Выдержка из текста работы
Сегодня маркетинг промышленного предприятия можно рассматривать как взаимосвязанный комплекс действий современного предприятия, который в целом зависит от целей фирмы. В достижении целей маркетинг выполняет следующие функции: достижение максимальной удовлетворенности потребителей; достижение максимального уровня потребления; предоставление для потребителей максимального выбора; укрепление экономики страны; повышение уровня жизни; помощь нетрудоспособным и слабым; забота об улучшении экологической обстановки; вклад в культурное достояние; забота о собственных сотрудниках. Последняя позиция как раз и является объектом внутреннего маркетинга на предприятии.
Таким образом, внутренний маркетинг, являясь одним из ключевых элементов философии любого бизнеса, представляет собой непрерывно проводимую целенаправленную систему действий (организационных и управленческих) по развитию направленности на клиента компании, повышению лояльности работников к компании, по организации сотрудничества всех ее подразделений в достижении поставленных целей.
Для эффективного удовлетворения запросов внешних клиентов, занимать достойное место на рынке, компания, первоначально, должна эффективно удовлетворять потребности своих внутренних клиентов — сотрудников. Этому способствует развитая система внутреннего маркетинга.
Всё вышеперечисленное обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
В развитие теории и методологии маркетинговой деятельности в организации заметный вклад внесли такие зарубежные ученые, как Г. Ассэль, Т. Амблер, Г. Дж. Болт, П. Друкер, Ф. Котлер, А. Смит, Дж. Эванс, а также российские ученые М. Бортова, Е. Драчева, Д. Медведко, А. П. Панкрухина, Н. С. Перекалина и др. Различным аспектам маркетинга услуг посвящены труды Т. Н. Арасланова, М. Брейди, Д. Кронина, Н. Вагановой, В. Гордина, Х. О. Ворачека, Л. Кристофера, М. Лянцевич, Х. Мефферта, Н. В. Мироновой, Н. К. Моисеевой, О. В. Столяровой, Э. В. Новаторова, Е. В. Песоцкой, М. Тимофеева, Б. Штаусса.
Многими исследователями предлагаются альтернативные методы оценки состояния внутреннего маркетинга, например, осуществленный Э. В. Новаторовым анализ «важность-исполнение» в сочетании с мотивационно-гигиенической теорией Ф. Герцберга.
При всем многообразии литературы по внутриорганизационному маркетингу практически отсутствуют научные труды по организации внутреннего маркетинга на промышленных предприятиях, а также не проанализированы особенности функционирования маркетинга персонала промышленных предприятий под воздействием внешней среды.
Цель работы состоит в анализе организации внутреннего маркетинга на предприятия и разработке практически применимых рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с целью, задачами исследования являются:
изучить теоретические основы внутреннего маркетинга на предприятии;
провести анализ внутреннего маркетинга ООО «ДОЦ»;
разработать пути совершенствования внутреннего маркетинга ООО «ДОЦ».
Объектом бакалаврской работы является предприятие ООО «ДОЦ».
Предмет исследования — внутренний маркетинг в деятельности ООО «ДОЦ».
В качестве инструментов исследования использованы следующие методы: системный подход, рассматривающий предприятие как единый социально-экономический комплекс, структурно-логический, табличный, графический методы анализа, синтез, описание и др.
Исследование проведено на основании изучения научной, учебной литературы, различных публикаций из периодических изданий относительно вопросов внутреннего маркетинга, также в бакалаврской работе использованы Устав, бухгалтерская отчетность ООО «ДОЦ», данные о поставщиках, конкурентах, потребителях.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Бакалаврская работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Объем бакалаврской работы — 91 страница машинописного текста, включает 24 таблицы, 19 рисунков. Список литературы представлен 40 наименованиями источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Внутренний маркетинг как инструмент эффективного функционирования современного предприятия
Маркетинговая в деятельность в России претерпела эволюционный путь, что отражено в таблице 1, приведённой ниже.
Таблица 1
Роль и функции маркетинга
Функции маркетингаНаправление, деятельностьРольМаркетинг — одна из равных функций в деятельности предприятияПотребительПроизводственно- сбытоваяМаркетинг — более важная функция в деятельности предприятияОтсутствуетСбытоваяМаркетинг — наиболее важная функция в деятельности предприятия по установлению связи с потребителямиПотребитель находится в центре внимания службы маркетингаТоварнаяМаркетинг — главная функция в деятельности предприятияПотребитель выполняет дифференцированную контрольную функциюУдовлетворение запросов потребителейМаркетинг — интегрирующая функция всей деятельности предприятияПотребитель выполняет всеохватывающую контрольную функциюЕдиная скоординированная политика по удовлетворению запросов потребителей
Начиная с 2000 года ситуация начала манятся. К настоящему времени наметилась положительная динамика и маркетинговые службы стали занимать свое достойное место на предприятиях, но существенных изменений пока нет. Это связано в первую очередь с тем, что предпринимательство в России носит динамичный характер.
Современная экономическая обстановка характеризуется менее прогнозируемыми результатами. Возникшие в 90-е противоречия между новыми видами товаров, технологий производства, развития рекламы и старыми технологиями продвижения товаров и развития предприятий, привели к возникновению новой парадигмы маркетинга.
Ситуация на рынке 90-х характеризуется личными контактами продавцов и покупателей, сегодня в связи с развитием интернет технологий взаимодействие клиент — поставщик переместилась в эту среду (приходят виртуальные сделки, виртуальные взаимоотношения и расчеты производителей и потребителей услуг, конъюнктура домашней экономики, интернет-магазины и т.п.) [9].
Таким образом, рыночную обстановку в России характеризуют отношение к службе маркетинга. На этапе становления, в начале 90-х, маркетинг предстал как продажа товара, производимого для заранее известного потребителя. Функция маркетинга заключалась в его распределении. Такое понимание роли маркетинга просуществовало среди бизнесменов и руководителей предприятий с начала приватизации (начало 90-х) до второй половины 90-х.
Сегодня о маркетинговой философии, о маркетинговой организации производства заговорили руководители всех форм собственности. Все более востребованными на рынке труда становятся социалисты-маркетологи, вузы проводят подготовку и переподготовку по этому направлению [12;13;21].
Современная философия маркетинга объединяет в себе ориентацию на внутреннюю среду предприятия и внешних клиентов, а именно обеспечение запросов общества в товарах и услугах, производимых предприятием, решение важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания предприятия.
Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы, а также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На задачу управления ассортиментом работают все функции службы маркетинга, как внешнего, так и внутреннего (рис. 1).
Рис. 1. Система маркетинга предприятия
Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует свою фирму изнутри. Причем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных подразделений предприятия и заканчиваются созданием механизма управления затратами фирмы (управленческий учет). В этой связи достаточно сложно четко разделить функции внутреннего экономического маркетинга и управленческого учета.
Трансформация рынка сбыта привела к изменению функций отдела продаж (сбыта). Его деятельность заключалась в рекламировании, исследовании рынка, работа с потребителем, планирование и контроль сбыта. Эта структура осваивала методики и технологии маркетинга. Такое положение привело к выделению в структуре предприятия самостоятельного отдела — маркетинга, которому стали подчиняться все сферы деятельности предприятия [18; 5; 25; 14].