Выдержка из текста работы
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.
Социальная система — структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция . Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т.е. существования как целого, интеграция — процесс и механизм объединения частей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которое механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные. Специфика социальной системы состоит в том, что она формируется на базе той или иной социальной общности (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными, индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.) .
Самоорганизация в социально-экономических системах предполагает наличие определенного взаимодействия, или синергии, между
Философия. Словарь/Под ред. В.II. Фоменко. М.,2004. с.571.
2 Соколов СВ. Социальная философия. М.,2003. с.88-104.
3 Гам же. с. 102.
участвующими в общественных процессах людьми, группами и классами. По мнению теоретиков «маржинального анализа», или теории предельной полезности, в экономике, возникновение равновесной цены на рынке происходит результате согласования субъективных шкал полезностей или ценностей, которыми руководствуются индивидуальные его участники. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого прядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого, выше, чем ее отдельных элементов. Любая система — от атома до общества -всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем . Важными системными принципами являются также структурность — возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, а также обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой).
Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложно организованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью,
равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией,
самовоспроизводством, эволюцией5.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организаций, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.
Общество как суперсистема представляет совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На
4 Гуревич П.С. Основы философии. М.,2000. с.83-86.
5 Гам же. с.89.
своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Функционирование общества это его постоянное
самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) — стабильность6.
Самым главным условием самоорганизации общества является степенное формирование спонтанного порядка и новых структур в процессе исторического развития. Такое формирование происходило путем многократных и неустанных проб и ошибок, где каждый успех подкреплялся достижением лучших условий для жизнедеятельности людей. Приобретаемый таким путем социальный, экономический, культурный и нравственный опыт подкреплялся в традициях и обычаях и путем воспитания и общения передавался от поколения к поколению. Именно на основе этого исторического опыта и традиций возникли такие феномены и институты общества, как мораль, право, рынок, деньги, наука, язык, культура в целом.
Самоорганизация и генетически, и исторически предшествует сознательной организации, поскольку именно она выступает как форма проявления внутренней активности материальных систем, их потенциальной способности к саморазвитию. Как свидетельствует современная наука, процесс развития обусловливает обратимые изменения в открытых системах, направленных на усиление в них порядка и самоорганизации. Эволюционные процессы в космологии, биологии и обществе ясно показывают, что они теснейшим образом зависят от внутренних изменений, «сходящих в системах, способствующих их упорядочению, совершенствованию и усложнению . Вместе с тем следует подчеркнуть, что развитие систем, особенно социальных, зависит также от внешних факторов. В обществе целенаправленное воздействие со стороны государства должно содействовать устойчивому развитию социально-экономических и культурно-исторических систем.
Одной из ведущих тенденций в предстоящее десятилетие обещает стать ярко выраженное стремление абсолютного большинства граждан к социальному порядку, который пока не обеспечен, что вызывает крайне негативное к этому отношение. Люди устали жить в условиях перманентного нескончаемого «перехода» от одного этапа к другому и сопровождающей всякий «переход» неустроенности жизни. Исследования показывают, что «категорическое неприятие беспорядка объединяет людей независимо от
‘ Сокопов СВ. Указ. соч. с. 105.
возраста, образования, места жительства, рода занятий, получаемых доходов. Оно затеняет даже политические разногласия между ними и различия в жизненных установках».
Поскольку мысль о наведении порядка не имеет отчетливо выраженной идейной окраски, она претендует сегодня и будет претендовать в ближайшие годы на то, чтобы, встав над другими социальными, политическими и иными направлениями, консолидировать абсолютное большинство нации. Однако эта солидарность, порожденная массовым неприятием существующего беспорядка, исчезает, как только речь заходит о реальных контурах желаемого социального порядка и о конкретных действиях, которых потребует его утверждение, и уступает место привычному размежеванию. Единого, устоявшегося мнения о том, каким должен быть порядок, сегодня в массовом сознании нет. Представления о социальных, экономических, политических основах порядка фрагментарны, противоречивы, неоформлены. Образ желаемого социального порядка абстрактен, оторван от реальности, его черты размыты и неопределенны. В этом образе присутствуют и патернализм, рассматривающий государство в качестве источника и «отца» порядка; и «железная рука» как одно из средств наведения порядка; и свобода от диктата и производства государства; и понимание роли права и законности как основы порядка и т.д . Вместе с тем особенности психологии не выдвигают никаких непреодолимых препятствий на пути к достижению и построению нового порядка. Реальная проблема массового сознания состоит не в том, чтобы приспособить к себе элементы этого социального порядка, а в том, чтобы самому приспособиться к новым правилам жизни без которых он невозможен. Удастся это или нет, зависит от того, сумеют ли власти всех уровней и наиболее динамичные слои общества осознать свой общий интерес в обеспечении на перспективу устойчивости устраивающего их социального порядка. Для этого необходимо, чтобы они предприняли значительные усилия по формированию новой социальной атмосферы, помогающей большинству населения включиться в рыночные отношения и, соответственно, в строительство нового порядка на приемлемых для себя условиях.
Именно отсутствие такой атмосферы, отсутствие ощущения личной, заинтересованности в успехе преобразований, а вовсе не какая-то врожденная предрасположенность, мешают переводу абстрактных представлений о желаемом порядке на язык естественных правил повседневной жизни. Несомненно, психологическая непереносимость беспорядка превращает — чем дальше, тем больше — значительную часть населения в сознательного или бессознательного союзника политических сил, выступающих за ужесточение власти — неважно, в прежнем или каком-либо ином варианте. Вероятность такого развития событий не исключена и сегодня, когда ощущение людьми нарастающего в стране беспорядка грозит стать главной проблемой власти. Поскольку ни одна из находящихся сегодня
Соколов СВ. Указ. соч. с. 109.
в обращении идей не обладает такой консолидирующей социальной мощью и потенциалом, до тех пор, пока власть не предложит стране тот порядок, который будет принят большинством граждан, ее оппоненты будут получать фору и наращивать свои возможности. Усиление хаоса будет делать их аргументы все более убедительными .
Важнейшая задача, стоящая перед властью в обозреваемый период, -«оседлать» эту тенденцию, использовать потенциал тяги граждан к порядку и в результате придать устойчивость социальному строю, сформировавшемуся в стране в последние годы. Одним из наиболее действенных средств для решения этой задачи может стать повышение роли производительного труда, превращение его в главный фактор достижения производительного успеха. Нынешний кризис трудовой мотивации обусловлен не только тем, что людей не устраивает их заработок, но и утратой ими чувства общенародной, общенациональной значимости их труда. Еще имеющаяся в массовом сознании ностальгия по прежним временам с характерной для них установкой на сознательное отношение к труду как к общенародному делу обусловливает возможную стратегию для нынешней власти. Ее смысл — в укреплении государственности не только «сверху», но прежде всего «снизу», за счет придания работе значения и перспектив, сочетающих в себе ценности частного и всеобщего благополучия. Тогда потребность в социальном порядке, смыкаясь с потребностью в интегрирующей общенациональной идее, ориентированной на человека и предлагаемой обществу не вместо благополучия, а наряду с ним, могла бы стать реальной основой динамичного развития общества и жизненного успеха людей, следовательно, обретения перспектив для цивилизации в целом.
Итак, общество молено представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и
самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций,
противостояние целей социальных групп требует такого системного, уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок.
Соколов СВ. Указ. соч. с. 110.
2. Главные онтологические категории Бытие и Ничто, Сущность и Существование, Единое и Многое
Фундаментом всей философии является учение о бытии, которое называется онтологией. Формы осознания Всего в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства и законы природы, общества и мышления называются категориями. Основные онтологические категории — материя и время, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Эти категории образуют взаимосвязи и систему, воспроизводящую объективную и исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основные принципы их организации: движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории онтологии не образуют замкнутой системы, в ходе деятельности, в процессе которой человек преобразует мир, образуются новые категории и обогащается содержание старых».
Одна из центральных проблем философии — изучение бытия. В самом широком смысле слова Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы бытия — ответы на вопросы:
- Что существует? Мир.
- Где существует? Здесь и везде.
- Как долго? Теперь и всегда: мир был, есть и будет.
- Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?»
Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытия. Но бытие сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
- бытие Вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенные человеком;
- бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;
Губин В.Д. Основы философии. М.,1999. с.59-61.
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивид.) духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытия общества.
Возникновение той или иной формы бытия — есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. По первому виду бытия все вещи, процессы, состояния, целостность бытия природы существуют до, вне и независимо от сознания человека — в этом ее отличие. Первая природа — реальность особого чипа, объективная и первичная. Для природы существовать не означает восприниматься человеком, а человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
Существование — есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Нельзя ставить сущность выше существования, признавая существование чем-то временным, случайным, низменным. Но нельзя и наоборот, говоря, что либо сущности вообще нет, либо она непостижима и недоступна рассудку. Ни сущность, ни существование невозможны друг без друга. Сущность без существования есть застывший мир, царство полной неподвижности, а существование без сущности есть нечто временное, беспокойное, внешнее, случайное.
Развитие познания есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.
Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности, таким образом, соотносительно с пониманием содержание, выражая не все содержание, а только главное, основное в нем. Сущность соотносится и с категорией качества, которая выражает лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы, знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности. Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо — значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития . При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к сущности другого, более глубокого.
1‘ Губин В.Д. Указ. соч. с.62-62.
Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.
Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявление сущности: если сущность нечто общее, то явление — единичное, выражает какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое и красочное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в точности и с нашими органами. Явление — это непосредственно воспринимает свойства объекта, то или иное видение которое зависит от строения и действия органов чувств, а сущность — то качественное своеобразие предмета, определяет его характерное лицо, которое может скрываться за его проявлениями. И сущность и явление существуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта. Диалектика сущности и явления — процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явление. Само явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для философии проблема кажимости, видимости. Феномен «быть-казаться» выражает прежде всего факт несоответствия сущности с ее внешними проявления .
Итак, если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности. Движение познания есть всегда движение от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предмета самого по себе, но и способа его взаимодействия с окружающей средой. Категория внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания, связанным с допущением идеализированных объектов.
В истории познания проблема внешнего и внутреннего подчас смыкалась с проблемой сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле, даже если мы познаем внутреннее строение объекта мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случайное, и несущее. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполагает рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.
При этом нет однозначного соответствия сущность-явление. Одна сущность может быть выражена во многих явлениях, при этом одно явление
Кутырсв В.А. Современное социальное познание. — М.,1988. с. 137.
может определятся многими сложными сущностями Переход от явления к сущности есть переход от описания к объяснению. Явление может характеризоваться как единое, сущность — как всеобщее. Сущность первого порядка может быть проявлением сущности второго, более глубокого порядка и т.д. Сущность исследуемых явлений позволяет прогнозировать их в будущем. Агностицизм разрывает сущность и явление, говоря о непознаваемости сущности, считая ее первичной и приписывая ей божественное происхождение. Субъект идеализм отрицает сущность, говоря, что разум диктует законы природе, а явления есть элементы мира, комбинации психического и физического ‘.
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В «лепке» единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости. Единичное суть категория, выражает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.
Однако бесконечное разнообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет двух абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражено в понятии «Человек». Общее — это единое во многом. Никакая деятельность, никакая паука не были бы возможными, если бы не существовала возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в форме понятий и теорий. Законы формируются на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: «Человек — двуногое существо, лишенное перьев» , на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того, общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
Почему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно существует как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса Действие закономерности,
Кутырев В.А. Указ. соч. с. 139. цит. по: Губин В.Д. Указ. соч. с.69.
анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.
Если признать, что общее проявляется не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все сущности единичности неразличимы. Однако, нет абсолютных тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать заключение. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существуют никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего. В познании можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.
Познание мира с точки зрения «единичное» предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельных, единичных характеров реальных предметов, классифицировать их. Реальные предметы единичны, общее, в отличии от единичных, представлено не конкретными простространственно-временными предметами, а чертами сходства. Этому посвящена полемика номинализма и реализма. Диалектика единичного и общего проявляется в том, что общее не существует само по себе, а связано с единичным, сущим. Проявляется в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе его общие черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрывные связи с многообразием единичных предметов.
Реферат по философии1 — Стр 2
Итак, бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятий бытия и ничто. Кроме того, рассматриваются другие онтологические категории: сущность и существование, единое и многое. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.
3. Философские аспекты деятельности человеческого мозга, (соотношение материи и сознания)
Человек — результат процесса эволюции животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциональная деятельность, которую называют сознанием.
Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно — творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании. Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно. Трудности решения проблемы сознания . Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствует Человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Сознание нельзя вытащить из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует. Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точному знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем [еле. Но сравнить феномен своей психики и особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание — уникальная способность, присущая только человеку. К.Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании «человек обречен на отшельничество»’6.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена (греч. phainomenon — являющееся) сознания. Второй — ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги»; как ощущение, восприятие, представление и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и
5 Философский энциклопедический словарь. Под ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.965. ‘ Гергилов Р.Е. Теория цивилизации: критика и перспективы. С-Пб.,2004. с.63.
миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания. В последнее время стало ясно, что сознание — — это вершина айсберга, т.е. незначительная часть того целого состояния, большая часть которого скрыта от взора самого сознания. Как проникнуть в глубины этого состояния, если содержание этих глубин не представлено в опыте сознания?17 По поводу возникновения феномена сознания у человека современного типа (кроманьонца) велись и ведутся по сей день философские и научные дискуссии. В свое время Гегель не отвергая связи человека с животным миром, считал, что биологическая природа не имеет никакого отношения к возникновению духовной сферы человека. Человека с его сознанием, считая он, создал пробуждающийся дух.
Но уже во второй половине XIX века возник и получил в дальнейшем научное подтверждение социально-практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания. Было также установлено, что в процессе антропогенеза (развития человека) создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямохождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства. Связь сознания с мозгом человека представляется Очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. По этому поводу еще в XIX веке шли дискуссии, высказывались различные точки зрения.
На самом же деле сознание это мир идеальных явлений,
существующих в субъективной психической сфере человека и прин ципиально отличающихся от своего материального носителя мозга человека. Ведь в коре мозга хирург или физиолог не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество. Вышеуказанные концепции противоречат доказанной наукой точке зрения, согласно которой сознание есть функция мозга. Современная наука установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, которая состоит из миллиардов нервных клеток. Все они образуют невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств .
Сознание не есть данность только индивида, личности, свойство его мозга. Личное сознание — это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Специфические особенности индивидуального развития личности определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что а создает все красочное разнообразие человеческих индивидуальностей. Но индивидуальное
Философия: Учебное пособие. — Ростов и/Д: «Феникс» 2001. — 229с. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д, 2003. с.339.
человеческое сознание формируется в процессе активного включения человека в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность ориентирует индивидуальные действия, программирует их. Деятельность закрепляется в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе. Вез этого оказывается невозможной совместная деятельность людей, а также передача опыта от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как способ программирования специфически человеческой совместной деятельности. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, кодируя схемы, «матрицы» воспроизводства человеческой деятельности. Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в языке, в художественном творчестве, в науке и философии, в других формах общественного сознания. К ним относятся политическое, правовое, нравственное, религиозное сознание.
В последнее время выделяют такие новые формы общественного сознания как экономическое в экологическое. В структуре общественного сознания, наряду с формами, принято различать его уровни в виде обыденного и теоретического сознания, а также, их составляющие общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей. Оно не проникает в сущность вещей и включает в себе всю сумму эмпирических званий, заблуждений, тра диций, предрассудков, суеверий и т.п., связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта, политики и т.д. . Более глубокое отражение на уровне сущностей вещей дает теоретическое сознание. Оно реализуется в виде научных идей, теорий, понятий, законов и т.д. Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой. Границы между ними меняются в зависимости от развития общества. Так идеи, возникшие как сугубо теоретические, на определенном этапе социально-экономического, научно-технического прогресса могут быть использованы в массовом масштабе в человеческой практике в тем самым стать повседневностью, перейти на уровень обыденного сознания. Общественная психология важнейшая составная часть обыденного
сознания — это массовое сознание, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований: чувств, эмоций, настроений, обычаев привычек к т.н. К общественной психологии относятся также взгляды, идеи, представления (политические, правовые, нравственные в др.), которые существуют не в виде теорий (как в идеологии), а в виде убеждений, предрассудков, верований, социальных позиций.
Голубинцев В.О. Указ.соч. с.341.
Идеология — это система взглядов, идей, теорий, отражающих социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы определенных социальных групп (прежде всего, классов). Идеология представляет собой теоретическое сознание. Она вырабатывается отдельными специалистами идеологами (в отличие от общественной
психологии, формирующейся, в основном, стихийно всеми членами общества). Идеология, теоретически объясняя явления общественной жизни, в значительной мере создает мировоззрение людей, обеспечивает «стратегическую» линию их поведения, способствует выработке ценностных ориентации — соответственно интересом той или иной социальной группы. Внутри общественного сознания происходят активное взаимодействие между его уровнями (идеология воздействует на общественную психологию, теоретическое сознание — на обыденное, и наоборот) и формами (политическое сознание, например, активно воздействует на правовое, нравственное, художественное и даже религиозное сознание).
Итак, сознание — не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности . Таким образом, жизнь индивидуального сознания зависит от того, насколько активно оно связано с миром духовной культуры, с общественным сознанием, индивид приобщается к духовной и материальной культуре общества с раннего детства, в процессе социализации. В семье, школе, получая профессию, читая книги, газеты, журналы и т.д. индивид усваивает культуру общества. В обществе он обретает социальную определенность, осваивает различные социальные роли, становится личностью.
Голубинцсв В.О. Указ.соч. с.349..
4. Система и метод философии Г. Ф. Гегеля
При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. «Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»21.
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.
Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания .
С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии — способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.
В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.
Гегель. 11аука логики. Соч., t.V. М.,1977. с.28. Философия. ч.Г История философии. М.Л996. с. 163.
Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть «всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены»23. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.
Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право и так далее) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку «сам метод расширяется в систему» . Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания. «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, — писал Маркс, — отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» . Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто «внешнее искусство» или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть «душа всякого научного развертывания мысли» и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии. Движение сознания — это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития26. Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства .
‘ Гегель. Наука логики, т. 3. М.,1972, с.289
24 Там же. с.288-289
25 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.23. М.,1976. с.22.
26 Дворцов Л.Г. Гегель. М.,1972. с.66.
11 Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.1983. с.300.
Диалектика с ее борьбой противоположностей , духовный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности29. Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о государстве, — подчеркивал он, -нужно иметь в виду не особенные государства, а особенные учреждения, а скорее идею само по себе, этого действительного бога’ .
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.
I закон. Закон перехода количественных изменений в качественные. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений. Количество, по Гегелю, есть определенность, «безразличная для бытия» внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок — это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть. Например, так, благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойденной и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель — в порок.
Философия 4.1. История философии. М.,1996. с. 175.
Ойзерман Т.И. Указ. соч. с.294.
Гегель. Философия права. Соч. т.7. с.268-269.
II закон диалектики закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как:
-тождество — равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг
другу;
-различие — отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг
другу;
-противоположности — взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга; -противоречие — это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицапия противоположностей. При раскрытии действия этого закона Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта ее противоположность. Гегель доказывал это на примере таких явлений, как магнетизм, электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида»31. Другой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями . «Противоречие — вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить»32. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»». Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
III закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание
Гегель. Энциклопедия философских наук. ч.1. с.205.
Там же. с.206.
Гегель. Наука логики. t.V с.520.
означает уничтожение старого качества новым, переход из одного
качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает
диалектической природой, именно представляет собой единство трех
основных моментов: 1) преодоление старого; 2)преемственность в развитие;
3утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и
характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с
прохождением в процессе развития трех стадий:
-утверждение или положение (тезис);
-отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис);
-отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания/
Итак, в основе метода и философской системы лежит понимание того, что процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.
Радугин Л.Л. Философия. Курс лекций. М.,1996. с.24.
5. Сознание, виды сознания. Развитие этого понятия в истории философии
СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей». Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий . В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность др. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с др. людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания . Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом.
Различают:
- общественное сознание;
- индивидуальное сознание.
Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и др. психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание об-ва в целом (Общественное бытие и общественное сознание). 11ельзя, однако, отождествлять сознание только с знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы
Философский энциклопедический словарь. Под ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.882. Соколов СВ. Социальная философия. М.,2003. с. 157. там же. с. 160.
психического, мышления вообще не существует . Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление — изменение «идеализированных предметов», т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. — есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и » сознание «, т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания (Подсознательное), сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. В этом смысле «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» . На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознание и его отношения к материи (основной вопрос философии).
Реферат по философии1 — Стр 3
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания — направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание — знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание -это центр между первым и вторым . Т. е. Сознание это способность
38 Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. — М.,2002. с. 149.
39 Ленин В.И. Сочинения, т. 29. М.,1973. с. 194 Социология… Указ. соч. с. 151.
Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры// Вестник МГУ -Философия. — 1993. — №4. с. 14.
воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит — существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру’12.
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая,
вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта!).
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы
Киселёва М.С. Указ. соч. с. 16.
познавательной деятельности43. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание (ив этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).
Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга.
Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В.С.Соловьев, ДЛандреев, Т. де Шарден)44, в центре которых — божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.
Таким образом:
- Сознание — специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития
- Сознание — результат развития материи , производно от материи и является атрибутом социальной формы материи -человек
3. Сознание — субъективный образ объективного мира способ существования идеального состоящий в знании
4. Сознание — продукт и творец культуры , имеет структуру и функции.
Итак, источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством
высокоорганизованного материального субстрага — головного мозга в системе надличностных форм сознания.
там же. с. 19.
Киселёва М.С. Указ. соч. с.20.
6. Термины: индивидуум, самосознание, истина, категории диалектики, социализация
ИНДИВИДУУМ
Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004.
ИНДИВИДУУМ — (от лат. individuum — неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.
Философский словарь/ Под общ. ред. П.Н. Федосеева. С-Пб.,1999.
ИНДИВИДУУМ (индивид) (от лат. individuum — неделимое; особь),
- особь, каждый самостоятельно существующий организм.
- Отдельный человек; личность.
Вундт В. Введение в философию. М.,1998.
ИНДИВИДУУМ (лат. — нерасчленимое) — особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека, тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной.
Ермакова Е.Е. Философия. М.,2002.
Трудность определения понятия индивидуума заключается особенно в том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков, вследствие чего уже философы средневековья вынуждены были сказать: Individuum est innefabile (лат., «индивидуум есть невыразимое»). Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.
Свое определение термина: ИНДИВИД — отдельный человек; личность. Человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.
Самосознание
Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М.,1972. с.326.
САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. В обычной разговорной речи — САМОСОЗНАНИЕ — (в смысле сознания свое]’О собственного достоинства, а с ироническим оттенком — в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности.
Хомич Е.В. Человек// Новейший философский словарь/ Сост А.А. Грищанов. -Минск, 1998. с.906.
САМОСОЗНАНИЕ (в психологии) переживание единства и
специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.490.
САМОСОЗНАНИЕ (по Канту) самосознание и осознание внешнего мира, что согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня».
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.495.
САМОСОЗНАНИЕ (по Гегелю) картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира.
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.501.
САМОСОЗНАНИЕ (по Н. Гартману), возможное «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его, может осознать и самого себя.
Свое определение термина: САМОСОЗНАНИЕ — осознание и оценка человеком самого себя как личности. Точнее по Канту: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня».
Истина
Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004. с.201 ИСТИНА, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,2003. с.334
В логике и методологии науки классическая трактовка ИСТИНЫ как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности — степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.
Философский словарь/ Под общ. ред. П.Н. Федосеева. С-Пб.,1999. с.24 ИСТИНА — правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. -«нескрытность») является откровенностью бытия. О значении истинности высказывания
Вундт В. Введение в философию. М.,1998. с.68
ИСТИНА представляет собой такое знание, содержание которого таково, как
оно «задано» объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть.
Свое определение термина: ИСТИНА объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т. к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.
Категории диалектики
Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь / Сост А.А. Грищанов. — Минск, 1998. с.447.
Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории -материя, сознание, развитие, качество, количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
Гуревич П.С. Основы философии. М.,2000. с.419.
Категории диалектики — выступают в качестве особых законов диалектики, хотя и не основных. Это законы причинности, взаимосвязи сущности и явления, формы и содержания, возможности и действительности.
Философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко. М.,1996. с.253.
Категории диалектики — частные законы диалектики, характеризующие то, что предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, изменяющиеся и преходящие. В содержание категорий входят законы.
Свое определение термина: категории диалектики — частные законы диалектики отражающие наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания свойственные не всем предметам и явлениям.
Социализация
Философский энциклопедический словарь. Под ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.230.
COI ЩАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.
Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М.,1972. с. 194 СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом определенных знаний, ценностей и норм, действующих в обществе, в данной культуре и формирование на их основе индивидуальной системы ценностей и эталонов поведения.
Ермакова Е.Е. Философия. М.,2002. с. 110
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения людьми опыта и ценностных
ориентации данного общества (становление личности).
Философия. Под ред. А.Ф. Зотова. М.,2004. с.235
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — формирование сущности индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которой складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе.
Свое определение термина: COIЩАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Основу СОЦИАЛИЗАЦИИ образуют самосознание и самооценка, в совокупности образующие тот основной стержень личности, вокруг которой складывается неповторимая специфика личности.