Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Социальная инфраструктура4
1.1. Характеристика социальной инфраструктуры4
1.2. Структурный состав системы образования9
Глава 2 Финансовый механизм обеспечения образования в бюджете 2008-2010 гг.12
Заключение27
Список литературы28
Выдержка из текста работы
Образование является сферой, которая определяет качество человеческого капитала и влияет на уровень экономического развития государства и его инновационную привлекательность. Страны, демонстрирующие высокие темпы экономического роста, в качестве приоритетных направлений государственной политики выделяют развитие образования и повышение уровня грамотности населения. При этом значительное внимание уделяется дошкольному образованию.
Дошкольный период — один из периодов становления личности. Дошкольное образование рассматривается как важнейший компонент всей системы образования, оказывающий влияние на качество человеческого капитала. В связи с этим финансовое обеспечение дошкольного образования, в большинстве стран предполагает государственное участие наряду с выделением средств родителями.
В Российской Федерации вопросы развития и финансового обеспечения дошкольного образования являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.
Сложившийся механизм финансового обеспечения дошкольного образования в Российской Федерации в настоящее время отличается низкой результативностью; формы и методы предоставления бюджетных средств на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования не ориентированы на достижение высокой эффективности бюджетных расходов.
Главными недостатками финансирования расходов бюджета на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования являются несовершенство методических и правовых основ разработки финансирования государственных и муниципальных заданий, что приводит к низкой эффективности мер государственной политики, направленных на развитие и повышение качества дошкольного образования.
В связи с этим вопросы уточнения методологических основ финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования в настоящее время являются актуальными.
Целью данной работы является изучение механизма финансирования бюджетных учреждений дошкольного образования, выявление и анализ проблем данной сферы, а также поиск методов совершенствования механизма финансирования ДОУ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
проанализировать существующий механизм финансирования дошкольных образовательных учреждений;
рассмотреть совершенствование формирования механизма финансирования дошкольных учреждений.
Объектом изучения выступают дошкольные образовательные учреждения.
Предметом изучения является механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования.
В качестве методов исследования применялись: метод статистического анализа, сравнительный метод, прогнозирование, изучение нормативно-правовой базы. Анализ фактического материала представлен в качестве таблиц, диаграмм, рисунков.
Методологическую основу изучения составляют: нормативно-правовые акты, учебная литература, материалы периодических изданий.
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и логикой проведенного изучения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 34 источников.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности организации дошкольного образования в РФ
Дошкольные образовательные учреждения являются первым уровнем системы государственного образования.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, которое реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе особенности образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Образовательное учреждение осуществляет не только получение дошкольного образования, но и присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Функционирование образовательных учреждений осуществляется с помощью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт определяет:
формы обучения по образовательной программе, которая, в свою очередь, определяет содержание дошкольного образования;
формы получения дошкольного образования;
сроки получения дошкольного образования;
требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования;
самостоятельную разработку и утверждение образовательными организациями образовательных программ дошкольного образования.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения на рис.1.
Рисунок 1. Основные задачи ДОУ
В группах осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации: рис. 2.
Рисунок 2. Группы в образовательных дошкольных организациях
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы в соответствии со своим уставом по пятидневной или шестидневной рабочей неделе.
Группы имеют право функционировать в режиме:
полного дня (12-часового пребывания);
сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания);
продленного дня (13 — 14-часового пребывания);
кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
По желанию родителей (законных представителей) группы могут функционировать также в выходные и праздничные дни.
Родители (законные представители) воспитанника имеют права без взимания платы на получение консультативной, методической, диагностической, психолого-педагогической помощи.
Для функционирования дошкольных образовательных учреждений, которые осуществляют воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разрабатываются адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
В ДОУ создаются специальные условия, включающие в себя использование образовательных программ и специальных методов воспитания, обучения и развития таких детей, а именно:
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: рис.3.
Рисунок 3. Группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в группах должно быть не более 15 человек. Образование этих детей может осуществляться как в отдельных специализированных учреждениях, так и вместе с другими.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансирования дошкольного образования в РФ
Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством <garantF1://10064235.41> Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на дошкольное образование являются финансовой гарантией конституционных прав граждан.
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней.
Бюджетные ассигнования, предназначенные на дошкольное образование, поступают по каналам, прежде всего, местных бюджетов, бюджетов субъектов и федерального бюджета.
За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Механизм бюджетного финансирования дошкольных образовательных учреждений основывается на следующих принципах:
деятельность дошкольных образовательных учреждений финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории дошкольного образовательного учреждения;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;
государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников дошкольного образовательного учреждения, приобретение учебного оборудования, пособий, на социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;
государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетам и объемов прямого финансирования дошкольных образовательных учреждений в случае соучредительства.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение — это бюджетная организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами.
Дошкольное образование относится к сфере продуктивных вложений. Учитывая важность системы дошкольного образования, уделяется большое внимание развитию данной сферы: разрабатываются специальные программы, расширяются и совершенствуются источники финансирования. Во многих странах мира главным источником финансирования расходов на дошкольное образование являются средства бюджета. Бюджетные средства составляют более 80 % от общего объема финансирования. Основными источниками финансирования дошкольного образования на сегодняшний день являются местный (ведомственный) бюджет и родительская плата. Согласно существующим нормам, размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка. При этом для ряда категорий предусмотрены существенные льготы, вплоть до полной отмены родительской платы.
Но, учитывая скудость финансирования детских садов, особое значение для нормального существования дошкольного образовательного учреждения приобретают внебюджетные источники финансирования.
К наиболее распространенным внебюджетным источникам финансирования детского сада относятся:
шефская помощь;
благотворительные и спонсорские взносы;
добровольные родительские пожертвования;
благотворительные взносы «Милосердие»;
доходы от предпринимательской деятельности образовательного
учреждения: родительская плата, оказание платных услуг, сдача металлолома, сдача в аренду помещений: рис.4.
Рис. 4. Состав источников формирования финансовых ресурсов
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что источниками финансирования дошкольных образовательных учреждений являются: ассигнования из федерального бюджета (субвенции); средства бюджета субъектов Федерации; ассигнования из местного бюджета; средства внебюджетных фондов.