Содержание
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Федеративное устройство России…………………………………
1.1. Развитие федеративного устройства России…………………………
1.2. Федеративное устройство современной России……………………..
Глава 2. Принципы федеративного устройства России……………………
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов………………..
2.2. Равноправие субъектов федерации……………………………………
2.3. Государственная целостность…………………………………………
2.4. Единство системы государственной власти………………………….
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ…………………………………………………………………
2.6. Равноправие и самоопределение народов……………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ PAGEREF _Toc418415415 h
РАЗГРАНИЧЕНИЕПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ. PAGEREF _Toc418415416 h
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. PAGEREF _Toc418415417 h
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: PAGEREF _Toc418415418 h
Сегодня нередки споры обисторических корнях российского федерализма. Инойраз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханствв далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этотпроцесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительныеприсоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянноевоедино не только общностью исторического путинародов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными,политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась какцентрализованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, темчетче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.
Федерализм вофициальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался.Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенностиположения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как еене раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти вФинляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своемрегионе выше российских министров и имел право не допускатьисполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать восуществление власти национальные«верхи».
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркуновписалуже в канун первой мировой войны: «Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует нифедерации, ни унии». И это было сказано не случайно. Основные законыцарской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежалагосударю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а«в делах же управления подчиненного», как говорилось в то время,определенная степень власти могла вверятьсягосударем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест17 октября1905г., от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ,внес в государственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавалсяи большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще являетсянегодным типом для одного государства. В принципе партиявыдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но нешла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно дляместностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явноотдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение кфедерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе заполитическую власть. Еще накануне первой мировойвойны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределениеохватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса оботделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности.Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос огосударственном устройстве практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребоваларадикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своевыживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей «единой и неделимой» отпадали все новыерегионы. Окончательно вышли из состава РоссииПольша и Финляндия, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвияи Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, неговоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма сталиспасительными для сохранения крупного государства.
Российский федерализм характерен тем, чтореспублики, входящие в состав Федерации, заявили освоем суверенитете. Это принципиальное положениепризнано в Федеративном Договоре1992года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах.Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегированииполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти Республики Башкортостан(3 августа1994 г.) в первойже статье записано: «Республика Башкортостан— суверенное государство в составе Российской Федерации».
В России, такимобразом, сложиласьситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетаниепроявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в негореспублик, тоже объявивших о своем суверенитете. Иной раз такой подходнапоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколькоматрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем приусловии, что им не нарушаются историческисложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостностьее территорий.
Федерация— одна из разновидностей государственногоустройства (другой его вид— унитарноегосударство). Государственное устройство является в свою очередь элементомформы государства (наряду с формой правления и политическим режимом).Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (внационально-территориальном аспекте).
Федеративное устройство Российскогогосударства— это егонационально-территориальная организация, структура.Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составныхчастей— субъектов федерации, ихвзаимоотношения с государством в целом.
По своему устройствуРоссийская Федерация— суверенное,целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области,города федерального значения, автономная область, автономные округа.Федеративное устройство Российского государства, его состав закрепленыКонституцией РФ.
Федеративное устройствоРоссии базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст.5, ч.3)в числе основ конституционного строя.
1. Первым Конституция РФназывает государственную целостность,которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственнаяцелостность означает, что Российская Федерация—цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающеедругие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода изсостава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опытуфедеративного строительства. Целостность— естественнаячерта независимых государств.
Современная РоссийскаяФедерация— государственное по своейприроде объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, неконфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единоецентрализованное, имеет многовековую историю. Втечение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образованияв составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органамигосударства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результатеобъединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составеединого государства.
В преамбуле нынешнейКонституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерациисохраняет исторически сложившееся государственное единство. РоссийскаяФедерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международногоправа. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всехсубъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальноеверховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерацииединая правовая система, в ней гарантируется единство экономическогопространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств;она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФпредусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесьиграет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охранесуверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности.
2.Единство системы государственной властитесно связано с государственной целостностью иею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организацияпредполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличииобщефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяютсяна всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структурагосударственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительнойсамостоятельностью в осуществлении государственнойвласти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладаютвсей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенциимежду ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законови исполнять их.
Система государственныхорганов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но всоответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организациипредставительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии сфедеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органовРоссийского государства в целом. Особенно большое значение для единства системыгосударственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую системуисполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации иполномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Дляреализации компетенции Российской Федерации (азначит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всейстраны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезнаягарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том,что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочийфедеральной государственной власти на всей территории страны.
3.Разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти се субъектов— еще один принцип федеративного устройстваРоссии. Конституция РФ определяет:
1.<span Times New Roman"">
2.<span Times New Roman"">
3.<span Times New Roman"">
Таким образом.Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот «остаток»федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своейкомпетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решаютвопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения РоссийскойФедерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющиепрямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы,в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иныенормативные акты.
Законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречитьфедеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае жепротиворечия между федеральным законом и иным актом, изданным в РоссийскойФедерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии междуфедеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятымпо вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного ссубъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации.Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектовстрого разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
Споры о компетенциимежду государственными органами Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает делао конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента,Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актовсубъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.
Последнее означает, чтонормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, нерассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ КонституционнымСудом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметовведения и полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но иФедеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должныпротиворечить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуютконституционные нормы.
4.В числе принципов федеративного устройстваРоссии— принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия являетсямногонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает.Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторыхслучаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловленамногонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой,помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехо-Словакия).
Однако многие федерациипостроены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия).Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались какгосударственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации,построенные по национально-территориальному принципу.
Многочисленныенациональные государства и национально-государственные образования в РоссийскойФедерации рассматривались как разнообразные формы национальнойгосударственности, как формы осуществления права наций на самоопределение,воплощения суверенитета наций.
В настоящее время РФвключает субъекты федерации, образованные по национальному(национально-территориальному) принципу (республики, автономная область,автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва иСанкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеетмногонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российскихгородах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, восновном, сосредоточено русское население). В современном федеративномустройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип.Указанные два принципа организации субъектов федерации(национально-территориальный и территориальный)— также существенные характеристики федеративного устройства России.
Равноправие народовпроявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальнойкультуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашейстраны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения иразвития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина,независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право напользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания,творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территорииостается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственныеязыки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственнойвласти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществленияпринципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значениеимеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует правакоренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами инормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается права нацийна самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, вофициальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций можетосуществляться в различных национально-государственных и национально-культурныхформах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть:создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимомугосударству, объединение с другим государством, установление любого другогополитического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться всоздании разных форм государственности, но не всегда— суверенного государства; она может изменить форму своегогосударственного существования, жить в многонациональном государстве.
Право наций насамоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виденезависимого государства. Современное международное право, признавая право нацийна самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостностинезависимых государств. Зарубежные конституции так же, как и КонституцияРоссийской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из составафедераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленениянезависимых государств.
Федеративное устройствоРоссии отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе многонациональных государств и национально-государственных образований, в том числе21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономныеобразования создавались как форма национальной государственности не толькоодной нации (а, например, двух и более).
Формами самоопределениямногих народов, народностей выступают республики, автономные образования всоставе Российской Федерации— сесубъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Всенароды, народности, этнические группы могут осуществлять право насамоопределение в области культуры, образования, развивая национальнуюкультуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности,проживающие в России, в том числе самый большой по численности— русский народ, исторически самоопределилисьв одном крупном многонациональном федеративном государстве— Российской Федерации. Не случайно впреамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельногофедеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав),подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принциповравноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация— это государственная форма самоопределениявсего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в негонародов, народностей.
5.Равноправиесубъектов Российской Федерации— принципфедеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней КонституцииРФ. Она специально подчеркивает его важное проявление— равноправие всех субъектовмежду собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.Это равноправие прежде всего проявляется:
1.<span Times New Roman"">
2.<span Times New Roman"">
3.<span Times New Roman"">
Нынешняя Конституция РФ,закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества,утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Законаимелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялисьбольшие права республикам;теперь это устранено.
В то же время имеютсяразличия в государственной организации субъектов федерации. Среди них естьреспублики, обладающие признаками государства и государственно-территориальныеобразования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высшихорганов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации.Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале,численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.
Конституция РФустанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и болееконкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов,разграничение компетенции между ними.
Конституционный статусРоссийской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальнымиположениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративнойгосударственности.
Это, прежде всего,имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерныедля федеративного государства:
1.<span Times New Roman"">
2.<span Times New Roman"">
3.<span Times New Roman"">
4.<span Times New Roman"">
5.<span Times New Roman"">
6.<span Times New Roman"">
7.<span Times New Roman"">
8.<span Times New Roman"">
9.<span Times New Roman"">
10.<span Times New Roman"">
Эти важнейшие элементыконституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер исодержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь сувереннымгосударством, Российская Федерация в то же время может участвовать вмежгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий всоответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав исвобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строяРФ.
В России— несколько видов субъектов федерации, это ееособенность. Общее число субъектов— 89: 21республика,6 краев,2 города федерального значения (Москва иСанкт-Петербург), автономная область,10автономных округов, остальные субъекты—области. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленномфедеральным конституционным законом.
Республики—субъектыРФ— это государства в составе Российскойфедерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределовкомпетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальнойгосударственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статусреспублики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республикаимеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К нимотносятся:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Края, области, города федерального значения,автономная область, автономные округа—этогосударственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственнойвласти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы понационально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных— по территориальному. Автономные образованиябыли созданы как формы национальной государственности соответствующих народов,способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округаопределяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федеральногозначения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным(представительным) органом соответствующего субъекта.
Для конституционногостатуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Положение автономииможет иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принятфедеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делатьсяпо представлению их законодательных и исполнительных органов.
Отношения автономныхокругов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральнымзаконом и договором между органами государственной власти автономного округа иорганами власти края или области.
Пребывание в составе РФв качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами,участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации междусобой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственнымиорганами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъектыимеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным(представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы вГосударственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменениястатуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию РоссийскойФедерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Российская Федерация,реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства.В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ,Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральныхорганов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя вто же время обширные права ее субъектам.
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РФ
Проблема определения компетенции федеральных органов властиявляется главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерацияне может обладать неограниченными полномочиями по управлениюстраной,она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чегогосударственная власть не может носить демократический характер. СубъектыФедерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделеннойширокими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то жевремя они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решатьлишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющеевласти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенциигосударственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:
а) исключительный компетенции федеральных органов власти,
б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и другихфедераций.
Российская Федерацияследует по этому испытанному пути: статья 71Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст.72 — перечень вопросов, находящихся в местномведении Федерации и ее субъектов; а в ст.73закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами веденияпервых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметовведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и еесубъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иныхдоговоров по этим вопросам. Это положение включено в число основконституционного строя (ч.3 ст.11 Конституции), оно призвановоспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотябы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесьсамый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности властина всей территории Федерации.