Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Сущность и понятие финансовой системы РФ7
§ 1.1. Этапы и предпосылки развития финансов в России7
§ 1.2. Сущность финансовой системы как элемента современного государства11
§ 1.3. Финансовая система и экономический рост России27
§ 1.4. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований31
Глава 2. Характеристика финансовой системы РФ34
§ 2.1. Структура финансовой системы34
§ 2.2. Сущность и органы управления финансами42
§ 2.3. Проблемы организации и проведения внешнего финансового контроля50
§ 2.4. Управление финансами и финансовая политика в России59
Глава 3. Реальный сектор экономики России, проект мероприятий совершенствованию финансовой системы в 2009 году65
§ 3.1. Финансовая система и реальный сектор экономики России66
§ 3.2. Мероприятия по совершенствованию банковской системы74
§ 3.3. Мероприятия по совершенствованию финансовых рынков79
§ 3.4. Мероприятия по совершенствованию финансовой системы85
Заключение87
Список литературы93
Нормативные акты и комментарии к ним93
Базовые учебники93
Словарь96
Дополнительная литература96
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретические основы исследования финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………………….5
1.1. Основные концепции финансов…………………………………………………………….5
1.2. Основные элементы финансовой системы…………………………………………….7
1.3. Основные факторы развития системы финансов………………………………….11
Глава 2. Финансовая система современной России…………………………………….13
2.1. Основные этапы развития финансовой системы Российской Федерации (с 90-ых гг. ХХ века до сегодняшних дней)……………………………………………………13
2.2. Анализ финансовой системы России……………………………………………………19
2.3. Пути совершенствования финансовой системы Российской Федерации………………………………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………………………..41
Введение
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Целью представленной курсовой работы является совершенствование финансовой системы РФ.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
— рассмотреть теоретические основы исследования финансовой системы Российской Федерации;
— проследить Финансовую систему современной России.
Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.
Глава 1. Теоретические основы исследования финансовой системы Российской Федерации
1.1. Основные концепции финансов
Финансы и экономика имеют ряд своих концепций и установок. Финансовая деятельность и активность — применение ряда процедур и техник, которые организации и частные лица используют для управления своими финансовыми средствами. При этом особенно важна разница между расходами и доходами, а также оценка риска капиталовложений.
В случае, если доходы превышают, существует профицит, разница может быть предоставлена под проценты в долг или вложена в покупку собственности, бизнес. В этом и заключается суть финансовой деятельности в целом при наличии свободных ресурсов, они должны быть направлены в дело, с целью получения дополнительной прибыли.
Если превышают расходы, создается дефицит, то необходимо восполнить нехватку финансовых ресурсов.
Это делается путем оформления кредита, выпуска облигаций или акций на биржу. На сегодняшний день заемщику нет необходимости тратить время в поисках кредитора, достаточно просто прийти в банк или на финансовую биржу и за определенную комиссию кредитор будет найден. В общем, вся суть биржевой и банковской деятельности сводится к тому, чтобы оперативно и эффективно связывать между собой нуждающихся и субъектов, располагающих свободными средствами.
В отличии от банка, биржа не располагает своим собственным финансовым буфером, так что не предоставляет возможности отложить средства на депозит до нахождение заемщика. Она может связать противоположные стороны исключительно в реальном времени. Банк же может на время отложить средства, в случае возникновения такой необходимости.
Биржа в опосредствованной форме торгует вкладами и кредитами. Желающий приобрести кредит выпускает на биржевой рынок облигации или акции, представляющие собой долю владельца в компании и, следовательно, выступающие залогом по кредиту. Облигации, в отличии от акций, не предоставляют право собственности, однако могут предусматривать отдельный залог.
По облигациям и акциям также могут успешно выплачиваться проценты, так называемые дивиденды. В случае, если дивиденд по акции не выплачивается, то предполагается, что она будет расти в цене и кредитор, приобретя ее, сможет получить положенную прибыль продав подорожавшие единицы.
1.2 Основные элементы финансовой системы
Необходимость существования финансов объективно обусловлена нуждами субъектов хозяйствования. Финансы возникают в связи с потребностью в общественном развитии, а также в связи с затратами денежных средств на это развитие. Все хозяйствующие субъекты своей деятельностью активно влияют на формирование финансовых отношений.
Исходя из этого, дадим следующие определения финансовой системы. Финансовая система (в широком смысле) представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данного экономического режима. Финансовая система (в узком смысле) — совокупность финансовых институтов, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, и при помощи которых государство собирает и использует необходимые ему денежные средства.
Финансовые системы стран мира могут включать разное количество звеньев. В финансовой системе РФ их пять: 1) государственная бюджетная система; 2) государственный кредит; 3) внебюджетные специальные фонды; 4) фонды страхования; 5) финансы предприятий. Рассмотрим каждое из звеньев финансовой системы отдельно.
1) Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов.
В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ (статья 10) закрепляет трехуровневую структуру бюджетной системы Российской Федерации: первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет PФ. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
2) Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.
Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
3) Внебюджетные специальные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. В начале 90-х годов общее число таких фондов составляло более 20. Начиная с 1999 г. фонды консолидировались с федеральным и региональными бюджетами, и в настоящее время на центральном уровне осталось только три социальных внебюджетных фонда.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики. Важнейшее место среди социальных фондов занимает Пенсионный фонд, формируемый за счет единого социального налога (ЕСН), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца и пр. Фонд социального страхования главным образом предназначен для выплат разных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования призван обеспечить охрану здоровья населения.
4) Фонды страхования занимают значительную часть финансовой системы, связанную с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии распределяется между участниками страхования. Рынок страховых услуг в РФ недостаточно развит.
Для преодоления этой ситуации необходимо: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; повышение государственного регулирования страховой деятельности; развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков; совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
5) Финансы предприятий — совокупность денежных отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе формирования собственного капитала, иных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансы предприятий различных форм ……..
Список используемой литературы:
1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: «Проспект», 2001. — 496 с.
2. Аллахвердян, Д.А. — Финансово-кредитная система СССР. — М.: Наука, 1982. — 368 с.
3. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 432 с. — Библиогр.: с. 430-431 и в примеч.
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 540 с.
5. Веселкова, Е.Г. Природа финансовых органов // Финансы. — 2007. — №11. — С. 66-70.
6. Родионова, В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. — 2008. — №6. — С.75-79.
7. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. — 2008. — №6. — С.15-19.
8. Повышение устойчивости финансовой системы страны — важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. — 2006. — №5. — С.3-14.
9. Литовченко, В.П. Финансы-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.-588с.
10. Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы-М.: Финансы и статистика, 2005.-504с.
11. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России- М.:ИНФРА-М, 1997.-248с.
12. Криволапов, В.С. История финансовой системы России. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. — Оренбург: ОГУ, 2001.-154с.
13. Дробозина, Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с.
14. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы- М.:Экономистъ, 2005. -682с.
15. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2004.-№6.С.95-98.
16. Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2003.-№7-С.62-75.
17. Назаров, Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2004.- №19 -С.6-10.
18. Нестерова, В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика- М.:Финансы и статистика,2004.-432с. — Библиогр.: с. 430-431 и в примеч.
19. Запольский, С.В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право — 2006.-№8- С.2-8.
20. Лахтина, Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2005. -№4- С.24-26.
21. Готвань, О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования — 2004.-№2- С.3-15.
22. Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер.6 Экономика -2004.- №3- С.107-118.
23. Лакшина, О.А., Чекмарёва, Е.И. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит- 2005.-№10- С.24-29.
24. Мальцева, И.Г. Система индикаторов финансовой безопасности и конкурентоспособность финансовой сферы экономики России // Вопросы экономики -2006.- №5- С.14-24.
25. Придачук, М.П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы // Финансы и кредит -2009.- №19- С.2-5.
26. Путин, В.В. Эффективная экономика — достойная жизнь // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления — 2005.-№5- С.6-18.
27. Готвань, О.Дж. Финансирование инвестиций, инфляция, риски и стабилизация // Проблемы прогнозирования- 2006.- №6- С.3-17.
28. Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит -2006.- № 25- С.2-4.
29. Воронин, Д.М. Финансовое обеспечение экономического роста РФ // Финансы и кредит- 2006 — № 25 — С.5-10.