Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Государство и социальная защита: проблемы бедности и безработицы6
§ 1.1. Политика регулирования доходов населения6
§ 1.2. Опыт оказания социальной помощи в России9
§ 1.3. Цели государственной политики в области социальной поддержки12
Глава 2. Расходы на социальное обеспечение и социальную помощь17
Глава 3. Отечественный и международный опыт развития финансовых механизмов социального страхования24
§ 3.1. Отечественный опыт формирования финансовых страховых механизмов24
§ 3.2. Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования27
§ 3.3. Предложения по совершенствованию финансовых механизмов социального страхования30
Заключение32
Список литературы35
Выдержка из текста работы
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность — это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям. В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения. При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты.
Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи.
В настоящее время социальная сфера испытывает кризис. Это во многом результат и показатель несоответствия курса экономических реформ отчаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что возникла и нарастает потребность уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, увязки последовательности их реализации, корректировки механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономико-регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой.
Проблема регулирования финансового механизма социальной защиты населения является актуальной для любого государства, в связи с тем, что в каждом государстве есть граждане, нуждающиеся в социальной защите.
Целью курсовой работы является изучение финансового механизма социальной защиты населения, его динамики и структуры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы социальной защиты населения.
2 Проанализировать основные проблемы системы социальной защиты населения и возможные пути их устранения.
3 Показать перспективы развития системы социальной защиты населения.
Объектом исследования является финансовый механизм социальной защиты населения.
Предметом исследования являются экономические отношения, в процессе которых образуются и расходуются средства на социальную защиту населения.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, а также анализ экономической литературы.
Значение в практической деятельности заключается в том, что политика в области социальной защиты, управления образованием и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов является важной составляющей государственной финансовой и социальной политики. От ее эффективности зависит уровень жизни населения, степень доверия населения государству и социально-экономическая ситуация в стране.
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Понятие динамики и структуры социальной защиты населения
В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность.
Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретениях [15].
Центральный субъект социальной защиты — является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:
— пособия по безработице;
— пенсии;
— пособия по болезни, инвалидности;
— жилищные пособия;
— пособия на получение образования;
— медицинская помощь;
— гарантирование государством минимального уровня доходов.
Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения [10].
Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости. Ниже на Рисунке 1 представлена структура социальной защиты в рыночной экономике.
Рисунок 1 — Структура социальной защиты в рыночной экономике
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997-2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института в советский период.
В связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств [7].
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
В первоочередном порядке в социальной защите в российской Федерации нуждаются:
— граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
— инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;
— инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
— граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской
АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
— инвалиды ВОВ и семьи погибших военнослужащих;
— безработные;
— вынужденные беженцы и переселенцы;
— дети — круглые сироты;
— дети с девиантным поведением;
— семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты;
— малообеспеченные семьи;
— многодетные семьи;
— одинокие матери;
— лица с ограниченными возможностями.
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
— государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населению достойный уровень жизни;
— всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
— социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения [2].
Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение.
Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой — совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
— социальное обеспечение;
— социальное страхование;
— социальную поддержку (помощь);
В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.
Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванного другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.
Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.
Рынок обусловливает потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, — помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста [3,4].
Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.
1.2 Финансовый механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут прибыльно работать наши предприятия — будут товары, возрастут доходы населения, уровень жизни.
Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями. Финансы в социальной работе — важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финансирования следующие:
— распределительная;
— стимулирующая;
— контролирующая.
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:
1 Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.
2 Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.
3 Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.
4 Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5 Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).
6 Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
7 Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.
Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
1 Государственный бюджет, в том числе:
— федеральный бюджет;
— бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
— муниципальные бюджеты.
2 Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
— пенсионный фонд;
— фонд социального страхования;
— фонд обязательного медицинского страхования;
— фонд занятости;
— республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
3 Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).
Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.
Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:
— предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
— предоставление дотаций на предоставление лекарств, протезно-ортопедических изделий;
— плату коммунальных услуг;
— обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
— развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
— создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам [8].
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.
Так, федеральные органы власти:
— устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
— формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
— финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
— определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
— с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
— определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Но исследуя динамику данного финансового механизма, доля финансовой помощи бюджетам других уровней в налоговых доходах федерального бюджета за двенадцать лет снизилась в 3 раза — с 21,7% в 1995 г. до 7% в 2006 г.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
— в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение — оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;
— в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.
Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов) [10].
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.
Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
— нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
— поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
— средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
— финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
— средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии [15].
Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод о том, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.
2. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения
2.1 Основные проблемы в сфере социальной защиты населения
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом [6].
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни — начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека [5].
Среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:
— стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
— погашение задолженности работникам по заработной плате;
— расширение источников финансирования социальных услуг;
— совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;
— введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения [6].
Решение проблем социальной защиты населения России, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Несмотря на все недостатки системы социальной защиты населения, правительство РФ осуществляет меры, которые приводят данную систему на путь совершенствования.
2.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения
социальный антикризисный помощь финансовый
Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.
Комплекс намеченных действий в социальной сфере имел своей целью:
— обеспечить нижнюю границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;
— стабилизировать материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;
— не допустить увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;
— способствовать замедлению темпов роста безработицы;
смягчить снижение доходов трудоспособного населения.
Приведенный перечень направлений показывает, что основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части — на 8%. На Рисунке 1 показана динамика среднего размера базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Рисунок 1 — Динамика среднего размера базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии
Несмотря на сокращение доходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению жизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком до начала пенсионной реформы т.е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн чел.
Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности — для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн р. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ.
Социальные доплаты, позволяющие поднять уровень пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, получили с 1 января 2010 г. почти 5,7 млн неработающих пенсионеров, в том числе 3,2 млн чел. — из федерального бюджета, а 2,470 млн чел. установлена региональная социальная доплата. Такое разделение связано с разбросом значения регионального прожиточного минимума пенсионера вокруг среднего по РФ. Если пенсионер проживает в регионе, где прожиточный минимум ниже, чем в среднем по стране, он получает федеральную доплату.
В условиях ухудшения экономической ситуации государство, включив социальную защиту населения в число приоритетных направлений антикризисной программы, при общем сокращении бюджетных расходов не только выполнило ранее взятые социальные обязательства, но и дополнительно увеличило финансирование социальной сферы.
Все социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, в первую очередь пакет государственных пособий на детей, материнский (семейный) капитал, а также выплаты, производимые в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, были проиндексированы с учетом прогноза инфляции. На данные цели было выделено 12,7 млрд р. С 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. — на 13%. В результате, размер пособия по уходу за первым ребенком составил 1873 р., за вторым и последующими детьми — 3746 р., пособие при рождении ребенка достигло 9989 р. Материнский капитал в результате индексации с 1 апреля 2009 г. составил 312,16 тыс. р.
Увеличены выплаты по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также материнский капитал: все они проиндексированы с 1 января 2010 г. на 11%. Верхний предел пособия по беременности и родам составит около 35 тыс. р. (в 2009 г. — 25,39 тыс. р.), исходя из максимального (415 тыс. р.) размера заработной платы, с которой будут начисляться страховые взносы. При меньшей заработной плате пособие по беременности и родам будет устанавливаться в размере 100% от суммы заработка (ранее — 40%). Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 13,833 тыс. р. (в 2009 г. — 7,492 тыс. р.). Размер материнского капитала достигнет 343,378 тыс. р.
Таким образом, сохраняются достигнутые результаты по поддержанию уровня жизни нетрудоспособного населения и продолжится реализация намеченных ранее направлений социальной политики в области развития системы пенсионного обеспечения и помощи семьям, имеющим детей.
Среднедоходные слои этот процесс затронул по двум направлениям. С одной стороны, работу теряет управленческий персонал: менеджеры среднего и высшего звена, лица творческих профессий, дизайнеры, специалисты по рекламе, по связям с общественностью, занятые в издательском бизнесе и т.п. Это — лица, имевшие уровень материального достатка выше среднего, высокие жизненные притязания и определенный общественный статус, возраст, близкий к среднему, не готовые к радикальным переменам.
Другая часть среднего класса — ИТР и высококвалифицированные рабочие кадры, работавшие в реальном секторе экономики, среднего и выше возраста, и низкого уровня профессиональной и территориальной мобильности. Проблемы «белых воротничков» сосредоточены, в основном, в крупных городах, где существует достаточно рабочих мест по многим видам экономической деятельности, а уровень безработицы изначально был ниже среднего. Беды же второй категории распространены по всей территории, как было показано выше, особенно в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности, концентрируясь в промышленных центрах, имеющих градообразующие предприятия.
Для снижения социальной напряженности в связи с ситуацией на рынке труда Правительство Российской Федерации разработало комплекс специальных мер, действующих одновременно по нескольким направлениям.
В оперативном режиме контроль за состоянием рынка труда проводится с помощью еженедельного мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий на сокращенный рабочий день.
Для информирования работников во всех субъектах РФ организованы консультационные пункты и телефонные «горячие линии», а также специальный информационный портал «Работа в России» с еженедельным обновлением перечня вакансий, объединяющего официальную информацию 85-ти региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения. Эта работа призвана содействовать занятости безработных, незанятых граждан и граждан, подверженных риску увольнения.
Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство предусмотрен ряд мер организационного характера:
— в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФ иностранных работников;
— запланировано организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;
— предусмотрена материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;
— намечено оказание адресной помощи при переезде в другую местность 15 тыс. чел.;
— предполагается направление на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.
Обеспечение занятости выпускников школ, вузов и средних специальных учебных заведений, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса — особая задача, требующая законодательного решения, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что в свою очередь способствует трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Предполагается также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составлял 16,6%, а ее доля в общей численности безработных — 23,5%.
Но основным направлением поддержки занятости является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособия по безработице составляет 850 р., максимальная — 4,9 тыс. р. Объем бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление активных программ содействия занятости безработных, увеличен на 33,95 млрд р., из них 29,8 млрд р. ассигнованы на социальную поддержку граждан, официально признанных безработными. Фонд оплаты труда федеральных бюджетников с 1 декабря 2008 г. увеличился на 30%. Основной эффект реализации этой меры пришелся на 2009 г. В целях поддержания уровня доходов работников бюджетных организаций предусмотрено включение расходов на их заработную плату в перечень расходов, защищенных от сокращения. В 2010 г. субвенции субъектам Федерации на проведение мероприятий по повышению уровня занятости стали на 15% больше.
Обеспечение населения жильем относится к числу тех перспективных направлений социальной защиты, реализацию которых предполагается продолжить в рамках антикризисной программы с целью смягчения социальных и территориальных различий.
На фоне кризисных явлений проявилась позитивная тенденция в области государственной жилищной политики. С начала жилищной реформы государством был выбран рыночный подход к решению жилищного вопроса в сочетании со специальными программами и проектами, направленными на защиту и целевую поддержку интересов отдельных категорий населения. В условиях кризиса правительству пришлось обратить более пристальное внимание на проблему жилищного строительства, причем не только как на способ удовлетворения определенных потребностей населения, но и как на вид экономической деятельности, способствующий развитию смежных отраслей: промышленности строительных материалов, производства строительной техники, создания инженерной и бытовой инфраструктуры. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживали 5 922 чел.
В качестве антикризисных мер предусмотрена поддержка промышленности строительных материалов и отдельных строительных компаний. Внушительный пакет мер, адресованных непосредственно населению, продолжает начатые направления жилищной политики. К ним относятся: реализация федеральной целевой программы «Жилище» (суммарно — 61,4 млрд р.), а именно выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан: реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил РФ; выезжающих из районов Крайнего Севера), обеспечение жильем молодых семей, всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции субъектам РФ — 35,0 млрд р.).
Предусмотрено стимулирование спроса населения на жилье, помимо реализации временных антикризисных мер по поддержанию ипотечного кредитования, налоговыми послаблениями. Увеличена сумма имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн р. Кроме того, организациям разрешено включать в состав расходов суммы, внесенные в возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.
Поддержание системы жизнеобеспечения населения, которая охватывается понятием социальной инфраструктуры, также относится к числу всеобъемлющих социальных гарантий.
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, постоянно опережающий общий индекс потребительских цен, влечет за собой непрерывное увеличение расходов государства на помощь семьям, которые не в состоянии полностью оплачивать эти услуги из своих текущих доходов.
Общее ухудшение хозяйственной ситуации еще больше обострило состояние ЖКХ как отрасли и положение населения как важнейшего потребителя ее услуг. За 10 мес. 2009 г. тарифы на услуги ЖКХ в среднем увеличились на 19,1%, в том числе на холодное водоснабжение и водоотведение — на 23%, горячее водоснабжение — 24,4%, газоснабжение -24,2%, электроснабжение — на 25,1%.
Антикризисная программа поддержки ЖКХ предполагает как дальнейшее развитие и продолжение ранее выбранных направлений (разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009-2011 гг. и формирование системы адресных субсидий для населения), так и новые меры, в частности, бюджетное субсидирование капитального ремонта жилого фонда.
Непосредственное использование бюджетных средств в качестве антикризисных мер уже приносит положительные результаты. Общий объем средств, предусмотренный для предоставления финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2011 г., составил 240 млрд р. Часть этих средств предполагается, согласно принятому решению о реализации антикризисных мер выделить на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд р. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 116,0 млрд р. Выполнение региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 млн чел.
Несмотря на совокупное сокращение спроса, удовлетворение таких базовых потребностей населения, как образование детей и поддержание здоровья, также осталось в числе приоритетов социальной политики государства даже в условиях кризиса.
Степень социальной защищенности населения всегда служила, с одной стороны, свидетельством политической ориентации государственной власти, с другой — показателем уровня экономического развития. В условиях кризиса государство не только выполнило ранее взятые обязательства по поддержанию уровня жизни отдельных групп населения, в первую очередь малообеспеченных, но и распространило свою защиту на все население, сохранив ранее обозначенные приоритеты социальной политики и продолжив, а по некоторым направлениям даже усилив, бюджетное финансирование. Ускоренный рост бедности и ее переход в застойную форму был предотвращен. Это позволило избежать роста социальной напряженности, сдержало проявления социальной апатии и ухода от действительности.
Усилия власти по сохранению социальной сферы, которое рассматривается как основной положительный итог 2009 г., и их намерения продолжить намеченные меры вселило в население доверие к ее способности организовать и возглавить наметившийся перелом в экономической ситуации и постепенный переход к росту [11,12].
Проанализируя проблемы системы социальной защиты населения и пути их решения, необходимо рассмотреть перспективы ее развития.
2.3 Перспективы развития системы социальной защиты населения
Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1 Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.
2 Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.
3 Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере — расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения. Размер финансирования этих учреждений составит более 7,1 миллиарда рублей.
В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. Это областной закон о ветеранах труда Свердловской области, о знаке отличия «Совет да любовь», о выплате по 100 тысяч рублей одиноко проживающим инвалидам и участникам войны для проведения ремонтов домов и другими важными решениями.
За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.
Всего в этом году органам социальной защиты населения выделено бюджетных ассигнований в размере 25,9 миллиарда рублей, что на 25 процентов больше, чем в 2010 году.
Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны — это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг [14].
В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.
Кроме того, на Среднем Урале активно внедряются электронные услуги. На конец 2011 года на портале государственных услуг Свердловской области размещена информация о 17 услугах (67 подуслугах) министерства социальной защиты населения Свердловской области. Две «пилотные» услуги переведены в электронный вид. Планируется перевести в электронный вид ещё 4 услуги (11 подуслуг). В Московской области принята новая программа соцзащиты, которая содержит лучшие достижения последних лет, рассчитанную на 2012-2016 годы. Она включила развитие новых форм работы с ветеранами, пенсионерами и пожилыми людьми (речь идет об адресно-социальной поддержке). Так, с этого года увеличен минимальный социальный стандарт до 12 тыс. рублей. Кроме того, все формы адресной поддержки — обследования, ремонты, обеспечение техникой продолжают развиваться. В этом году в Москве дополнительно выделено 100 млн рублей на услуги сиделок, также будет активно развиваться стационарная помощь, реабилитация. Большая программа запланирована по текущему и капитальному ремонту социальных учреждений. Увеличено в текущем году и финансирование ветеранских организаций — на эти цели выделено почти 600 млн рублей [16].
Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.
В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров [13].
Одна из главных задача в данном направлении — это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке. Ориентировочная дата сдачи объекта — 1 квартал 2012 года.
В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.
Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в 2012 году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.
Заключение
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
— изучены теоретические основы социальной защиты населения;
— произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;
— рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Так, в 2008 г. базовая часть пенсий повысилась на 15%, а страховая часть — на 8%., с 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. — на 13%, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению жизненного уровня пенсионеров, с 1 января 2010 г. на 11% произошло увеличение выплат по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, а также материнского капитала. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения продолжат реализовываться в последующие годы.
Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид.лит., 2009.
2. Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. — 2010. — №7. — с. 132-136.
3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Пантелеева Т.С. Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для ВУЗов 2004 г.
5. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2004.
6. Дорогань В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального обеспечения населения // Региональные перспективы. — 2009.
7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2006.
8. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2006.
9. Новиков В. Актуальные вопросы реформирования системы социального обеспечения населения: Аспекты труда. — Украина. — 2010.
10. Кизиль.Е.В. Финансы и кредит: Учеб. Пособие. — 2007.
11. Ромашов О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 2009.
12. http://www.economy.gov.ru Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.
13. http://www.glossary.ru Глоссарий.ru: Социальная защита населения
14. http://zdorovyavsem.ucoz.ru/news/2011-12-23-289 Перспективы развития соцзащиты населения
15. http://ru.wikipedia.org Социальная защита — Википедия
16. http://er.ru/news.ru Единая Россия. Официальный сайт партии
Размещено на