Содержание
Введение3
1. Форма государственного устройства и ее виды5
2. Понятие, признаки и виды федеративных государств10
3. Проблемы федеративного строительства в современной России13
Заключение24
Список использованной литературы25
Выдержка из текста работы
Любое государство представляет собой сложную политическую организацию, которая выполняет множество различных функций. Не существует двух абсолютно одинаковых государств. Определяя тип государства важно установить его форму. Определив форму государства нам будет проще понять, как в государстве устроено управление, как взаимосвязаны части государства, как в государстве осуществляется власть. Чтобы получить полную информацию о форме государства необходимо изучить три составные части государства: форму государственного устройства, форму правления и форму государственно-правового режима.
Федеративное устройство Российской Федерации имеет некоторые особенности по сравнению с другими федеративными государствами. Изучение данного вопроса ведется уже более двух десятков лет и по-прежнему не потеряло своей актуальности. Изучением федеративного устройства России занимаются в основном правоведы и историки.
На данный момент федеративная форма государственного устройства имеет место в ряде стран Европы, в Российской Федерации и США. Федеративная форма государственного устройства является самой сложной системой организации государства.
Российская Федерация провозгласила себя правовым, федеративным государством с республиканской формой правления. Федерация как форма государственного устройства является средством объединения и используется для совместного решения политических, экономических и социальных проблем.
Чтобы рассмотреть вопрос о федеративном устройстве России сначала нужно определить понятие государственного устройства. Фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве является государственное устройство.
Развитие федеративных отношений в Российской Федерации сопряжено с множеством проблем, это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Конституция Российской Федерации в статье 11 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В статье 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации издаются федеральные законы.
Развитие федеративных отношений в Российской Федерации носит двойственный характер. В данной курсовой работе мы постараемся выяснить причины этой двойственности.
Предметом изучения данной курсовой работы является федерация, как форма государственного устройства.
Целью курсовой работы является изучение характерных черт федеративного государства, а также виды федераций.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать такие задачи:
— дать понятие федерации, как формы государственного устройства;
— рассмотреть основные положения о федеративной форме государственного устройства;
— рассмотреть основные признаки федеративного государства;
— дать характеристику существующим видам федераций;
— рассмотреть федеративное устройство современной России;
— рассмотреть принципы федеративного устройства современной России;
— определить особенности федеративного устройства России;
Методологическую основу курсовой работы составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Для написания курсовой работы были использованы научные труды таких ученых, как Баглай М. В., Венгеров А.Б., Добрынин Н. М., Пиголкин А.С., Соколов И.А., Карапетян Л. М., Карташов В.Н., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Мелехин А.В. и других.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части (состоящей из 2-х глав), заключения и списка использованных источников. В первой главе дается характеристика федеративной формы государственного устройства: рассматриваются основные положения федеративной формы государственного устройства, рассматриваются основные признаки федеративного государства, дается классификация видов федераций. Во второй главе рассматривается федеративное устройство современной России, рассматриваются принципы федеративного устройства Российской Федерации, анализируются особенности федеративного устройства России.
Глава 1. Характеристика федеративной формы государственного устройства
1.1. Основное положение о Федерации….
Заключение
Любое государство представляет собой сложную политическую организацию, которая выполняет множество различных функций. Не существует двух абсолютно одинаковых государств. Определяя тип государства важно установить его форму. Определив форму государства нам будет проще понять как в государстве устроено управление, как взаимосвязаны части государства, как в государстве осуществляется власть. Чтобы получить полную информацию о форме государства необходимо изучить три составные части государства: форму государственного устройства, форму правления и форму государственно-правового режима.
Российская Федерация провозгласила себя правовым, федеративным государством с республиканской формой правления. Федерация как форма государственного устройства является средством объединения и используется для совместного решения политических, экономических и социальных проблем.
Чтобы рассмотреть вопрос о федеративном устройстве России сначала нужно определить понятие государственного устройства. Фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве является государственное устройство.
В политико-правовой литературе термин «государственное устройство» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «государственное устройство» охватывает весь круг вопросов, которые касаются всего государственного строя в целом, а именно системы государственных органов, социально-экономической и политической основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства.
В узком смысле понятие «государственное устройство» характеризует территориальную и национально-территориальную организацию государственной власти, определяет деление территории государства на составные части, определяет правовое положение частей государства, определяет порядок взаимоотношений между государством и его составными частями.
Характеризуя государственное устройство как одну из форм государства, мы имеем в виду узкий смысл понятия «государственное устройство».
Форма государственного устройства характеризуется распределением государственной власти в центре и на местах, разделением власти и государственного суверенитета между составными частями государства.
Рассматривая форму государственного устройства с такой позиции можно ответить на ряд следующих вопросов. Первым вопросом является определение тех составных частей, из которых состоит государство. Вторым вопросом является определение правого статуса составных частей государства и центральной власти в государстве. В разрешении данного вопроса возможны три варианта: полная самостоятельность составных частей государства, относительная самостоятельность составных частей государства, полная несамостоятельность составных частей государства. Третьим вопросом выступает определение взаимоотношений центральной власти государства и его составных частей. Четвертым вопросом является определение принципа, который является фундаментом для образования составных частей государства: национальный, территориальный или смешанный. Пятым вопросом является установление количества систем высших органов государственной власти в государстве.
Федерация как форма государственного устройства имеет ряд особенностей:
— федерация имеет в своем составе различные государственные образования.
— федерация имеет две системы высших органов государственной власти: органы составных частей федерации и федеральные органы власти.
— федерации состоят из субъектов, которые и образуют федерацию;
— в субъекте федерации наличиствует своя система законодательства, имеется своя конституция. Субъекту федерации запрещается вводить собственные региональные деньги и создавать свои вооруженные силы;
— в федерации, как правило, создается двухпалатный парламент. Верхняя палата парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из представителей субъектов федерации;
— федерации строятся по трем признакам: территориальному, национальному и национально-территориальному.
Проблема соотношения предметов ведения и полномочий, суверенитета является одной из центральных в федеративном государстве.
Решая данную проблему необходимо исходить из того, что республики, которые вступают в федерацию автоматически признают суверенитет федерации, а также верховенство федеральных законов. Также необходимо иметь в виду, что многонациональный народ являющийся носителем федерации представляет собой новое качество источников власти федерации, а не механическую сумму этих источников. Федеральное законодательство всегда должно стоять выше законодательства субъектов федерации, а ограничение прав и полномочий субъектов не означает потерю субъектами своего суверенитета.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Учебные пособия:
2. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2004. – с. 410;
3. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник. – М.: «Юристъ», 2003. – с. 591;
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2011. – с. 768;
5. Баранов В.М., Баранов П. П. Общая теория права. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – с. 347;
6. Беспалый И.Т., Полянский В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие. Издание третье, переработанное. – Самара: изд-во «Самарский университет», 2008. – с. 539;
7. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. Курс лекций. – М.: Юстиц-Информ, 2007. – с. 296;
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: «Проспект», 2008. – с. 446;
9. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. — М.: «Проспект», 2003. — с. 308;
10. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: Учебное пособие. – Ярославль: «Издательство Луч», 2006. – с. 421;
11. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК «Велби», «Проспект», 2004. – с. 640;
12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС, 2007. – с. 640;
13. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: «Проспект», 2002. – с. 414;
14. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов. – М.: «Проспект», 2009. – с. 305;
15. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — с. 445;
16. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – с. 260;
17. Чепурнова Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2008. – с. 465.