Содержание
Введение3
I глава. Монархические взгляды родоначальников российского консерватизма6
Глава II. Институт монархии в русском консерватизма XIX века от Уварова до Каткова14
Глава III. Ценности монархии в консерватизме в эпоху революций и реформ государственного строя до 1917 год23
Заключение33
Список источников и литературы36
Приложения
Выдержка из текста работы
Эта тема актуальна, прежде всего, потому, что изучение обширного комплекса делопроизводственных материалов имеет крайне важное значение. Оно может дать представление о том, как управлялась Российская империя, каковы были механизм и эффективность функционирования государственной власти. Система и традиции российского делопроизводства формировались веками. Исторически в учреждениях России сложилась единая и регламентированная организация работы с документами, имеющая присущие только ей особенности.
Знание общих закономерностей и тенденций развития российского делопроизводства позволяет осмыслить сегодняшний день. Вместе с тем его история исследована сравнительно мало. Не получил достаточного освещения в научной литературе, в частности, вопрос об организации губернского делопроизводства, хотя делопроизводство высших и центральных государственных учреждений в XIX веке более или менее изучено.
С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые формы и этические нормы взаимоотношений между людьми.
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.
С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
«Создание министерств привело к возникновению огромного бумажного делопроизводства. Отчеты, доклады, циркуляры и распоряжения стали теперь одним из главных средств управления. В результате этого выросли штаты чиновников. Возникла незримая, но достаточно могущественная власть канцелярии и бюрократии, свойственная истории XIX века».
Актуальность этих слов из монографии «Русская история. От Екатерины Великой до Александра II» (авторы И. Заичкин и И. Почкаев) очевидна и свойственна истории делопроизводства XIX и XX веков.
Новые формы, организация и задачи центральных органов государственного управления были закреплены манифестом 8 сентября 1802 года, которым коллегии были преобразованы в министерства.
В.Ключевский писал в «Курсе русской истории»: «Прежние коллегии подчинены министерствам как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия».
XIX в. характеризуется обилием новых видов государственных документов. Многие из старых документов получили новые названия.
Так, законодательные и распорядительные акты органов государственной власти стали оформляться указами, инструкциями, регламентами, протоколами и др.
Возросло количество форм «переписки»: письма, доношения, известия, требования, рапорты, прошения и др. Большое внимание уделялось унификации документов, т. е. были подготовлены инструктивные указания с изложением по пунктам о составлении документов по определенной форме. Для ряда документов, таких, как дипломы, патенты и пр., были созданы генеральные формуляры-образцы, по которым они должны были составляться.
В конце XIX века из-за границы в Россию стали поступать, как мы сейчас их называем, «технические средства»: пишущие машины, множительные аппараты (гектографы, стеклографы, шапирографы), получила развитие стенография.
Цель курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности организации делопроизводства в России в XIX — начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о Российском делопроизводстве XIX — начала XX вв.
3. Рассмотреть сущность и специфику реорганизацию делопроизводства в учреждениях России на рубеже конца XIX начала XX вв.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
В ходе изучения данной темы были рассмотрены и проанализированы работы таких авторов, как М.П. Илюшенко, М.В. Бабич, Н.Б. Голикова . Л.Г. Кисляева, А.А. Лукашевич и др.
В в работах этих авторов рассматриваются становление и развитие делопроизводства в России. Прослеживается связь организации управления и его документационного обеспечения с начала зарождения российского государственного аппарата и гражданской службы до 1917 г. Подробно освещаются этапы эволюции формуляра документа, организация движения и обработки документов в процессе их исполнения.
Основным источником изучения истории делопроизводства являются документы, образовавшиеся в результате деятельности учреждений различных исторических периодов, другим — законодательные акты. Среди них можно выделить, прежде всего, Русскую Правду, Судебники 1547, 1550, 1589 гг., Генеральный регламент 1720 г., «Общее учреждение министерств» 1811 г., Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве 1911г. и др.
Из дореволюционных работ по истории делопроизводства особое место занимает труд Н.В. Варадинова, в котором одним из основных вопросов делопроизводства выделяются «правила составления деловых бумаг, актов и самих дел»
Для раскрытия данной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять раздела заключения и списка источников и использованной литературы. Введение содержит обобщение материала, причину и актуальность выбора данной темы, разбор использованных источников и литературы. Во введении поставлены цель и задачи работы. Содержание глав полностью отображено в их названии. Заключение посвящено обобщению материала, характеристике поставленных задач, анализу результата их решения.
Глава 1. Законодательная регламентация делопроизводства
На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства выс……..
ведомость по всем департаментам и канцелярии министерства. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел («не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности».
Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» — отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и предположениях». Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах — отчетами о деятельности, последние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству………..
Заключение
Целью курсовой работы был анализ методической и теоретической литературы для выявления особенностей организации делопроизводства в России в XIX — начала XX вв.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
В начале XIX в. в учреждениях сложилась определенная система делопроизводства, которая, несомненно, базировалась на законодательных нормах, регулирующих вопросы документирования в высших органах государственной власти и управления.
В результате анализа законодательства XIX вв. выявлены нормы, направленные на введение единообразия состава документов центральных и губернских учреждений, их оформления, на установление нормативных требований к формулярам и процедурам их прохождения в учреждениях.
В дореволюционной России издавалось значительное количество указов, в которые были включены положения о документировании деятельности центральных учреждений.
В XIX в. стали составляться различные проекты сокращения делопроизводства. В 1806 г. по предложению московского губернатора оно было упрощено в Московском губернском правлении. В 1826 г. Санкт-Петербургским гражданским губернатором также были составлены правила об упрощении порядка делопроизводства, введенные с разрешения Сената в Санкт-Петербургском губернском правлении. В МВД поступали подобные предложения и от других губернаторов. Из них под руководством министра графа Блудова были составлены проекты «Наказа гражданским губернаторам», «Положения о порядке производства дел в губернских Правлениях», «Штатов губернских и уездных учреждений». Проекты были утверждены 3 июня 1837 г. и с 1 января 1838 г. стали вводиться в действие.
По «Положению» все губернии были разделены на три разряда. Должностной состав присутствия и канцелярии, число канцелярских чинов и служителей определялись штатами для каждого разряда. Присутствие правления, под председательством губернатора, состояло из 4 советников (5 в Санкт-Петербургском и Московском), старший из которых именовался вице-губернатором. В присутствии правления рассматривались и решались дела, подлежащие ведению губернского правления. Дела производились в канцелярии губернского правления, стабильная структура которой установилась в 1837 г.
Совершенствование делопроизводства прекратилось в 1914 году в результате начавшейся Первой мировой войны, а происшедший в 1917 г. социально-политический переворот — сначала Февральская буржуазно-демократическая, затем Октябрьская социалистическая революции привели к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил многие старые традиции, но зарождался на принципиально новых основах.
В результате Октябрьских событий 1917 года наряду с разрушением государственной машины Российской империи было формально ликвидировано и прежнее делопроизводство. Был произведен коренной слом старого управленческого аппарата. Ведь сама форма государственного аппарата претерпела существенное изменение.
Но тем не менее к сложившейся в дореволюционной России системе министерского делопроизводства вернулись в 1946 году. И эта система — правда, в довольно измененном виде — существует до сих пор и зарекомендовала себя как наиболее приемлемая для России.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня 1811 г.
2. «Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве.» от 1911 г.
Литература:
1. Бабич М.В. К изучению государственных учреждений XIX века. Историография. // Отечественные архивы. — 1995 — №1 — С.10 — 18.
2. Голикова Н.Б. Кисляева Л.Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. — М.: Изд. МГУ, 1987 — Ч.2 — С.44 — 109.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М.: Высшая Школа, 1983 — С.71 — 95.
4.Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. — М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1993 — С.35 — 49.
5. Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XIX веке. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. — М.: Наука, 1984 — С.52.
6. Лукашевич А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XIX века. // Советские архивы. — 1991 — №4 — С.38 — 46.
7. Медушевский А.Н. Развитие аппарата управления Россией в первой четверти XIX века. // История СССР. — №6 — С.136 — 151.
8. Митяев К. Г. История и организация делопроизводства в СССР. — М.: Изд. Московского историко-архивного института, 1959 — С.50 — 67.
9.Сокова А.Н. О создании русской традиционной формы документа. // Труды ВНИИДАД. — М.: ВНИИДАД, 1974 — Т.5 — Ч.1 — С.206 — 236.