Содержание
Введение3
1. Сущность и классификация финансовых прогнозов5
1.1. Сущность и роль финансовых прогнозов5
1.2. Методология финансового прогнозирования8
1.3. Классификация финансовых прогнозов13
2. Системы прогнозирования16
2.1. Виды систем прогнозирования, типовая структура16
2.2. Организация прогнозирования19
2.3. Система прогнозирования и планирования РФ24
Заключение27
Список используемой литературы29
Выдержка из текста работы
Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его отличия и преимуществ по сравнению с другими видами финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.
В работе были использованы следующие методы: системный подход, анализ и синтез, обобщение, группировка и сравнение.
Теоретической основой написания курсовой работы является учебный материал отечественных актов, а также нормативно-законодательные акты Республики Беларусь. Следует отметить тот факт, что в исследованном материале авторами уделено недостаточное внимание проблеме развития исследуемого объекта курсовой работы в современной экономике Республики Беларусь. Поэтому тема исследования является актуальной на данном этапе развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
THE ABSTRACT
Work contains: 30 pages, 2 drawings, 2 tables, 16 used sources of the literature, 3 enclosures.
Audit, cjntrol, the auditor organization, the external and internal audit, supervising bodies
Object of research is audit, as a kind of financial control.
Object of research in work are features of occurrence of auditor control and its carrying out in Republik of Belarus.
The purpose of the given work is consideration of essence of auditor control, its difference and advantages in comparison with other kinds of financial control. It is very important to track thus history of occurrence of audit, formation, development and revealing of problems of audit in territory of Belarus and ways of their decision.
In work following methods have been used: the system approach, the analysis and synthesis, generalization, grouping and comparison.
Theoretical basis of a writing of a term paper is the teaching material of domestic certificates, and also standard-acts of the Republik of Belarus. It is necessary to notice that fact that in the investigated material authors pay insufficient attention to a problem of development of investigated object of a term paper in modern economy of Republik of Belarus. Therefore the research theme is actual at the given stage of development of auditor control in Belarus.
The author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.
ВВЕДЕНИЕ
Контроль является одной из важнейших функций управления и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности.
Одним из видов финансового контроля является аудиторский контроль. Аудит — это независимый финансовый контроль, целью которого является подтверждение достоверности бухгалтерского учета предприятия, достигнутых им финансовых результатов на основе проверки, ревизии и анализа хозяйственной деятельности. В современных условиях актуальность аудита весьма очевидна, а его значимость нельзя недооценивать.
Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. Сегодня, когда наша страна сталкивается со сложностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетным направлением в области финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики. Но в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашем государстве, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его отличия и преимуществ по сравнению с другими видами финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудиторского контроля в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить пути их решения.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: системный подход, анализ и синтез, обобщение, группировка и сравнение, что позволило обеспечить необходимую глубину достоверности результатов исследования и обосновать выводы.
В ходе написания работы использовался теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати, законодательные акты Республики Беларусь, статистический материал, материалы сайта Министерства финансов Республики Беларусь.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА. РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 История возникновения и развития аудита
Изучение любой дисциплины принято начинать с ее истории — возникновение, пути развития. Ознакомление с историей возникновения и становления аудита в разных странах поможет глубже понять суть аудита и его роль. Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.
Зарождение аудита. В давние времена в школах учитель, объяснив урок, поручал старшему ученику перед началом следующего занятия проверить, как младшие выучили задание. Этот ученик назывался «аудитор» — выслушивающий. Впоследствии это слово прижилось и стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управленческие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности акционерами приглашались специальные люди — аудиторы, которым, по мнению акционеров можно было доверять. Главными требованиями к аудитору были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора [16, с. 15].
Первый этап становления. Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии в XIX в. Датой рождения аудита принято считать 1844 г.
В США в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.
Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 году в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, однако нигде не было указано, кем должна была осуществляться проверка — внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.
Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера [12, с. 70].
Второй этап — 1950 г. — до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах. От проверки бухгалтерских счетов акционерных компаний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего ряд услуг — проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фирмами, от небольших, включающих десяток сотрудников, до транс национальных гигантов с численность в несколько тысяч человек (Price waterhouse Coopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG) [7, с. 23].
В России звание аудитора было введено Петром I. Тогда их называли присяжными бухгалтерами. В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако попытки организации аудита вплоть до 1929 года терпели неудачи.
Отмена крепостного права в России, подъем промышленного производства, распространение акционерных обществ, рост финансовой культуры в стране создали предпосылки для возникновения финансового контроля. В 1891 году семнадцать губерний охватил страшный голод. Чтобы помочь голодающим, в Москве организовали выставку. При ней был созван I съезд счетоводов, которым поручались ревизии различных счетоводств, организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. В августе 1898 года состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства: для присяжных счетоводов — не менее пяти лет; для счетоводов — не менее двух лет; для кандидатов — не менее трех месяцев.
Вся эта работа проводилась усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского. Он хотел, чтобы деятельность присяжных бухгалтеров повторяла деятельность британских аудиторов. Но, так как его коллеги были настроены к нему, мягко говоря, недружелюбно, попытки Езерского терпели неудачу.
Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Члены предложенного съездом профессионального Института в России подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты.
Аудиторская деятельность а России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году, когда в стране стали создаваться первые кооперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам. В то время правом проверять финансовую деятельность обладало только Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР. В положении об управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, но о совместных предприятиях там не упоминалось. Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Инаудит», созданную в 1987 году. Однако и она не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали в том числе Министерство финансов (55 процентов уставного капитала) и Министерство торговли (10 процентов). 1990 год — время создания подлинного аудита в России. Принятие в этом году ряда законов («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности») позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы, учредительные документы которых предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности.
К концу 1991 года стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм [13].
1.2 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью. Такой контроль принято называть аудитом [12, с. 70]
В Правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности» №114 от 26 октября 2000 года (ред. 30 июня 2011 г. №51) дано понятие аудита.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления финансовой отчетности других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности [11, гл. 1].
Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству [5, гл. 1].
Целью аудита является повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, а также составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям республиканских правил аудиторской деятельности [11, гл. 2].
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы — индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [1, с. 84].
При проведении аудита аудиторская организация должна соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность, профессиональность поведения, конфиденциальность [11, гл. 3].
При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц. При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших проведение проверки [12, с. 101].
Руководствуясь принципом профессиональной компетентности и добросовестности, аудитор обязан постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных аудиторских услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. Для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне аудитор обязан быть осведомленным и разбирающимся в соответствующих профессиональных, законодательных и технических новшествах, постоянно повышать профессиональную квалификацию, которая развивает и поддерживает способности, позволяющие ему компетентно работать в сфере аудиторской деятельности.
Руководствуясь принципом конфиденциальности, аудитор должен обеспечивать конфиденциальность информации полученной в результате профессиональных или деловых отношений и не должен раскрывать такую информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет право либо обязан раскрыть такую информацию [10, гл.2].
Основными этапами проведения аудита являются: планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица [10, гл.4].
1.3 Виды аудита
С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько видов [таблица 1].
Таблица 1
Виды аудита
Классификационный признак |
Классификационная группа |
|
В зависимости от субъекта |
Внешний |
|
Внутренний |
||
В зависимости от объекта |
Общий |
|
Банковский |
||
Страховой |
||
В зависимости от порядка назначения |
Обязательный |
|
Инициативный |
||
В зависимости от организационного признака |
Первоначальный |
|
Согласованный |
||
В зависимости от назначения проверки |
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности |
|
Специальный |
||
Аудит на соответствие требованиям |
Внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, осуществляется внутренними аудиторами — работниками организации, непосредственно подчиненными руководству субъекта хозяйствования. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов организации, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования. При правильной организации внутренний аудит способствует четкому и качественному выполнению своих обязанностей должностными и материально ответственными лицами, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.
Внешний аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Никакие государственные органы, заказчики аудита или другая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации или аудитора.
В зависимости от порядка назначения внешний аудит разделяется на инициативный и обязательный.
Инициативный аудит проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок его осуществления регламентируются нормативными актами.
И обязательный, и инициативный аудит может быть общим, банковским и страховым. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Это сфера деятельности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, внесенных в Государственный реестр. Банковский аудит проводится в учреждениях банка аудиторами, которые должны дополнительно иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь. Страховой аудит проводится в страховых и перестраховочных организациях.
Все рассмотренные виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными. Первоначальный аудит проводится впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности, что значительно увеличивает трудоемкость и риск проверки. Согласованный аудит oосуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности.
В зависимости от направления проверки различают аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Первый из них можно отнести к обязательному аудиту, два других — к инициативному.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству. По его формам выдается аудиторское заключение специальной формы. Специальный аудит — это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил и норм. В рамках специального аудита выделяют экологический аудит, направленный на обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска для окружающей среды вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Аудит на соответствие требованиям связан с проверкой хозяйственных процессов и финансовых операций с точки зрения установленных правовых актов законодательства. Такой вид аудита может проводиться по заказу акционеров и иных собственников с целью проверки соблюдения руководством организации предписанных норм и правил [16, с.135].
1.4 Отличие аудита от государственного финансового контроля
Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами. Можно выделить следующие отличительные признаки аудита от государственного контроля.
? Целевой признак. Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудитор разрабатывает рекомендации по исправлению допущенных ошибок и предупреждение фактов нарушения законодательства в будущем.
Ревизии, осуществляемые государственными органами, проводятся с целью обеспечения мобилизации и рационального и эффективного использования финансовых ресурсов страны в производственных и непроизводственных сферах.
? Информационный признак. Аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность информации сохранность коммерческой тайны. Ревизии, проводимые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций.
? Организационный признак. Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит проводится ежегодно. Ревизии проводятся на основании приказа ревизионного органа и взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер.
? Аудит является платной услугой, государственный контроль проводится на бесплатной основе.
? Документально-результативный признак. По результатам аудита оформляется аудиторское заключение, а по результатам ревизионной проверки, проводимой органами государственного контроля, составляется акт ревизии деятельности организации.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь
Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся и аудиторы. Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30 сентября 1991 г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. Становление и развитие аудита в нашей стране подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в Республике Беларусь проходило в несколько этапов.
Первый этап — появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками.
Первой аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987 году. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля.
Первые хозрасчетные аудиторские организации в Республике Беларусь появились в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «Белэкоаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.
На втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении. В целях укрепления государственного контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу [4, c. 112].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 года №367 «О контрольно-ревизионной службе» было признано создание в республике аудиторской службы и утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь», в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете [12, с. 75].
На аудиторскую палату были возложены следующие функции:
? кадровые — организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
? связанные с деятельностью аудиторских организаций — решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей;
? методологические — разработка нормативных и методологических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
? управления и контроля — контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач [4, c. 112].
На этом же этапе 8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который был введен в действие 7 декабря 1994 г. и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также со стажем работы по специальности не менее 5 лет [12, c. 76].
Третий этап аудита В Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов — индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия — аудиторам — индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий — аудиторским организациям.
Проведенные в течение 1999 — 2003 годов организационные мероприятия (переаттестация, перерегистрация, регулирование цен на аудиторские услуги и др.) привели к резкому оттоку аудиторских кадров, сто не замедлило сказаться на численности аудиторов. Так, в 2004 году насчитывалось 83 аудиторских организаций, что на 17 организаций меньше показателя 2000 года, среднее количество аудиторов — индивидуальных предпринимателей снизилось с 513 аудиторов до 486 (таблица 2)
Таблица 2
Развитие аудита в Республике Беларусь [4, c. 116].
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Среднее количество аудиторских организаций |
100 |
100 |
99 |
87 |
83 |
|
Среднее количество аудиторов — индивидуальных предпринимателей |
513 |
528 |
545 |
531 |
486 |
|
Количество всех аудиторских услуг |
9018 |
11619 |
13519 |
18098 |
15726 |
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь
Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регулируется законом «Об аудиторской деятельности» № 3373-XІІ от 8 ноября 1994 г. и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии в данным законом аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:
— достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
— правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
— целевого использования кредитов и инвестиций;
— финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
— финансового состояния эмитента ценных бумаг;
— формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
— достоверности налоговой декларации (расчета);
— состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
— стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
— иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
— составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
— постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
— составлению деклараций о доходах и имуществе;
— анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
— консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
— информационному обслуживанию;
— автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
— оценке предпринимательских рисков;
— разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
— проведению маркетинговых исследований;
— обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:
? открытых акционерных обществ;
? банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
? бирж;
? коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
? страховых организаций, страховых брокеров;
? резидентов Парка высоких технологий;
? организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
? иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Единые требования к действиям аудиторских организаций по планированию аудита, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита предусмотрены Правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита». Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом. Планирование аудита позволяет уделить необходимое внимание значимым для аудита областям, выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита, надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания, а также осуществлять руководство и контроль за ходом аудита. Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита. Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита [8]. финансовой контроль аудит беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об Организации аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель обязуются оказать аудиторские услуги по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг, стоимость оказываемых аудиторских услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [9].
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение может быть, безусловно, положительное, условно положительное, отрицательное, либо аудитор может отказаться от аудиторского заключения.
2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности
В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения действия квалификационного аттестата аудитора; ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.
На Министерство финансов Республики Беларусь возлагаются обязанности по разработке методологии аудита, принятию нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также контроль за соблюдением требований действующего законодательства республики. В структуре Министерства финансов в 1999 г. было создано Главное управление аудита, при котором с 2000 г. действует Методологический совет по аудиторской деятельности [16, c. 156].
Целью деятельности Методологического совета является выработка рекомендаций аудиторов по формированию методологии аудита и разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Основными функциями Методологического совета являются:
— обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и аудиторских организаций Республики Беларусь, участие в подготовке информационных, методических материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
— разработка рекомендации по проведению аудита и оказанию других аудиторских услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
— рассмотрение проектов учебных программ для обучения и повышения квалификации аудиторов, разработка предложения по совершенствованию организации процедуры проведения квалификационных экзаменов;
— изучение международного опыта организации аудиторской деятельности и подготовка предложения по его интеграции в организацию аудиторской деятельности в Республике Беларусь;
— рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.
В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» в компетенцию Национального банка Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности входят:
— определение порядка осуществления аудиторской деятельности;
— разработка методологии аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
— установление республиканских правил аудиторской деятельности;
— контроль над соблюдением порядка аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами, за исключением случаев, когда из договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.
2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития
Аудит в современном понимании — это особенная, крайне важная методика контроля. В условиях актуальной рыночной экономики он зарекомендовал себя как неотъемлемая часть успеха и финансовой безопасности любого предприятия. Предназначение аудита на современном этапе:
? во-первых, это независимая проверка бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности с целью выражения мнения о ее достоверности;
? во-вторых, это оценка непрерывности деятельности субъекта предпринимательской деятельности;
? в-третьих, это способствование привлечению как внешних, так и внутренних инвестиций в экономику Республики Беларусь [4, с. 38].
По состоянию на 1 января 2009 года в государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций числилось 134 аудиторские организации, готовые провести аудит субъекта предпринимательской деятельности [приложение А].
За 2009 год количество аудиторских организаций в Республике Беларусь увеличилось на 5 и составило 139 организаций. К 2011 году количество аудиторских организаций возросло на 3,6% по сравнению с 2010 годом, а по сравнению с 2009 — на 7,5%, что составило на 31 декабря 2010 года, 144 зарегистрированные организации.
Динамика изменений численности аудиторов — индивидуальных предпринимателей приведена в приложении Б. Цифры свидетельствуют об устойчивом росте данного сегмента предпринимательской деятельности. Уже на конец 2010 года. зарегистрированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей составило 564 аудитора, что говорит об увеличении их числа на 6% и 12,6% по сравнению с данными на начало 2010 и 2009 годов соответственно.
Развитие рынка аудиторских услуг в последние годы происходит бурными темпами. Рост потребности в аудиторских услугах проявляется в увеличении оказанных услуг аудиторами. Если в 2008 году данный показатель составлял 45383 млн. рублей, то в 2009 — 2010 гг. он стал соответственно равен 58573 и 63899 млн. рублей. Это означает, что в 2010 году произошло увеличение оказанных аудиторских услуг на 9,1% по сравнению с 2009 годом, а по сравнению с данными 2008 года услуг выполнено больше на 40,8% [рис. 1].
Рис. 1 Оказано услуг аудиторскими организациями [6]
В портфеле аудиторских услуг аудиторов — индивидуальных предпринимателей основную долю занимает обязательный аудит, в то время как у аудиторских организаций — сопутствующие аудиту услуги. Это свидетельствует о том, что организации и предприятия при проведении обязательного аудита отдают предпочтение аудиторам — индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям. Необходимо также отметить, что для белорусского рынка аудиторских услуг характерна высокая концентрация аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей в крупных городах страны. [2, с. 26]
В порядке оценки структуры аудиторских услуг следует отметить уменьшение удельного веса непосредственно аудита и соответствующий рост к концу 2010 года сопутствующих услуг (на 3% по сравнению с данными 2009 года) [Приложение В]. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, ведь проведение обязательного аудита определено законодательством, а потребность в сопутствующих услугах вытекает, как правило, непосредственно из хозяйственной, производственной деятельности субъекта. При этом максимальный удельный вес среди сопутствующих услуг занимает консультирование по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности, информационным обслуживанием, выполнением в установленном порядке услуг по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности [14, с. 26]
В результате аудита в 2010 году было выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей на сумму 28509 млн. рублей, что на 35,2% и 47,6% больше выявленных недоплат по сравнению с 2008 и 2009 годами соответственно [рис. 2].
Рис. 2 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей [6]
Таким образом, проанализировав аудиторскую деятельность в Республике Беларусь на современном этапе развития можно сказать, что востребованность в достоверной информации о финансовом состоянии белорусских субъектов предпринимательской деятельности увеличивается. С 2006 года идет новый виток развития аудиторской деятельности. С каждым годом увеличивается количество аудиторских организаций, а особенно аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о развитии рынка аудита.
Постоянно растет потребность в аудиторских услугах. Это проявляется в увеличении оказанных услугах аудиторскими организациями и аудиторами-индивидуальными предпринимателями. С каждым годом увеличивается число организаций, в которых был проведен аудит. И в результате проведения аудита в организациях были установлены нарушения ведения бухгалтерского учета и нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Итак, за 20 лет аудит в Беларуси превратился в заметную сферу услуг, без которой многие предприятия уже не могут обойтись. При этом следует заметить, что организации и предприятия при проведение аудита отдают предпочтение аудиторам — индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе
Анализ состояния белорусского аудита свидетельствует о наличии в этой сфере ряда неразрешенных проблем. Основными проблемами аудита в настоящий момент являются:
1) Искаженное понимание сущности аудита пользователями отчетности и органами государственного регулирования. Существующее определение аудита способствует общему восприятию того, что аудит является функцией, дополняющей государственные проверки. Разрешение налоговых проблем заказчика задачей аудита не является. Это сопутствующая услуга («налоговый аудит»), на оказание которой заключается отдельный договор и используется особая методика проверки.
2) Недостаточный охват субъектов хозяйствования обязательным аудитом. По данным Министерства финансов Республики Беларусь аудиторскими организациями ежегодно проводится немногим более 5000 проверок субъектов хозяйствования. Это означает, что большинство субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту, уклоняются от его проведения. В то же время, необходимость аудита для государства обусловлена спецификой рассматриваемых вопросов, многие из которых не контролируются ни одним государственным ведомством. К таким вопросам можно отнести оценку искажений финансовой отчетности, оценку системы внутреннего контроля, оценку неотъемлемых рисков субъектов хозяйствования, оценку вероятности мошенничества, оценку возможности продолжения деятельности.
3) Несовершенство системы государственного и общественного регулирования аудиторской деятельности. Отсутствует единообразный подход к оценке предложений аудиторов заказчиками, оценке существенных условий договора (трудоемкости, существенности, рисков, стоимости аудиторских услуг) и необходимой для этого информации. Аудиторы не имеют профессиональной организации, обеспечивающей связь между аудиторами и органами государственной власти, разработку и внедрение механизма противодействия демпингу. Это привело к тому, что на практике аудит, в значительной степени, регулируется неформальными институтами, а также недобросовестными заказчиками и аудиторами.
4) Ограниченные возможности большинства аудиторских компаний выражаются в малочисленности, невысокой финансовой устойчивости, зависимости от заказчика, недостаточном уровне квалификации, отсутствии практики международного аудита, незначительном потенциале развития. Стагнации отрасли способствует ориентация государства на развитие индивидуального предпринимательства в аудите. Поэтому основным направлением деятельности национальных аудиторов является налоговый аудит либо аудит по специальному заданию, бухгалтерские услуги, что приводит к неконтролируемому демпингу.
5) Отсутствие международного признания национального аудита. Аудиторские заключения национальных аудиторских организаций не признаются за территорией Республики Беларусь. Международному признанию белорусского аудита будет способствовать вступление профессиональных общественных организаций аудиторов в международную федерацию бухгалтеров (IFAC). [3].
Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г.
Планируется, что общая численность аудиторов в Реестре аудиторских организаций и аудиторов индивидуальных предпринимателей к 2014 году составит приблизительно 1100-1200 чел. Первоначально должно произойти некоторое снижение количества аудиторов за счет усиления требований к качеству аудита, увеличения ответственности. Позднее — рост за счет повышения интереса к профессии, поднятия ее престижа, увеличения потребности государства в качественной информации, расширения базы и содержания аудита. Повышение качества аудита и сопутствующих услуг позволит решить основную задачу — обеспечить доверие пользователей к бухгалтерской информации и принятие обоснованных решений по развитию производства, торговли, услуг.
Количество аудиторских организаций и их численность, количество аудиторов-предпринимателей находятся в зависимости от количества, размера и потребностей аудируемых субъектов хозяйствования. База обязательного аудита увеличится в несколько раз и составит более двадцати тысяч субъектов хозяйствования. Увеличение базы обязательного аудита произойдет как за счет увеличения ответственности субъектов хозяйствования за уклонение от проведения обязательного аудита, так и за счет расширения круга субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту. Увеличение размера аудиторских организаций произойдет в результате требований внешнего контроля по качеству аудита, необходимости соблюдения республиканских правил аудиторской деятельности, расширения функций аудита и сопутствующих услуг. Финансовое состояние аудиторских организаций позволит содержать, как минимум, нескольких специалистов, имеющих квалификацию CIPA или DiPiFR, что позволит проводить аудит отчетности по МСФО.
В планируемом периоде будут внедрены:
1) единая система оценочных показателей при проведении тендеров и оценке предложений аудиторов;
2) единая система оценки существенных условий аудита при заключении договоров, что позволит ликвидировать демпинг, повысить качество аудита;
3) единая система оценки качества аудита, состоящая из системы внутреннего контроля качества и системы внешнего контроля качества со стороны общественного объединения и третьих лиц;
4) новые технологии, позволяющие повысить производительность и качество аудита.
Особое внимание следует уделить расширению базы обязательного аудита и предусмотреть механизм контроля за уклонение от него. В процессе аудита рассматриваются вопросы, которые не контролируются ни одним государственным ведомством. К таким вопросам можно отнести: оценку искажений бухгалтерской отчетности, оценку системы внутреннего контроля субъектов хозяйствования, оценку корректности финансовых вложений. Обязательный аудит предусмотрен законодательством большинства стран мира, включая страны постсоветского пространства (Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Украина и др.) и ЕС. В соответствии с Четвертой Директивой ЕС №78/660/ЕЭС годовая отчетность компаний государств Евросоюза должна проходить обязательную аудиторскую проверку, что гарантирует конституционное право граждан на получение достоверной информации об отчетности обществ. В Ирландии, Норвегии, Канаде и др. аудит обязателен для всех субъектов хозяйствования.
Интересам пользователей будет соответствовать развитие такой функции аудита, как оценка непрерывности деятельности предприятия. Аудитор должен оценить, дает ли аудируемая бухгалтерская отчетность уверенность в том, что деятельность субъекта хозяйствования будет продолжаться не менее одного года, следующего за отчетным периодом. Особое внимание следует уделить повышению качества национального аудита. Во многих случаях, заказчики аудита не представляют содержания республиканских правил аудиторской деятельности, а аудиторы, к сожалению, не информируют их о существенных условиях проводимого аудита (несмотря на требования правил). Для оценки качества аудита необходимо, как минимум установить соответствие аудита установленным в договоре параметрам, а именно: трудоемкости, методикам расчета стоимости и объема аудита, методам и способам расчета существенности, выборки, аудиторских рисков, проверить правильность расчетов, соответствие проведенной проверки документированию аудита. Адекватная оценка трудоемкости (объема аудиторских процедур) является основой выполнения республиканских правил аудиторской деятельности и проведения аудита в полном объеме. При трудоемкости, не обеспечивающей выполнение правил, выдача аудиторского заключения является неправомерной.
Общий подход Еврокомиссии — это подтверждение достаточности трудозатрат аудиторской компании на проведение аудита и полноты проведенных процедур, устанавливаемое в ходе проведения внешнего контроля качества. Организации эффективного контроля будут способствовать унифицированные формы рабочей документации. В мировой практике не сложилось единого мнения по вопросу общественного надзора и финансированию его деятельности. Однако, в подавляющем большинстве развитых государств общественное регулирование аудита осуществляется одним аудиторским объединением. В Германии — это Палата аудиторов, во Франции — Национальная компания комиссаров по счетам, в США — Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, в Японии — Институт сертифицированных общественных бухгалтеров. Встречаются случаи существования и нескольких аудиторских объединений (например, Великобритания, Россия).
В настоящее время функции общественного надзора в Республике Беларусь могут осуществлять профессиональные общественные объединения, находящиеся на самофинансировании и удовлетворяющие требованиям законодательства. Государственное регулирование аудита, помимо существующих методов, предлагается осуществлять путем установления права допуска аудиторских организаций к обязательному аудиту, а также путем разработки показателей рейтинга, всесторонне характеризующих аудиторские организации. Выполнение требований допуска к обязательному аудиту позволит выделить аудиторские организации, аудиторов-индивидуальных предпринимателей, способных осуществлять качественный аудит [3].
Таким образом в целях развития национального аудита считается необходимым:
ь определить цели национального аудита и разработать методологию, согласующуюся с международными стандартами;
ь внести изменения в программу переподготовки аудиторов в части обучения новым технологиям и автоматизации аудита;
ь законодательно установить обязанность предприятия на стадии рассмотрения предложений предоставлять аудиторам необходимую общедоступную информацию;
ь создать программный продукт, позволяющий осуществлять аудит на основе передовых технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночных отношений повышает потребность в достоверной учётной и отчётной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.
По мере развития финансового рынка в Республике Беларусь и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. В Беларуси аудит выступает как специфическая форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия.
Необходимо также расширять ассортимент аудиторских услуг. Рынок диктует свои требования, стимулируя тем самым развитие новых видов аудиторских услуг, таких как, например, проведение отдельных аудиторских процедур в отношении финансовой информации, трансформация белорусской бухгалтерской отчётности в отчётность, подготовленную по международным стандартам, и другие.
Помимо изменений, происходящих в аудиторской деятельности, необходимо совершенствование уровня подготовки непосредственно аудиторов. Современный аудитор, кроме знаний бухгалтерского учёта и налогообложения, должен обладать широким кругозором, а также рядом очень специфических навыков. Он должен совмещать в себе знания и навыки специалиста в области информационных технологий, управленческого учёта, финансового прогнозирования и т.д., для того, чтобы не только проверять бухгалтерский учёт и подтверждать достоверность бухгалтерской отчётности, но и уметь давать квалифицированные рекомендации практически по всем вопросам экономики.
Белорусский аудит находится на стадии развития и поэтому существует ряд нерешенных проблем, стоящих перед финансовыми структурами. В этой связи улучшение качества, расширение ассортимента предоставляемых аудиторских услуг, подготовка высококвалифицированных аудиторов являются важнейшими задачами на ближайшее будущее. Остро стоит проблема нарушений самими аудиторами. Но благодаря приближению отечественного аудита к международным стандартам качество оказываемых аудиторских услуг должно улучшиться.
Сегодняшний аудит не только подтверждает уровень достоверности отчетных данных, но и помогает предприятию, не нарушая законов, минимизировать суммы налогообложения, наиболее эффективно и рационально спланировать свою деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Количество аудиторских организаций
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Численность аудиторов — индивидуальных предпринимателей
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Структура аудиторских услуг
Размещено на