Выдержка из текста работы
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos- нрав, обычай, характер) обычно употребляем в нескольких смыслах. Во-первых, этика — «это сфера знания, научная дисциплина, которая изучает нравственность, мораль, их происхождение, развитие, факторы и изменения» [2; С. 56].
Во-вторых, под этикой понимают саму совокупность правил нравственности в той или иной области поведения организации или человека. Для обозначения особой сферы знания данный термин первый раз употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные образцы и правила житейского поведения, стиль жизни, уклад какого-либо людского сообщества (профессиональной группы, социального слоя, сословия, поколения и т.п.), а также направленность какой-либо культуры, принятую в ней ценностную систему.
Прямая связь этики с жизненным опытом хорошо можно проследить в области так называемой профессиональной этики, представляющей собой совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Один из типов профессиональной этики являет собой этика деловых отношений.
Деловые отношения — это сложный многоуровневый процесс динамики отношений между людьми в сфере служебных отношений . Его участники представлены в официальных статусах и направлены на достижение цели, определенных задач.
Специфической особенностью вышеуказанного процесса является регламентация, т. е. подчиненность поставленным ограничениям, определяющимся культурными и национальными традициями, этическими профессиональными принципами. Обязательным фактором в процессе деловых отношений является общение между людьми, развитие делового общения, т. к. при умелом общении, умении заинтересовать собеседника разговором может зависеть и конечный результат.
Деловые отношения тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно являет собой область административно-правовых и коммерческих, дипломатических и экономико-правовых отношений.
Цель данного реферата — проанализировать этику делового общения и обозначить основные ее характеристики.
Цель обусловила постановку следующих задач:
— рассмотреть различные виды этики;
— рассмотреть роль делового общения в профессиональной этике.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Различные виды деловой этики
Экономическая этика — это совокупность поведенческих норм предпринимателя, требования, которые предъявляются культурным представителям общества к его стилю деятельности, общению участников бизнеса, их общественному облику. Это — приспособленные к действительным нуждам бизнесмена данные об понятиях этики, о нравственных требованиях к стилю работы и поведению делового человека.
Это — правила проведения партнерских переговоров, порядок составления документов, пользование этическими методами конкуренции.
Экономическая этика также способна включать в себя деловой этикет, формирующийся под воздействиями традиций и конкретных сложившихся исторических факторов определенной страны.
Деловой этикет — это нормы, «которые регламентируют рабочий стиль, стиль общения между предприятиями, облик бизнесмена» [5; С. 52] и т.д. Предпринимательская этика не может появиться по желанию субъективной стороны. Ее формирование — длительный и сложный процесс. Факторами ее формирования являются: экономическая и политическая свобода, мощная исполнительная власть, устойчивость законодательства, право, пропаганда.
В 1924 г. Комитет по деловой этике при Торговой палате США первый раз в истории занялся разработкой национального этического кодекса.
«Принципы ведения бизнеса». В нем утверждено, что в основании бизнеса лежит доверие, которое проистекает из справедливых отношений, действенного оказания услуг и взаимовыгодных условий. Здесь все же еще преобладают мнения «примитивной этики» ХХ века, по которым нравственное оправдание может получить всякий бизнес, в котором партнеры по сделке готовы признать данный контракт тождественным.
Следующий переломный момент наступил во время кризис в 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта явился начальной точкой при поиске новых принципов структурирования хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США был сформирован перечень общественно-философских доктрин, которым можно придать общее наименование «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали осуществляться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» обрела определенность в комплексе «определенных профессиональных правил морали» [1; С. 101] (этика бизнеса, этика управления, этика делового общения и др.)
Главными постулатами кодекса предпринимательской этики являются такие принципы:
он имеет убеждение в необходимости своего труда не только для собственности, но и для других, для людского общества в целом;
исходит из того, что люди, которые его окружают, умеют и хотят работать;
— верит в бизнес, видит его как занимательный вид творчества;
— признает необходимость конкурировать, но осознает и необходимость сотрудничать;
уважает всякую собственность, движения общественного;
уважает компетентность, профессионализм и законы;
ценит науку и технику, образование.
Эти главные принципы деловой этики могут быть применимы к разным областям его профессиональной деятельности.
Глава 2. Роль делового общения в профессиональной этике
В деловых отношениях очень многое зависит от направленности личных встреч, переговоров, совещаний, бесед. Деловая этика — это своеобразный посредник, который позволяет быстрее обнаружить необходимое решение, при этом сглаживая конфликты, с достоинством выходя из трудных положений. Искусству делового общения учат по всем миру. Множество российских предпринимателей никогда не были обучены процессу ведения переговоров, не обладают серьезным опытом участия в них. деловой профессиональный этика предпринимательский
Любые переговоры, деловые встречи несут оригинальный оттенок: каждый раз другой объект для обсуждения, иные участники и условия. Общее, что делает их отличными от иных видов рыночной деятельности — их «предварительная структуризация, соблюдение условий, которые приняты в профессиональном мире, в отношениях между участниками делового общения» [3; C. 120].
Важно не потерять из виду еще одно важное обстоятельство: сувениры для участников общения. Нужно приготовить подарки по случаю приема у руководства предприятия.
По правилам этикета при первой встрече подарки преподносят хозяева. Необходимо обязательно подарить что-либо прибывшему деловому партнеру как символ того, что он почетный клиент и один из длительных контактов.
Важно уметь не только давать, но и получать подарок. Все подарки, вне зависимости от их финансовой ценности, нужно получать с одинаковым вниманием. Хорошо дарить сувениры перед окончанием переговоров, в конце встречи.
Деловая беседа — это специфическая форма общения, которая отлична от обычного разговора, поведения, которая требует сдерживать эмоции. Кроме позитивного содержания это несет в себе отрицательный момент. В деловых контактах следует следить за тем, чтобы не только говорить, но и внимательно слушать. Не менее важную роль играют правила, которые относятся к восприятию сути услышанного.
Все деловые люди должны обладать механизмом живого контакта. Между этим множество предпринимателей не имеют знания и умение говорить убедительно и красиво и притом достойно выглядеть.
Для этого им необходимо обладать наиболее действенным инструментом общения — деловой риторикой.
Риторика означает красноречие. Это умение ясно и стройно излагать собственные мысли, чтобы убедить людей в своих взглядах и позициях. И это нужно каждому, кто собирается стать преуспевающим деловым человеком. Не владение риторическими способностями — одна из главных причин неудач множества предпринимателей, и их низкого рейтинга среди потребителей и профессионалов.
Интонация, тембр, четкость произношения, паузы, громкость голоса — все это условия, психологически воздействующие на собеседника и вызывающие у него симпатию и уважение к вам или, наоборот, отрицательные эмоции. Слишком многословная быстрая речь создает впечатление о человеке как малонадежном, а чересчур медленная может вызвать раздражение, заставит думать о пониженной реакции данного человека, малой оперативности в деловой сфере.
Разговаривая с несведущим в конкретной специфической области человеком, не следует пользоваться непонятными для него сокращениями, специальными терминами и принятыми в данной сфере оборотами речи. Точно так же необходимо быть внимательным с использованием иностранных выражений и слов.
При выборе слов нужно стремиться к употреблению простых, общеизвестных и общепринятых, всем понятных слов. Но в то же время данные слова должны являться наиболее полным выражением вашей мысли.
Не нужно начинать беседу «с тех вопросов, по которым ваши мнения различны» [4; C. 186]. Не случайно интуитивно люди начинают беседу с общей темы, к примеру, с обмена мнениями о погоде, — как правило, здесь происходит совпадение позиций.
Не нужно обижать партнеров, делая акцент на их ошибках и неточностях. Это может привести лишь к раздражению.
Если появились трудности во время беседы, надо сосредоточить внимание не на позициях, а на интересах.
Заключение
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos- нрав, обычай, характер) обычно употребляем в нескольких смыслах. Во-первых, этика — это сфера знания, научная дисциплина, которая изучает нравственность, мораль, их происхождение, развитие, факторы и изменения.
Экономическая этика — это совокупность поведенческих норм предпринимателя, требования, которые предъявляются культурным представителям общества к его стилю деятельности, общению участников бизнеса, их общественному облику. Это — приспособленные к действительным нуждам бизнесмена данные об понятиях этики, о нравственных требованиях к стилю работы и поведению делового человека.
Деловой этикет — это нормы, которые регламентируют рабочий стиль, стиль общения между предприятиями, облик бизнесмена и т.д. Предпринимательская этика не может появиться по желанию субъективной стороны. Ее формирование — длительный и сложный процесс. Факторами ее формирования являются: экономическая и политическая свобода, мощная исполнительная власть, устойчивость законодательства, право, пропаганда.
В деловых отношениях очень многое зависит от направленности личных встреч, переговоров, совещаний, бесед. Деловая этика — это своеобразный посредник, который позволяет быстрее обнаружить необходимое решение, при этом сглаживая конфликты, с достоинством выходя из трудных положений. Искусству делового общения учат по всем миру. Множество российских предпринимателей никогда не были обучены процессу ведения переговоров, не обладают серьезным опытом участия в них.
Все деловые люди должны обладать механизмом живого контакта. Между этим множество предпринимателей не имеют знания и умение говорить убедительно и красиво и притом достойно выглядеть.
Для этого им необходимо обладать наиболее действенным инструментом общения — деловой риторикой.
Риторика означает красноречие. Это умение ясно и стройно излагать собственные мысли, чтобы убедить людей в своих взглядах и позициях. И это нужно каждому, кто собирается стать преуспевающим деловым человеком. Не владение риторическими способностями — одна из главных причин неудач множества предпринимателей, и их низкого рейтинга среди потребителей и профессионалов.