Содержание
Содержание
Введение ..2
Глава1. Характеристика средневековья
1.1.Понятие средневековья…..3
1.2. Периодизация средневековья..4
Глава 2. Средневековая Византия
2.1. Эволюция византийского средневекового общества…5
Глава 3. Средневековая Европа
3.1. Эволюция средневековой Европы..9
3.2. Европейское средневековье: отличительные черты цивилизации10
Глава 4. Восток в Средневековье
4.1. Эволюция средневекового Востока .17
Заключение.27
Список использованной литературы…28
Введение
Всегда считалось правильным, что именно возникновение государства (в марксистской теории — и классов) знаменует завершение первобытной эпохи и другой альтернативы государству в этом понимании просто не существует. Практически все безгосударственные общества считались догосударственными, стоящими на единственной эволюционной лестнице ниже государственных.
Эта работа посвящена структуре средневековой истории Востока и Запада. Понятие «средние века», возникшее в западноевропейской историографии но-вого времени в контексте европейской истории, используется в мировой ориен-талистике для определения многовекового периода и в истории западных и вос-точных стран. Важнейшие события европейской истории, знаменовавшие конец античности, — мощные волны великого переселения народов, варварские завое-вания и падение Римской империи — были факторами мировой истории.
В данной работе мы попытались детально изучить эволюцию социальной структуры средневекового общества на примере Востока и Запада.
Целью работы является подробное изучение и анализ социальной эволю-ции структуры средневекового общества.
Объектом исследования является эпоха Средневековья Запада и Востока.
Предметом исследования служит структура средневекового общества, его эволюция и преобразования.
Глава1. Характеристика средневековья
1.1.Понятие средневековья
В мировой истории понятие «средневековье» было закреплено после про-возглашения в эпоху Возрождения возврата к античной культуре. «Промежу-точные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Данное понятие является достаточно условным, так как в наличии имеется весьма значительная продолжительность этого периода, а это более тысячелетия, так что многогранность и важность со-держания данного этапа в мировой истории человечества не вызывает никакого сомнения.
Гуманисты эпохи Возрождения, а так же культурные деятели французско-го Просвещения считали само определение средневековья синонимом одичания и грубого невежества, а средние века периодом религиозного фанатизма и культурного упадка. Однако, историки так называемой «романтической» шко-лы начала ХIХ века, считали средневековье «золотым веком» мирового чело-вечества, и прославляли рыцарские времена и расцвет культурных христиан-ских традиций.
С распространением в исторической науке марксистской теории форма-ций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Причем, у самого Маркса докапиталистическая формация предполагала параллельное раз-витие рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства. Современная наука стремится к объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей, излишне эмоциональных характеристик и идеологи-ческих штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения дейст-вительно было характерно для Европы в период с Y по ХY — XYI веков, однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государст-венная, общинная и частная. Сложно говорить о феодализме на Востоке, т.к. условное землевладение в «восточном» варианте существовало с древних вре-мен вплоть до XIX века, а кое-где сохраняет и сейчас свои традиции.
1.2. Периодизация средневековья
Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х годов ХХ века определял по-ятие «средние века» как период с Y по XY веков, от рождения варварских ко-ролевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е годы Фернаном Броделем была выдвинута идея «дли-тельного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XYIII или даже начала ХIХ столетия, разру-шение ментальности средневекового общества.
Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржу-азной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма.
Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических от-крытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилиза-ции, взаимопроникновению восточных и западных культур.
Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что понятие «средних ве-ков» более подходит для Европы. На Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло значительные традиционные черты. Только колониальная политика западных государств привела в движение стабильную и во — многом статичную систему цивилизаций Востока.
Глава 2. Средневековая Византия
2.1. Эволюция византийского средневекового общества
Эволюция в тысячелетней истории Византии имела свои взлеты и падения, свое возрождение и угасание. Вплоть до YII века Восточная Римская империя оставалась одним из самых могущественных государств мира. Между тем, уже в Y веке ей пришлось столкнуться с варварами. Первыми были готы и исавры (дикое малоазийское племя). Во второй половине Y века исавр Зенон даже сде-лался императором Византии. С севера империю тревожили болгары, гунны и славяне, с востока — угрожала сильная персидская держава Сасанидов. Однако Византии хватило сил не только противостоять нападениям, но и расширить в середине YI века границы за счет отвоевания у германцев «римских» террито-рий в Северной Африке, Италии и Испании. Империя сохраняла черты поздне-античного общества и государства. Императоры считали себя последователями римских цезарей, сохранялись Сенат и Государственный совет. По-прежнему «выбиться в люди» могли даже самые неродовитые. Императоры Юстин и Юс-тиниан Великий были из крестьян. Недовольство правительством приводило к восстаниям. Плебс пользовался раздачами дарового хлеба. Как и в Риме, в Кон-стантинополе существовали традиционные зрелища — гладиаторские бои и бега на колесницах. Но с распространением христианства отношение к зрелищам стало меняться. Гладиаторские бои под давлением христиан были запрещены, а цирки все чаще использовались в качестве общественных трибун. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право. При Юстиниане Великом была предпринята кодификация законов, что привело к созданию правовой основы для регулирования имущественных отношений. В определенном смысле Византия того периода может считаться правовым госу-дарством средневековья.
В YII — IX веках Византийская империя переживала глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы. Более полувека отважные воины ислама не давали покоя Византии. Весь YIII век проходил в войнах с болгара-ми. Восточная Римская империя оставалась империей лишь по названию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров. Константинопольские чиновни-ки пытались наладить управление и разделили страну на области — фемы с силь-ной гражданской и военной властью стратигов. Но это лишь осложнило ситуа-цию: полуварварские фемы не желали подчиняться Константинополю и подни-мали мятежи. Кроме того, империя была взбудоражена иконоборческим движе-нием внутри христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к тому, что попирались все законы, в запустении оказались монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось христианское движение «павликиан» — последователей старца Константина, проповедовавшего Новый завет с посла-ниями апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в руках про-шли по Малой Азии, истребляя неверных. Император Василий I одолел павли-киан, но принял многие из их требований. С этого времени началось возрожде-ние цивилизации и возрождение греческой учености.
Конец IX века ознаменовал собой восстановление империи: государство снова стало регуировать отношения между гражданами; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось возрождение древних наук и искусств; были восстановлены го-рода и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде высоту. Существен-ными были и изменения в общественном строе Византии. Огромную роль стало играть жестко централизованное государство. Особая роль государственных начал получила теоретическое обоснование, что способствовало формированию специфической ментальности византийцев. Считалось, что, наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью, должна существо-вать и единая христианская империя. Императорская власть приобретала са-кральные (священные) функции, ибо она самим своим существованием обеспе-чивала спасение рода человеческого. В руках императора сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Фактически император управлял и церковью, назначая и смещая патриархов. Император опирался на бюрократию и строго иерархизированный государственный аппа-рат. Родилась автократия — освященная церковью единоличная власть импера-тора.
Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Общественная система носила корпоративный характер. Корпорации ремес-ленников и торговцев находились в полной зависимости от государства. Кре-стьянская соседская община являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Таким образом, Визан-тийская империя приобретала черты традиционно восточного государства.
В середине XI века Великая Степь выплеснула из своего чрева новую вол-ну воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась по равнинам Персии и хлынула через византийские границы. В первом же решающем столк-новении в 1071 г. при Манцикерте римская армия была разгромлена. После это-го тюрки-сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Пале-стину — Святую землю. Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать напора побе-доносных тюрок, император обратился за помощью к христианам Запада. Еще в 1054 году церковь раскололась на две части — католицизм и православие, но в условиях натиска мусульман, христиане временно забыли свои взаимные оби-ды. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами. Вместе с воинами-крестоносцами Византия приступила к от-воеванию территорий в Малой Азии. В течение XII века империя ведет много-численные войны, пытаясь вернуть себе Южную Италию, захватывает балкан-ские страны. Однако к концу XII века Византия слабеет и теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались кре-стовые походы, причем к началу XIII века внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая Византия всегда привлекала западноевропейских рыца-рей, смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром крестоносцами в 1204 г. Константинополя отразил их истинные чувства. Франкские рыцари поделили между собой страну, но не могли мирно ужиться и постоянно воевали. В 1261 г. грекам удалось овладеть тем, что осталось от Константинополя, и их вождь Михаил YIII Палеолог стал императором, но его власть распространялась немногим далее полуразрушенных стен «Нового Ри-ма». Вокруг города на протяжении XIII — XIY веков хозяйничали болгары и тюрки.
Выдержка из текста работы
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество — это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Целью курсовой работы изучение социальной структуры общества, ее элементов и изучение структуры Российского общества, сформировавшейся в настоящее время.
Глава 1. Социальной структуры общества
1.1. Понятие социальной структуры общества
Надо уточнить, что общество на самом деле имеет два вида структур: не только социальную, но и естественную. Каждая из них относительно самостоятельна, хотя обе тесно взаимосвязаны. Нельзя не видеть структурной расчлененности общества по критерию пола (мужчины и женщины), по критерию возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, старики) и по критерию расы («белые», «желтые», «черные»). К естественной структуре общества некоторые исследователи относят семью в силу ее типичности как формы естественной жизни людей, вытекающей из их природы, физиологических и биологических особенностей совместной жизни мужчин и женщин. Конечно, социология изучает семью, прежде всего в социальных аспектах, но не может не учитывать естественной природы семьи и ее влияния на проблемы социального характера.
Итак, существует целый ряд естественных различий и социальных групп с ними связанных. Такие различия являются не только природными, но еще и социальными, так как они несут в себе форму и особенности социальных взаимодействий и отношений. Соединение природных и социальных различий позволяет изучать социально-демографическую структуру общества, распределение людей по полу, возрасту, семейному положению, наличию детей; соотношение соответствующих социально-демографических групп; интенсивность демографических процессов, которыми являются рождаемость, смертность, брачность и разводимость.
В известном смысле естественная структура общества является базой его социальной структуры. В рамках первой происходит сближение людей, их интеграция, появляются социальные группы, социальные институты. Вступая в общение, люди создают разветвленную сеть социальных отношений. Эти отношения людей, социальные взаимосвязи между ними составляют социальную структуру. Ее можно представить как соединения людей в самые разнообразные группы. Социальная структура — это своеобразный «скелет» общества. Она — результат взаимодействия множества факторов, и в современной социологической теории принято устанавливать зависимость социальной структуры от социальных статусов, занимаемых людьми, а также выполняемых ими социальных ролей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Остановимся на новых понятиях.
Социальные статусы, социальные роли и социальные нормы — элементы социальной структуры.
Какое же значение имеет рассмотрение понятий статуса, роли, норм для исследования социальной структуры? Дело состоит в следующем: люди со сходными статусами образуют соответствующие социальные группы. Выполнение социальных ролей согласно социальным нормам обеспечивает динамический аспект социальной структуры, которая, так же как и общество, всегда находится в состоянии изменений, развития.
Социальная структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных групп и отношений между ними. Или. Социальная структура — это взаимосвязь различных социальных групп: социально-демографических, этнических, территориальных, профессионально-квалификационных, семейно-бытовых и других, складывающихся, функционирующих и изменяющихся на базе относительно устойчивых взаимоотношений. Здесь называются элементы социальной структуры; подчеркивается, что в основе каждого из них находятся устойчивые взаимоотношения; обращается внимание на взаимосвязь элементов.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.
1.2.Общество как система
…………..
Заключение
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.
Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей, средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.
Список литературы
1. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии //Социологические исследования, 2006. №7 с. 36-38.
2. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический журнал 2004г. №11-12 с.15-26.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2004. – 432 с.
4. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс 2004 г. №7 с.44-54.
5. Голенкова З.Т. Социальная стратификация городского населения //Социс г. №5 с.43-51.
6. Голенкова З.Т. Трансформация социальной структуры российского общества. //Общество и экономика, 2004. — № 9. – С. 7-19.
7. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Мн.: ООО Харвест, 2006. – 432 с.
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. – Москва, 2005.
9. Заборовский В. Восприятие социального неравенства: из исследований сознания жителей большого города. //Динамика социальной дифференциации. Реферативный сборник. – М., 2004. – С. 160 – 172.
10. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества //Информационный бюллетень, 2003. №1 с.16-23.
11. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2006.
12. Кравченко А.И. Социология. – М.: Логос, 2006.
13. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация (социальное неравенство, проблемы, причины) //Социально-политический журнал, 2007. №5 с.92-104
14. Парсонс Т. Аналитический подход к социальной стратификации //Социальная стратификация М.2002г. с.102-110
15. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. //Социологические исследования, 2004. — № 7.
16. Ситников А. Формируется ли средний класс? //Российский экономический журнал, 2005. №3 с.26-35.
17. Смелзер Н Социология. – М.: Феникс, 2006.
18. Смешанное общество: Российский вариант. – М.: Наука, 2004. – 328 с.
19. Тадевосян Э.В. Социология. – М.: Знание, 2004.
20. Фролов А. Г. Социология. М., 2007г.
21. Хлопьев А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества //Социально-политический журнал, 2007. — № 3. – С. 5-26.