Содержание
Введение..3
1. Марксизм как законный этап в развитии западноевропейской культуры.4
2.Методология Маркса: гегелевская диалектика и ее марксистская интерпретация.7
3. Философия истории Маркса.15
4. Философская антропология Маркса21
5.Заключение. Эволюция философии Маркса и ее превращение в идеологию..31
Список используемой литературы33
Выдержка из текста работы
Конец XVIII – первая половина XIX вв. – это время деятельности величайших представителей философской мысли в Германии – И. Канта, И. Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля, Л.Фейербаха, — создавших школу классической немецкой философии. Особенности нового этапа в развитии философской мысли в Германии определялись как спецификой поставленных ею проблем, так и стремлением к созданию завершенных философских систем. Ведущей ориентацией представителей немецкой классической философии был идеализм. Для них была характерна преемственность идей и методов исследования. Это была академическая философия в том смысле, что все ее представители преподавали с университетских кафедр. Родоначальником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804). В работах так называемого «докритического периода» ( до 1770 г.) он занимался проблемами естествознания. Второй период творчества Канта принято называть «критическим», в это время он занимается в основном проблемами теории познания (гносеологии). Исходная мысль Канта состоит в том, что нужно изучить инструмент познания, его возможности, прежде чем начать что-то познавать. Последовательность философского анализа определена им в следующих вопросах: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?» Таким образом, целостное учение о человеке (антропология) являлось конечной целью его исследований. Второй период ознаменован изданием трех главных произведений: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения» (1790). В основе всех трех «критик» лежит идея о явлениях (феноменах) и «вещах-в-себе». Кант признавал существование вне нашего сознания объективного мира вещей, которые, воздействуя на наши органы чувств, производят некие ощущения, которые он называл «феноменами», то есть явлениями. Причина феноменов объективна (внешнее воздействие), но их сущность субъективна: вещи «являются», обнаруживают себя в наших ощущениях, «кажутся нам». Каковы же вещи сами по себе как элементы объективной действительности, остается недоступным нашему познанию, то есть они остаются «вещами-в-себе», их сущность для нас непостижима. В учении о «вещах-в-себе» проявился агностицим философа. Кант поставил непереходимую для познания границу между явлением и сущностью, разорвав их диалектическую связь. По Канту, всякое знание начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Разум никогда не направлен прямо на опыт или какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок. В области этики главной заслугой Канта стала формулировка нравственного закона (категорического императива), способствующего нравственному прогрессу человечества при сохранении главной ценности – свободы личности: поступай так, чтобы правило твоей жизни стало всеобщим законом, и стремись видеть в себе самом и всяком другом все человечество, относись к самому себе и ко всякому другому как к цели и никогда, как к средству.
Философия И.Г. Фихте
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) вслед за Кантом считал, что философия должна стать фундаментом всех наук. Этому посвящено его главное произведение «Наукоучение» (1794). В отличие от своего предшественника он утверждал принципиальную познаваемость мира и критиковал учение Канта с позиций последовательного идеализма за признание существования «вещи-в-себе» независимо от сознания субъекта. Главная реальность, по Фихте, — абсолютное «Я». представляющее самосознание мыслящего субъекта, ему противостоит мир природы как объект, обозначаемый термином «не-Я». Абсолютное «Я» является началом всего сущего и порождает через противоположение весь мир, природу («не-Я»). Учение Фихте есть субъективный идеализм, в рамках которого философ развивает диалектику как процесс взаимодействия «Я» и «не-Я». Принцип деятельности является основополагающим в его учении, он рассматривает ее как духовную, и, прежде всего, нравственную деятельность абсолютного сверхсознания. Постепенно в своих взглядах Фихте эволюционировал от субъективного к объективному идеализму. В этике Фихте главным становится вопрос о свободе. Свобода для него – не беспричинный акт, а действие. основанное на познании непреложной необходимости. Степень свободы, считал он , зависит не от индивидуальной мудрости, а от уровня исторического развития общества, к которому принадлежит индивид. В наиболее интересной его работе «Назначение человека» (1800) Фихте утверждает, что человек предназначен для жизни в обществе, и, если он живет изолированно, то это противоречит его сущности. Человек должен совершенствоваться, в этом — общее назначение всех людей, а для этого он должен действовать.