Содержание
Введение
1. Федерация как форма государственного устройства
1.1 Понятие и признаки федерации
1.2 Виды федераций
2. Особенности федеративного устройства
2.1. Субъекты федерации и проблема суверенитета
2.2. Асимметрия и равноправие субъектов федерации
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Тема федеративного устройства государства как нельзя актуальна в современном мире. В настоящее время существует около двухсот суверенных государств, и только двадцать два из них являются федерациями. Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке (кроме Швейцарии(1291) и США(1787)).
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.
Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.
Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.
Невзирая на то, что по Конституции Россия является федеративным государством, тематика федерализма в последнее время не пользуется особой популярностью в среде практической политики. Часто и с разных сторон приходится слышать мнения о том, что федерализм для нашей страны неактуален, что Россия может существовать лишь как унитарное централизованное государство, управляемое «сильной рукой», что ценности федерализма нам чужды, да и сам он представляет собой всего лишь переходную форму по направлению к образованию нормальной унитарной государственности.
Таким образом, вопрос о развитии федерализма как формы государственного, национального устройства является весьма дискуссионным, что и определяет его актуальность для дальнейшего исследования.
Следовательно, целью написания данной курсовой работы является проведение анализа состояния современного федерализма от его понятия до выделения принципов и перспектив его дальнейшего развития. Так же акцент в данной курсовой работе будет смещен на изучение федеративного устройства в России.
Задачи:
проанализировать и дать оценку состояния федераций в зарубежных странах;
проанализировать и дать оценку взаимоотношений федерации и их субъектов в разных странах мира;
провести анализ федеративных устройств и выявить наиболее устойчивые типы федераций в настоящее время;
проанализировать историю развития федеративного устройства в России и дать оценку перспективе ее дальнейшего развития.
Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России.
Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно „так — организоваться, чтобы он уважал, законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство.
Н.А. Власенко предлагает такое определение: «Форма государства — это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти».
Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства:
Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.
Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.
Различаются две формы правления — монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.
Виды монархии:
а) абсолютная — верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору (до 1992 г. — Саудовская Аравия, Оман — до 1996 г., в Свазиленде конституции отменяются монархом, в настоящее время абсолютная монархия в ее "чистом виде" отсутствует);
б) конституционная — власть монарха ограничена представительным органом (Бахрейн, Кувейт, Бутан, Великобритания, Дания и др.); подразделяется на дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая — власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Кувейт, Марокко, Иордания и т.д.). По мнению специалистов, часто это промежуточный, переходный период от абсолютной монархии к парламентарной.
Парламентарная — разновидность ограниченной монархии, где правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Япония, Швеция и др.).
Республика — (в пер. с лат. — общенародное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.
Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные.
В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.).
В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и др.).
Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, например Россия. Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.
Некоторые авторы выделяют так называемые нетрадиционные республики — СССР (1922-1992); республики, входившие в СССР; некоторые социалистические страны (Югославия), а также республики, так называемой народной демократии (Чехословакия, КНДР, Куба, Китай и др.).
Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.
Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).
Унитарное государство — единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающие (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.
Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.
Федерация — союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).
Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.
Конфедерация — в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации.
В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств — членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования.
государственный федерализм конституционный договор
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ
Федерация — форма государственного устройства, существующая, как правило, в крупных или многонациональных государствах. Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, элементами суверенитета. Составляющие федеративное государство государственные образования (республики, штаты, земли и т.п.) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы высших органов власти — федеральные органы и соответствующие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны; парламент имеет две палаты, одна из которых представляет интересы субъектов федерации, имеется два вида законов — федеральные и субъектов федерации.
Субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Но в то же время субъекты федерации всё же имеют определённую политическую самостоятельность, а также полную хозяйственную и социально-культурную независимость.
Федеративное государственное устройство, безусловно, очень неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.
Следует выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств.
)Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
)В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) Конституцией.
)Субъекты федерации обладают правом принятия собственной Конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
)В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
)Пpи федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
)Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Например, выделают федерации договорные и конституционные. Если федерации формируется снизу вверх, на основе соглашения между входящими в нее регионами, то такую федерацию можно назвать договорной (США, Швейцария, Танзания). В таких федерациях субъекты отличаются высоким уровнем политической автономии.
Федерации, формирующиеся при сильном влиянии центральных властей, на основе Конституции, называют конституционными (Германия, Индия, Пакистан, Мексика).
Различают федерации симметричные и асимметричные. Симметричная федерации означает однородность и равноправие составляющих ее субъектов. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования или же федерация включает только субъекты. Однако фактически такие субъекты имеют разные статусы (например, в РФ такие формально равные субъекты федерации, как Ярославская область и республика Карелия, фактически по своему статусу отличаются).
Симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статуса субъектов.
В асимметричной федерации можно выделить следующие положительные моменты.
Следует отметить, что такого рода асимметрия лучше соответствует языково-культурному, этническому, историко-географическому, социально-экономическому разнообразию регионов. Кроме того, позволяет реализовать право нации на самоопределение без разрушения единства страны.
По идее, федерация должна образовываться «снизу вверх», и разные субъекты вправе делегировать центру разный объем полномочий, так как изначально субъект является как бы суверенным государством.
При этом асимметричная федерация не лишена недостатков, главным из которых является то, что субъекты фактически обладают разным объемом полномочий и неравны между собой. Это не позволяет стране развиваться равномерно, вырастает диспропорция между субъектами РФ.
.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛИ ФЕДЕРАЛИЗМА
Исторически первой федерацией являются Соединенные Штаты Америки, которые первыми же и создали Конституцию, которая и зафиксировала такую форму государственного устройства.
В американской федеральной системе суверенным является народ, который делегирует некоторые полномочия центральной власти и оставляет все остальные полномочия властям штатов. Каждый человек является гражданином одновременно и страны в целом, и соответствующего штата. Несмотря на то, что США являются родиной федерализма, поиск оптимального баланса полномочий между федерацией и штатами продолжается до сих пор. В некоторые периоды штатам были даны широкие полномочия, в том числе финансовые, однако, которые позднее вновь ушли к центру. В настоящее время маятник в балансе отношений центра и регионов в США сдвинут в сторону центра.
Развитие стран мира, особенно в XX-XXI вв., идет по пути возрастания числа федеративных государств. Явления федерализации можно наблюдать даже в таких классических унитарных государствах, как Франция и Великобритания, где постепенно подходят к пониманию преимуществ децентрализации. Еще один пример — Польша, которая обрела после проведения региональной реформы новую структуру. Иными словами, данная тенденция затрагивает практически любое государство.
Вместе с тем следует отметить, что федеративное государство отличается не только тем, что власть децентрализована. В федеративном государстве, если оно желает оставаться стабильным, прежде всего, должен существовать баланс между элементами централизации и децентрализации.
При этом акценты, в зависимости от политической ситуации, могут смещаться то в одну, то в другую сторону. Принцип состоит в том, что всякий раз должен быть установлен верный баланс.
Таким образом, в какой-то период может быть более активным процесс централизации. Однако это допустимо лишь для того, чтобы, в конечном счете, упрочить федеративную структуру в целом.
В зависимости от отправной точки исследования, возможно, сформулировать классификации федеративных государств по различным основаниям. Выделяют следующие типы федераций.
По способу образования:
договорные;
конституционные.
Договорными федерациями (или федерациями на основе союза) называются те федерации, которые были созданы на основе союза независимых государств (например, образование Танзании в соответствии с договором об объединении Танганьики и Занзибара в 1964 г. Или Союзной Республики Югославии в результате объединения Сербии и Черногории в 1992 г.). К этому типу относятся и федерации, созданные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности (штаты в США, кантоны в Швейцарии, эмираты в ОАЭ). Субъекты договорной федерации обязательно имеют свое гражданство; границы субъектов не могут быть изменены без согласия последних.
Конституционные федерации (или федерации на основе автономии) образованы «сверху», актами государственной власти (Индия при реорганизации федерации в 1956 г., Пакистан на основе Конституции 1973 г.). Эти федерации характеризуются тем, что их субъекты зачастую не имеют собственных конституций, а их границы могут быть изменены актами центральных органов.
Деление федеративных государств на две упомянутые группы актуально лишь в диахроническом аспекте и носит по преимуществу исторический характер, поскольку в настоящее время многие федерации
являются конституционно-договорными.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ -16, Индии — 25, Югославии — 2 и т. д.
С точки зрения характеристики процесса формирования федерации могут быть подразделены на:
возникающие в результате объединения (ассоциации);
возникающие в результате разрыва единства (диссоциации).
Многие федеративные государства (в частности США и Швейцария, одними из первых реализовавшие именно федеративный опыт государственного устройства) были образованы в итоге процесса сближения (ассоциации) между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями). Важными факторами, влияющими на принятие такого решения, как правило, являются военная угроза, желание создать широкое экономическое пространство и гарантировать устойчивость против внутренних и внешних потрясений. Достаточно часто интеграции государств в федерацию предшествует этап создания конфедеративного объединения (например, так были образованы федеративные государства США, Швейцарии, Германии).
Для другой модели федерации (диссоциации) характерно формирование федеративного государственного устройства путем разрыва единства унитарного государства. Это разрушение унитарного государства происходит в основном под давлением определенных этнических, лингвистических или религиозных меньшинств, которые, будучи недовольны политикой правительства, добившись автономии, хотят обеспечить себе полную независимость в решении своих проблем. Классическим примером такого рода федераций являются Россия и Бельгия.
При определенных условиях государство унитарного типа может трансформироваться даже не в федерацию, а в конфедерацию (возможно, пройдя сначала федеративный этап: Российская империя — СССР — СНГ).
По характеру размежевания предметов ведения федерации делят на:
дуалистические;
кооперативные.
Дуалистический федерализм, предусматривающий строго фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации, является и наиболее распространенной моделью отношений центральной и местной властей, имеющей свои внутренние варианты.
Пионером в теории и практике кооперативного федерализма можно считать Германию, которая не только применила его принципы, но и конституционно зафиксировала их. Кооперативные и координационные отношения возможны не только по горизонтали (т. е. между субъектами федерации), но и по вертикали (между федерацией и ее субъектами). Кооперация сторон достигается договорными процедурами в пределах
компетенции того или иного органа государственной власти. Эта форма федеративных отношений развивается в Австралии, США, Германии, Австрии, Бельгии; некоторые ее элементы присущи Индии и Канаде.
По характеру концентрации властных полномочий различаются:
интеграционные (централизованные) федерации;
деволюционные (относительно децентрализованные).
В интеграционных при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации (Австрия, Бразилия, Мексика), в деволюционных преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации (Бельгия, СФРЮ в 1961-1974 гг., Канада), в связи с чем положение последних может становиться неодинаковым.
По функциональным особенностям и различиям в статусе субъектов выделяют федерации:
симметричные;
асимметричные;
симметричные с элементами асимметрии.
В первом случае в состав федерации входят субъекты только одного порядка (земли, штаты и т. д.). Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равноправие ее субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет.
Большинство государств относятся к симметричным с элементами асимметрии. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу, их различия не касаются государственно-правовой природы, а затрагивают лишь отдельные элементы статуса (например, в США, Германии, Бразилии).
Асимметричная же модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром. С точки зрения основного подхода к разделению федерации на субъекты различают три принципа:
территориальный;
национально-территориальный;
комплексно-территориальный.
Подавляющее большинство федераций построено по территориальному признаку без учета этнического фактора (Аргентина, Бразилия, Германия, Мексика, ОАЭ, США, Швейцария).
Национально-территориальный принцип построения федерации предполагает создание субъектов федерации на территориях, где компактно проживает та или иная этническая группа. Этот принцип был положен в основу образования СФРЮ, Чехословакии, Бельгии, Эфиопии, частично используется в Индии.
В настоящее время предпочтение (как в теории, так и на практике) чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. В этом случае при создании федерации учитывается национальный фактор и наряду с ним все иные: исторический, географический, экономический и др. (Индия, Пакистан, Малайзия).
Российская модель. Нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен и сочетает многие элементы из имперского и советского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными «наработками». Россию, наряду с Югославией, можно отнести к уникальному «постсоциалистическому» типу.
Обе эти страны — молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и социально-экономическими различиями, унаследовавшие от своих исторических предшественников асимметричность и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии.
Асимметричность «постсоциалистических» федераций заключается, в частности, в сосуществовании «национальных» и «обычных» регионов, а также в строительстве федерации одновременно «снизу» (как реакции на требования прежде всего «национальных» субъектов и средства сохранения единства) и «сверху» (как политического проекта верхов).
Не все страны, избравшие федеративную форму государственного устройства, сумели реализовать ее потенциальные возможности. «Там, где федеративное устройство изначально выступает как целостная многофункциональная система, строго следующая принципам иерархичности и согласованности в деятельности всех составляющих ее частей, федерализм становится фактором, мобилизующим объединенные усилия регионов для решения задач экономического и социального развития, обеспечивая политическую стабильность и национальное согласие».
Иначе говоря, при надлежащих исторических предпосылках образования федерации и последующем динамическом ее развитии принцип структурирования государства по территориальному признаку и всемерное исключение этнического признака создает должную политическую инфраструктуру для социально-экономического развития страны. Там, где этого не произошло, рано или поздно возобладают деструктивные тенденции, которые в конечном итоге приведут к распаду и гибели федеративной системы. Западно-европейский опыт говорит, что сама по себе демократическая система не может решить проблемы защиты национальных меньшинств или стимулирования развития отдельных, менее благополучных регионов. В то же время данный опыт показывает, что вполне возможно сочетание принципов либерализма, отстаивающего суверенность личности, ставящего права и свободы человека превыше всего, и национально-государственной идеи, исходящей из приоритета государственных интересов всего политического сообщества — не как этнического, а как территориального. При анализе особенностей становления и развития любой федеративной системы следует учитывать два факта.
. Всякое федеративное государство, хотя и состоит из отдельных субъектов (штатов, кантонов, республик, краев, земель и др.), представляет собой единое целостное образование и не является объединением отдельных государств, как целое не является суммой частей.
. Федеративное государство — это сложная многофункциональная система, следовательно, к нему применяется теория систем. В частности, для укрепления федерации, сохранения ее целостности принципиальное значение имеют три постулата этой теории:
а) чем сильнее взаимосвязь элементов системы, тем выше степень целостности самой системы;
б) никакая часть целого не может превалировать над целым.
в) связи между целым и его частями должны быть взаимонаправленными.
При экстраполяции этих принципов на любой из аспектов властных
отношений в современных зарубежных федерациях перечисленные принципы нетрудно будет конкретизировать.
В частности, не может вызывать возражений то обстоятельство, что практически все зарубежные федеративные государства (здесь мы имеем в виду, конечно, демократические и продуктивные модели) характеризуются высокой степенью координации действий между федерацией и ее субъектами. Неизбывное же наличие элементов субординации, кажущееся на первый взгляд противоречащим вышеуказанному второму постулату, на самом деле таковым не является, поскольку во всякой системе неизменно присутствует как центр, так и периферия, как главные, так и подчиненные субъекты.
ГЛАВА 3. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФЕДЕРАЦИЯ
.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В рамках данной курсовой работы отразить всю историю развития и становления федерализма в России невозможно, в этой главе рассмотрены вопросы становления федерализма, начиная с дореволюционной России и до нашего времени.
История российского федерализма — это история долгого и трудного становления системы государственной власти. Ни одна другая юридическая проблема не имела такого политического резонанса и не оказывала столь мощного воздействия на возможность эффективного проведения государственной политики вообще.
Федерализм в истории России и российской государственности — не формальность, а реальность, к которой Россия шла на протяжении веков. Та или иная форма государственного устройства должна соответствовать природе и потребностям конкретных народов, их благополучию и безопасности, требованиям общечеловеческих цивилизационных норм. В своей совместной работе с Л.Ф. Болтенковой и Ю.Ф. Яровым «Федерализм в истории России» (в 4-х томах) авторы обосновывали, что «процесс государственного строительства в России имеет признаки федерализма. Возникновение, развитие и укрепление государства — процесс длительный. Самобытность России, ее народов и территорий, необходимость единства этого многообразия определили особенности формирования российской государственности». И действительно, идеи федеративного, союзного объединения народов и земель в истории России — это не выдумка, а результат анализа реального процесса государственного строительства и государственного устройства в России. Теологическая, договорная, классовая и иные теории происхождения и практики строительства государства имели место и в российской государственности. «Вся история Руси удельного уклада есть постепенное развитие федеративного начала, но вместе с тем и борьба его с началом самодержавия», — удивительно точно отметил Н.И. Костомаров.
Сравните его позицию с позицией нашего великого современника А.И. Солженицына, который утверждает, что в течение веков «никогда не возникало ни потребности, ни даже мысли о федеративном устройстве».
Федеративное государство — это демократическое правовое государство, где господствуют демократические принципы согласования интересов составных частей при укреплении единства всего государства. Завоевание и добровольное присоединение, вхождение территорий и народов в состав России — процесс, который шел столетиями, в ряде случаев весьма цивилизованно: путем заключения договоров и определения статуса в составе России, верноподданства, разграничения полномочий.
Век XIX характеризуется активным распространением в России западно-европейской социальной философии. Еще при Екатерине II, в недрах имперского государства, начался процесс активной разработки теории подлинного федерализма. У истоков отечественной теории федерализма стоят декабристы, которые создают первый проект преобразования Российской империи в демократическое государство на федеративной основе. Как видно, уже они понимали, что в таком многонациональном государстве, каким является Россия, демократия невозможна без предоставления широких автономных прав регионам. Мало того, именно на автономии регионов только и может возникнуть демократия в обществе, основополагающей чертой мировосприятия которого является соборность.
Начало XX в. ознаменовалось серьезнейшим структурным кризисом власти Российской империи. Но нужно отметить, что кризис этот, охвативший в основном всю центральную власть, практически не коснулся положения дел в провинции. В моменты, когда управляемость государства из столицы уже практически была сведена к нулю, во всей остальной империи царил мир. Все тогдашние выборы в государственные думы показали, что, в отличие от крайне ангажированных депутатов от крупных городов, депутаты от губерний представляли собой здоровую часть политического спектра управления. Губернии вырастили и предоставили центральной власти, целую плеяду грамотных политических кадров. Следует вспомнить, что именно в губернии получил свою подготовку в качестве управленца известный русский политический деятель П. А. Столыпин.
В то время, когда центр раздирали противоречия, опасных политических преступников ссылали в самые отдаленные места России под надзор местного губернского начальства, и тому удавалось нейтрализовать экстремистов и парализовать их деятельность.
К октябрю 1917 г. в Российской империи имелась 81 губерния, из них на территории России — 39; 25 губерний — в современном ближнем зарубежье, 17 губерний — в Польше и Финляндии. Существовало 18 областей, половина из них осталась и в современной России. Смежные губернии и области объединялись в девять генерал-губернаторств:
Московское, Степное, Иркутское, Приамурское, Киевское, Туркестанское, Кавказское наместничество, Варшавское и Финляндское.
Идеи федерализма и формирования федеративного государства при большевиках воспринимались тяжело. В.И. Ленин выступал против федеративного государства до самого 1917 г., хотя провозглашал право народов на самоопределение вплоть до отделения. Получался парадокс: самоопределение признается только вне России, а внутри — нет. Это был разрушительный вариант. Поэтому важно было заняться поиском вариантов самоопределения в самой России. Образование РСФСР не спасло единства страны, пришлось формировать «второй этаж» — Союз ССР. Взгляды В.И. Ленина и И.В. Сталина на перспективы и модели федерализма были различными. Первый в большей степени был либералом и допускал наличие «второго этажа», второй требовал жесткости и объединения всех республик в составе РСФСР. Союзный договор разрабатывался тяжело, с горячими спорами и конфликтами. Собрать вновь уже развалившуюся страну было трудно. Но договор все же состоялся и был подписан 30 декабря 1922 г. По сути, это был договор классического федеративного государства, хотя, как потом оказалось, он носил декларативный характер. Роль советского государства в экономическом и культурном развитии народов России, бесспорно, была велика, несмотря на все трагические страницы его истории в целом. Этнонациональный фактор, как ни в какой другой стране, был учтен при государственном устройстве именно в Советском Союзе. Но его влияние прикрывалось господством над ним классового фактора. Декларация прав народов России стала действительно уникальным и демократическим документом такого рода. В 1918 г. была принята Конституция федеративного государства.
С самого начала был образован Наркомат по делам национальностей, который занимался обустройством всех народов, и прежде всего «нацменов», в новом государстве. Он добился того, чтобы многие народы страны стали приверженцами советской власти. В 1924 г. была принята новая Конституция СССР. Учрежден двухпалатный ЦИК — Совет Союза и Совет Национальностей. Национальная политика в Советском Союзе стала рычагом укрепления единства государства. Но многие ее стороны также часто носили формальный, а временами и репрессивный характер. Причины развала Советского Союза впоследствии — именно в этих крайностях, в тоталитарном перерождении федеративного государства и догматичности управленческих подходов. Противоречия и трудности развития советской государственности заключались и в диктате одной партии, одной идеологии. Декларативный федерализм и партийный унитаризм разрушали друг друга, поскольку имели различную природу. Советский Союз вместо федеративного превратился в тоталитарное, наднациональное, идеократическое государство.
При всей своей крепости и мощи советское государство не спешило наладить демократические механизмы развития страны, соблюдать права и свободы человека, учитывать самосознание и самочувствие народов и культур в едином государстве. Объявлены были перестройка и реформы, но воли для их осуществления не хватило. Результатом стал развал Советского Союза, прежде всего из-за отсутствия демократии и полного отхода от принципов федерализма. Разработка нового Союзного договора осуществлялась очень сдержанно. При наличии многих проектов и слов, призывов руководство оказалось неспособным предпринять конкретные шаги с учетом изменившейся ситуации. В результате — ГКЧП, попытки удержать Союз, противоречия между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, ускорившие развал страны. Беловежское соглашение было проявлением политического сепаратизма при отсутствии воли у руководства страны для сохранения единого государства.
.2 ОТ ФЕДЕРАТИВНОГО ДОГОВОРА К КОНСТИТУЦИОННОМУ ФЕДЕРАЛИЗМУ
Разработка и подписание Федеративного договора в России стали важной вехой на пути сохранения и обеспечения единства Российской Федерации. Благодаря Федеративному договору удалось заложить федеративные основы Конституции Российской Федерации 1993 г. Важно, чтобы соответствующие преобразования обеспечили перспективы развития федерализма в современной России. Конституционные принципы федерализма не во всех случаях стали частью государственной практики в России. Поэтому необходимо, чтобы, прежде всего, были четко обозначены исключительные полномочия Российской Федерации и совместные полномочия с субъектами Федерации. Трудности переходного периода, исказившие принципы федерализма, позволяет преодолеть федеративная реформа, которая проводится в нынешних условиях. Демократия и федерализм — вот два рычага построения в России современного правового государства, отвечающего чаяниям граждан Российской Федерации всех национальностей, всех народов и регионов страны. В современных условиях особое значение имеет правовое обеспечение принципов политики федерализма, без уклонов в крайности унитаризма и конфедерализма.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Эта статья устанавливает федеративную форму государственного устройства и имеет принципиально важное значение для установления формы государства в нашей стране.
Изначально федерация в России стала складываться не на территориальной, а на национальной основе. Как отмечает В.В. Гошуляк, история российского федерализма берет свое начало с декларации III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и красноармейских депутатов, учредившей Российскую Советскую Республику на основе свободного союза наций как федерацию национальных республик.
Современное состояние и развитие федерализма характеризуется тем, что в основе федеративного устройства России нашли сочетание два основных принципа: национальный и территориальный. Первоначально три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, ее составляющих, от 31 марта 1992 года оформили превращение России в действующую федерацию. Впоследствии Конституция РФ 1993 года закрепила федеративное устройство государства, состоящего из 21 республики, 10 автономных округов, 1 автономной области, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения. Правда, в этих актах, в комментариях к ним, в научных исследованиях не было единой и строго однозначной трактовки того, что же стало субъектами Федерации.
В отечественном законодательстве термин «субъект Российской Федерации» появился сравнительно недавно. Ранее в нормативных актах ими признавались лишь автономные республики. Сегодня Конституция РФ и другие законодательные акты используют этот термин как собирательный, охватывающий собою республики, края, автономные области, автономные округа, области и города федерального значения. В науке конституционного права категория «субъект федерации» используется для обозначения одной из форм политико-территориальных образований в политико-территориальном устройстве федеративных государств.
В настоящее время в научной литературе вопрос об оценке роли Федеративного договора от 31 марта 1992 г. является спорным. Достаточно распространена точка зрения о том, что с подписанием Федеративного договора и внесением затем соответствующих изменений в Конституцию Россия из унитарного государства преобразовалась в федеративное.
Другая позиция заключается в том, что и до Федеративного договора Россия являлась федеративным государством, с его же появлением изменилась природа федерации, произошло преобразование федерации, построенной на принципах национальной автономии, в конституционно договорную федерацию с различными по своей природе субъектами Федерации.
Свое распространение получила точка зрения о том, что с подписанием Федеративного договора реальными субъектами Федерации стали все типы (виды) ее составных частей: республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург; автономные области и округа.
Название составных частей разное, статус равный.
Ряд ученых считает, что и после заключения Федеративного договора края, области, города федерального значения сохранили свой прежний статус административно-территориальных единиц.
С представленными позициями не соглашалась И.А. Умнова, по мнению которой с подписанием Федеративного договора статус субъектов Федерации приобрели только республики в составе России, другие же субъекты Федеративного договора получили статус административно- территориальных (национально-территориальных) автономий, сочетающих унитарный и федеративный характер связей с Россией как федерацией.
Нижегородская область так же является полноправным субъектом Российской Федерации, и этот правовой статус закреплен в Уставе Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).
Международная политическая реальность такова в абсолютном большинстве федераций мира, в том числе европейских, набирают силу унитаристские тенденции. Это особенно характерно для Германии, Индии, США, Пакистана, но проявляется и в большинстве других федераций. Даже в Швейцарии, древнейшей федерации Европы, все заметнее рост общенационального самосознания.
Взаимоотношения федерации и ее субъектов, как правило, всегда являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армии, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает, как правило, самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.
Международный опыт доказывает две параллельно действующие системы органов могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Конституции Бразилии, Мексики, Канады и других стран устанавливают предметы исключительного ведения ее субъектов. В Германии, Индии, Российской Федерации Конституции дополнительно закрепляют перечень вопросов, отнесенных к совместному ведению федерации и ее субъектов.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, РФ). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальной принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.
Стратегической тенденцией современного федерализма является (при сохранении прав и полномочий субъектов), интеграционная политика: в экономике, политике, праве. Основные направления такой интеграции: субъекты федерации не имеют права на отделение, на самовольный выход из федерации, на так называемую сецессию. Обеспечивается равенство прав граждан любого субъекта федерации на территории всей федерации. Существует единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституции. Закон субъекта федерации не может противоречить федеральному закону. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти федерации и ее субъектами производится Конституцией или федеральными законами. Мировая практика современного федерализма не знает договорных федераций.
Сегодня процесс поиска оптимальной модели национально-государственного устройства в современной России сопровождается изменениями во взаимоотношениях между федеральным Центром и республиками. В этих условиях одним из ключевых становится вопрос об оптимальном соотношении централизации и децентрализации государственной власти, возникает необходимость определения места и роли институтов и механизмов федерального вмешательства в региональной политике России, установления предельно допустимых значений для возвышения статусных характеристик одних частей страны и принижения других.
В поисках оптимальной модели республиканской формы организации регионального политического пространства в современной России политика федерального Центра в период с 1991 по начало 2009 гг. претерпевала кардинальные изменения. Она эволюционировала от модели «стихийной суверенизации» или децентрализации до политики, имеющей ярко выраженную централизаторскую направленность, связанную с усилением механизмов федерального вмешательства, которая при нынешнем Президенте В.В. Путине имеет явную экономическую окраску. Между тем, чрезмерное усиление, а также необдуманное и неосторожное применение этого института могут иметь крайне негативные последствия для территориально-политической системы и вообще для целостности страны.
Как бы то ни было, вопрос о будущем государственном устройстве России остается открытым, ведь реформирование политической системы еще не завершено и, более того, как нам представляется, это — постоянный процесс. Однако в настоящее время наблюдаются предпосылки как для построения в нашей стране полноценной федерации, так и для ее перехода к унитаризму.
Анализ литературы показал, что у разных авторов свой взгляд на федеративное устройство Российской Федерации, своя оценка Федеративного договора от 31 марта 1992 г.
Позиция, что и до Федеративного договора Россия являлась федеративным государством, с его же появлением изменилась природа федерации, произошло преобразование федерации, построенной на принципах национальной автономии, в конституционно договорную федерацию с различными по своей природе субъектами Федерации, автору данной курсовой работы кажется наиболее обоснованной. Также нельзя отрицать и того факта, что российский федерализм является ассиметричным, у республик больше статус чем у областей, краев и т.д. Асимметричная федерация в России — объективная реальность, с которой следует считаться. Субъекты РФ принципиально различаются между собой, и их уравнивание может привести к росту сепаратистских настроений. Асимметричность соответствует историческим традициям России (составе России существовало и Царство Польское, и Великое княжество Финское, и Бухарское ханство).
Нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен и сочетает многие элементы из имперского и советского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными «наработками».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативный материал
. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года)//#»justify»>. Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти российской федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» //#»justify»>. Устав Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З) //#»justify»>Специальная литература
. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994. С. 268.
. Андреев И. Л. Этапы и тенденции формирования системы управления централизованного государства в XV-XVII веках // Административно-территориальное устройство России: История и современность. М., 2003. С. 27-30.
. Алаев Э. Б. В поисках разумной региональной политики. // Федерализм. — 2002. — № 2(26). — С. 79-94.
. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 42
. Волкова Е. С. Сравнительный анализ развития федерализма в Российской Федерации и в зарубежных государствах с позиции теории самоорганизации//#»justify»>. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие 2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное. — М.: Проспект, 2011
. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С-125
. Калина В. Ф. Национальные модели федерализма и особенности их становления //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 198
. Ковачев Д. А. Федерация в зарубежных странах: Актуальные аспекты // Журн. рос.права. 1998. № 7. С. 120
. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. С. 11.
. Костомаров Н. И. Мысль о федеративном начале Древней Руси // Отечественные записки. 1861. Кн. 2. С. 53-54.
. Крылов Б. С. Российский федерализм — гарантия демократии и прав человека // Журн. рос. права. 2000. № 1. С. 7-16;
. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С. 7.
. Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002. С. 296-299.
. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
. Подберезкин А. Международный опыт и особенности российского федерализма // Духовное наследие, 2003.
. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1962.
. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. — М.: "Проспект", 2011 г. — 135 с.
. Разделит ли Россия участь Союза ССР? М., 1993. С. 41.
. Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993. № 5. С. 29
. Солженицын А. И. Будущее России вижу трудным // Север. 2003. № 1/2. С. 6-13.
. Солженицын А. И. Россия в обвале. 1998. С. 121.
. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. проф. С.С. Алексеева- 3-е изд.,- М.:Норма, 2000- 755с.
. Тишков В. А. Нация — это метафора // Дружба народов. 2000. № 7. С. 17-20.
. Трифонов А.Г., Межуев Б.В. Генерал-губернаторство в российской системе территориального управления (Опыт исторической реминисценции) // "Полис", 2000 № 5, С. 5.
. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 64.
. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000. С. 176-177.
. Эллис Катц «Американский федерализм: прошлое, настоящее и будущее»// Электронный журнал ЮСИА, том 2, номер 2, апрель 1997- (дата обращения: 20.10.2012).