Содержание
Введение…3
Глава I. Художественное воспитание как компонент эстетического.6
1.1. Художественное воспитание как средство развития личности ребенка…..7
1.2. Художественные виды творческой деятельности человека…14
1.3. Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника…19
1.4. Анализ программ этого компонента…..21
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности..25
2.1. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию средствами ИЗО.25
2.2. Результаты исследования по использованию РТВ-ТРИЗ-технологии на занятиях по изобразительной ..30
2.3. Занятие по конструированию в группе детей от 1 года до 2 лет на тему: Построим домик.33
2.4. Занятие по изодеятельности в подготовительной группе совместно с родителями на тему: Натюрморт из стекла34
2.5. Занятие по изодеятельности в подготовительной группе на тему:
Путешествие в страну Рисовандию 37
Заключение…..49
Литература..50
Приложение 1. Театральное представление для детей старшей группы.53
Выдержка из текста работы
Человек как личность складывается и развивается вследствие влияния всевозможных факторов, общих и индивидуальных, внутренних и внешних, независимых от воли человека, действующих согласно каким- то целям или спонтанно. Однако человек при этом не подразумевается как пассивное существо, которое буквально отображает внешнее воздействие. Он выступает как объект личного развития [11].
В течение образования и воспитания должна присутствовать гуманистическая основа. Так как сам процесс будет служить всестороннему становлению человека, но при этом формирование и удовлетворение образовательных, духовно- нравственных потребностей должно проводиться с учётом возможностей личности.
Гарантом формирования интеллектуальной личности будет служить образование, в основу которого положены современные достижения культуры и искусства, науки и техники, педагогических технологий.
Формирование личности, на мой взгляд, является одной из актуальных задач процесса образования и воспитания, потому что образованность современного человека должна быть органично переплетена с его богатым внутренним миром, высоким уровнем культуры, гуманным отношением к миру и тяготением к общечеловеческим ценностям.
Объект исследования: процесс целенаправленного развития личности.
Предмет исследования: методы воспитания как основы целенаправленного развития личности младшего школьника.
Цель исследования: выявить эффективные методы воспитания для целенаправленного развития личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективные методы воспитания будут способствовать целенаправленному развитию личности при условиях:
• Системного использования различных воспитательных мероприятий в начальной школе;
• Широкого использования активных методов и форм воспитательной работы;
• Скрупулезного продумывания и моделирования содержательной линии воспитательных мероприятий, направленных на развитие сфер личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания;
2. Систематизировать методы воспитания для целенаправленного развития личности младшего школьника;
3. Выполнить теоретическую главу исследования;
4. Разработать систему воспитательной работы учителя, направленную на развитие сфер личности ребенка посредством воспитания;
5. Обобщить результаты теоретических и опытно- экспериментальных исследований.
Методы исследования:
1. Изучение библиографических источников;
2. Моделирование;
3. Сравнение;
4. Анализ;
5. Обобщение и формулировка соответствующих выводов.
Глава I: Теоретические аспекты воспитательной работы в
современной начальной школе
I. 1. Цель, особенности, тенденции современного воспитательного
процесса в школе
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания — это непосредственное дело педагогической науки[1-c. 23].
Главной целью воспитания в современной школе является обеспечение каждому школьнику всестороннее и гармоническое развитие. Ее точная формулировка появляется уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но на самом деле корни этой цели уходят в античные философские учения [2-c.15].
В России же главной целью учебно-воспитательного процесса является подготовка высококвалифицированного специалиста, который способен более эффективно производить товары и услуги для блага государства [3-c.44].
Гуманистический подход требует в качестве цели рассматривать возможности предпосылок самореализации. Но для этого государство должно изменить систему ценностных ориентиров в пользу удовлетворения личностных потребностей. Также сегодня одной из главных целей современного российского образования является всестороннее развитие личности ребенка.
В общем, цель учебно-воспитательной работы школы — создать условия для развития творческой индивидуальной личности учителя и ученика [3-c. 38]
Нравственное воспитание — это еще одна важнейшая задача, которую ставит перед собой современная школа. Здесь очень важную роль играет формирование человеческой нравственности. Такое воспитание позволяет формировать у школьников нравственные понятия, суждения и привычки поведения, соответствующие нормам современного общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и заставляют понимать, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что не справедливо.
Нравственные понятия проявляются в действиях и поступках; они переходят в убеждения. Нравственные поступки в дальнейшем определяют нравственное развитие личности [4- c.83]….
Заключение
Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, потому что его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению.
Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»
Список использованной литературы:
1. И.Ф. Харламов «Педагогика»
2. Системное построение процесса воспитания (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — c. 5 — 18).
3. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — С. 18 — 27).
4. Божович Л.И. «Проблемы формирования личности». Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
5. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — с. 27 — 39).
6. Формирование образа жизни, достойной Человека (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — с. 39 — 51)
7. Воспитание ребенка как человека культуры (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — c. 51-61).
8. «Концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития О.И. Газмана».
9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 495 с. — ISBN 5-09-007335-X.
10. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж.
“ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
Интернет ресурсы:
11. paper/art-313936.php
12. page.php?article=177
13. pedagogics/00022186_0.html
14. pedagogics/00022186_0.html
15. ?n=147693
16. refs/62/38512/1.html
17. 45028.html
18. pedagogics/2c0a65625b2bd68b5c53b88521306d37_0.html
19. article/n/vospitanie-kak-protsess-tselenapravlennogo-formirovaniya-i-razvitiya-lichnosti
20. 10_172894_metodi-i-formi-vospitatelnoy-raboti-v-nachalnoy-shkole.html
21. referaty/referaty-po-pedagogike/2707-rol-uchitelya-v-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika.html