным Советом директоров ОАО «РТС» "Порядком формирования списка инструментов информационной системы RTS Board в систему могут быть включены акции, облигации, инвестиционные паи, ценные бумаги, выпущенные российскими и иностранными эмитентами.
На данный момент RTS Board является лидером в России по количеству котирующихся в ней ценных бумаг. В неё включено 1780 ценных бумаг 1344 эмитентов.
5. 30 января 2007 года начала работу площадка для компаний малой и средней капитализации RTS START. Проект призван способствовать допуску ценных бумаг эмитентов малой и средней капитализации к торгам в процессе размещения и/или обращения.
RTS START является сегментом основных торгов биржевого рынка ценных бумаг РТС, в котором к ценным бумагам и их эмитентам, помимо основных условий, предъявляется ещё ряд требований, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов. Ценные бумаги эмитента, включаемые в сегмент RTS START, одновременно допускаются к торгам в РТС.
RTS START — новое направление в развитии российского фондового рынка, которое оказывает позитивное воздействие на формирование класса организаторов IPO, специализирующихся на проведении размещений компаний малой и средней капитализации, а также придает дополнительный импульс становлению класса инвесторов, ориентированных на инвестирование в ценные бумаги небольших быстрорастущих компаний.
Создание и развитие сегмента RTS START позволит российским компаниям небольшой капитализации привлекать необходимые инвестиции, используя механизмы программ внешнего финансирования и биржевой инфраструктуры рынка ценных бумаг.
6. RTS Global — новый, не имеющий аналогов в России проект ОАО «Фондовая биржа РТС». RTS Global позволяет российским инвесторам получать простой и эффективный доступ к иностранным ценным бумагам. Это предполагает возможность выставления индикативных котировок по иностранным ценным бумагам, заключение внебиржевых сделок с использованием технологий Центра электронных договоров РТС (ЦЭД), а также расчёты по сделкам с иностранными ценными бумагами в ЗАО «ДКК».
Формирование внебиржевого российского рынка иностранных ценных бумаг призвано значительно расширить возможности участников фондового рынка России путём качественного дополнения инвестиционного портфеля новыми финансовыми инструментами и открыть для зарубежных эмитентов новые перспективные финансовые рынки.
В январе 2007 года фондовая биржа РТС стала аффилированным членом «World Federation of Exchanges» (WFE) (Всемирная федерация бирж). В письме генерального секретаря WFE Томаса Крантца (Thomas Krantz) отмечается, что РТС соответствует всем высоким требованиям, предъявляемым WFE своим участникам. Повышение статуса РТС в WFE стало результатом плодотворной работы биржи по созданию надежных взаимоотношений с ведущими мировыми биржами. РТС получила уникальную возможность более эффективно выстраивать бизнес-операции в едином направлении с ведущими торговыми площадками мира.
В июле 2008 года ОАО «Фондовая биржа РТС» стала ассоциированным членом одной из ведущих в мире независимых деривативных организаций «Futures Industry Association». Такое решение было единогласно принято руководством FIA. Членство позволяет РТС налаживать конструктивное сотрудничество в сфере повышения уровня и качества торгов фьючерсами и опционами с ведущими мировыми площадками по торговле производными финансовыми инструментами.
Московская межбанковская валютная биржа — одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной Европы, открытая в 1992 году.
На Фондовой бирже ММВБ ежедневно идут торги по ценным бумагам около 700 российских эмитентов, в том числе по акциям свыше 230 компаний, включая крупнейших эмитентов – ОАО «Газпром», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» и другие с общей капитализацией порядка 10 трлн руб. (около 300 млрд долл.). В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят около 650 организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являются свыше 670 тысяч частных инвесторов.
Доля биржи в глобальном биржевом объеме торгов акциями и депозитарными расписками российских эмитентов в 4 квартале 2010 года составила 60 %.
История ММВБ началась с валютных аукционов, которые Внешэкономбанк СССР начал проводить в ноябре 1989 года. Именно на этих аукционах впервые был установлен рыночный курс рубля к доллару. В январе 1992 года вместо Валютной биржи Госбанка была учреждена ММВБ, ставшая главной площадкой для проведения валютных операций банков и предприятий. С июля 1992 года курс ММВБ используется Центробанком для установления официальных курсов рубля к иностранным валютам. На ММВБ были впервые организованы торги ГКО, превратившие валютную биржу в универсальную торговую площадку. В середине 90-х годов началась подготовка для организации биржевой торговли новыми финансовыми инструментами фондового и срочного рынка, в частности, корпоративными ценными бумагами и фьючерсами. Во второй половине 90-х годов биржа, несмотря на августовский кризис 1998 года, продолжала укреплять свои позиции ведущей торговой площадки России.
В период с 1992 по 1998 год торги иностранной валютой на ММВБ проходили в режиме аукционов, в ходе которых устанавливались единые фиксированные курсы российского рубля к доллару США и немецкой марке для всех участников торгов. В 1997 году была создана система электронных лотовых торгов (СЭЛТ), которая вплоть до кризиса 1998 года функционировала параллельно основным торгам (аукциону), а затем стала основной торговой валютной площадкой страны. В настоящее время торги через СЭЛТ объединяют в рамках единой торговой сессии восемь межбанковских валютных бирж. На бирже проходят ежедневные торги по доллару США, евро, украинской гривне, казахскому тенге, белорусскому рублю, а также проводятся сделки с валютными свопами. Суммарный объём биржевых сделок с иностранной валютой в 2006 году составил 25,9 трлн рублей или 956 млрд долларов США (около половины в совокупном биржевом обороте Группы ММВБ). В настоящее время на валютном рынке ММВБ создана эффективная система управления рисками, позволяющая гарантировать своевременное исполнение обязательств всеми участниками торгов. Одним из элементов этой системы является принцип «платеж против платежа», в соответствии с которым ММВБ осуществляет расчеты с участником торгов только после исполнения им своих обязательств. Членами секции валютного рынка ММВБ являются 540 кредитных организаций.
В рамках Группы ММВБ действует ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» — ведущая российская фондовая площадка, занимающая свыше 90% в биржевом обороте торгов акциями и почти 100% — облигациями. Фондовая биржа ММВБ — крупнейшая фондовая биржа стран СНГ, Восточной и Центральной Европы — входит в число 25-ти ведущих фондовых бирж мира, а ее доля в биржевом обороте торгов российскими активами с учетом депозитарных расписок на акции российских эмитентов составляет порядка 63 %. В настоящее время Фондовая биржа ММВБ является центром формирования ликвидности на российские ценные бумаги, являясь основной фондовой площадкой для международных инвестиций в акции и облигации российских компаний.
Торги на Фондовой бирже ММВБ проводятся в электронной форме с использованием современной торговой системы, к которой подключены региональные торговые площадки и профессиональные участники рынка ценных бумаг. В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят свыше 650 организаций — брокерских компаний и банков в 100 городах России, клиентами которых являются свыше 670 тысяч инвесторов — юридических и физических лиц.
В целях повышения информативности Фондовая биржа ММВБ публикует на своем сайте список ведущих операторов фондового рынка.
На Фондовой бирже ММВБ предоставляются уникальные возможности для организации биржевых размещений и обращения корпоративных и региональных облигаций. В 2008 году на бирже было размещено 130 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму 515 млрд руб. и 9 выпусков региональных облигаций на 10 млрд руб., а также прошли первые размещения биржевых облигаций (15 выпусков на сумму 17 млрд руб.). Объем торгов облигациями в 2008 г. вырос на 17 % и составил 15 трлн руб. В настоящее время на бирже проходят торги порядка 700 выпусков облигаций — свыше 500 российских эмитентов. Динамика котировок облигаций отражается индексом корпоративных облигаций ММВБ, рассчитываемым с 2003 года.
Торги инвестиционными паями Паевых инвестиционных фондов (ПИФ) проходят на Фондовой бирже ММВБ с 2003 года. За это время к вторичному обращению на бирже были допущены 300 паев ПИФов 135 Управляющих компаний. В сегменте паев ПИФов представлены инвестиционные паи открытых, закрытых и интервальных фондов практически всех категорий, соответствующих текущему законодательству.
Основным индикатором российского фондового рынка является Индекс ММВБ, рассчитываемый с 1997 года и включающий 30 наиболее ликвидных акций крупнейших и динамично развивающихся российских эмитентов, представляющих основные секторы экономики. В 2008 году в рамках развития семейства фондовых индексов Фондовая биржа ММВБ приступила к расчету нового индекса компаний финансово-банковской отрасли MICEX FNL, который дополнил группу отраслевых индексов (MICEX O&G, MICEX PWR, MICEX TLC, MICEX M&M, MICEX MNF). Индикаторами рынка облигаций являются индекс муниципальных облигаций MICEX MBI и индекс корпоративных облигаций MICEX CBI.
Группа ММВБ при поддержке РОСНАНО создает новый биржевой сектор. Целями проекта создания специального Сектора инновационных и растущих компаний (Сектора ИРК) является формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, с относительно небольшой капитализацией (от 100 млн до 5 млрд рублей), создание предпосылок для массовых IPO этих компаний и решение задач венчурного финансирования в стране. В настоящий момент в Секторе ИРК торгуются ценные бумаги 4 эмитентов: паи ЗПИФ «Финам-ИТ», акции ОАО «Армада», акции ОАО «О2ТВ», акции ОАО «НЕКК».
В июне 2009 г. в рамках Петербургского международного экономического форума- 2009 Группа ММВБ и Государственная корпорация Российская корпорация нанотехнологий(РОСНАНО) подписали Соглашение о сотрудничестве по созданию в рамках Группы ММВБ нового биржевого сектора — Рынка инноваций и инвестиций.
Новый биржевой сектор призван содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в компании малой и средней капитализации инновационного сектора российской экономики.
Фондовая биржа ММВБ реализует проект MICEX Discovery («Открытия фондового рынка»), который предполагает вывод на биржу акций компаний второго и третьего эшелона. В рамках этого проекта в августе 2008 года на бирже начались торги акциями первых эмитентов, которые в соответствии с решением Совета директоров ЗАО «ФБ ММВБ» включены в список торгуемых на бирже ценных бумаг. Особенностью их выхода на биржу является допуск к торгам без заявления самого эмитента с сохранением уровня раскрытия информации, предусмотренного российским законодательством по рынку ценных бумаг.
С учетом активно идущих процессов глобализации и вступления России во Всемирную торговую организацию группа ММВБ реализует стратегию развития, предусматривающую интеграцию в инфраструктуру мирового рынка капитала. Растет число зарубежных участников рынков ММВБ, доля операций иностранных инвесторов в обороте торгов акциями на бирже ММВБ превышает 20 %. В рамках международного сотрудничества ММВБ ведет активный диалог с такими биржами как Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Чикагская товарная биржа, Лондонская фондовая биржа, Немецкая биржа, Венская фондовая биржа, Группа OMX, Шанхайская фондовая биржа и другими. Со многими из этих бирж ММВБ подписала меморандумы о взаимодействии. С 2002 года ММВБ является членом-корреспондентом, а в 2007 становится аффилированным членом Всемирной федерации бирж, объединяющей свыше 100 бирж мира, на которые в совокупности приходится 97 % капитализации мирового фондового рынка. В 2007 году уровень участия ММВБ в этой организации повышен с корреспондентского до аффилированного. Группа ММВБ совместно с Международной ассоциацией бирж стран СНГ участвует в проектах создания условий для формирования интегрированного фондового рынка стран СНГ на технологической основе национальных бирж стран Содружества.
ММВБ поддерживает контакты с международными профессиональными финансовыми организациями, такими как Международная ассоциация фондовых бирж (FIBV), Федерация европейских фондовых бирж (FESE), Федерация евро-азиатских фондовых бирж (FEAS), Ассоциация участников международных фондовых рынков (ISMA) и другими.
3. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции — направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
· наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
· пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг — это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
5) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг. Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг.
Этим занимаются или интернет — сайты, или журналы, но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так, например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
7) государственная поддержка образования в области фондового рынка;
8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
9. Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например капитал того же ЛУКойл НК составляет
$8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность.
10.Вовлечение в промышленный оборот все большего числа акций российских акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, Русский Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.
Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.
Но несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в России на нынешнем этапе являются:
· концентрация и централизация капиталов;
· интернационализация и глобализация рынка;
· повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
· компьютеризация;
· нововведения на рынке;
· секьюритизация;
· взаимопроникновение с другими рынками капиталов;
· дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран;
· создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка.
Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Речь идёт о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.
В то же время рынок ценных бумаг сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому, национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всеземной характер. Национальные рынки – это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведётся непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных корпораций.
Надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка поэтому имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством. Но есть и другая причина данного процесса – фискальная. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка.
Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчётов для участников рынка и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
· новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
· новые системы торговли ценными бумагами – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями.
· новая инфраструктура рынка – современные информационные системы, системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов
Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран — рынок Российских ценных бумаг не может существовать изолированно. Залогом дальнейшего развития является тесное взаимодействие с другими фондовыми рынками, так например рынками США, Японии и др. развитых стран.
Создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка — уже сейчас видно, что из-за «белых пятен» в ГК РФ, открывается простор для всякого рода махинаций на РЦБ, которые способны еще больше подорвать доверие к фондовому рынку, поэтому первоочередная задача правительства — разработать полноценно функционирующий Гражданский Кодекс, который бы исключал такую возможность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России сформированы и оформлены правовые, экономические и организационные основы рынка ценных бумаг, в том числе:
— приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;
— издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, способствующих быстрому развитию нормативной правовой базы рынка;
— создан единый орган государственного регулирования рынка — Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
— появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
— создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка,
— сформированы основы для развития коллективных инвестиций;
— разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.
Вместе с тем остается нерешенным ряд значительных проблем. основными из которых являются:
— низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;
— высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
— отставание в развитии инфраструктуры рынка, в том числе информационной и телекоммуникационной систем, недоиспользование возможностей отечественных систем в этой сфере, недостаточный уровень развития инфраструктуры с точки зрения снижения рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых услуг;
— слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой.
В этой связи со стороны государства необходимо обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таких систем, которая на данный момент не является достаточной. Позитивным фактором была и попытка решения на основе четырёхстороннего взаимодействия государства, участников рынка, профессиональных саморегулируемых организаций и обслуживающих систем такой проблемы, как стандартизация деятельности расчетно-клиринговых систем ( депозитарных и расчетных фирм). Логичным завершением построения общероссийской системы учета прав по ценным бумагам стало бы создание национального общероссийского депозитария. Эта задача, давно уже обозначенная, не может быть решена без соответствующего участия государства.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39 «О рынке ценных бумаг»
2. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах.- М.:Финстатинформ, 1993.-140с.
3. Алексеев М.Ю. «Рынок ценных бумаг и его участники» Бухгалтерский учет №2 1992 г. Москва. Финансы и статистика. 1992 г.
4. Балабанов В.С. и др. Рынок ценных бумаг: коммерческая азбука/В.С.Балабанов, И.Е.Осокина, А.И.Поволоцкий.-М.: Финансы и статистика, 1994.-128с.
5. Белов В.А. Ценные бумаги: вопросы правовой регламентации.-М.: Ассоциация «Гуманитарные знания», 1993.-128с.
6. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. — М.:ИНФРА-М, 2000.-200с.
7. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. — М.: ЮНИТИ, 1995.
8. Зверев А.Ф. Фондовая биржа, рынок ценных бумаг. – М.:Прогресс,1995.-169с.
9. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. — М.:Русская Деловая Литература, 1997.
10. Лидия Серебрякова. «Рынок ценных бумаг в западных странах» Финансовая газета №8 1993 г. Москва 1993 г.
11. Шестаков А.В. Рынок ценных бумаг. — М.: 2000.-170с.
12. http://ru.wikipedia.org/wiki