Содержание
Введение3
1. Общая характеристика политико-правовой мысли в XІX — XX веке4
2. Классический позитивизм6
3. Чистая теория права8
4. Аналитическая юриспруденция9
5. Социологическая юриспруденция11
6. Экзистенциальная философия права14
7. Основные идеи русских философов права14
Заключение25
Список литературы27
Выдержка из текста работы
Актуальность изучения вопросов, затрагивающих сферу страхования, на сегодняшний момент подтверждается необходимостью развития института страхования в целом, а также создания финансово устойчивых страховых обществ, как государственных, так и негосударственных. Неповторимые исторические особенности становления Российского государства наложили свою печать и на развитие страхования. У нас в России оно появилось несколько позже, чем в других странах. В дальнейшей Российской истории было несколько периодов, когда страховщикам приходилось начинать свою деятельность почти с нуля.
Историю страхования в России необходимо изучать и анализировать возможности использования прежней российской практики в специфических современных условиях. Безусловно, прежде всего, надо рассматривать аспекты, которые могут быть закреплены и развиты сейчас или в будущем, также необходимо выявлять и избегать направлений, выявившихся как неудачные или ошибочные. Поэтому история российского страхования совершенствование деятельности страховых обществ, исторические корни, которые имеют под собой страховые предприятия и организации — актуальное направление исследования.
Безусловно, страховая сфера изучена достаточно подробно. Однако, преимущественно, изучению подвергалась финансово-экономическая сторона страхования. Публикаций, касающихся законодательного регулирования страховой деятельности, возникновения и развития института страхования, крайне мало. Среди них следует особо выделить «Страховое дело в России: вехи истории» за авторством С.Л. Ефимова. Автор приходит к выводу, что страхование в России активнейшим образом развивалось и во многом приблизилось к западным стандартам в начале 20 века. Сфера социального страхования подробно изучена Н.А. Вигдорчиком, который систематизировал формы социального страхования в России, особенности его организации. Для написания работы использована работа В.В. Аленичева «Страховое законодательство в России», где освещены историко — правовые аспекты страхования. Интерес к проблеме формирования и развития страхования в российском государстве вновь возник относительно недавно, появилось несколько публикаций по изучаемому вопросу. В частности для написания курсовой работы была использованы статья Носовой Г.В. «Об особенностях системы страхования в России в первую половину XIX века». Исследование проведено и через анализ законодательных актов СССР. Возникновение и развитие страхования в Российском государстве зарубежными авторами не изучалось.
Объектом исследования в курсовой работе является общественные отношения в сфере страхования в Российском государстве. Предмет исследования — институт страхования в Российском законодательстве XIX — XX веков.
Цель написания курсовой работы — изучить закономерности эволюции страхования и его правового регулирования в XIX — XX веках. Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
oОпределить особенности развития страхования в России в первой половине XIX века
oРассмотреть, как развивалось страховое дело во второй половине XIX века — начале XX века
oВыявить характерные черты развития страхового дела в период ликвидации страховых обществ и появления декретов о страховании
oПроанализировать процессы развития, реорганизации и окончательного формирования страховой системы в СССР.
Курсовая работа состоит из введения, заключения и двух разделов, первый из которых подробно описывает особенности страхования в дореволюционной России, второй раздел описывает принципы построения системы страхования с СССР. Библиографический список содержит 17 позиций. Курсовая работа имеет 1 приложение.
1. Страхование в царской России
страхование советский
1.1 Страхование в России в первой половине XIX века
В первой половине XIX века в России происходило формирование системы государственного и частного страхования. В это время практиковалось страхование от пожаров, получившее наибольшее распространение, жизни и капиталов, а также ценностей при перевозках. Первая страховая организация создается государством, которое также играет активную роль в учреждении и функционировании первых частных страховых организаций, предоставляя им льготы и привилегии. Надзор за проведением страховых операций в России, как и в Пруссии, осуществляло министерство внутренних дел.
июня 1786 г. стало датой основания первой страховой организации в России. В этот день вышел манифест «Об учреждении Государственного Заемного банка», при котором образовалась страховая экспедиция. Государство избегало больших компенсационных выплат и страховало только каменные, крытые железом или черепицей дома. Страховая сумма назначалась в размере оценки строения, определенной местной городской думой. Ежегодные выплаты назначались в 1,5% с принятой на страхование суммы. Дополнительной льготой стало то, что застрахованная недвижимость могла рассматриваться в качестве залога при получении кредита в банке (раньше залогом были только помещичьи имения с крепостными). Страхование в иноземных страховых учреждениях воспрещалось, т.к. продажа страхового полиса означала вывоз денег за рубеж, что отрицательно влияло на состояние платежного баланса страны в условиях дефицита. Но в 1897 г. в манифесте об учреждении Государственного Вспомогательного банка для дворянства разрешалось принимать в залог «застрахованные в здешних или иных государствах страховых конторах заводы и фабрики…и было принято в залог недвижимое имущество, застрахованное в Лондоне, на сумму в 3 050 200 руб.». За страхование в иностранных обществах взимался штраф в пользу Приказа Общественного призрения в размере страховой премии (1,5%).
Указ 5 сентября 1800 г. вводил обязательное страхование всех ценных посылок в размере 0, 5% от стоимости посылаемых вещей. Но 16 июля 1812 г. по инициативе Синода был принят Указ «О не взимании страховых денег с пересылаемых по почте казенных посылок, если не будет означено цены оным». Поводом для обращения к этой проблеме стала необходимость пересылки после смерти священнослужителей их наперсных крестов из драгоценных металлов в Синод, а наград — в императорский орденский капитул.
С 1801 г. стало действовать в России английское страховое общество «Феникс». Гофмаклер и агент казенных дел, коммерции советник И. Кремер утверждал, что полис этой компании заслуживает полного доверия «ибо Феникс существует уже около 200 лет… и все его полисы… почитают за действительные во всех частях Европы, особенно в Англии, Франции, Германии и даже в Америке. А условия страхования в «Фениксе» были выгоднее, чем в российской страховой экспедиции. Во-первых, страховались все дома, в том числе и деревянные, крытые досками и соломою. Страховке подлежали корабли, мастерские, кладовые, постоялые дворы, а также товары, составляющие предмет товарообмена между Англией и Россией. Во-вторых, страховая выплата за каменные дома и негорючие товары была ниже, чем в России, и колебалась от 3/8 до 0,5%. За строения из камня и дерева, крытые шифером, черепицей и медью, клиент платил от 0,5 до 1%, а за деревянные крытые соломой строения, горючие и бьющиеся из стекла и глины товары — от 1 до 3%. Существовали и скидки — застраховавшиеся на 5 лет платили лишь за 4 года. Но «Феникс», как и российская страховая экспедиция, не возмещал убытков, причиненных во время вражеского нападения.
В России же с выходом 1 января 1807 г. манифеста «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах распространения и усиления торговых предприятий» появилась юридическая основа для учреждения акционерных, в том числе и страховых, компаний в России. Акционерное общество трактовалось как товарищество по участкам, в котором многие лица всех сословий, в том числе и дворянство, складывают воедино определенные суммы, образующие первоначальный капитал. Фактически члены акционерного общества освобождались от необходимости вступать в купеческие гильдии и уплачивать соответствующие подати. Решение об учреждении акционерного общества принималось высшими инстанциями.
В период Отечественной войны 1812 г. и зарубежных походов страховая экспедиция действовала практически монопольно. Однако даже в 1812 г. огромные пожарные убытки в Москве, Смоленске и др. городах почти никак не отразились на компенсационных выплатах экспедиции. Не затронули капиталов российской страховой экспедиции и пожары послевоенных лет. Так, в 1816 г. сгорела Макарьевская ярмарка, которая была самой крупной в России. Считалось, что «поджог устроили нижегородские купцы в досаде от того, что огромные барыши уплывают из их рук». После пожара торг перенесли в Нижний Новгород, и новая ярмарка долгое время называлась Макарьевской Нижегородской.
Но в послевоенный период министр финансов Д. Гурьев стимулирует страхование купцами имущества. По Указу 14 июня 1817 г. в качестве залогов при заключении особо выгодных контрактов на поставку в казну вина разрешалось принимать застрахованную недвижимость «в полных суммах, а незастрахованную с уменьшением четвертой части от оценки».
Однако в 1816 — 1819 гг., в период введения либеральных таможенных тарифов, участились случаи страхования российских предпринимателей в «Фениксе». Контора страхового общества «Феникс» разместилась в Санкт-Петербурге. Поэтому компенсация в случае пожара выплачивалась немедленно. 25 апреля 1819 г. И. Кремер обратился с просьбой официально разрешить принимать в качестве залога по купеческим подрядам свидетельства иностранных страховых обществ и контор, чтобы «облегчением залогов… еще более возбудить в купечестве соревнование и охоту входить в дела с казною». В 1820 г. был разрешен прием в залог по подрядам и откупам незастрахованных каменных домов, заводов и фабрик в полной по оценке сумме в несгораемых материалах без уменьшения четвертой части и без взимания процентов. Это мотивировалось необходимостью введения единообразия в практику принятия залогов. В Указе от 23 марта 1820 г. отмечалось, что «департаменты инженерный, артиллерийский и комиссариатский… положенных процентов с принимаемых залогом имений без застрахования не взыскивают, но и принимают в залог каменные домы, заводы и фабрики без уменьшения даже четвертой части из оценки, свидетельствах означенной». А провиантский департамент на основании Указа от 18 февраля 1810 г., который трактовался другими департаментами военного министерства лишь применительно к винным откупам, уменьшал стоимость представленных незастрахованных залогов на четверть. Совет военного министерства пришел к выводу, незастрахованные «каменные домы, заводы и фабрики… принимать в залог по сем подрядам и поставкам в полной сумме… без уменьшения четвертой части и без взимания процентов по тому уважению, что всякие излишние требования залогов, возвышая цену на продукты и проч., обращаются неизбежно в убыток казны». Если же поставки срывались, а при продаже залогов казна не получала указанной цены, то «на основании указа 30 октября 1816 г. взыскивать недостающее с ценовщиков и городских обществ, избравших их». Так был нанесен удар по деятельности страховых зарубежных компаний в России. Но исчезли и дополнительные стимулы для обращения российских предпринимателей в страховую экспедицию Заемного банка.
Между тем в связи с увеличением перевозок товаров водным путем возникает необходимость страхования товаров от несчастных случаев. В 1820 — 1821 гг. в военном министерстве и в Сенате рассматривали жалобу петербургского купца I гильдии Иванова «на взыскание с него, вопреки контракту, за убыток казенный при разбитии его судна, перевозившего в 1819 г. провиант в приморские магазины (в Нарву)… взыскано 18 421 руб. 1/4 коп.». 16 февраля 1821 г. уточнили, что убыток составил 15 785 руб. 22/2 коп., который постановили взыскать с Иванова.
Примечательно, что в это время представители титулованной знати при перевозке ценностей из-за рубежа морским путем прибегают к посредничеству придворных банкиров для их страхования за границей.
В это время страховая экспедиция не стала перестраивать свою деятельность и осваивать новые виды страхования. Доходность ее была невелика — за 36 лет общая сумма страховки зданий не превысила 6,5 млн руб. в год, но эта операция никогда не была убыточной. Сумма премий за 36 лет оказалась свыше 1168 тыс. руб., а процентов на проценты — около 200 тыс. руб. Следует отметить, что при пожарах убытков было возмещено лишь на 170 тыс. руб. Однако в год закрытия экспедиции было застраховано всего 25 зданий на сумму всего 1,6 млн. руб.
Между тем крупные торговые фирмы решили вложить свои капиталы в создание частного страхового общества. В 1822 г. владельцы компаний Штиглиц и К°, Томсон Бонар и К°, Мейер Брюкснер и К°, Блессиг и К°, «Сыновья Алексея Жадимеровского» обратились с прошением в министерство внутренних дел об учреждении в Петербурге акционерной страховой компании «Санкт-Петербургский Феникс» для страхования строений от пожаров. Однако решение об ее учреждении затянулось. В 1823 г. на посту министра финансов Д.А. Гурьева сменил Е.Ф. Канкрин, которым в 1824 г. была проведена гильдейская реформа, основной принцип которой — чем выше сумма гильдейской подати — тем больше прав имеет купец, имела непосредственное отношение и к организации страховой деятельности. После реформы только купец I гильдии имел право заниматься всеми видами предпринимательской деятельности, в том числе «иметь страховые конторы в предписанных законом пределах». Это положение действовало всю первую половину XIX в.
В 1827 г. было учреждено Первое Российское страховое от огня общество. По требованию Государственного Совета было ограничено число иностранцев среди учредителей общества. С момента образования общество имело значительные привилегии: было освобождено от налогов, кроме взноса 25 коп. с каждой тысячи рублей застрахованного имущества, и получило 20-летнюю монополию деятельности. Основной капитал общества составил 4 млн руб. и был поделен на 10 тыс. акций (по 300 акций получили учредители).
Коммерческий успех Первого страхового общества, а также наличие 40 губерний, которые были не охвачены страховым обществом, побудили создать в 1835 г. Второе Российское страховое от огня общество.
Основной капитал общества составил 1,5 млн. руб. и был поделен на 150-рублевые акции.
Ко времени образования Второго страхового общества вышел ряд указов, которые делали экономически невыгодным для предпринимателей рассматривать в качестве залога незастрахованную недвижимость. Была восстановлена практика внесения «в казну по одному проценту с половиною страховых денег с уменьшением притом четвертой части из оценки, в свидетельстве показанной. По договорам кратковременным страховые деньги должны быть взимаемы при самом заключении оных, а по долговременным — неупустительно за каждый год вперед…». С конца 1830 г. ужесточаются правила приема в залог застрахованного недвижимого имущества по казенным подрядам.
В 1842 г. полицией констатировалось: «В 1842 г. повторялись неоднократно случаи злоумышленных поджогов и произошли весьма значительные пожары, преимущественно в городах». А в 1843 г. в отчете III отделения отмечалось, что «Второе страховое от огня общество понесло огромный ущерб, заплатив в разных местах за пожарные случаи 716 994 руб. сер. При всей великости таких потерь в них же заключается и отрадная надежда, что невежественное «авось», или привычка русских оставлять на произвол случая свое имущество, наконец, исчезнет и число новых застрахователей с избытком вознаградит за понесенные обществом потери». Это предположение вскоре подтвердилось. Продолжала также практиковаться и такая форма, как оставление в залог застрахованной недвижимости при оформлении государственных подрядов. Страховщиком выступало часто и Второе Российское страховое от огня общество. Так, 26 марта 1851 г. в Военный Совет было послано представление Департамента военных поселений о заключении с купцом второй гильдии Ф. Гавриловым подряда «на исправление судов и пароходов Новгородской флотилии». В качестве залога значится «принадлежащий Гаврилову каменный дом, состоящий в Новгороде, оцененный в сгораемых и несгораемых материалах в сумме 3682 руб. сер. И застрахованный во Втором Российском от огня обществе в сумме 5 тыс. руб. сер. Сроком по 11 апреля сего 1851 г.».
В 1846 г., в связи с окончанием монополии первых двух страховых обществ, был утвержден устав страхового общества «Саламандра». В 1848 г. капитал общества составил 2 млн. руб., а владельцами акций стали около 400 юридических и физических лиц. Примечательно, что все акционерные страховые от огня общества, образованные в первой половине XIX в., сохранили свое лидирующее положение и в конце века.
Итоги деятельности крупнейших российских акционерных страховых компаний в 1891 г. (в тыс. руб.) представлены в Приложении.
Следует также отметить, что в первой половине XIX в. Возникли Общество страхования жизни и Российское транспортное страховое общество, чья основная деятельность пришлась на вторую половину XIX в.
В 1835 г. появилось Общество страхования жизни. Столичная элита уже давно ожидала появления этого вида страхования. В 1831 г. А.С. Пушкин, имея огромные карточные долги и опасаясь, что в случае смерти оставит семью без средств к существованию, писал П.В. Нащокину относительно его долговых обязательств: «Я не очень понимаю, какое условие ты мог заключить с Рахмановым; страхование жизни еще на Руси в обыкновение не введено, но войдет же когда-нибудь; покамест мы не застрахованы, а застращены». Сведения об учреждении первого в России Общества страхования жизни довольно противоречивы. В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона сообщается, что в России этот вид страхования был введен американским обществом страхования жизни «Equitable». А в монографии В.В. Аленичева указывается, что Общество страхования жизни своим возникновением обязано прусскому подданному Ф. Шведерскому, который в 1834 г. обратился в министерство внутренних дел с прошением об учреждении в России акционерного общества для застрахования пожизненных доходов и денежных капиталов. Полезность данного учреждения признал Государственный Совет, так как «подобные компании возбуждают движение капиталов». И 4 сентября 1835 г. высочайшим повелением было учреждено Российское общество для застрахования пожизненных и других срочных доходов и денежных капиталов. В Отчете III отделения полиции констатировалось, что это общество «к 1 января 1843 г. считало уже у себя до 4 млн руб. сер. При всей несоразмерности числа застрахователей с народонаселением». Общество осуществляло четыре вида страховых операций: страхование в пользу наследников капитала; страхование в пользу наследников; страхование пенсии в пользу самого страхователя и страхование капитала или пенсии для детей по достижении ими определенного возраста. Оно построено на началах срочного ежегодно возобновляемого страхования на случай смерти, причем премия определяется соответственно остатку долга и потому с каждым годом уменьшается. До 1860 г. это Общество было единственным учреждением, занимающимся страхованием жизни. К 1910 г. его капитал был свыше 40 млн руб. С 1835 г. по 1908 г. включительно Общество уплатило по смертельным случаям свыше 33 млн. руб.
И наконец, в 1844 г. было учреждено Российское транспортное страховое общество, а 5 июня 1846 г. вышел Указ «О правилах для морского страхования». Однако этот вид страхования стал развиваться лишь во вторую половину XIX в. Представляется справедливым замечание Е.Т. Полилова, браковщика пеньки, отправляемой в Англию из Санкт-Петербургского порта, который написал в дневнике, что в первой половине XIX в. «страхование товаров было почти неизвестно. Относительно иностранных экспортеров, страховавших погруженные в корабли товары за границею, русские торговцы отзывались как-то скептически, говоря: «От воли Божией укрыться захотели». Многие из крупных торговцев льном, староверов, и в настоящее время не страхуют своего товара, находя, что страховать — это прямо искушать Божий промысел». Однако в последующий период развился и этот вид страховой деятельности.
Таким образом, в первой половине XIX в. В России отмечалось появление всех основных видов страховой деятельности и превалировали немногочисленные частные страховые компании, находившиеся под государственным контролем. Однако в кон. 1840-х гг. принцип страховой монополии стал утрачивать свое значение. Возникла конкуренция рыночного типа между действующими в России акционерными страховыми обществами, страховое дело вышло на международный уровень и в 1850-х гг. появились первые договоры перестрахования.
1.2 Страховое дело во второй половине XIX века — начале XX века
Страховой рынок стал более устойчивым и начал успешно развиваться в ходе либеральных реформ 60-х годов XIX в. Произошла окончательная демонополизация страхования. Развитию конкуренции способствовали отмена привилегий и создание большого числа новых страховых обществ, оперирующих на рынке на принципах равенства в борьбе за клиента. Активно развивается страхование жизни, создаются новые общества взаимного страхования, официально допускаются на внутренний рынок иностранные страховые компании (в 1885 г.).
В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании, в котором сказано, что каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии. Ведало этим Губернское земское собрание. Оно назначало тарифы страховых взносов, нормы обеспечения; составляло инструкции по страхованию для земских управ, волостных правлений и агентов; распоряжалось страховыми средствами и т.д. Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались три формы страхования: обязательное окладное, дополнительное и добровольное.
С развитием огневого страхования возросла страховая стоимость принимаемого на страхование имущества и возникла проблема финансовой устойчивости. Было создано несколько союзов страховщиков, обеспечивающих взаимопомощь, при превышении убытков над запланированным размером, организация перестрахования и др.
Общества взаимного страхования — одна из старейших организационных форм страховой защиты населения от пожаров. 10 октября 1861 г. Александр II издал Указ об учреждении городских взаимных обществ. Первые взаимные общества для страхования от огня были образованы в Туле и Полтаве в 1863 г. В дальнейшем такие общества были созданы практически во всех крупных российских городах. Наряду с городскими обществами создавались общества взаимного страхования, объединяющие предпринимателей различных отраслей.
Законом от 6 марта 1861 г. была введена обязательная организация страховой кассы на всех казенных горных заводах. Отчисления рабочих в кассу составляли 2 — 3% от зарплаты. Управление делами кассы было сосредоточено в руках рабочих. Законом от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» была введена ответственность предпринимателя за профессиональный риск в случае причинения рабочим увечья или их смерти вследствие несчастных случаев на производстве.
Закон от 2 июня 1903 г. распространялся лишь на увечных рабочих, пострадавших только от несчастных случаев, и не имел никакого отношения к обеспечению рабочих при болезни, старости, инвалидности. В этом отношении содержание данного Закона во многом соответствовало аналогичным законам, принятым в 1884 — 1898 гг. в Германии, Англии, Италии, Австрии, Франции, Дании, Швейцарии.
«Новый Закон застал уже довольно обширное у нас страхование рабочих от несчастных случаев, как в коммерческих обществах, так и в обществах, учрежденных в Риге, Одессе и Иваново-Вознесенске самими промышленниками для взаимного страхования рабочих. О размерах этого страхования можно судить по тому, что в 1901 г. число застрахованных превысило один миллион, а сумма уплаченных промышленниками страховых премий достигла в том же году 3,8 млн. рублей». Новый Закон об индивидуальной ответственности предпринимателей должен был ускорить в России переход к обязательному страхованию рабочих. Точно так же как в Германии, Франции, Англии и Дании, в России «не было признано возможным сразу же ввести обязательное страхование» рабочих от несчастных случаев. Тем самым Закону от 2 июня 1903 г. придавалось временное значение как переходной меры к обязательному страхованию рабочих. На рубеже 1905 — 1906 гг. Правительство страны разработало законопроект по страхованию рабочих от старости и инвалидности, который вскоре был заменен другим законопроектом о сберегательных кассах обеспечения, но в Государственную Думу он внесен не был. Только 23 июня 1912 г. были приняты Законы об обязательном страховании рабочих, в частности: Положение об обеспечении рабочих на случай болезни, Положение о страховании рабочих от несчастных случаев, Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих, Положение о Совете по делам страхования рабочих.
Новыми страховыми законами в России были установлены два вида страхования: 1) обеспечение рабочих в случае болезни; 2) страхование рабочих от несчастных случаев. Каждый из них имел свои организационные особенности. Страхование рабочих в случае болезни осуществлялось в больничных кассах, учреждаемых при отдельных фабриках, заводах, предприятиях и управляемых совместно представителями промышленников и рабочих. От несчастных случаев рабочие страховались в особых страховых товариществах, учреждаемых по одному на несколько губерний. Взносы в эти товарищества вносили только владельцы предприятий, которые и управляли этими товариществами без участия рабочих. Оба вида страхования распространялись на рабочих фабрик, заводов, мануфактур, горных заводов и промыслов, речного и озерного судоходства, трамвайных предприятий всех губерний и областей Европейской части России и Кавказского края.
Вне сферы действия новых Законов оказались предприятия, расположенные в Сибири и Туркестане, но на отдельные предприятия в этих регионах страхование рабочих могло быть распространено распоряжением Совета Министров. Общее руководство обоими видами страхования осуществлялось Министерством торговли и промышленности, при котором для этой цели был учрежден Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях учреждались особые присутствия по делам страхования рабочих.
Принятие в России Законов об обязательном страховании рабочих предоставляло возможность рабочим восстанавливать свое здоровье и поддерживать определенный жизненный уровень, а также свидетельствовало о том, что законодательство страны в большей мере стало отвечать изменившимся требованиям и условиям жизни, интересам всего общества.
Развитие страхования сопровождается концентрацией и централизацией капитала. Дореволюционное российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Финансовые ресурсы страховых обществ могли инвестироваться в государственные займы и акции торгово-промышленных предприятий и коммерческих банков. Средства направлялись на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения Министерства внутренних дел и Министерства финансов России.
Проведенная в России в 1895 — 1897 гг. денежная реформа создала благоприятные возможности для деятельности иностранных страховых обществ. Масштабы страховой деятельности к концу XIX в., социальная значимость этой деятельности потребовали принятия мер государственного страхового надзора, который бы выражался в создании системы общих правил экономического поведения на страховом рынке. Правительственный надзор за деятельностью страховых предприятий впервые в России был установлен Высочайше утвержденным 6 июня 1894 г. мнением Государственного Совета «Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ» и вверен состоящему при Министерстве внутренних дел Страховому комитету в составе двух представителей от названного министерства и двух от Министерства финансов под председательством директора Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. При комитете имелась канцелярия (страховой отдел). К наиболее существенным обязанностям комитета относились ревизия страховых учреждений и обществ и разработка всех вопросов по страховой части.
Вследствие нестабильности финансового положения отдельных страховщиков возникла необходимость введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и страхового надзора. В 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью страховых компаний. Был учрежден Страховой комитет, а позднее с 1904 г. — Отдел страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и т.д. Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере никогда не выполнялись.
В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.
Начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война внесла резкие изменения в экономическую и политическую жизнь России и привела к финансовому кризису. Тяжелое экономическое и финансовое положение страны побудило высшее руководство России перейти к жесткой системе по отношению к финансовым учреждениям.
Таким образом, к 1917 году в царской России сложился национальный страховой рынок, а страхование превратилось в развитую отрасль инфраструктуры рыночного хозяйства страны.
Основной формой страхования в дореволюционный России было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. Сложившаяся система страхового законодательства была разрушена в результате большевистской революции 1917 г.
2. Страхование в Советском союзе
.1 Ликвидация страховых обществ и декреты о страховании
Октябрьская революция не затронула непосредственно деятельности страховых учреждений, и они продолжали свое самостоятельное существование до весны 1918 г., когда был образован Совет по делам страхования, на который был возложен контроль за их деятельностью.
Развал народного хозяйства страны в условиях гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование, то есть уже в конце 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации (акционерные и взаимные) были ликвидированы, а земские и взаимно-городские страховые организации были объявлены достоянием РСФСР. Страхование жизни по-прежнему должно было производиться через государственные сберегательные кассы (однако уже в 1919 г. все договоры по страхованию жизни, в том числе и через сберегательные кассы, были аннулированы). Исключение из страховой монополии было допущено только для кооперации. Все советские имущества и предприятия освобождались от страхования. Совет по делам страхования был реорганизован в страховой отдел при ВСНХ. Однако в эпоху военного коммунизма за отсутствием торгового оборота и за отмиранием денежного обращения страхование теряло свой смысл, становилось «ненужным». На смену старым страховым формам должна была возникнуть другая организация, соответствующая новым народнохозяйственным условиям.
С введением новой экономической политики стали налаживаться в форме товарообмена экономические отношения между городом и деревней. Переход к новой экономической политике, вызвавшей оживление денежного и товарного обращения, привел к необходимости восстановления и страхования в его денежной форме.
Возник ряд комиссий, которые начали создавать проекты возрождения страхования. В дальнейшем эти комиссии объединились, и в результате их работ появился декрет от 6 октября 1921 г. о государственном имущественном страховании.
Декретом от 6 октября 1921 г. было введено государственное имущественное страхование частных хозяйств от нижеследующих стихийных бедствий: пожаров, падежа скота, градобития и аварий на путях водного и сухопутного транспортов. На первое время вводилось государственное добровольное страхование, а по мере укрепления технического аппарата страхования — и государственное обязательное страхование. Кооперативным организациям было представлено право организовать взаимное страхование собственных имуществ. Для заведывания государственным имущественным страхованием в составе НКФ было учреждено Главное управление Госстраха.
Дальнейшее законодательство только развило те основные начала, которые были заложены в декрете 6 октября 1921 г.
Постановление СНК РСФСР от 15 мая 1922 г. ввело во всех действующих на территории РСФСР страховых учреждениях обязательное отчисление с прибылей на содержание местных пожарных организаций. В развитие этого постановления СНК была затем издана подробная инструкция НКВД и НКФ.
июля 1922 г. было утверждено постановление СНК РСФСР о государственном страховании, представляющее собою дальнейшее развитие декрета 6 октября 1921 г. Согласно этому постановлению, государственное страхование строится на началах хозяйственного расчета. Главное Управление Государственного Страхования переименовывается в Главное Правление Государственного страхования (Госстрах). По мере развития своих операций Госстрах может включить в круг своей деятельности, с разрешения НКФ, кроме видов страхования, предусмотренных декретом 6 октября 1921 г., также добровольное страхование жизни и страхование от несчастных случаев, не обнимаемых обязательным социальным страхованием. Остальное содержание постановления СНК РСФСР от 6 июля 1922 г. предусматривает, по преимуществу, вопросы образования средств Госстраха и порядка распределения его прибылей.
Постановлением СНК РСФСР от 25 июля 1922 г. обязательное страхование в Госстрахе было распространено на имущества коммунальных хозяйств, находящихся в арендном пользовании или на иных, кроме аренды, основаниях у частных лиц и обществ; для содействия развитию страхового дела этим же постановлением был учрежден при НКФ Совет по делам страхования. Постановлением НКФ от 27 ноября 1922 г. было утверждено Положение о Совете по делам страхования, в котором были детально определены функции этого страхового органа.
ноября 1922 г. было также утверждено НКФ Положение о Главном Правлении Государственного Страхования (Госстрах), определившее подробно его цели, средства, управление, операции и прочие аспекты деятельности. Союзные Республики — Украинская, Белорусская и Закавказская — в свое время не только подтвердили в законодательном порядке основные декреты о страховании, изданные в РСФСР, но и издали ряд нормативных актов в развитие этих основных декретов.
Развитие государственного имущественного страхования в восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков, переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики в целом
Таким образом, установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить в жизнь идей национализации банков и страхового дела. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1. установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2. объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией. Законодательно это подкреплено появлением ряда актов общесоюзного значения, развивающих принципиальные начала, заключенные в декретах 1921 г. и 1922 г. Свое окончательное организационное и правовое оформление страхование в СССР получает только в 1925 г. — в Положении о Государственном Страховании Союза ССР
2.2 Развитие, реорганизация и окончательное формирование страховой системы в СССР
Сложившаяся система была законодательно закреплена в 1925 году «Положением о государственном страховании в СССР». В период построения основ социалистической экономики (1926-1932 гг.) основным видом стало обязательное государственное имущественное страхование. В дополнение к нему стало развиваться добровольное страхование домашнего имущества, жилищ, животных и т.д.
Необходимо отметить, что по всей огромной территории страны отныне были установлены одни и те же тарифы и правила. Такая позиция власти была обусловлена тем, что в Советском Союзе страхование выполняло, скорее социальные функции, нежели имело целью получение прибыли.
Проводившаяся коллективизация сельского хозяйства (1929-1932 гг.) заметно повлияла на изменение его страховой защиты. Страхование имущества колхозов было возложено на Госстрах СССР. Условия страхования предусматривали более широкую ответственность и более высокое обеспечение по сравнению с условиями страхования индивидуальных хозяйств. Для колхозов устанавливались пониженные тарифы, тогда как единоличные хозяйства, страховались по удвоенным-утроенным тарифам.
Становление личного страхования в 30-е годы происходило противоречиво. В 1929 г. было введено коллективное страхование, получившее быстрое распространение. Вначале страховая сумма выплачивалась только в случае смерти и при утрате трудоспособности. Договоры заключали коллективами при обязательном участии не менее 75%, позже к 1938 г. этот процент был снижен до 40%. Предусматривались единая страховая сумма и единый взнос. Необязательность врачебного освидетельствования, снижение квоты до 40% постепенно привели к выборочности страхования и его убыточности.
Интересно отметить, что кооперативные организации по-прежнему могли осуществлять взаимное страхование, то есть негосударственное. Но даже внутреннее, взаимное перестрахование проводилось согласно тарифам Госстраха. В период коллективизации постановление 1930 года «Об обязательном страховании кооперативных имуществ» были ликвидированы кооперативные организации. По сути, была ликвидирована система органов государственного страхования, все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию — сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г.
С 1934 г. с целью повышения экономического значения государственного страхования было повышено страховое обеспечение, увеличено число объектов обязательного страхования, восстанавливалось добровольное страхование имущества горожан.
В 1936 году было разрешено добровольное личное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного срока без ограничения страховой суммы. Крайне важным моментом в развитии страхования было решение о том, что страховые услуги наиболее эффективно смогут донести до населения страховые агенты. Это уже был по-настоящему рыночный элемент, так как агенты, за каждый заключенный договор от Госстраха получали комиссию. Создание агентской сети и было одним из успешных шагов в дальнейшем развитии советского страхования. Сеть страховых агентов сыграла важную роль в развитии добровольного личного и имущественного страхования. Теперь успех дела зависел от того, насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю, помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора. В предвоенные годы вышли два постановления Советского Правительства, определившие основные принципы обязательного страхования.
Постановлением от 3 февраля 1938 г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен круг объектов государственного страхования. Постановлением вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду, разрешалось добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, а также имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.
К 1940 г. коллективизация сельского хозяйства, создание крупных колхозов и совхозов обеспечили значительное повышение товарности сельскохозяйственного производства. Эти изменения в экономике были учтены в принятом Верховным Советом СССР в Законе «Об обязательном окладном страховании», принятом 4 апреля 1940 г.
В 1941-1944 гг. средства государственного страхования поступали главным образом на нужды фронта и тыла. Операции страхового дела сокращались неизбежно в первые годы войны из-за фашистской оккупации значительной территории страны.
Имущественное страхование восстанавливалось по мере освобождения районов.
После II мировой войны образование Калининградской области РСФСР, Закарпатской части УССР, изменение правового статуса Южного Сахалина сопровождалось организацией здесь государственного страхования.
В 1946 г. были приняты меры на повышение роли государственного страхования в восстановлении животноводства. В 1956 г. обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным страхованием.
В 1968-1969 гг. в сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов, урожай полеводства, сельскохозяйственные животные, здания, транспорт, оборудование и т.д.. Реформа страхования имущества совхозов была проведена в 1979-1984 гг. В этот период все колхозы и совхозы были охвачены государственным обязательным страхованием.
В 1983 г. обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, стало проводиться по новым оценочным нормам на строения личной собственности. За период с 1983 г. по 1987 г. стала применяться только добровольная форма. С 1986 г. с автолюбителями стал заключаться страховой договор «Авто-комби» В настоящее время операции государственного имущественного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).
Параллельно имущественному страхованию развивалось и государственное личное страхование. После установления Советской власти в 1917 г. личное страхование проводилось через концентрацию договоров страхования жизни в государственных сберегательных кассах. 10 апреля 1919 г. Декретом СНК сберегательные кассы были объединены в учреждения Народного банка РСФСР. На отдел страхования жизни в Центральном управлении этого банка было возложено руководство ликвидацией операций страхования жизни частных страховых обществ и руководство страховыми операциями бывших сберегательных касс.
ноября 1919 г. в связи с Гражданской войной и иностранной военной интервенцией был принят Декрет СНК «Об аннулировании договоров по страхованию жизни». Отменялось также страхование капиталов и доходов.
В период НЭПа правительство предоставило образованному в 1921 г. Госстраху право добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Однако только с 1924 г. началось практическое развитие операций личного страхования.
С 1930 г. наряду с индивидуальным заключением договоров страхование жизни стало производиться и в групповом порядке. Преимущество последнего состояло в том, что договоры заключались сразу с целыми коллективами предприятий, цехов, отделов при условии участия в страховании большинства работающих. Так, в короткий срок был достигнут массовый охват страхованием трудящихся. В предвоенные годы в связи с несоответствием изменившихся условий тарифным ставкам коллективное страхование было отменено как убыточное.
В 1946-1947 гг. утверждаются новые правила по всем видам личного страхования, направленные на расширение объема ответственности по каждому заключенному договору.
В 40-50-х гг. происходит значительный рост операций личного страхования. По линии государственного личного страхования материальная помощь населению увеличилась более чем в два раза.
Изменения и дополнения в правила личного страхования были внесены в 1956 и 1965 гг. Был расширен круг страхователей за счет лиц старшего возраста до 65 лет.
С 1966 г. стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования с уплатой взносов по желанию застрахованных через расчетные счета бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем безналичных расчетов. В 1968 г. стало проводиться страхование детей как самостоятельный вид страхования. В 1972 г. существенно пересмотрены правила смешанного страхования жизни. С 1977 г. проводится страхование к бракосочетанию. С 1987 г. появилось страхование детей от несчастных случаев, страхование школьников от несчастных случаев — с 1986 г. С 1988 г. было введено добровольное страхование дополнительной пенсии в целях улучшения условий жизни ветеранов труда. Однако в связи с усилившимися инфляционными процессами в экономике страны проведение этого страхования стало бесперспективным и было отменено. С принятием в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» началась в нашей стране демонополизация страхового дела. По этому Закону разрешалось кооперативам проводить взаимное страхование.
Вскоре узкое взаимное кооперативное страхование стало перерастать в акционерное страхование. Создана ассоциация страховых организаций, в которую входят и государственные страховые фирмы.
Распад СССР в 1991 г. сопровождался явной недооценкой роли государственного страхования во всех странах СНГ, неуправляемым процессом демонополизации страхового дела. Государственные страховые организации большинства бывших союзных республик были поставлены на грань банкротства.
Таким образом, после Октябрьской революции государство взяло под надзор все виды страхования в России. После Гражданской войны сначала появилось государственное добровольное страхование имущества, а затем государственное обязательное. Во время Великой Отечественной войны стали страховать на случай смерти, инвалидности, от несчастных случаев, ввели смешанное страхование. В Советском Союзе существовали следующие виды страхования: имущественное, личное, добровольное, обязательное. С приходом новых экономических отношений начался новый этап развития страхования в России.
Заключение
При изучении развития страхования в российском государстве XIX — XX веков были сформулированы следующие выводы.
. В целом, в период 1861 — 1917 гг. основными субъектами, осуществлявшими страховую деятельность в Российской империи, являлись акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, земские и губернские страховые учреждения. Имущественное страхование являлось наиболее динамично развивающимся институтом. Среди страховых операций, осуществлявшихся в сфере имущественного страхования, наибольшее распространение в России получило страхование от огня и транспортное страхование. Особое место в системе страхового законодательства отводилось законам о взаимном страховании от огня, решавшим важную социальную задачу по обеспечению крестьянского населения, освобожденного от крепостной зависимости, от убытков, вызванных пожарами. Сложившаяся система страхового законодательства была разрушена в результате большевистской революции 1917 г.
. После Октябрьской революции в развитии страхования развивалось поэтапно. На первом этапе преобразования страхового дела была сохранена коммерческая основа старых форм страхования. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над страховой деятельностью. С введением государственного контроля над страхованием доходы страховщиков подвергались прогрессивному налогообложению на государственные нужды.
Второй этап связан с принятием Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике», где страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией республики и ее достоянием. Сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций, а все частные страховые компании и общества были ликвидированы.
А третий этап развития страхования отмечен Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании», когда страховая деятельность полностью перешла в ведение Главного управления государственного страхования (Госстраху СССР).
С ростом объема операций и расширением сферы страховой деятельности за рубежом в 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах), ставшее второй государственной монопольной страховой организацией.
Государственная монополия в страховании просуществовала более семи десятилетий. Страхование развивалось в этот период в направлении и пределах, определяемых централизацией управления экономикой, социальной сферой и господствующей общенациональной собственностью. Виды, объемы страхования, страховые риски, тарифы, обязанности страхователей и страховщиков, методы определения причиненного ущерба, расчета страхового обеспечения, порядок уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров страхования — все это было унифицировано и установлено централизованно.
Монопольное положение органов государственного страхования привело к полной потере интереса к совершенствованию и развитию страхования, полной оторванности от мировой страховой практики.
Государственная монополия на страхование сохранялась вплоть до 1988 г. Серьезные изменения, последовавшие в связи с распадом СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты, утратившие силу
. Закон СССР от 4 апреля 1940 года «Об обязательном окладном страховании» [Электронный ресурс]: [Ведомости Верховного Совета СССР, 1940 г., N 12] // Справочная правовая система Гарант.
. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI «О кооперации в СССР» // Справочная правовая система Гарант.
. Положение «О Государственном Страховании Союза ССР» [Электронный ресурс]: [Собрание Законов и Распоряжений. 1925 г. № 73] // Справочная правовая система Гарант.
Научная литература
. Аленичев В.В. Страховое законодательство России / В.В. Аленичев. — М.: ЮКИС, 1999.
. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. / Н.А. Вигдорчик. — СПб.: Изд-во «Практическая медицина» (В.С. Эттингер), 1912. [Электронный ресурс]. / http: // www.vsepravo.narod.ru
. Ефимов С.Л. Страховое дело в России: вехи истории / С.Л. Ефимов , В.В. Акимов, В.Н. Борзых. — М.: Русское слово, 1997.
. Жилкина М.С. Государственное регулирование страхования в дореволюционной России / М.С. Жилкина // Российский страховой бюллетень. — 1999. — N 3.
. Литвинов-Фалинский В.П. Новый закон о вознаграждении увечных рабочих. / В.П. Литвинов-Фалинский. — СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1904. [Электронный ресурс]. / http: // www.vsepravo.narod.ru
. Носова Г.В. Об особенностях системы страхования в России в первую половину XIX века / Г.В. Носова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2009. — N 6.
. Полилов Г.Т. Быт петербургского купечества в 1820-х — 1840-х гг. / Г.Т. Полилов. — СПб.: Гиперион, 2003.
. Потоцкий В. М. Краткий популярный курс страхования / В.М. Потоцкий. — М.: Юкис, 1992.
. Райлян А.И. Страховое законодательство Российской империи: 1861 — 1917 гг.: Дис. канд. юрид. наук / А.И. Райлян. — М., 2005.
. Самаркина В.И. Княгининские мастера. Из истории старинного шапочного промысла / В.И. Самаркина. — Н. Новгород, 2003.
. Сидорова М.В. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827 — 1869. / М.В. Сидорова, Е.И. Щербакова. — М.: Москва. Российский Фонд Культуры, Российский Архив, 2006.
Учебная литература
. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах уч. пособие для студентов экономических вузов и колледжей / М.И. Басаков. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
. Шахов В.В. Страховое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. В.В. Шахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
. Белых В.С. Страховое право России: Учеб. пособие / В.С. Белых — М.: Норма, 2009.
Приложение
Итоги деятельности крупнейших российских акционерных страховых компаний в 1891 г. (в тыс. руб.)