Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Анализ точек зрения отечественных экономистов на значение и сущность государственного бюджета5
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета5
1.2 Исторические предпосылки эволюции государственного бюджета в рамках исследования отечественных экономистов11
1.3 Значение государственного бюджета в бюджетно-правовом регулировании18
Глава 2. Роль государственного бюджета в экономике РФ21
2.1 Государственный бюджет в условиях финансового кризиса21
2.2 Анализ исполнения государственного бюджета РФ за 2008-2009 годы27
2.3 Приоритеты государственного бюджета на 2010-2012 годы32
Заключение34
Список литературы36
Выдержка из текста работы
Принятое Российской Федерацией в конце 1991 г. бюджетное и налоговое законодательство, имевшее целью адаптировать финансовую систему к рыночной модели экономического развития, показало, что одной из главных причин неэффективности бюджетной и налоговой политики 90-х гг. стало отсутствие отечественной теоретической базы. Финансовая история свидетельствует, что бюджетная реформа России 1862 г., по задачам сравнимая с современными преобразованиями в финансовой системе, была осуществлена с учетом рекомендаций отечественной финансовой науки и под руководством министров финансов Е.Ф. Канкрина, Н.Х. Бунге. И.С. Вышнеградского, С.Ю. Витте, сочетавших практическую и научную работу.
Поэтому в данной работе проводится анализ теоретических разработок отечественных экономистов в области государственного бюджета.
Очень часто наука оглядывается назад для того, чтобы ответить на вопросы современности, обнаружить ошибки прошлого и сделать выводы.
Данный анализ позволит понять, какие преобразования следует проводить в настоящее время.
Цель данной работы – показать, как эволюционировали взгляды русских экономистов на государственный бюджет, а также как трансформировалось понятие государственного бюджета с оформления финансовой науки в начале XIX века до наших дней, и как менялась сама бюджетная система.
Задачи данной работы – поэтапно провести исследование эволюции понятия сущности государственного бюджета в трудах русских экономистов. Сначала это будут дореволюционные ученые, положившие начало русской финансовой науке. Основное внимание будет уделено проекту талантливого государственного деятеля М.М. Сперанского «План финансов». Далее будет рассмотрен советский период, от февральской революции и насыщенности всех научных теорий идеологией до отказа от догматов в трудах ученых второй половины XX века. Затем будет проведен анализ общего состояния российской экономики в период рыночных преобразований и состояния финансовой науки в тот период. Заканчивается данное исследование описанием тенденций развития бюджетной системы.
Глава 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и функции государственного бюджета в экономике
В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В.В. Ковалев так характеризует это понятие: «В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства, важнейший источник денежных средств. Централизация денежных средств позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важных вопросов экономической и социальной политики». [14,184]
С развитием общества меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
«С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества». [14,185]
Основное определение государственного бюджета дается в бюджетном кодексе РФ в статье шестой: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
Бюджет занимает ведущее место в финансовой системе страны. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
По мнению профессора Г.Б. Поляка «Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики». [5,12]
Сущность государственного бюджета проявляется через его функции.
Профессор В.Д. Фетисов так определяет функции бюджета: «Объективно бюджет выполняет функцию перераспределения финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями к неимущим субъектам-потребителям». [13,20] Порядок перераспределения финансовых ресурсов государственным бюджетом, приводимый Фетисовым, отражен в таблице 1
Таблица 1
Порядок перераспределения финансовых ресурсов государственным бюджетом
Имущие субъекты – источники денежных средств |
Неимущие субъекты – потребители денежных средств |
1. Производители жизненных ценностей: — предприниматели — наемные работники | 1. Государственные органы: — управления — правопорядка — вооруженных сил |
2. Владельцы движимого и недвижимого имущества | 2. Неимущие и нетрудоспособные граждане |
3. Высокодоходные сферы экономики | 3. Убыточные и малоприбыльные сферы экономики |
4. Высокодоходные регионы и административно-территориальные образования страны | 4. Малодоходные регионы и административно-территориальные образования страны |
5. Зарубежные состоятельные субъекты | 5. Субъекты сферы услуг |
6. Зарубежные нуждающиеся субъекты |
«Аккумулируя часть денежных средств субъектов производственной сферы общества, государственный бюджет осуществляет вторичное распределение (перераспределение) национального дохода страны. При этом потребности неимущих субъектов удовлетворяются, как правило, в последовательности, приведенной в таблице 1.
Также государственный бюджет как субъективный финансовый инструмент выполняет специфические функции: контрольную, регулирующую и стимулирующую. Их назначение – создание относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества посредством предоставления льгот, с одной стороны, отдельным имущим субъектам за счет снижения взимаемого с них дохода, а с другой – конкретным потребителям путем выделения им больших денежных средств.
Контрольная функция государственного бюджета заключается в обеспечении контроля:
— за образованием и движением жизненных ценностей в обществе с целью полнокровного аккумулирования доходов;
— за расходованием и использованием государственных средств». [13,21-22]