Содержание
Введение3
Глава I. Формы государственного устройства4
1.1 Понятие формы государства4
1.2. Классификация государственных форм9
1.3 Формы государственного устройства12
Глава II. История развития и современное состояние федерализма21
2.1 Современные федерации и их субъекты21
2.2 История развития федерализма в России27
2.3 Современной федеративное устройство РФ и ее субъектов28
Глава III. Федерализм в современной России31
3.1 Государственная целостность Российской Федерации31
3.2 Единство системы государственной власти31
3.3 Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами32
3.4 Равноправие и самоопределение народов в РФ34
3.5 Равноправие субъектов Российской Федерации36
Заключение37
Список использованной литературы38
Задание39
Выдержка из текста работы
Федеративное устройство – это обусловленное coциально – экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства, национально-государственные и политико – территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.
Федеративное государство – это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России являются в настоящее время очень непростыми и требуют детального изучения и рассмотрения их на самом высоком уровне.
Основными задачами данного исследования были раскрыть сущность федерации как формы государственного устройства, а также проанализировать существующие, в настоящее время, проблемы развития российского федерализма. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.
Целью написания данной работы было изучение, рассмотрение и анализ темы “федерация как форма государственного устройства”. В процессе исследования рассматриваемой темы мною была проведена характеристика форм государства и выделены основные формы правления и формы государственного устройства. Также в работе рассмотрены современные федерации и их субъекты. Третья глава моей работы посвящена особенностям федерального устройства Российской Федерации.
В процессе написания работы мною было использовано большой количество литературных источников: учебников и учебных пособий, периодических изданий и нормативно-законодательных актов.
Разработке проблем федерализма в разное время его становления и развития посвящены исследования большого числа авторов: Дмитрука В.Н., Спиридонова Л.И., Марченко М.Н., Алексеева С.С., Архипова С.И., Корельского В.М., Матузова Н.И., Малько А.В., Крылова Б.С. Умнова И.А. и других. Ими обоснована необходимость изучения проблем федерализма, выявлены некоторые особенности развития современного федерализма, исследованы основные направления реформирования существующей системы федеративного устройства Российской Федерации.
Глава I. Формы государственного устройства
1.1 Понятие формы государства
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их террториальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Однако исходной информации в то время было недостаточно и потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.
Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные) …………………..
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что федерализм в его современном проявлении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.
В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из наиболее важными для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1996.
2. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. – Минск: Амалфея, 1998.
3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Проспект, 1999.
4. Общая теория государства и права / Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998.
5. Теория государства и права / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др. — М.: ИНФРА – М, 1998.
6. Теория государства и права / Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998.
7. Теория государства и права / Матузов Н.И., Малько А.В. – М.: Юристъ, 2000.
8. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека //Журнал Российского права. 2000. №1. С. 7-16.
9. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции //Государство и право. 1999. № 11. С. 5-12.
Задание
Дайте определение закона и назовите виды законов в РФ.
Закон — это нормативно-правовой акт, который ……………………..
В нормативных актах найдите: а) статью, в которой содержатся две нормы или более; б) альтернативную санкцию.