Содержание
Содержание
Введение3
1. Содержание и состав финансовой отчетности предприятий в современных условиях5
1.1. Понятие и основные требования к финансовой отчетности5
1.2. Виды и порядок составления финансовой отчетности7
2. Анализ финансовой деятельности предприятия18
2.1. Технико-экономическая характеристика Тюменского ликеро-водочного завода18
2.2. Анализ показателей имущественного состояния19
2.3. Анализ показателей ликвидности20
2.4. Анализ показателей деловой активности25
2.5. Анализ показателей прибыльности27
3. Разработка предложений относительно улучшения финансового состояния на основании совершенствование финансовой отчетности 30
3.1. Совершенствование информационной базы деятельности предприятий30
3.2.Предложения относительно улучшения финансового32
состояния Тюменского ликеро-водочного завода
Заключение35
Список использованной литературы38
Выдержка из текста работы
Финансовое состояние является ключевой характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На этой характеристике пересекаются интересы всех лиц, так или иначе связанных с конкретным предприятием. Достижение целей собственников, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, государства невозможно без поддержания достаточно высокого уровня финансового положения хозяйствующего субъекта. То есть, приемлемый уровень финансового состояния служит необходимым, хотя, конечно, далеко и недостаточным условием реализации всего спектра целей деятельности каждого предприятия.
Оценка и анализ финансового состояния были актуальны во все времена, ибо невозможно вести хозяйство без меры, веса, счета, не сопоставляя доходов с расходами, не добиваясь превышения первых над вторыми. Важность оценки финансового состояния росла вместе с усложнением экономических отношений, возникновением кредитования, развитием инвестирования, когда собственников капитала стала интересовать способность компаний погасить предоставленные им средства, обеспечив при этом достаточный уровень доходности. Становлению анализа финансового состояния как самостоятельного раздела финансовой науки способствовало совершенствование методов бухгалтерского учета и финансового менеджмента, а также развитие всех смежных с финансами наук.
Объектом исследования является ООО «Санпрайзес» — торговое предприятие, занимающееся реализацией чая и кофе оптом и в розницу.
Предметом исследования является финансовая отчетность предприятия за 2011 г.
Целью работы является практическое закрепление теоретических знаний и навыков финансового анализа предприятия.
Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
— рассмотрен теоретический вопрос;
— рассчитаны показатели финансово-экономического состояния предприятия;
— дана качественная оценка финансового состояния предприятия и даны рекомендации по его улучшению.
В работе использована учебно-методическая литература по данному вопросу, а так же отчетность предприятия.
Глава 1. Аспекты анализ финансового состояния
1.1. Экономическая сущность категории финансового состояния субъекта
Предприятия в процессе своей деятельности могут преследовать самые разные цели. Это может быть и максимизация прибыли, и приумножение имущества компании, и рост курсовой стоимости акций, и расширение рынков сбыта продукции, и многие, многие другие. Каждая группа лиц, так или иначе связанных с конкретным предприятием, ожидает от него реализации своих определенных целей. Так акционеры и иные собственники компании, прежде всего, могут быть ориентированы на увеличение уровня дивидендов и доли собственного капитала, работники – на повышение общей эффективности деятельности и рост пакета заказов, кредиторы и инвесторы – на рентабельность вложений и ликвидность, покупатели и поставщики – на поддержание заданных объемов производства и платежеспособность и так далее. Весь этот широкий круг целей ставит перед финансовыми менеджерами соответственно и различные задачи по управлению финансами организации.
Однако, совершенно очевидно, что достижение каждой из вышеперечисленных целей возможно лишь при условии, что предприятие будет продолжать свою работу в определенных масштабах достаточно долго и не будет в ближайшее время ликвидировано или реорганизовано. Характеристикой этой «выживаемости» организации и уровня её деятельности служит такая категория финансовой науки как финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Чтобы выяснить суть понятия «финансовое состояние» обратимся к работам ведущих отечественных специалистов в области финансового анализа. Так, авторитетные российские ученые А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, М.Н. Крейнина под финансовым состоянием предприятия понимают следующее: финансовое состояние «определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров».
Похожие определения дают и многие другие авторы. Часто как эквивалент финансового состояния в экономической литературе встречается термин «финансовое положение» Однако, в целом, принципиальных разногласий по поводу сущности финансового состояния в отечественной финансовой науке нет. При этом все авторы отмечают, что финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансово – хозяйственной деятельности предприятия. На неё ориентируются все субъекты, от которых прямо или косвенно зависит функционирование любой организации.
Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.
Цель анализа финансового состояния определяет задачи анализа финансового состояния, которыми являются:
— оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;
— оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;
— анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;
— анализ платежеспособности хозяйствующего субъекта и ликвидности активов его баланса.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта являются:
— информация о технической подготовке производства;
— нормативная информация;
— плановая информация (бизнес-план);
— хозяйственный (экономический) учет, оперативный (оперативно-технический) учет, бухгалтерский учет, статистический учет;
— отчетность (публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность, производимая по специальным указаниям), обязательная статистическая отчетность);
— прочая информация (публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация).
Принципами финансового анализа являются непрерывность наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов, преемственность, объективность, научность, динамичность, комплексность, системность, практическая значимость, существенность, надежность, согласованность и взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчетности, ясность в интерпретации результатов финансового анализа, обоснованность и оперативность в принятии управленческих решений. Для проведения финансового анализа применяется широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений «долевого участия», детализация показателей на его сопоставляющие, группировка, дисконтирование и др.
1.2. Методы анализа
Различают шесть основных методов финансового анализа:
— горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
— вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
— трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
— анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
— сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
— факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.
Основные методы финансового анализа, проводимого на предприятии:
Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов, а также сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.
Горизонтальный (динамический) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.
Динамический анализ является следующим этапом после анализа финансовых показателей (вертикального анализа). На этом этапе определяют, по каким разделам и статьям баланса произошли изменения.
Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности между собой. Источником информации является бухгалтерская отчетность предприятия.
Наиболее важные группы финансовых показателей:
Показатели ликвидности.
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности.
Показатели рентабельности.
Показатели оборачиваемости (деловой активности).
Показатели рыночной активности
При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:
— на величину финансов…..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С. Экономика предприятия. – М.: Дело и Сервис, 2004. — 528 с.
2. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика. 2009. – 529 с.
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с.
4. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 340 с.
5. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 360 с.
6. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 2002 – 208 с.
7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 144 с.
8. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. – M.: OOO «ТК Велби», 2010. – 424 с.
9. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Н.П. Любушин. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 448 с.
10. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 688 с.
11. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / И.О. Черкасова. – СПб.: Нева, 2009. – 192 с.
12. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 415 с.
13. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 456 с.