Содержание
1.Введение
2.Финансовые отношения и финансовая система:
сущность и структура
3.Сущность, виды и функции налогов
4.Особенности финансовой политики в РФ
5.Приложения
6.Практикум
7.Заключение
8.Литература
Выдержка из текста работы
Термин «финансы» происходит от лат. «financia», что означает платеж. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широко использоваться в 13-15 вв. в Италии, города которой (Флоренция, Венеция, Генуя) являлись в то время крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.
Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Однако, финансовая система может выполнить свои важнейшие задачи мобилизации и распределения сбережений общества и ускорения повседневных операций только в том случае, если эта система пользуется доверием общества.
Итак, самой высокой оценкой успеха проведения реформ является достижение доверия общества в контексте тех условий, в которых они проводятся.
Цель данной работы — финансовая система общества и ее основные элементы.
В связи с этим необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Состав, сущность и функции финансовой системы;
2. Структура финансовой системы;
3. Основные финансовые звенья финансовой системы;
4. Финансовую политику;
5. Бюджет как основное звено системы финансов.
1. Финансы и финансовая система
1.1. Сущность и функции финансовой системы
В условиях товарно-денежных отношений любая экономическая структура не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Следовательно, финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств для обеспечения общественных потребностей.
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации экономической и культурной жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Следует уяснить, что финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения, они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
Итак, финансовая система общества — исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим законодательством совокупность сфер финансового отношения, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующем использовании финансовых ресурсов.
Стоит отметить, что в финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает:
1. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
2. Денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
3. Денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
4. Денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями, во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
5. Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
6. Денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр. Поэтому финансовые отнош……..
Список литературы
1. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. / Т.М. Ковалева. — М.: Кнорус, 2006. — 207с.;
2. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата / В. Г. Пансков; Фин. акад. при Правительстве РФ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 679 c.;
3. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для вузов / Ануфриев В. О. [и др.]; под ред.: М. В. Романовского и О. В. Врублевской. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2010. — 711 c.;
4. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 510 с.;
5. Финансы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М.Ковалевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 413 с.;
6. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 703 с.;
7. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред.: А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 500 с.