Содержание
Введение ..3
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета..5
1.1 Понятие государственный бюджет и бюджетная система5
1.2. Отечественные экономисты о государственном бюджете..8
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ21
2.1. Государственный бюджет РФ ..21
2.2. Проблемы социальной сферы на современном этапе.26
Глава 3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета…32
Заключение 40
Список литературы …42
Выдержка из текста работы
Бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и правовых позиций. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Эти отношения складываются между государством, предприятиями и населением. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода. Как правовая категория бюджет представляет собой с одной стороны основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, с другой стороны он принимается в особой процедуре законодательным органом государственной власти в форме закона.
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее природой, социально-экономическим строем, задачами и функциями государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования — безвозвратной выдачи средств на определенные сферы и мероприятия. Государственный бюджет является важнейшим финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который образуется для покрытия государственных расходов.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются: — изучение теоретических основ государственного бюджета, — проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, — обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной системы
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.
Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления[1].
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.
Расходы государства изначально были разделены на две части — на гражданские цивильные и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.
Бюджет является регулятором экономики в стране, так как фиксирует направления расходования средств, перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода.
Задачи государственного бюджета:
1) перераспределение средств ВВП
2) обеспечение бюджетной сферы экономики
3) финансирование социальной политики государства
4) регулирование и стимулирование различных отраслей экономики
5) контроль деятельности государственных фондов
Государственный бюджет регулирует отношения в хозяйственной, экономической сферах, направляя и перераспределяя бюджетные средства в поддержку конкретных регионов или отраслей. При этом возможно усиление или сдерживание роста производства, изменение структуры спроса и предложения. Перераспределение средств ВВП проходит двумя этапами:
1) формирование доходной части бюджета
2) формирование расходной части бюджета
Доходы бюджета — материальные средства, которые поступают в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Причем денежные средства поступают в бюджеты всех уровней в безвозмездном и безвозвратном порядке.
В процессе формирования доходной части бюджета некоторая доля ВВП изымается в пользу государства. Так происходит формирование финансовых взаимоотношений государства и налогоплательщиков. При этом доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. Налоговые доходы поступают в бюджет за счет вновь созданной стоимости и доходов, получаемых при ее первичном распределении и накоплении. Неналоговые доходы формируются в результате экономической деятельности государства или распределения ранее полученных доходов между уровнями бюджетной системы.
Расходы бюджета — материальные средства, которые распределяются на нужды государства и местного самоуправления. Перераспределение бюджетных средств происходит при помощи дотаций, субвенций, бюджетных ссуд и субсидий. При этом в подавляющем большинстве случаев все виды расходов бюджета носят безвозвратный характер. Однако бюджетные ссуды и бюджетные кредиты могут предоставляться также и на возвратной основе.
Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления средств и направления их расходования. Если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом, и в этом случае говорят о бюджетном дефиците.
Основные доходные статьи в государственном бюджете:
1. Налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды, дающие около трех четвертей поступлений в госбюджет и включающие:
— личный подоходный налог
— налог на прибыль предприятий
— налог на собственность и др.
2. Налоги на товары и услуги, составляющие около одной пятой бюджетных поступлений:
— акциз, с помощью которого в бюджет изымают часть стоимости товара, не отражающую эффективность производства, а являющуюся результатом повышенного спроса на данный товар
— налог на добавленную стоимость
— налог с продаж
— таможенные пошлины
3. Прочие поступления:
— доходы от государственных предприятий
— займы государства и др.
Согласно российскому законодательству бюджетная система Российской Федерации — это, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[2]
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
1.Федеральный бюджет
a. бюджеты субъектов Российской Федерации региональные бюджеты
2. бюджеты муниципальных образований местные бюджеты
3. бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
1.2 Принципы формирования бюджета
Принципы государственного бюджета наиболее полно выражают сущность бюджетного устройства Российской Федерации.
Основным правовым документом, регулирующим бюджетные аспекты экономики, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ним выделяют следующие принципы бюджета:
1) Единство бюджетной системы. Основывается на том, что при функционировании бюджетной системы используется единая правовая база и единая документация на всех уровнях системы. При этом существует единый порядок финансирования расходов, а также принципов бюджетного процесса на территории Российской Федерации
2) Самостоятельность бюджетов различных уровней. Основывается н……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации
2Ведомости Верховного Совета СССР, 1959г.
3 Всемирная история экономической мысли. … В 6 т. /Под ред. В.Н. Черковец. — М.: Мысль, 2009.
4Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 340 с.
5Дж. Ю. Стиглиц. Экономика государственного сектора. М., Инфра-М, 2010.
6 История экономики: Учеб. для вузов/Под общ.ред. О.Д.Кузнецовой, И.Н.Шапкина; Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова. -М.: Инфра-М, 2011.
7Ковалев И. Н. История экономики и экономических учений: Учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 543с.
8Константинова О.Г. Финансы, денежное обращение и кредит. М, 2012.
9Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. Вузов.-М.:Высш.шк., 2010. — 399с.
10Финансы. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 2013г.
11Финансы, Учебник /Под ред. профессора Романовского М.В., профессора Врубельской О.В., профессора Сабанти Б.М.-М;
12Финансы и кредит: Учеб.пособие / Под ред.А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 512с
13 >14 anticrisis/3.html
17 ?p=79