Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
1. История развития маркетинга6
2. Современное состояние и перспективы развития маркетинга в Республике Беларусь14
3 Реализация концепции маркетинга в некоммерческих бюджетных организациях на примере учреждения «Гомельская областная инфекционная клиническая больница»18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ27
Выдержка из текста работы
Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.
Но общество не однородно: каждый класс, каждая социальная группа, нация и даже каждый человек имеет свое представление о необходимом содержании образования.
Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то, в конце концов, и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которая актуальна и для современной цивилизации, ведь образование — основа полноценного развития, главный профессиональный ресурс любой страны. Оно является одной из основ её национальной безопасности. В своё время президент США Дж. Кеннеди в специальном послании конгрессу отмечал: «Перед нашей нацией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для всего нашего народа… Образование — это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и одновременно самая большая награда, которую оно может присудить».
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.
Целью курсовой работы является анализ современного состояния и перспектив развития основного общего образования региона в Свердловской области.
В рамках курсовой работы были решены следующие задачи:
— рассмотрены теоретические аспекты изучения основного общего образования региона;
— проведен анализ тенденций и проблем основного общего образования Свердловской области;
— определены основные направления развития основного общего образования Свердловской области.
Объектом исследования стала система основного общего образования Свердловской области.
Предмет исследования — современное состояние , факторы, динамика и направления развития основного общего образования региона.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать, Интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 60 страницах машинного текста, и включает 9 рисунков, 5 таблиц, 3 приложения. Список литературы состоит из 32 источников.
1 Теоретические аспекты изучения основного общего образования региона
1.1 Сущность и понятие основного общего образования региона
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательная среда — дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся [7, c. 14].
Основная образовательная программа образовательного учреждения — документ, который разрабатывается общеобразовательным учреждением в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях общего образования.
Основная образовательная программа общего образования образовательного учреждения разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования (начального, основного, среднего) с учётом типа и вида конкретного образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает (равно как и проблемы, связанные с его развитием). Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования [20, c. 18].
В 2011 г. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), рассчитываемому UNDP, заняла 66-е место среди 187 стран, войдя в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. При этом по совокупному индексу образования она оказалась на 41-м месте, по здравоохранению — на 122-м. Другими словами, в мировой «табели о рангах» положение России по образованию находится на достаточно высоком месте (выше странового), сохраняя серьезный потенциал роста.
Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, то наиболее проблемными являются дошкольное образование и высшее образование.
По Конституции Российской Федерации (ст. 43) общее (школьное) образование является обязательным, общедоступным и бесплатным (для потребителя).
Считается, что доступность школьного образования повсеместно обеспечивается. На деле это не так. Во-первых, по данным Минобрнауки России в настоящее время 6000 здоровых детей школьного возраста не посещают школу, по данным экспертов, эта цифра значительно выше! Во-вторых, не обеспечивается равенство доступа к качественному образованию (уже только наличие до сих пор вторых и даже третьих смен, несмотря на резкое сжатие школьного контингента, показывает различия в условиях получения образования и, в принципе, в его качестве). В-третьих, существуют достаточно серьезные различия по финансированию общего образования по регионам Российской Федерации и муниципалитетам.
Рисунок 1 — Индикаторы «всеобщности» образования [33].
Введение в значительной части субъектов Российской Федерации нормативного подушевого финансирования (НПФ) этой проблемы не решило, поскольку есть большие различия между муниципалитетами по присутствию в них городских и сельских школ, а также по социально-экономическому положению регионов и муниципалитетов [25, c. 23]. По нормативу бюджетные средства выделяются муниципалитетам (по числу проживающих в них школьников), но муниципалитет стремится перераспределить полученные деньги с учетом всего многообразия факторов (социальной ситуации, в том числе уровня безработицы, необходимости поддерживать сильные школы, чтобы «прилично» выглядеть в соревнованиях муниципалитетов, поддержки собственно элитных школ и т.п.).
Как показывает международный опыт, в частности опыт Великобритании, введение нормативного подушевого финансирования (образовательных ваучеров) приводит к тому, что состоятельные семьи уезжают из мест со средними по качеству школами туда, где школы лучше, в результате происходит резкая дифференциация территорий по доступу к хорошему (качественному) образованию.
В результате в системе возникают «образовательные гетто» — школы с высокой концентрацией детей из малообеспеченных и низко (инако) культурных семей, при этом качество получаемого ими образования становится тормозом как для развития самих детей (надо приложить немалые усилия для того, чтобы вырваться из «гетто»), так и для целых регионов [15, c. 20].
В России, как отмечается в Стратегии 2020, также «усиливается разрыв между школами по уровню качества образования, а значит, растет неравенство в доступе к качественному образованию. По результатам исследований все более четко выделяется сегмент школ (от 4-5 до 25% в зависимости от региона), где концентрируются учащиеся из групп риска: выходцы из неблагополучных семей и семей с низким достатком; показывающие крайне низкие образовательные результаты; слабо владеющие русским языком. Происходит маргинализация таких школ и их учеников».
Опыт как Великобритании, так и других стран, включая Россию, показывает, что применение экономических методов в системе образования может оказывать весьма сильное воздействие на ее развитие, и не всегда положительное.
Управленческий простой и прозрачный принцип распределения бюджетных средств («деньги следуют за учеником») оказывается не в состоянии «справиться» с многообразием социально-культурных и экономических ситуаций, в которых он применяется [30, c. 40]. Метод нормативного подушевого финансирования, как представляется, целесообразно использовать как один из важнейших индикаторов в системе управления образованием, показывающих, что в одной школе образуется избыток финансирования (по отношению к нормативной потребности), а в другой — его нехватка для каждодневного функционирования, что ведет к резкому ухудшению условий получения образования. В обоих случаях должны приниматься управленческие решения, поскольку рост числа учащихся в одной из школ может оказаться столь же непродуктивным для ее развития, как и сокращение этого числа в другой: и в первой и во второй школах по-разному, но будет страдать качество образования.
1.2 Виды и типы учреждений основного общего образования региона
Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.
Начальная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа — это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования — получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л. В. Занкова и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Основная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет — вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования [16, c. 28].
Средняя общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года — третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение- это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа- это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [19, c. 13].
Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-ом) классе основной ступени общего образования.
В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов — реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их именуют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это — спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.
Гимназия — реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.
Лицей — образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимн……..
Список использованных источников:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http//www.consultant.ru
2. Об образовании в Свердловской области [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http//www.consultant.ru
3. О прохождении несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, в Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 29 марта 2013 г. N 385-п. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http//www.consultant.ru
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http//www.consultant.ru
5. Об утверждении Примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье. [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 27.06.1994 N 225 (ред. от 30.08.2000). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: http//www.consultant.ru
6. Абанкина И.В., Савицкая Е.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств [Текст]: М., 2006 г., — №7. — С. 45
7. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций [Текст]: учеб. Пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой.- 3-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2004.- 409 с. — (Экономическое образование);
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. [Текст]: — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2011
9. Беспалова Т. Система образования в России. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: www.kop.ru 10. Бочаров В.Д. Системность в управлении. [Текст]: — М., 2011.
11. Бюджет и образование[Текст]: / Шеховцева М.Б. //Обучение в России -2009- № 2. С.22-24.
12. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы [Текст]: — М.: «Дашков и Ко», 2003. — 532с.;
13. Гин А. Учиться у финнов. [Текст]: Журнал «Народное образование », № 2, 2007 г.
14. Дробозина Л.А. Финансы [Текст]: — М.: «Дашков и Ко», 2006. — 496с.;
15. Загвоздкин В. Секрет финского успеха [Текст]: //Факторы эффективности финской системы образования. Журнал «Народное образование «, № 4, 2006
16. Захарычева А.М. Оценка современной структуры источников финансового обеспечения высшего образования [Текст]: /А.М. Захарычева //Финансы и кредит. 2011. №24.
17. Захарычева А.М. Финансовые инструменты обеспечения расходов на высшее образование [Текст]: /А.М. Захарычева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. №4.
18. Маркова Е.К. Педагогический мониторинг. [Текст]: // Современное дошкольное образование, 2010, № 5.
19. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. /Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Н.Новгород: НИМБ, 2012.
20. Недзвецкая Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления [Текст]: //Вестник РУДН. 2012. № 4-5. С. 228-235.
21. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. [Текст]: — М., 2002.
22. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст]: / Парадоксы наследия, векторы развития. — М., 2012. — С. 149.
23. Обучение с приключением [Текст]: /Степаненко М.Т.//Образование 2009 №5. С.20-25
24. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России. [Электронный ресурс]: Государственный Университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: [email protected]
25. Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования [Текст]: / Под ред. Т.В.Абанкиной, Б.Л.Рудника -М: ГУ-ВШЭ, 2012
26. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2012.
27. Поздняк Л.В. Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке [Текст]: проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 г г.). — М. : МПГУ, 2011.
28. Рыжкова Т. Н. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути реализации в регионе [Текст]: / Т. Н. Рыжкова, В. В. Багин // Регионология. -2008. — №3. — С. 42-51
29. Федорова М.Ю. Образовательное право [Текст]: Учеб. пособие для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011.
30. Чудинова В. Статья «Чтение детей как национальная ценность» [Текст]: Информационно-публицистический бюллетень, «Просвещение», № 1 (23), март 2009, с. 5
31. Шкатулла В.И. Образовательное право [Текст]: Учебник для вузов. — М.: Изд-во НОРМА, 2011.
32. Шкатулла В.И., Кудрявцев Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием [Текст]: Экспериментальная учебная авторская программа. — М., 2011
33. www.gks.ru 34.