Выдержка из текста работы
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Однако этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. [2, С. 32]
Уже давно стало очевидно, что экономика — это не саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме её регулирования всё более ощутимым становится присутствие “видимой руки”. Под “видимой рукой” подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов. Эта сознательная координация экономического поведения осуществляется, прежде всего, путём государственного регулирования, но не сводится только к нему.
Следует отметить, что в разные периоды и в разных странах вмешательство государства в экономику существенно различалось. Так, рабовладельческое государство не только использовало все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения устойчивости и защиты класса рабовладельцев, но и само выступало как эксплуататор. Главной целью феодального государства являлось закрепление и охрана феодальной собственности на землю, создание условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоёв населения.
Буржуазное государство по своей сути также мало чем отличалось от предшествующих типов государства — рабовладельческого и феодального.
Таким образом, в классовых обществах государство — это не просто орган политического управления, орган политической власти. Это политическое орудие в руках господствующего класса.
Государство, являясь выразителем интересов господствующего в экономическом отношении класса, в ситуации, когда этот класс слаб или только формируется, полностью находится на его стороне и открыто его поддерживает. Когда же господствующий класс прочно становится на ноги, тогда государству уже нет необходимости открыто заявлять о своей поддержке. В этих условиях можно перейти на нейтральную позицию, что и нашло своё выражение в так называемой роли государства в качестве “ночного сторожа”.
С середины XVII по середину XIX веков роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов, контролем за выполнением контрактов. Наиболее ёмкой характеристикой государства в этот период было отождествление его с “ночным сторожем”. Представления о государстве как о “ночном стороже” были во многом обязаны получившим широкое распространение в конце XVIII века идеям А. Смита. Он попытался доказать, что рынок является наилучшим инструментом, обеспечивающим как экономический рост, так и общественное благосостояние. Он отстаивал идею “естественной гармонии” (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования экономической системы. Поэтому государство ни в коем случае не должно вмешиваться в регулирование экономических процессов.
Кроме того, следует учитывать ещё одно обстоятельство, существенно повлиявшее на изменение экономических функций государства. Дело в том, что в течение всего XIX века в наиболее развитых странах формировалось гражданское общество, становление которого ознаменовало начало нового периода в развитии государства. С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются постоянные общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правом принятия наиболее важных законов. Стали высказываться идеи о необходимости создания государства, не только осуществляющего охрану правопорядка, но и проводящего политику в интересах всех членов общества.
Начиная с конца XIX века, происходит расширение экономических функций государства. Под воздействием таких факторов, как Великая Октябрьская революция в России 1917 г., Великая депрессия 1929 — 1933 гг., и других государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономики.
В 50-х — 70-х гг. XX века государственная политика характеризовалась следующими чертами:
1. Экономика должна быть смешанной, а не только частнокапиталистической. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена так называемыми изъянами рынка, при которых рыночная экономика не справляется с эффективным распределением ресурсов. К числу таких изъянов относится наличие естественных монополий, внешних воздействий и неполнота информации.
2. Необходимо скоординированная макроэкономическая политика в связи с тем, что рынок сам по себе не способен приводить к стабильным результатам.
3. Рынок сам по себе не может привести к равномерному распределению доходов.
Главными целями государства в этот период являлись полная занятость, стабильность цен и равновесие платёжного баланса. В этот период государство всё сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Однако этот этап закончился в середине 70-х гг., когда разразился очередной мировой экономический кризис 1974 — 1975 гг..
Эти события поспособствовали началу следующего этапа государственного регулирования, который продолжается до настоящего времени. Отличительной чертой данного этапа является то, что государство должно выступать не как источник экономического роста, а как помощник. Государство стремится переложить часть своих функций, которые ещё недавно выполняло, на плечи других экономических субъектов. [3, С. 19 — 29]
Из всего вышесказанного видно, что роль государства менялась. Но независимо от этого, оно во все времена оказывало воздействие на экономику. В связи с этим изучение данной темы является актуальным и в настоящее время. Вопрос, “каким должно быть взаимодействие государства и экономики?” является открытым. Общий ответ понятен — оптимальным. Но как достичь этого оптимума. Ведь он подвижен, ибо зависит от стадии, на которой находится экономика, и приоритетности задач, которые выдвигаются на каждом этапе реформ.
Речь идёт не о тотальном уходе государства из экономики, а об эффективном сочетании функций государства и рыночного механизма, их соотношении. Проблема не в том, вмешиваться или нет государству в экономику, а в формах, инструментах и целях государственного вмешательства и, соответственно, его последствиях. [6, С. 8 — 11]
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
2. изучение форм, методов и механизмов воздействия государства на экономику;
3. уяснение многогранной роли государства на основе кейнсианской и классической теорий государственного регулирования экономики;
4. ознакомление с сущностью и методами экономической политики государства, а также с принципами её реализации;
5. показать, как на практике осуществляется взаимодействие государства и рынка в Республике Беларусь;
6. сделать выводы.
Объектом работы является государственная политика в области регулирования экономики.
Предметом курсовой работы являются способы, формы и методы реализации государством своей политики, а также её функции.
Теоретической и информационной базой данной курсовой работы служат:
1. научные труды отечественных и российских учёных-экономистов по исследуемой проблеме;
2. публикации в периодической печати.
Вопросам государственного регулирования экономики уделяется внимание в трудах Морозовой Т.Г., Серёгиной С.Ф., Ядгарова Я.С. и др..
Курсовая работа общим объёмом 41 листов включает в себя следующие элементы: титульный лист, содержание, введение, 3 раздела, заключение, список использованных источников.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику, его функции.
Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. [1, С. 6]
Необходимость государственного воздействия на рыночную экономику связана со следующим:
1. Наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:
· долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое, Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;
· одно из слабых мест механизма рыночной экономики — обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, дохода и занятости;
· количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В интересах будущих поколений может быть целесообразно переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм без государственного программирования не в состоянии обеспечить такую переориентацию.
2. Наличие естественных монополий и необходимость воздействия на их поведение.
3. Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах.
4. Необходимость выравнивания внешних эффектов.
Одной из причин, обуславливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определённых ситуациях решать задачи развития экономики и её составляющих. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.
Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями, поставщиками, и потребителями продукции, повышение эффективности использования производственного потенциала страны. Задачи и содержание государственного регулирования определяются сущностью рыночной экономики. Конкретными задачами, стоящими перед органами власти являются:
· экономический рост и экономическое развитие;
· полная и эффективная занятость;
· ориентация на достижение экономической эффективности;
· стабильный уровень цен;
· экономическая свобода;
· справедливое распределение доходов;
· сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
Как уже отмечалось, государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и развитых. Даже в Соединённых Штатах Америки государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью хозяйственного механизма. В Швеции степень вмешательства государства в экономику по сравнению с США ещё большая. Эти примеры показывают, что не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей, воздействующей роли государства. [8, С. 19 — 23]
Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учётом накопленного позитивного опыта. Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.
· Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.
· Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка.
· Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения.
· Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения……..
Список использованных источников
1. Государственное регулирование: Текст лекций / под. ред. Антоновой. — Мн.: Нархоз, 1998.
2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов. — М.: Дело, 2002. — 280 с.
3. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под. ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 255 с.
4. Климков И.Д. Кейнсианство и его эволюция: Текст лекций для студ. всех спец. / Белкоопсоюз. БТЭУ. Каф. экон. теории. — Гомель: БТЭУ, 2002. — 36 с.
5. Кравцов М.К., Бурдыко Н.М. Экономические модели анализа и прогнозирования важнейших показателей внешней торговли Республики Беларусь // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. — 2004. — № 1. — С. 10 — 26.
6. Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие // Пробл. теории и практики упр. — 2002. — № 6. — С. 36 — 43.
7. Лебедева С.Н. Методологические основы “государственного экономического дирижизма” Дж. М. Кейнса и принципы регулирования заработной платы // Потребит. кооперация. — 2003. — № 1. — С. 8 — 13.
8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1999. — 272 с.
9. Серёгина С.Ф. Роль государства в экономике / С.Ф. Серёгина. — М.: Изд. “Дело и Сервис”, 2002. — 288 с.
10. Хайтун С.Д. Социальная эволюция и Джон Кейнс: от прошлого к будущему // Вопр. философии. — 2003. — № 10. — С. 46 — 60.
11. Шимов В. Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития // Бел. думка. — 2002. — № 6. — С. 36 — 43.
12. Экономическая теория: Пособие для преподоват. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — 2-е изд., стереотип. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. — 637 с.
13. Ядгаров Я.С. История экономических учений (краткий курс): Учеб. для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 320 с.