Выдержка из текста работы
Основой теоретического исследования стали труды отечественных учёных по вопросам изучения внешнеэкономической деятельности, а также Конституция России.
Структура обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников.
1.1 Понятие и назначение капитальных вложений в развитие таможенных органов
Капитальные вложения в развитие таможенных органов — это реальные вложения (инвестиции) в основные фонды (основной капитал), в том числе расходы на новое строительство, на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующей инфраструктуры, проектно-изыскательские работы, приобретение машин, оборудования и прочие затраты, а также расходы на культурно-бытовое и жилищное строительство. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити- Дана, 2012. — 265 с.
В экономическом анализе и статистическом учете их называют еще капиталообразующими инвестициями. По экономическому содержанию капитальные вложения из себя представляют часть общественного продукта (в основном фонда накопления), что направляется для воспроизводства основных фондов.
По форме же вложения капитальные выступают в виде денежных средств, что идут на приобретение оборудования, капитальное строительство и прочие средства труда. Капитальные вложения реализовываются как государством, так и физическими и юридическими лицами. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента — М., 2012г. — 386 с.
Капитальные вложения обусловливают развитие материально-технической базы народного хозяйства; необходимы они для роста производственных мощностей в промышленности, в сельском хозяйстве, в других отраслей, для ускорения динамики научно-технического прогресса.
Капитальные вложения, будучи основой развития материально-технической базы отраслей, объединений, предприятий, служат фактором для усиления независимости в условиях рынка хозяйствующих субъектов, а для государства — фундаментом для укрепления обороноспособности.
Вложения в социально-культурное и жилищное строительство (строительство вузов, школ, жилых домов, детских учреждений, больниц и т.п.) служат непосредственно удовлетворению социальных потребностей народа.
Другими словами, капитальные вложения из себя представляют совокупность общественно необходимых затрат, что связаны с обновлением и созданием основных фондов, предназначенных для развития отраслей народного хозяйства и удовлетворения социальных потребностей населения.
Капитальные вложения выступают более широким понятием, в сравнении с капитальным строительством.
Часть капитальных вложений осуществляется, минуя стадию строительства, к примеру, затраты на обретение транспортных средств, техники, технологического оборудования, оружия, спецсредств, форменной одежды.
Капитальные вложения можно классифицировать по таким признакам:
По признаку отраслевого (целевого) назначения объектов в будущем на:
- строительство объектов офисного назначения;
- строительство объектов складского назначения;
- строительство объектов связи и транспорта;
- жилищное строительство;
- строительство объектов социальной сферы (учреждений здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.). Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис».2011., 245 с.
По формам воспроизводства основных фондов капитальные вложения разделяют:
- на новое строительство;
- на расширение действующих предприятий;
- на реконструкцию и техническое перевооружение.
По источникам финансирования капитальные вложения делятся:
- на централизованные капитальные вложения;
- на нецентрализованные капитальные вложения.
Капитальные вложения подразделяют по технологическому признаку:
- на монтажные и строительные работы;
- на приобретение оборудования и машин;
- на прочие затраты капитальные работы.Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис».2011., 245 с.
В зависимости от признаков классификации структура капитальных вложений подразделяется на отраслевую, воспроизводственную и технологическую.
Роль капитальных вложений проявляется в следующем:
1. Капитальные вложения являются главным фактором для создания основных средств, расширения и реконструкции действующих помещений, перевооружения предприятий;
2. При помощи капитальных вложений реализовывается регулирование темпов и пропорций развития основных фондов отраслей хозяйства и отдельных производств;
3. При помощи капитальных вложений решаются проблемы социального характера (строительство учреждений образования, культуры, жилья, здравоохранения);
4. При помощи капитальных вложений осуществляется регулирование развития всех экономических районов страны;
5. Капитальные вложения расходуются на проектные и изыскательские работы. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити- Дана, 2012. — 265 с.
1.2 Капитальные вложения как основной фактор обеспечения выполнения функций таможенных органов
Основным центром расходования капитальных вложений в Федеральной таможенной службе — Главное управление тылового обеспечения.
Работы по реализации капитальных вложений предполагают оснащение таможенных органов материально-техническими средствами по направлениям деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом правил определения нормативных затрат на обеспечение функций таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России:
Определение потребности таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, в бюджетных ассигнованиях на капитальное строительство, содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры, учет использования выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденными планами.
Осуществление функции государственного заказчика по проектированию и строительству объектов таможенной инфраструктуры:
- организация капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов таможенной инфраструктуры, текущего и капитального ремонта, эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры;
- определение совместно со структурными подразделениями ФТС России общей потребности в государственных капитальных вложениях;
- подготовка предложений о выделении необходимых лимитов бюджетных обязательств для капитального строительства ФТС России, а также источников их финансирования и участие в рассмотрении этих предложений в Правительстве Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфине России;
- организация работы по эффективному использованию бюджетных ассигнований в строительстве, проведение единой технической политики и обеспечение выполнения планов капитального строительства;
- формирование проекта сводного плана капитальных вложений, плана капитального ремонта и расходов на текущий ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений;
- организация и координация работ по сбору, учету, своду и анализу предложений по расходам на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры, в части действующих и принимаемых обязательств;
- организация подготовки и утверждение заданий на проектирование объектов таможенной инфраструктуры;
- организация разработки, согласования, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации в соответствии с установленным порядком на капитальное строительство, текущий и капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры;
- подготовка документов для финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также подготовка к утверждению титульных списков капитального строительства;
- обеспечение первоочередного направления капитальных вложений на вводные объекты в целях сокращения объемов незавершенного строительства;
- осуществление контроля за строительством объектов таможенной инфраструктуры (в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией), и вводу в действие основных фондов, за ведением учета и отчетности;
- контроль за эффективным использованием доведенных лимитов бюджетных обязательств на капитальный и текущий ремонт, а также на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры; подготовка предложений по оптимизации затрат на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;
- координация работы таможенных органов по вопросам технической эксплуатации и содержания объектов таможенной инфраструктуры;
- участие в формировании и работе приемочных комиссий по законченным строительством объектам таможенной инфраструктуры; участие в работе комиссии по определению балансовой стоимости объектов таможенной инфраструктуры;
- участие в разработке федеральных целевых программ, программ строительства и развития таможенных органов, а также государственного оборонного заказа по капитальному строительству.
Организация деятельности таможенных органов по вопросам:
- обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов (в том числе создание соответствующего переходящего запаса ФТС России), а также специальной одеждой, инвентарем и иным имуществом работников таможенных органов;
- обеспечения продовольствием (рационами питания, питанием отдельных категорий должностных лиц таможенных органов);
- обеспечения кормами (продуктами) штатных животных;
- обеспечения печатной продукцией и средствами оформления результатов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
- обеспечения автомобильным транспортом и специальной техникой, а также их функционирования и эксплуатации;
- обеспечения оружием, боеприпасами и патронами к нему, пиротехническими средствами, средствами индивидуальной бронезащиты, снаряжением и экипировкой, специальными средствами, специальным оборудованием, учебно-тренировочными средствами, расходными материалами для технического обслуживания оружия, устройствами и расходными материалами для пломбирования, сейф-пакетами;
- социального развития, включая вопросы медицинского и жилищного обеспечения, а также обязательного личного и имущественного страхования;
- обеспечения водными и воздушными судами, техническими средствами, агрегатами и запасными частями для них;
- обеспечения мероприятий по охране труда, гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 345 с.
В данной главе дано определение и основной функционал капитальных вложений, а также рассмотрена специфика капитальных вложений в Федеральную таможенную службу для обеспечения ее деятельности, в то время, как она сама является одной из двух служб, преимущественно наполняющими бюджет. Также рассмотрены основные направления затрат капитальных вложений в ФТС, при этом было установлено, что преимущественную часть капитальных вложений в таможенные органы включает в себя содержание и возведение новой инфраструктуры, обеспечение деятельности ФТС путем приобретения автотранспорта, судов для перемещения сотрудников таможенных органов, а также их обеспечения формами, спецсредствами, оружием, пищей, страховка и решение социальных вопросов, а также вложения в поддержание здоровья сотрудников на должном уровне.
2.1 Анализ состояния капитальных вложений в таможенных органах
Общие объемы выделенных денежных средств, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2013г №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на содержание и развитие таможенных органов Российской Федерации можно просмотреть в таблице 1. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2016 г.
Таблица 1
Объем выделенных денежных средств на содержание таможенных органов РФ
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонения |
||||||
2015/2014 |
2016/2015 |
2016/2014 |
||||||||
Ед. |
% |
Ед. |
% |
Ед. |
% |
|||||
Объем выделенных денежных средств на содержание и развитие таможенных органов РФ (млрд.руб) |
74,1 |
69,9 |
69,3 |
-4,2 |
-5,7 |
-0,6 |
-0,9 |
-4,8 |
-6,5 |
|
в том числе:на расходы инвестиционного характера (млрд.руб) |
1,2 |
1,6 |
1,7 |
0,4 |
33 |
0,1 |
6,3 |
0,5 |
41,7 |
|
Текущие расходы (млрд.руб) |
72,9 |
68,3 |
67,6 |
-4,6 |
-6,3 |
-0,7 |
-1 |
-5,3 |
-7,3 |
Рис.1 Динамика объема выделенных денежных средств на содержание и развитие таможенных органов РФ
Рис.2 Динамика объема выделенных денежных средств на расходы инвестиционного характера
Рис.3 Динамика текущих расходов
За исследуемый период объем выделенных денежных средств на содержание и развитие таможенных органов РФ изменился на -4,8 млрд.руб, что в процентном соотношении равно -6,5%, объем выделенных средств на расходы инвестиционного характера изменился на 0,5 млрд.руб, что в процентном соотношении равно 41,7%, что же касаемо объема текущих расходов произошло снижение на 5,3 млрд.руб, что в процентном соотношении равно -7,3%. Продемонстрированная динамика указывает на снижение объема выделяемых денежных средств в целом, но вместе с тем и снижение текущих расходов.
Таблица 2
Совершенствование таможенной инфраструктуры
№ п/п |
Целевой показатель |
Единица измерения |
2016 |
2017 |
|
1 |
Увеличение количества введенных площадей объектов таможенной инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности, используемых для размещения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов за счет нового строительства (приобретения) (в соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями) |
тыс. кв. м |
9,729 |
15,819 |
В государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 (ответственный исполнитель — Минстрой России), ФТС России выступает государственным заказчиком федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889) (далее — ФЦП «Жилище» на 2015 — 2020 годы) (государственный заказчик-координатор — Минстрой России).
В рамках ФЦП «Жилище» на 2015 — 2020 годы объем финансирования, выделенный ФТС России в 2015 году на реализацию мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, составил 76500,0 тыс. рублей. Общая сумма использованных по итогам 2015 года бюджетных ассигнований составила 76500,0 тыс. рублей.Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2016 г.
На выделенные бюджетные ассигнования предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения 13 гражданским служащим.
В 2015 году приобретены жилые помещения для должностных лиц таможенных органов в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями: 30 квартир для должностных лиц таможенных органов, из которых:
- 13 квартир для постоянного проживания (в соответствии с бюджетными ассигнованиями в объеме 22 730,6 тыс. рублей);
- 17 служебных квартир (в соответствии с бюджетными ассигнованиями в объеме 33 042,8 тыс. рублей).
Сотрудникам таможенных органов в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями предоставлены единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Всего в 2015 году сотрудникам таможенных органов предоставлено 99 единовременных социальных выплат (в соответствии с бюджетными ассигнованиями в объеме 440,4 млн. рублей).
По итогам 2015 года экономия денежных средств при проведении закупок составила около 221 млн. рублей, то есть ? 1,8 млн. рублей на 1 закупку (в 2014 году экономия составила 152 млн. рублей или 1,7 млн. рублей на 1 закупку). За счет средств, сэкономленных в ходе проведения закупок, приобретено в 2015 году патроны, сейф-пакеты, рационы питания, автотранспортные средства, средства вычислительной техники.
ФТС России произведена закупка по 8 государственным контрактам 107 автомобилей отечественного производства на сумму 235,8 млн. рублей, а также закупка 2-х специализированных кинологических автомобилей марки ГАЗ на сумму 2,26 млн. рублей для передачи Генеральной таможне Республики Куба.
В рамках оказания технического и финансового содействия Республике Армения на выделенное в 2015 году дополнительное финансирование на сумму 130,0 млн. рублей закуплен и передан в Армению 141 автомобиль на сумму 127,1 млн. рублей, при этом возвращенная в бюджет экономия составила 2,9 млн. рублей.
Для обеспечения нужд таможенных органов в установленном порядке закупались бронежилеты открытого ношения, патроны различных наименований, запорно-пломбировочные устройства, сейф-пакеты, пробоотборники для легких нефтепродуктов, оружие, в том числе наградное, и пломбираторы с плашками.
Организована передача в Крымскую и Севастопольскую таможни 131 единицы боевого оружия, свыше 100 тыс. штук патронов и боеприпасов, 34 бронежилетов, 26 шлемов защитных, 58 единиц специальных средств.
Обеспечены форменной одеждой 3770 студентов Российской таможенной академии и ее филиалов.
Для обеспечения нужд таможенных органов в установленном порядке закупались бронежилеты открытого ношения, патроны различных наименований, запорно-пломбировочные устройства, сейф-пакеты, оружие и пломбираторы с плашками. На эти цели в 2016 году было заключено 12 государственных контрактов на общую сумму 64,1 млн. рублей.
Заключено 10 государственных контрактов на приобретение 56 автомобилей на сумму 75,1 млн. рублей взамен отслужившего установленный срок эксплуатации автотранспорта.
Для реализации основного мероприятия «Развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации» Детальным планом-графиком предусмотрено исполнение в 2016 году одного контрольного события по строительству новых объектов таможенной инфраструктуры:
«Завершено строительство нового корпуса ГКУ «Санаторий «Электроника» ФТС России».
В соответствии с приказом ФТС России от 23 декабря 2016 г. № 2382 на баланс Санатория «Электроника» ФТС России поставлен объект «Лечебно-диагностический корпус с бальнеоотделением государственного казенного учреждения «Санаторий «Электроника» ФТС России» по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, 14.
В 2016 году 39 сотрудникам таможенных органов предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями в объеме 205,0 млн. рублей.
По состоянию на 31 декабря 2016 года по утвержденному плану приобретения товаров (работ, услуг) для обеспечения таможенных органов на 2016 финансовый год использовано для оплаты по контрактам и счетам 730,1 млн. рублей, что составляет 98,15% от общей суммы выделенных средств.
2.2 Анализ эффективности капитальных вложений в развитии таможенных органов
Эффективность капитальных вложений в развитие таможенных органов можно отождествить с эффективностью деятельности таможенных органов в целом, так как идет прямая зависимость между данными понятиями.
И для того чтобы оценить эффективность деятельности таможенных органов нужно проанализировать показатели эффективности деятельности таможенных органов. Но для начала стоит разобраться с тем, что такое показатели эффективности в целом.
Показатель эффективности — это количественный индикатор, характеризующий результативность самой деятельности, а также успешность достижения поставленных целей. И стоит отметить также, что внедрение системы механизмов оценки имеет существенные сложности, которые связанны с необходимостью использования огромное числа индикаторов, а также взаимосвязью количественных и качественных оценок и сочетания системы оценивания с особенностями деятельности организации на различных уровнях системы таможенных органов и др.
Система показателей работы таможенных органов, которая указана в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, количественно выраженных характеристик основных критериев оценки работы таможенных органов.
Система показателей согласно ФЗ № 311 включает в себя:
1. Основные показатели работы таможенных органов.
2. Показатели работы региональных таможенных управлений и показатели работы таможен и таможенных постов, определяемые Федеральной таможенной службой.
В соответствии со ст. 18 311-ФЗ основными критериями оценки работы таможенных органов являются (табл.3):
Таблица 3
Исполнение основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации в 2014-2016 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Критерий 1. Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций |
|||||
1.1 |
Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут):для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному
|
39,427,7 |
32,521,4 |
29,518,2 |
|
1.2 |
Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут),за исключением следующих случаев:помещение товаров на временное хранение;неисполнение положений, установленных статьями 190 — 192 Таможенного кодекса Таможенного союза;неисполнение декларантом условий выпуска товаров |
410 |
354,8 |
419,1 |
|
1.3 |
Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов) |
99,2 |
99,72 |
99,95 |
|
1.4 |
Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях |
98,73 |
99,4 |
99,9 |
|
Критерий 2. Своевременность и полнота поступления таможенных платежей |
|||||
2.1 |
Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов) |
100 |
101,1 |
101,14 |
|
2.2 |
Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) |
0,004 |
0,02 |
0,01 |
|
2.3 |
Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) |
0,17 |
0,15 |
0,1 |
|
Критерий 3. Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям |
|||||
3.1 |
Доля товарных партий, ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (процентов) |
4,3 (0,7) |
4,4 (0,6) |
4,2 (0,5) |
|
3.2 |
Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров (процентов) |
22,2 |
33,4 |
39,3 |
|
3.3 |
Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (процентов) |
82,6 |
83,1 |
87,0 |
Исходя из представленной таблицы, можно проследить динамику изменения основных показателей работы таможенных органов. На основании представленных данных построим графики, отражающие изменение того или иного показателя (рис.4, рис.5, рис.6).
капитальный вложение таможенный орган
Рис.4 Динамика времени на совершение таможенных операций
Согласно рис.4. прослеживается положительная тенденция с 2014 г. по 2016г. по времени совершения таможенных операций. Так, по времени совершения таможенными органами Российской Федерации операций для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю с 2014 г. по 2016г. произошло сокращение минут с 27,7 до 18,2 минут (то есть на 9,5 минут или 34,3%). Что говорит о благоприятном исходе. Относительно товаров, по которым не выявлены риски нарушений, то здесь также произошло сокращение с 39,4 до 29,5 минут (на 9,9 минут или 25,1%). Исходя из этого, можно заметить близкое друг к другу процентное изменение времени на совершение таможенных операций в отношении данных товаров.
Рис.5 Динамика доли деклараций и стоимости товаров оформленных в электронном виде
После введения в 2014 году обязательного электронного декларирования огромная доля деклараций и стоимости товаров оформляются в электронном виде, и с каждым последующим годом эта доля растет, что можно заметить по представленным данным и их графическому интерпретированию.
Рис.6 Динамика показателей по противодействию преступлениям и административным правонарушениям
Согласно представленным данным можно констатировать положительный тренд показателя, который с 2014 года возрос почти в 2 раза, с 22,2 до 39,3 %. Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства, также имеет положительную тенденцию, согласно данным, с 2014 года произошло снижение доли с 4,3 до 4,2 % , что показывает эффективность деятельности таможенных органов в отношении противодействия преступлениям в области таможенного дела.
Таким образом, рассмотрев 3 критерия эффективности работы таможенных органов, в числе которых:
ѕ Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
ѕ Своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
ѕ Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям,
можно сделать вывод о довольно эффективной работе таможенных органов.
Также стоит отметить, что основой эффективной деятельности таможенных органов является степень выполнения ими установленного задания по взысканию таможенных платежей в доход федерального бюджета (табл.4)
Таблица 4
Исполнение таможенными органами контрольного задания по общей сумме администрируемых ими поступлений доходов в бюджет по годам, млрд. рублей (2012-2016 гг.)
Наименование данных |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Установленное Минфином России контрольное задание для ФТС России по перечислению таможенных и иных платежей |
6554,7 |
6462,0 |
7 100,6 |
4958,6 |
4358,9 |
|
Объем таможенных и иных платежей, поступивших в федеральный бюджет |
6581,0 |
6565,4 |
7100,6 |
5008,2 |
4406,9 |
|
Значения показателя № 1 «Исполнение контрольного задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами %» |
100,4 |
101,6 |
100 |
101 |
101,1 |
Анализ контрольного задания и его выполнения показывает, что за пять прошедших лет работа таможенных органов по реально перечисленным платежам в доход федерального бюджета оказывается в плюсе. Несмотря на нестабильную финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире, таможенные органы выполнили контрольное задание в 2016 г. на 101,1% относительно предшествующего года. В этом прослеживается четкая тенденция к увеличению собираемости таможенных платежей в 2011 году, и ее снижение в последующих 2012-2017 гг., что является отрицательным влиянием нестабильной финансово-экономической ситуации в стране и в мире.
Также исследование эффективности деятельности таможенных органов целесообразно вести в плане анализа параметров их внешнеэкономической деятельности (табл.5).
Таблица 5
Динамика экспортно-импортных операций в период 2013-2016 гг, млн.долл.США
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение |
||||||
2014/2013 |
2015/2014 |
2016/2015 |
|||||||||
Ед. |
% |
Ед. |
% |
Ед. |
% |
||||||
Общий товарооборот |
842,2 |
782,9 |
530,8 |
471,1 |
-59,3 |
-7 |
-252,1 |
-32,2 |
-59,7 |
-11,2 |
|
Экспорт |
527,3 |
496,9 |
346,5 |
287,6 |
-30,4 |
-5,8 |
-150,4 |
-30,3 |
-58,9 |
-17 |
|
Импорт |
314,9 |
286 |
184,3 |
183,6 |
-28,9 |
-9,2 |
-101,7 |
-35,6 |
-0,7 |
-0,4 |
Исследование данных общего товарооборота, экспортно-импортных операций демонстрирует тенденцию снижения в период в 2013-2016 гг. по всем показателям. За исследуемый период величина общего товарооборота уменьшилась, максимальное значение за анализируемый период достигало в 2013 году, оно составило 842,2 млн. долл., минимальное значение в 2016 году и составило 471,1 млн. долл., тем самым произошло изменения в отрицательную сторону на 44,1 %.
Сокращение экспорта в период с 2013 года по 2016 год явилось следствием снижения контрактных (экспортных) цен при поставках за рубеж большинства товарных групп. Одной из главных причин уменьшения экспорта является снижение цен на мировом топливно- энергетическом рынке, в первую очередь, на сырую нефть.
Также в рассматриваемый период имело место сокращение спроса отечественного рынка на импортные товары. Это обусловлено в первую очередь, уменьшением потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения и снижением объемов его кредитования на потребительские цели, а также сокращением инвестиционной активности. Плюс ко всему был введен запрет на ввоз отдельных видов продовольствия в Россию из тех стран, которые ввели экономические санкции относительно нашей страны. В период с 2013 года по 2016 год импорт сократился на 42%.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что несмотря на негативное влияние внутре- и внешнеэкономических факторов на количество администрируемых доходов от работы таможенных органов, уровень эффективности деятельности таможенных органов является достаточно высоким. Из этого следует, что капитальные и финансовые вложения в развитие таможенных органов являются эффективными. Таможенные органы являются государственными предприятиями, и несмотря на то, что они образуют федеральный бюджет, капитальные и финансовые вложения должны быть рациональны.
3.1 Проблемы капитальных вложений в развитии таможенных органов
Продолжая тему оценки эффективности капительных вложений в деятельность таможенных органов нужно отметить, что в настоящее время эффективность работы таможенных органов и ее оценка характеризуются некоторым количеством проблем и недостатков, осложняющих решение проблемных вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Одной из главных проблем стоит отметить недостаточную инфраструктуру, которая необходима для эффективной работы таможенных органов.
Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры в ее организации еще немало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране.
Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют, наряду с сокращением таможенных постов произошло и сокращение штатной численности сотрудников таможенных органов. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД.
Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие.
Также проблемным направлением является обеспечение таможенных органов достаточной информационно-технической базой.
Воздействие технологического фактора, характеризующееся комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений, оказывает положительное на деятельность таможенных органов, выраженное в повышении эффективности работы. Это означает, что для обеспечения достаточного уровня эффективности деятельности таможенных органов должна быть обеспечена достаточная информационно-техническая база.
3.2 Пути улучшения использования капитальных вложений в развитии таможенных органов
В целях реализации возложенных на таможенные органы задач необходимо создание необходимой и достаточной инфраструктуры.
Приоритетным направлением развития таможенной инфраструктуры является размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью. Для этого необходимо решение следующих задач:
- Строительство (реконструкция) в рамках федеральных и ведомственных целевых программ служебно-производственных зданий, в том числе приближенных к государственной границе Российской Федерации;
- Приобретение объектов за счет средств федерального бюджета по мере необходимости;
- Передача Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в оперативное управление таможенным органам помещений и перевод в федеральную собственность помещений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности;
- Привлечение инвестиций для вовлечения в хозяйственный оборот объектов, строительство которых не завершено, и земельных участков, предоставленных таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении Федеральной таможенной службы.
Применение в деятельности таможенных органов Российской Федерации информационно-коммуникационных технологий повышает качество таможенного администрирования, обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников ВЭД, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.
При этом результативность деятельности Федеральной таможенной службы непосредственно зависит от состояния информационно-технического обеспечения таможенных органов, развитие которого должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- Создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование информационно-технических средств (далее — ИТС) таможенных органов;
- Поэтапный переход на оснащение таможенных органов ИТС и программным обеспечением отечественного производства.
Для эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых на информационно-коммуникационные технологии, необходимо в ближайшей перспективе обеспечить проведение наиболее приоритетных мероприятий по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов, в том числе:
- Предоставление услуг связи и обеспечение обмена информацией;
- Эксплуатация ИТС таможенных органов;
- Проведение модернизации и сопровождения специализированного программного обеспечения Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;
- Проведение частичной замены вычислительной техники, средств защиты информации и телекоммуникаций, управления и передачи информации, выработавших установленные сроки эксплуатации;
- Проведение поэтапной модернизации главного и региональных центров обработки данных, в том числе выделение в самостоятельный блок комплекса вычислительных средств, содержащих приложения, работающие в режиме реального времени;
- Обеспечение эксплуатации ИДК и стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь»;
- Проведение модернизации ИДК в целях улучшения технических и эксплуатационных характеристик и продления технического ресурса технологического оборудования.
- Обеспечению высокого научно-технического уровня приборной базы при выполнении таможенных экспертиз и инфраструктуры, соответствующих стандартам для таможенных лабораторий ВТамО;
Несмотря на высокую рентабельность капитальных вложений в деятельность Федеральной службы Российской Федерации, к таможенным органам предъявляются высокие требования по рациональности расходования капитальных вложений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. №7. 21.01.2009.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. — Москва: Проспект, 2010.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-
4. Федеральный закон от 08.12.2010 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 11.11.2017)/Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2010, № 50, ст. 4850.
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. №245. 23.12.1997.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. №162. 31.07.2004.
7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. №254. 18.12.2003
8. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»
9. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 года №809 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 2013. №38. Ст. 4823.
10. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года №2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. №2. Ст.109.
11. Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 года №2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» // Российская газета. №74. 05.04.2013.
Справочные материалы
12. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2014 г.
13. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2015 г.
14. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Таможенная служба Российской Федерации в 2016 г.
Научная литература
15. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. — М.: Софт Издат, 2012. — 599 с.
16. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Таможенное право : учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К°, 2014г. — 425 с.
17. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити- Дана, 2012. — 265 с.
18. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. — СПб.: Питер, 2014г. — 395 с.
19. Маховикова, Г.А. Таможенное дело / Г.А. Маховикова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 378 с.
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента — М., 2012г. — 386 с.
21. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. — М.: «Дело и Сервис».2011., 245 с.
22. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. — М.: Финансы и статистика, 2014г. — 265 с.
23. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 345 с.
24. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Е. Ф. Прокушев. — М.: Дашков и К, 2012. — 452 с.
25. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. — Киев: Знания, 2012г. — 395 с.
26. Свинухов В. Г. Таможенное дело: учеб. — М.: Экономистъ, 2011г. — 395 с.
27. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. — М.: Экономист, 2011 г. — 395 с.
28. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. — 2012. — №3.- С. 25-30
Статьи
29. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ «Правосудие в Поволжье», №4, июль-август 2013г. С.15-17
30. Гулик А. И. Таможенный контроль в системе повышения конкурентоспособности национальной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 468-471.
31. Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2013.- №2. — с. 127
32. Семилетников Н.А., Таможенное регулирование и таможенный контроль: Данные таможенной статистики за 2006-2017 гг. — 2017. — №8.
Электронные ресурсы
33. Официальный сайт ЕАЭС // [Электронный ресурс] По состоянию на 10.11.2017
34. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы Российской Федерации. // [Электронный ресурс] По состоянию на 10.11.2017
35. Ресурсы Интернет
36. Федеральная таможенная служба: Статистика. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 13.11.2017)
Размещено на