Выдержка из текста работы
- Современные условия бытования народного искусства башкир.
- Ансамблевый характер башкирского народного искусства.
- Традиционные и новые черты в оформлении сельских домов башкир.
- Различные виды декоративно-прикладного искусства башкир в системе интерьера.
- Влияние верований башкир на композицию и оформление предметов декоративно-прикладного искусства.
- Значение орнамента в организации художественного пространства жилища башкир.
- Космологическое отражение мироздания в башкирском жилище.
- Преломление традиций народного башкирского искусства в творчестве современных художников.
- Мотив спирали как отражение представлений о бесконечности вселенной в скифо-сарматском и башкирском искусстве.
- Мотив ромба и его семантическое толкование в народном искусстве.
- Костюм и предметная среда в башкирском народном искусстве.
- Символика цвета и его роль в организации ансамблевого убранства башкирского дома.
- Сакральное значение орнамента в башкирских хараусах.
- Декоративно-прикладное искусство современных башкирских художников и его связь с народным искусством.
- Эстетический идеал в творчестве Ю. М. Ракши.
- Мир детства в отечественной живописи 19-20 вв.
- Автопортрет в отечественном искусстве 19-20 вв.
- Стилистические особенности архитектуры Уфы конца19-начала 20 века.
- Мотив пути в отечественном искусстве 19-20 века.
- Мотив приюта в русской живописи 19 века.
- Женский образ в произведениях русских художников 18-19 вв.
- Парадный портрет в русском искусстве 18 века.
- Пути развития сюжетно-тематической картины в отечественном искусстве 1970-1980-х годов.
- История становления, основные этапы, идейные и художественные задачи Товарищества передвижных художественных выставок.
- Памятник Петру 1 Б. К. Растрелли и «Медный всадник» Э. М. Фальконе (сравнительный анализ восприятия личности Петра 1 с позиции 2-х эпох).
- Романтизм как стиль и мироощущение в русском искусстве 1 половины 19 века.
- Модерн — концепция стиля и его проявление в различных видах искусства.
- Модерн в творчестве М. В. Нестерова.
- Образ Христа в русском искусстве 19 века.
- Символизм в русской живописи рубежа 19-20 вв.
- Стиль «модерн» в архитектуре Уфы начала 20 века.
- Ислам в творчестве башкирских художников.
- Акварель в контексте развития изобразительного искусства РБ.
- Образ Уфы в живописи и графике 1960-1990-х годов.
- Культовая архитектура Уфы.
- Анализ творчества башкирского художника (по выбору).
- Дореволюционная архитектура Уфы или Стерлитамака.
- Монументально-декоративное искусство Уфы или городов Башкирии
- Монументальная скульптура Уфы.
- Образ Салавата Юлаева в творчестве башкирских художников.
- Группа «Чингисхан» как творческий феномен в контексте изобразительного искусства Башкортостана.
- Историческая тема в искусстве РБ.
- Башкирская живопись 1980-1990-х годов: проблемы творчества.
- Натюрморт в башкирской живописи.
- Пейзаж в башкирском искусстве.
- Портрет в творчестве башкирских художников.
- Театрально-декорационное искусство РБ.
- Станковая скульптура РБ.
- Башкирская графика.
ПРАВИЛА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
I. Общие положения
1.1.Курсовая работа по истории изобразительного искусства — это глубокое и объемное исследование избранной проблемы по данному курсу. Ее написание также предусмотрено рабочим и учебными планами по специальности «ИЗО».
1.2.Выполняется курсовая работа студентом ХГФ на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов: учителей изобразительного искусства. Это могут быть рефераты, монографические исследования, лекции, исследования по художественной педагогике, обзоры выставок.
1.3.Написание студентом ХГФ курсовой работы по учебной дисциплине преследует цели: сформировать личность будущего учителя, активизировать его познавательную деятельность, научить его тем методам работы, которые оказывают наибольшее воспитательное воздействие на учащихся средствами искусства; систематизировать знания и навыки в научной работе и закрепить практические умения и навыки в научно-исследовательской работе; развить творческую инициативу и самоорганизацию на этапе подготовки к итоговой государственной аттестации (ГЭ, ВКР).
1.4.Сроки выполнения курсовых работ определены Учебным и Рабочим учебным
планами.
2. Требования к курсовой работе
2.1.Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой тематике курсовых работ с учетом целесообразности выбора каждого из студентов ХГФ.
2.2.В исключительных случаях допускается написание курсовой работы по одной теме группой студентов.
2.3.Курсовая работа может быть составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, соответствующей направлению, профилю и специальности.
2.4.К выполнению и оформлению курсовой работы, как и к другим научно-
исследовательским работам, предъявляются определенные требования, зафиксированные в рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования ГОУ ВПО. Курсовая работа должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. Студенту рекомендуется следующие виды работы:
— изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;
— изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передового опыта, а также личного опыта, приобретенного в процессе практики;
— четко определить цели и методы исследования;
— обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;
— оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.
2.5. По объему курсовая работа должна состоять из не менее 25-30 страниц печатного текста.
3. Примерная структура курсовой работы
3.1.По структуре курсовые работы могут быть реферативного, монографического, опытно-экспериментального характера. Отличия их друг от друга заключаются в следующем:
— в курсовой работе реферативного характера (это основной вид курсовых работ) в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы, исходя из сравнительного анализа изученной литературы. Затем, общие теоретические положения или исторические факты объединяются с анализом конкретных художественных произведений. В такой работе не следует анализировать слишком большое количество памятников. Правильные выводы можно сделать на основе сравнительного анализа наиболее ярких типичных для того или иного явления произведений искусства.
— курсовая работа монографического характера состоит в углубленном изучении творчества одного мастера или творческого коллектива, истории создания значительного произведения или ансамбля. Здесь в основу решения обязательно должно быть положено изучение оригиналов. Самобытное творчество мастера или коллектива художников, выдающийся архитектурный ансамбль и т.д. необходимо рассматривать в общем контексте исторического развития искусства, тем самым определить место и значение того или иного художественного явления.
— курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение
эксперимента или его фрагмента, анализ его результатов и рекомендаций по практическому применению. В качестве эксперимента может выступать атрибуция ранее неисследованных музейных экспонатов желательно какой-то одной определенной коллекции (например, фарфора, церковной металлопластики, народного искусства), разработка цикла лекций, посвященных музейному собранию, написание каталога музейной коллекции или выставки. В основной части нужно затронуть вопросы создания музея, содержание его основных разделов, затем всесторонне тщательно исследовать выбранные произведения. Очень важно привлекать архивные материалы, сопоставлять рассматриваемые экспонаты с произведениями, хранящимися в других музейных собраниях. В практической части – представить результаты проведенного эксперимента в виде апробированных автором экскурсий, лекций, факультативных занятий. На их основе сделать выводы о ценности исследованных произведений искусства для учебных и воспитательных целей, предложить формы и методы использования изученной экспозиции в педагогической деятельности.
3.2. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, оглавление
(содержание), введение, основную часть (2-3 главы), заключение, список используемой литературы и приложение.
Форма «Титульного листа» составляется с учетом требований ГОС (см. приложение). В «Содержании» (см. приложение) включаются структурные элементы всей курсовой работы: введение, название разделов или глав, параграфов курсовой работы, заключение, список литературы, приложение. При этом названия всех разделов (глав плана) должны точно соответствовать логике содержания работы, быть краткими и четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты плана.
«Введение» — это вступительная часть научно-исследовательской работы, содержащая научный аппарат исследования. В небольшом по объему (1-1,5 листа) «Введении» содержатся: обоснование выбора темы исследования, актуальность темы, практическую значимость курсовой работы, формулировка цели и задач исследования. Решению этих задач и посвящена основная часть работы. Отдельный памятник, группа произведений, творчество того или иного художника, ставшие предметом анализа, должны рассматриваться в свете общих проблем, но при этом не нужно перегружать текст широко известными истинами и фактами. Это не текст популяризаторской статьи или лекции, а профессиональный разговор формирующегося специалиста со своими учителями и коллегами
Если курсовая работа, предшествующая дипломной работе как углубленный исследовательский труд, будет являться логическим продолжением выпускной квалификационной работы (ВКР), то в этом случае во введении следует определить объект, предмет и гипотезу (научное предположение, вариант решения проблемы) исследования.
В зависимости от характера курсовая работа может быть иллюстрирована снимками, чертежами и обмерами или оставаться без иллюстраций. Визуальная информация преимущественно выводится в приложение.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, описание сложностей в проведении исследования, способы их решения и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Список литературы представляет собой перечень использованных книг, статей, периодической литературы и сайтов в Интернет. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературных источников, а сайты Интернет по теме исследования размещаются в конце списка. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания (по определенной форме).
Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
По содержанию курсовая работа может
4. Этапы работы над курсовой работой
Чтобы эффективно оправиться с выполнением курсовой работы, необходимо четко определить последовательность этапов её выполнения. В частности:
— выбрать из предложенного перечня тем совместно с преподавателем направление и об-
ласть научного исследования в курсовой работе;
— формулирование темы курсовой работы с четким определением объекта и предмета научно- го исследования и, в полной мере отражающих специфику учебной дисциплины;
— подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования;
— обоснование актуальности темыкурсовой работы и дальнейшее изучение необходимой литературы и других источников по теме курсовой работы;
— определение структуры (плана содержания) курсовой работы;
— анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого
вопроса;
— поиск, анализ и обобщение передового опыта исследователей;
— написание введения и теоретической части курсовой работы;
— оформление практического раздела курсовой (иллюстрации, чертежи, обмеры, и т.д.), если работа носит практический характер;
— подготовка и проведение эксперимента, если работа носит опытно-, экспериментальный характер;
— анализ результатов эксперимента, описание его и формулировка выводов;
— написание заключения;
— составление списка используемой литературы и сайтов в Интернет;
— подготовка и оформление приложения;
— оформление титульного листа;
— представление работы руководителю и на кафедру на проверку (на соответствие
требованиям к оформлению курсовой работы и оценку содержания);
— учет замечаний руководителя и кафедры к курсовой работе, исправление неточно
стей, коррекция содержания;
— подготовка к публичной защите курсовой работы (если эта защита предусмотрена).
4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы