Содержание
1)Сущность эстетического воспитания и его содержание.
2)Цель эстетического воспитания детей школьного возраста
3)Задачи эстетического воспитания детей школьного возраста..
4)Условия и средства эстетического воспитания..
5) Формирование эстетики поведения.
6)Литература
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Проблема формирования эстетического воспитания учащихся сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что в современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных общественных объединений, а также социокультурная жизнь молодёжи в целом.
Эстетическое воспитание на уроках технологии, задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Тема исследования: «Эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии»
Цель исследования: Определить значение реализации воспитательных задач по эстетическому воспитанию на уроках технологии.
Задачи исследования: 1) Проанализировать психолого — педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Обобщить практический опыт работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках технологии.
База исследования: МОУ «Слоновская СОШ», Шарлыкского района Оренбургской области.
Методы исследования: Анализ теоретической и методической литературы, резюмирование, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Глава I. Теоретические аспекты формирования эстетической культуры
1.1 Развитие эстетического воспитания в России
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв)
Эстетическое воспитание, его проблематика и отдельные элементы нашли отражение в трудах многих выдающихся российских педагогов, в числе которых Н.А.Бобровников, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтёров, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Российская система эстетического воспитания впервые заявила о себе на официальном уровне в 1899г., когда министр народного просвещения Н.П. Боголепов признал необходимость школьной реформы и принял участие в разработке её основных положений. В разделе «эстетическое воспитание» отмечалось, что учебный план средних школ Министерства народного просвещения существенно изменился. Сфера эстетического воспитания расширилась.
Большое внимание уделялось эстетизации обстановки. Рекомендовалось обращать внимание на межпредметные связи. Чтобы превратить природу в «эстетический элемент воспитания», предлагалось в каждой школе завести приусадебный участок, сад, классы украшать комнатными цветами.
Результатом правильного эстетического воспитания в данном документе было названо «развитие творческой фантазии, благодаря чему человек через восприятие художественных образов… получает способность переносится в область иллюзий».
С позицией педагога, методиста и литератора конца XIX века В.П.Острогорского, эстетическое воспитание — это «воспитание воображения и чувства в связи с развитием разума с целью воспитать в человеке особое постоянное настроение — интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждение в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самоусовершенствованию благородных поступков». Эстетическое воспитание для В.П. Острогорского есть взращивание человека в любви к прекрасному, в непрерывном деятельном стремлении к нему и, более того, к нравственному идеалу.
Цель эстетического воспитания — «сделать человека по возможности счастливым, а вместе с тем не только… полезным, но и приятным для других, живым и общественным».
Проблематику эстетического воспитания в советское время активно разрабатывали в теории и на практике такие педагоги, как В.С. Библер, Л.С. Выготский, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Начиная с 1918 г и до середины 1960 — х гг. эстетика в школе отторгала культурологические принципы. Такие понятия, как «культурная эпоха» и «художественный стиль», в сферу эстетического образования не входили: первое наделялось социально — политическим смыслом и под видом формации изучалось на уроках истории, второе в лучшем случае вскользь затрагивалось преподавателями — словесниками. Эстетическое воспитание, отдалённое от теории и культуры, ориентировалось на практические интересы. Вопросы этики и трудовой дисциплины, эстетика поведения, вбирающая в себя манеры, облик, деятельность, общение, и поступки человека, культура быта и неотступная идеология суммировались в словосочетании «эстетическое воспитание», причём обращение к повседневности преобладало над апелляцией собственно к искусству. Попытки систематизировать эту разностороннюю направленность заключались в рассмотрении общих положений эстетики и в простейшем анализе отдельных произведений живописи и музыки.
Вторая половина 1980 — х гг. — период, когда границы, в теории и на практике отделявшие художественное образование от эстетического воспитания, для большинства педагогов стёрлись окончательно. Идеи гуманизации и гуманитаризации образования, комплексный подход на основе взаимодействия различных видов искусства способствовали становлению эстетического воспитания, как части любого (идейного, умственного, нравственного, трудового, физического) воспитания. Преподаватели начали активнее стимулировать творческую деятельность детей, теоретики признали важнейшей функцией эстетического воспитания развитие образного мышления, отличного от понятийного.
Мы полагаем, что в педагогических трудах рубежа XX-XXI вв. наиболее перспективными тенденциями стали сближение рационального и эмоционального начал, интенсификация умственной деятельности учащихся, побуждение их к творческой активности с целью разностороннего развития личности.
Воспитательная готовность, по мнению учёных, возникает в результате воспитания, тренинга, утрачивается от детринировки, и поэтому «наращивания нервно — психических связей можно достичь педагогическими способами, путём упражнений (тренинга); поэтапного их усложнения; разнообразия содержания — отражения в них объективной и субъективной картины (образа) мира; хаотичного и системного их предъявления; расширения и углубления основы — базового знания». В то же время усвоение облегчается, если обучение осуществляется с позиций развития и активным включением чувственной сферы, эмоционального интеллекта.
Сегодня склонность исследований к целенаправленному сращиванию рационального и чувственно — эмоционального начала в процессе жизнедеятельности настолько сильна, что на передний план выходит понятие эмоционального интеллекта. Всеохватное действие эстетики, её огромный радиус порождает необходимость рассмотрения нового понятия — эстетическое пространство.
В нашем понимании, эстетическое пространство — это протяжённость эстетических взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребёнком в разнообразных материальных и духовных формах, рис.1
Рисунок 1. Модель эстетического пространства
Условные обозначения: 1- личное эстетическое пространство, 2- деятельностное эстетическое пространство, 3- социальное эстетическое пространство,4- территориальное эстетическое пространство,5- хронологическое эстетическое пространство.
Личностное эстетическое пространство включает в себя эстетические особенности конкретной индивидуальности. Данная сфера эстетического пространства тесно связана с Я — концепцией ребёнка.
Деятельностное эстетическое пространство представляет практическую реализацию предшествующей сферы в учёбе, труде, игре, спорте, общении, творчестве, будучи связующим звеном между личностью и социумом.
Сфера социального эстетического пространства образована всеми общественными феноменами, окружающими школьника в ходе его разнообразной деятельности (институт семьи, образовательные учреждения, политика, идеология, религия, мораль, наука, искусство).
Территориальное эстетическое пространство представляет собой историко — культурологическое понятие эпохи, являясь наиболее обширной эстетической сферой.
Историком развития и главным импульсом формирования эстетической культуры традиционно считалась потребность. На наш взгляд, советская педагогика допускала концептуальную ошибку, когда утрировала роль эстетической потребности школьника, настаивая на первичности стремления ребёнка к прекрасному. Только в 1980- х гг. исследователи приходят к выводу, что в эстетическом развитии личности «точкой отсчёта является определённый уровень эстетической информированности», а вовсе не потребность.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить … трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов».
1.2 Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии личности
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся, способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Воспитание разносторонних эстетических потребностей — необходимое условие духовного богатства личности. Поэтому направленность интересов ко всем основным эстетическим аспектам жизни является мерилом того, насколько личность полноценна в эстетическом отношении. Вот почему именно количественный показатель объектов, эстетически воспринимаемых школьником, свидетельствует о его эстетической зрелости
Наша задача — воспитывать у школьников эстетическое отношение к труду. Бывает, что школьники умеют красиво трудиться, получают удовлетворение от своей работы, вносят красоту в жизнь. Все эти компоненты эстетики труда. Однако ощущение прекрасного в труде следует перевести на ступень ясного осознания эстетических качеств, характеризующих труд. Здесь важное место принадлежит искусству, которое используется педагогами в работе.
Восприятие красоты труда, науки, человека, природы, искусства активизирует созидательные силы школьника. Это проявляется по — разному. Переживание и понимание эстетического порой пробуждает художественные способности: наблюдательность, эмоциональность, творческое воображение. Возникает потребность выразить в картинах, литературных произведениях, музыке и т.д. то, что эстетически взволновало в жизни. В других случаях ученик пробует свои силы в научном творчестве, стремится находить наиболее изящные решения познавательных задач. У школьника может возникнуть готовность созидать в сфере социальной жизни, сохранять и умножать прекрасное в отношениях между людьми. Разбуженное эстетическими ценностями творческое начало может обратиться на мир личный, внутренний. Тогда эстетическое содействует формированию самостоятельности, самосознания человека, пониманию своих психических способностей, их критической оценки, переживанию достоинств и недостатков. Эстетическое стимулирует самовоспитание: вырабатывается идеал, вызывается желание походить на него, изменить свою жизнь, сознательно бороться со своими недостатками, контролировать себя, вырабатывать положительные качества. При этом саморазвитие связывается с различными сферами деятельности: общением, познанием и трудом.
Эстетическое воспитание является результатом целенаправленных эстетических воздействий на школьника, осуществляемых в единстве процессов обучения, воспитания и развития. Эстетическое отношение создаёт основу для практической эстетической деятельности учащихся, формирует, определённую эмоционально образную оценку предметов, пробуждает интерес к ним.
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Глава II. Предметно — практическая деятельность учащихся на уроках технологии
2.1 Уроки технологии в младших классах
Как педагогов, нас особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса.
В системе работы с младшими классами, мы реализуем два основных образовательных аспекта предметно — практической деятельности:
Обеспечение активного «общения» детей с разными поделочными материалами;
Приучение их к осмысленному, творческому труду, не сводимому к механическому упражнению рук.
В соответствии с первым аспектом в работу на уроках мы постепенно включаем самые разные материалы: бумага различных сортов картон, ткань, нитки, засушенные растения, семена фольга, пуговицы, пластилин и пр. Учим детей осваивать разные способы обработки этих материалов, пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции — это позволяет развивать у детей основные сенсорные процессы, которые сами по себе являются «входными воротами» всякого познания. Вместе с детьми изучаем свойства материалов, особенности «поведения» при различных приёмах обработки. При этом мы не ставим задачу дать детям, какие — то специальные знания о материалах. Ученики первого класса не обязаны запоминать, например названия различных сортов бумаги или ткани и пр. Мы думаем, это совершенно не нужно для общего образования и это только будет обременять память малышей. Однако мы стараемся сформировать у первоклассников своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная конструкторская деятельность. Дети постепенно приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно. На первых порах основные приёмы, безусловно, приходится показывать и хорошо отрабатывать, но постепенно дети сами будут расширять полученные знания и умения использовать их в более серьёзных творческих работах.
Второй аспект работы предполагает, что на базе тех или иных практических действий учащиеся осуществляют серьёзную умственную и эмоциональную деятельность и развивают важнейшие познавательные процессы и способности, в первую очередь ощущение, восприятие, внимание, воображение, мышление. Это значит, что овладение практическими приёмами работы не является самоцелью уроков труда. Предметно — практическая деятельность в этом возрасте — весьма эффективное средство, с помощью которого маленькому школьнику легче решать более серьёзные познавательные задачи, чем выполнять их «в уме». Это объективная, хорошо известная психологическая закономерность, которая учтена при разработке учебников и методологических рекомендаций к ним. Первоклассник не просто изготавливает поделки и «набивает руку» на обработке тех или иных материалов, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность.
С первых уроков обращаем серьёзное внимание на организацию работы, приучаем детей к тому, чтобы своевременно и тщательно подготавливать к уроку всё необходимое, а во время урока постепенно поддерживать порядок на рабочем месте. С самого начала следим за тем, чтобы дети правильно выполняли все операции, приучаем правильно, пользоваться клеем, наносить, равномерно распределяя его по поверхности приклеиваемой детали; обязательно просушивать изделия по всем правилам, чтобы они не коробились.
Одной из самых распространённых операций при обработке бумаги является сгибание. Мы учим детей правильно прорабатывать сгибы, это позволяет им в дальнейшем работать более легко и качественно.
Уделяем внимание такому вопросу, как экономия материалов и времени, размётка — только на изнаночной стороне. При этом организовываем работу таким образом, чтобы ученики сознательно усваивали необходимые правила и требования, а не выполняли их поневоле. Работая с бумагой, мы уделяем несколько минут на соответствующих этапах уроках обсуждению как наиболее рационально организовать работу. Как можно экономно разметить детали, наиболее быстро их заготовить и т. д. При этом не забываем отметить на уроке, что экономия это не меркантильность или расчётливость; она требует ума и делает работу более грациозной и красивой. Этому же служит чёткое выполнение всех правил работы.
На уроках технологии большое внимание уделяем техники безопасности в обращении с инструментами. Знакомим детей с правилами и добиваемся строгого и неукоснительного соблюдения их. Эта работа проводится систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приёмов и культуры труда. Во время первого задания, знакомства с инструментами мы рассказываем о правилах обращения с ними, демонстрируем работу инструмента и по возможности выполняем соответствующие упражнения с учениками. В дальнейшем приходится постоянно напоминать детям о правилах безопасности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.
В понятие красоты труда входят понятия о красоте того кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Красивым может быть только осмысленный труд. Ученик не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого он не знает. В процессе творческого труда ученик совершенствует себя, добиваясь гармонии своих сил и способностей.
Тематика уроков в начальной школе широка и разнообразна. Она представляется тремя большими блоками: конструирование, техническое моделирование и сельхоз труд. Уроки технологии проводим в соответствии с программой и учебником, предназначенным для учащихся.
Обработка бумаги и картона
Бумага и картон — материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Знакомим детей с эскизами, чертежами и выполнять по ним размётку. Не забываем и о творческом подходе к труду. Сделали ученики карандашницу из бумаги. Предлагаем её украсить орнаментом. Дети придумывают свои варианты, творят. Украшают карандашницы, кто как может, стремятся сделать поделку красивой, изящной, чтобы радовала она не только сделавшего её, но и других. Ребята сами оценивают свои работы. У каждого своё отношение к красоте и её восприятии.
Изделия из бумаги и картона: игрушки, сувениры, панно, открытки, аппликации, силуэтное вырезывание (Приложение рис. 1,2,3,4)
Обработка природных материалов
Уроки по работе с природными материалами способствуют развитию у детей образных представлений, зрительной памяти, фантазии, творческих способностей; помогают выработать первоначальные умения обработки природных материалов, соединяя детали с помощью пластилина и быстросохнущего клея; на уроке воспитываю любовь и бережное отношение к природе. На уроках по обработке природных материалов даю детям первоначальные умения изготовления изделий из природных материалов. Работа с природными материалами — процесс творческий, поэтому на уроках поощряется детская фантазия. Освоив первоначальные приёмы обработки и сборки, дети самостоятельно изготавливают различные изделия из природных материалов.
Изделия из природных материалов: сувениры панно из засушенных растений, композиции, аппликации. (Приложение рис. 5,6)
План-конспект урока Панно «Осень» 1 класс урока:
Ознакомить учащихся с различными природными материалами (листья, орехи, шишки, ветки деревьев, пух и т.д.)
Научить детей создавать небольшие панно из природного материала.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, желание доводить начатое дело до конца.
Методы обучения: Рассказ, демонстрация, практическая работа.
Оборудование и материалы: Листья различной формы, клей, ножницы, цветной картон.
Тип урока: Практический.
Время: 45 минут
Межпредметные связи: История: сведения об истории игрушки; литература; связь со сказочными персонажами.
Ход урока
I. Организационный момент (3-5 мин.)
Проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.
II. Сообщение темы и целей урока (7—10 мин.)
Сегодня на уроке мы из природного материала создадим панно «Осень» Наша цель: научиться видеть необычное в обычных материалах. Повторить технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами №5.
Правила безопасной работы с клеем. № 6
III. Практическая работа (14-15 мин.)
Работа идет по этапам:
1.Беседа с детьми.
Рассмотреть иллюстрации И. Левитана «Золотая осень», «Осеннее утро. Туман». Ребята, что изображено на картине? Какое время года? Как изменились деревья? Какие цвета вам больше понравились на картине? А теперь давайте рассмотрим осенние листья, которые лежат на ваших столах.
Даю время полюбоваться красотой осенних листьев. На какие математические фигуры похожи листочки? Какого цвета листья? Чем пахнут листья? Какой листочек вам больше понравился?
2. Самостоятельная работа детей.
Придумать сюжет панно «Осень»
Физминутка
Индивидуальная работа с детьми. (Обращаю внимание ребёнка на то, что из разных листьев можно сложить красивое панно в виде круга, цветка). После окончания работы придумываем вместе название своим творениям. («Осеннее солнышко», «Золотой ковёр», «Воспоминания об осени»
IV. Подведение итогов
Учитель подводит итоги. Дети рассказывают о своей работе с эстетической точки зрения, (что у меня получилось лучше,красиво).
Каждый ребёнок оценивает свою работу, и работы своих товарищей.
V. Уборка рабочего места
VI. Домашнее задание.
Обработка пластилина.
На уроках по обработке пластилина знакомим детей со свойствами пластилина, с основными элементами, инструментами. С первого класса изготавливаем первые поделки самые простые (змеи, улитки, жучки, гусеницы, фрукты, овощи). Знакомятся с элементами лепки (шар, жгут, конус, лента и т.д.) Знакомятся с элементами лепки: отрывание, раскатывание, скатывание, расплющивание, вдавливание, соединение. Для успешного обучения детей приёмам лепки используем отдельные художественные изделия, по образцам которых учащиеся анализировать форму, пропорции, знакомятся с различными орнаментами, цветовой гаммой и т.д.
Знакомим детей с некоторыми изделиями народных промыслов, особенно игрушкой, отдельными образцами посуды, а также доступными приёмами декоративной лепки оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка, воспитание у него эстетического вкуса и творческих способностей.
Народное искусство образно, красочно, понятно детям, так как в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.
Изделия из пластилина: пластилиновые картины, фигурки птиц, животных, народные игрушки, декоративные пластины. (Приложение рис. 7,8)
Обработка ткани
Ткань — основной текстильный материал, с которым работают младшие школьники на уроках технологии. Первоначально знакомим с отдельными приёмами шитья, техникой безопасности при работе с иглами. Учим детей правильно размечать детали на ткани по лекалу, освоение стежков осуществляется в процессе упражнений и при изготовлении изделий. Практическая работа с тканью носит в основном индивидуальный характер, но может быть и коллективной, в зависимости от вида работы. В процессе практической работы дети изготавливают изделия общественно полезной направленности: салфетки, закладки, прихватки, игрушки. (Приложение рис. 9,10)
Творчество детей должно присутствовать на каждом уроке и на каждом внеклассном мероприятии. Его надо поддерживать, поощрять и развивать, иначе, откуда же у нас появятся рационализаторы и изобретатели.
Полное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала данной области создаёт прочную основу для формирования творческого, интеллигентного человека, практически владеющего различными видами деятельности и способностью решать возникающие задачи перед ним.
2.2 Уроки технологии в старших классах
Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.
Эстетическое воспитание на уроках технологии в старших классах основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все учебные изделия выбираются с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской.
Эстетическое воспитание в процессе овладения учащимися соответствующих технологий будет осуществляться более успешно при использовании возможностей современного компьютерного обеспечения с целью иллюстрирования излагаемого материала, а также для подготовки рабочих эскизов.
Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной.
Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно — оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время»
Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности.
Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач. Существенная роль в этом отводится технологическому образованию. Образовательная область «Технология» обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Полное использование воспитательного образовательного и развивающего потенциала данной области создаёт прочную основу для формирования творческого, интеллигентного человека, практически владеющего различными видами деятельности и способного решать возникающие перед ним задачи. Минимум содержания основных образовательных программ по изучаемым видам деятельности отражён в двух традиционных для российской школы направлениях: «Технология. Технический труд» и «Технология. Обслуживающий труд». Введение образовательной области «Технология» в Государственный стандарт поставило перед школой множество задач, одной из которых являются методические и технологическое обеспечение занятий по различным разделам.
Необходимость разработки и введения новой образовательной области «Технология» обусловлена теми глубокими социальными изменениями во всех сферах нашей жизни, которые затронули производственные отношения собственности, обмена и потребления материальных и культурных благ и услуг, что потребовало принципиально иного подхода к вопросу подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни.
Уроки кулинарии
Практически все темы программы по предмету «Обслуживающий труд» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда.
Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у учащихся навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; дает советы по сервировке повседневного и праздничного столов.
Школьники учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.
На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета.
При проведении уроков кулинарии наша задача состоит в том, чтобы вооружить школьников знаниями и умениями по технологии обработки пищевых продуктов. Учащиеся умеют выполнять технологические операции при приготовлении, оформлении и хранении различных кулинарных блюд и заготовок пищевых продуктов. На уроках знакомим с основами рационального питания, свойствами и питательными ценностями пищевых продуктов, а также знакомим с профессиями пищевой промышленности: повар, кондитер, технолог и т.д.
На уроках кулинарии формируем и развиваем умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы (при соблюдении технологической дисциплины), производить экономические расчёты, находить оптимальный способ решения поставленной задачи, работать с технологической документацией, сервировать повседневный и праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами. При выполнении учащимися практических работ делаем акцент на экономное отношение к продуктам в процессе приготовления пищи. Особое внимание при изучении данного раздела уделяем использованию различных инструментов и приспособлений, нагревательных приборов, соблюдению правил безопасности труда и санитарно — гигиенических требований.
Знакомим девочек с историей появления и развития кулинарии, национальной кухней, режимом питания, видами сервировки стола, правилами этикета в области приёма пищи, приглашения гостей и их общения во время застолья. При изучении каждой темы учащиеся получают знания о пищевой ценности изучаемых продуктов, их значение в питании человека, приготовлению, оформлению и хранению.
В практике работы для формирования знаний и умений по технологии приготовлении пищи наряду с демонстрацией трудовых приёмов в процессе приготовления блюд используем плакаты, таблицы, инструкционные карты, специальную литературу.
Задача вводного урока раздела состоит в том, чтобы обеспечить наглядное восприятие и сознательное осмысление сущности изучаемого технологического процесса и актуальности выполнения изделия. Учащиеся знакомятся с целью предстоящей работы, её содержанием, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы. Особое внимание уделяется показу трудовых приёмов, сопровождаемому демонстрацией различных средств обучения.
В 5 — 7 классах девочки приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовлению из них отдельных блюд. От класса к классу практические работы по приготовлению пищи усложняются. В 5 классе учащиеся осваивают процессы приготовления различного вида бутербродов, блюд из яиц, горячих напитков, салатов из сырых и варёных овощей. В 6 классе готовят блюда из макаронных изделий, молока, кисель и компот. В 7 классе должны полностью приготовить обед: мясную или рыбную закуску, суп, второе блюдо из мяса или рыбы, десерт. В 8 классе учащиеся пекут изделия из различных видов теста. В 9 классе осваивают способы консервирования пищевых продуктов.
Для более прочного овладения школьниками практическими умениями проводим вводный, текущий и заключительный инструктаж. Это помогает учащимся проанализировать и проконтролировать свою работу, не допустить ошибок или их своевременно выявить и устранить.
При выборе методов обучения исходим из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. Интерес к работе у девочек возникает в тот момент, когда им сообщают, какие блюда они будут готовить. Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, возникающей в процессе приготовления блюд, поощрения самостоятельной практической или исследовательской деятельности школьников.
На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета.
(Приложение рис. 11,12)
Обработка ткани эстетическое воспитание урок технология
Важной особенностью технологии как общеобразовательной школой дисциплины является интегративный характер и практика — ориентационная направленность формируемых у учащихся знаний и умений. Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они соответствуют учебной программе и подбираются в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывая их интересы и материальные возможности. Эти изделия различной конструкции, размера, имеют разнообразную отделку. Все практические работы доступны и посильны учащимися.
Планирование и подготовка каждого очередного занятия строятся на основе календарно — тематического плана. Исходя, из содержания обучения каждое занятие конкретизирую учебную и воспитательную цели урока. Занятия по технологии носят, как правило, комбинированный характер. Особо можно выделить занятия по итоговой проверке знаний, лабораторно — практические работы.
При составлении плана занятия предусматриваем его вводную, основную и заключительную части. Делаем акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделия, которые должны освоить и практически применить учащиеся. К занятию готовим соответствующие материально — техническое и наглядное обеспечение. Изучение каждого раздела начинается с вводного занятия, задачей которого является ознакомление учащихся с целями предстоящей работы, содержанием нового материала, практическим заданием, организацией рабочего места, правилами безопасной работы. Особое внимание уделяем показу трудовых приёмов. Перед уроком ставим перед собой задачу добиться осмысленного освоения школьниками технологии изготовления швейного изделия. При этом важно формировать у учащихся определённые знания, умения, навыки в процессе работы над изделием. Направляем, наблюдаем и корректируем практическую деятельность учащихся. С каждым годом обучения доля направляющей деятельности учителя уменьшается в пользу его корректирующей или консультационной деятельности.
При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д.
Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
«Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, — это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других».
Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе девочки знакомятся со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.
Цель урока: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б тканей, дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.
Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать ученицу на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать эскиз ее в цвете. Для костюма куклы более всего подходят х/б и льняные ткани ярких расцветок — ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо сшиваются и склеиваются. Показывая образцы тканей, учитель объясняет, как определять долевую и уточную нити, лицевую, изнаночные стороны тканей, обращает внимание на структуру переплетения нитей.
Физико-механические свойства тканей — прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке). С помощь учителя учащиеся подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель дает краткую информацию об особенностях русского (чувашского) народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагает учащимся самим решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств ткани.
Затем выполняется кукла, подводятся итоги урока: При изготовлении куклы-закрутки учащиеся познакомились со свойствами х/б и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда. При оценке работы учитывается аккуратность его выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.
Задача итогового урока состоит в закреплении и контроле знаний и умений учащихся по данному разделу. Её мы решаем с помощью проверочных работ различного вида (заданий, вопросов, упражнений, кроссвордов и др) .Изделия из ткани: прихватка, салфетки в технике пэчворк, фартук, косынка, ночная сорочка, юбка, шорты. (Приложение рис. 13,14)
Вязание.
На уроках вязания знакомим с краткими сведениями из истории этого старинного рукоделия, и с изделиями выполняемых в технике вязания на спицах. На первых уроках подбираем материалы и инструменты для вязания на спицах, знакомим с правилами подбора спиц из стали, пластмассы, в зависимости от качества и толщины нити, изучаем условные обозначения, применяемые при вязании спицами, приёмы работы, правильное положение рук. Вязаные изделия: кукла, шарфик, шапочка, носочки, пинетки, перчатки, сумочка для косметики. (Приложение рис. 15,16)
Вышивка
Оформление изделий из ткани — очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребёнка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа. На уроках вышивки знакомим с творчеством народных умельцев старшего поколения своего села, способам перевода рисунка на ткань, подбор иглы, нити. Учимся правильно выполнять простейшие ручные стежки, правилам отрезания нити, заправки изделия в пяльцы, закрепления рабочей нити на ткани без узла. На занятиях формируем и развиваем умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы (при соблюдении технологической дисциплины), производить экономические расчёты, находить оптимальный путь достижения поставленной цели, работать с технологической документацией. Вышитые изделия: салфетки, скатерть, воротнички, прихватки, картины. (Приложение рис.17,18)
План- конспект урока. Вышивка швом Рококо. Игольница. 5 класс
Цели:
— дать исторические сведения о хлопчатобумажных нитках и иголке;
— формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
— развивать образное мышление, творческие способности, эстетический вкус
Оборудование: разноцветные нитки мулине, игла, пяльцы, ножницы, калька, карандаш, однотонная хлопчатобумажная ткань.
Ход занятий
I. Вводная часть.
1. Организационный момент
2. Подготовка к занятиям
3. Инструктаж по технике безопасности
II. Вступительное слово педагога.
Ребята сегодня к нам на урок пришла гостья Валентина Васильевна. Вы все её знаете, она вышивает прекрасные картины гладью, крестом. Она сегодня принесла изделия, которыми можно украсить домашние комнаты. Беседа с местной рукодельницей. Вопросы для повторения:
— Что готовила девушка себе в приданое в давние времена? (Ткала ткань, шила одежду, вышивала полотенца, скатерти и другое.)
— Занимались ли вышивкой в богатых семьях? (Да, этим видом рукоделия занимались даже в царской семье.)
— Прежде чем приступить к вышивке, что сначала нужно сделать и почему? (Пригладить ткань, так как наличие заломов скажется на качестве работы.)
— Каким образом можно выровнять края салфетки? (Поочередно выдернуть нити основы и утка.)
III. Содержание занятий.
1. Исторические сведения о х/б нитках.
Учитель. Обычно в арсенале каждой рукодельницы находится несколько основных предметов, без которых она не может работать. Про эти предметы даже придумали много загадок. Отгадайте их:
? На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток.)
? Инструмент бывалый, не большой и не малый, у него полно забот: он и режет, и стрижет. (Ножницы.)
? Тонка, длинна, одноуха, остра — всему миру красна. (Игла.)
? Чтобы шить, нужны иголка и … (нитка).
Именно о нитках пойдет наш следующий рассказ. Хлопчатобумажная нитка для шитья и вышивания появилась на Руси значительно позднее, чем шерстяная и льняная. Так, в северных губерниях, где преимущественно применялись льняные нитки, в XVIII-XIX веках они почти повсеместно начинают вытесняться привозными хлопчатобумажными. И как только они не назывались! В начале первой половины XVIII века красную хлопчатобумажную пряжу привозили из Турции и Крыма в Москву (через Украину), поэтому ее называли крымской. В Вятской же губернии такую нитку было доставать трудно, поэтому в Вятском областном словаре 1772 года красные хлопчатобумажные нитки называются «досталь». Хлопчатобумажная пряжа алого цвета у русских коробейников называлась кумак, кумаком они снабжали Прибалтику. Интересно, что у восточно-славянских народов хлопчатобумажная нитка в XIX века называлась «заполочью», а у народов Мордвы эта нитка носила название «маслянка» от способа ее обработки — для придания блеска ее проваривали в конопляном или льняном масле.
2. Исторические сведения об иголке.
Учитель. Не зря существует пословица: «Где нитка, там и иголка». Они не могут существовать друг без друга — если потеряется иголка, нитка не всегда найдет себе применение. Пришло время узнать новое и об иголке. Первые иглы появились в незапамятные времена. Они были, конечно, не стальные и изготавливались из рыбьих костей. Наш далекий предок проделывал в игле небольшое отверстие — ушко — и шил нитками из жил.
Историческая энциклопедия утверждает, что на территории нашей страны костяная иголка с ушком бытовала в обиходе человека периода позднего палеолита, то есть 19000 лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к I тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступят своим сегодняшним сестрам.
Революция в изготовлении иголок произошла в XIV веке, когда было изобретено волочение проволоки. Долгое время главными поставщиками этого товара в Европе считались Германия и Испания. Но с 1650 г. монополию захватили англичане, создав для выпуска иголок специальные станки.
История российской промышленной иголки идет от Петра I. По его указу от 1717 г. русские купцы братья Рюмины и Сидор Томилин построили в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне две игольные фабрики. И разве не странно, что теми самыми иглами пришлось воспользоваться бывшей царице, первой жене Петра I, Евдокии Федоровне Лопухиной, овладевшей ремеслом вышивальщицы в дни своего почти 30-летнего заточения в монастырях и Шлиссельбургской крепости. Об этом она сказала внуку своему, Петру II, при дарении ленты и звезды по случаю ее освобождения: «Я, грешная, низала своими руками».
И все-таки простой этот предмет прочно вошел в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. «Иглой да бороной деревня стоит», — говорили в старину.
3.Введение в практическую часть.
Учитель. На сегодняшнем занятии мы начнем изготавливать игольницу, которая выполняется витым шнуром (или навивкой). Это очень красивый шов, он примечателен тем, что на иголку навивают много витков и получают длинный стежок. В народных вышивках такой шов называют «витой», «кучерявый», «крученый», а в современном вышивании известен как «рококо».
Навивкой можно вышивать множество цветочных узоров на самых различных тканях. Для работы нужны длинные тонкие иголки, нитки мулине, пяльцы.
4.Практическая часть: по изготовлению витого шва.
Учитель. Для того чтобы приступить к изготовлению изделия с этим интересным швом потренируемся для начала на образце ткани (рис. 41).
Приготовим однотонную ткань. Нанесем контур узора на ткань. Закрепляем нитку с изнанки или под стежком и выводим на лицевую сторону ткани.
Немного отступив назад, вкалываем иголку в ткань справа налево и выводим в место первого прокола на лицевую сторону. Делаем 9-10 навивов рабочей ниткой на кончик иголки и, придерживая навивы рабочей нитки пальцами левой руки, протягиваем иголку. Затем иголку вкалываем в предыдущий прокол и выводим рядом, протягивая нитку.
Получился первый жгутик — лепесток цветка. Так выполняем второй и все последующие стежки — жгутики ромашки, розочки, хризантемы, вышиваемые цветными нитками.
Изготовление игольницы.
Разметим квадрат на однотонной ткани размером см. Прибавим по 1 см на швы. Через кальку переводим любой рисунок (рис. 42, а, б).
Цвет ниток подбираем по своему желанию. Кроме витого шва используем гладьевой шов.
После выполнения вышивки вырезаем из этой же ткани вторую деталь (нижнюю часть игольницы). Складываем детали лицевыми сторонами внутрь, стачиваем на швейной машинке три стороны изделия. Детали можно сшить вручную, мелкими стежками. Четвертую сторону сшиваем не до конца, оставляя небольшое отверстие. Заполняем игольницу ватой, отверстие аккуратно сшиваем.
IV. Подведение итогов. Мини-выставка. Обсуждение работ учащихся. Какая из работ выполнена технологически и эстетически правильно?
В новом учебном году, мы продолжим работу над проблемой эстетического воспитания на уроках технологии, используя различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Задача учителя — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребности в деятельности по законам прекрасного. Развивая эстетический вкус, научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического воспитания и чувства.
2.3 Результат эстетического воспитания учащихся на уроках технологии. Результативность работы
Можно выделить три уровня эстетического развития школьников
Низкий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий. Показатели способности при этом следующие: учащиеся не различают красивых и некрасивых предметов, не выделяют понятие «красиво». У них слабо выражено умение мастерить. Они имеют понятие о красоте изделия, но не могут объяснить, почему красивы конкретные образцы, имеют слабо выраженное умение творить. Учащиеся имеют понятие о красоте предметов, могут показать какое изделие более красиво, но объясняют, путано, сбивчиво, у них недостаточно сформированы умения для создания красоты.
Для среднего уровня эстетического развития характерны следующие показатели: желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец. На данном уровне показатели способности следующие: имеют понятие о красоте, в чем заключена красота изделия, но не могут объяснить, как это сделать, т.е. не владеют технологией изготовления изделия и создания красивого предмета; имеют понятие о красоте, могут объяснить, чем красив предмет, а также рассказать о технологии его изготовления, назвать инструменты, с помощью которых предмет изготавливается, могут сами его спроектировать и изготовить, но недостаточно красивым; имеют понятие о красоте, могут объяснить, в чем она заключена и какова технология изготовления, а также могут повторить, создать аналогичные изделия.
Высокий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности. На данном уровне показатели способности следующие: учащиеся могут объяснить, в чем выражена красота предмета и технологию изготовления, используемые материалы и инструменты, способы создавать на основе предложенного свои варианты; изучив предлагаемый образец, могут проанализировать его, предложить технологию, а также самостоятельно изготовить изделие лучше, чем было предложено; создают принципиально новые проекты изделия, основываясь на собственном представлении о красоте, и выбирают оптимальную технологию изготовления предметов.
Переход с одного уровня знаний на другой, более высокий происходит в результате активной деятельности, что приводит к развитию определенных качеств личности. Красота достигается учащимися как при достаточном умении точно выполнять трудовые операции, так и при способности получать качественный результат труда.
При оценке результата труда может быть использован критерий «эстетично». Данный критерий привлекается при рассмотрении как промежуточных, так и заключительных результатов деятельности. Не использование педагогом указанного критерия приводит к формированию у обучающихся неполного представления об окружающей действительности и уводит их от решения проблемы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Использование современных образовательных технологий, личностно-ориентированный подход в обучении эстетического воспитания позволили получить следующие результаты: рис. 2, рис. 3.
Качество успеваемости — 100 %,
Количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», составило:
2007-2008 уч. год — 88,75 %;
2008-2009 уч. год — 89,79 %;
2009-2010 уч. год — 90 %;
2010-2011 уч. год — 90,2 %.
Рис.2. Уровень обученности, качество знаний учащихся.
Рис. 3. Диаграмма уровня эстетического воспитания учащихся на уроках технологии
Раз в году мы проводим школьную выставку, на которой представлены работы детей. Также мы принимаем участие в районных конкурсах, занимаем призовые, поощрительные места, нас это радует, что работы детей оцениваются по достоинству. «Таблица 1» В итоге мы пришли к выводу, что уроки технологии позволяют не только развивать эстетическую культуру, а учат их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Таблица 1
Участие учащихся в районных конкурсах
Учебный год |
мероприятие |
Ф.И. ученика |
класс |
результат |
поощрение |
|
1998 |
Районный конкурс «Страна мастеров» |
Малахова Оля |
7 |
2 |
Диплом |
|
2000 |
Районный конкурс |
Местяшова Люда |
6 |
2 |
Благодарственное письмо |
|
2002 |
Районный конкурс «Страна мастеров» |
Клёсова Марина |
8 |
1 |
Диплом |
|
2003 |
Районный конкурс «Новогодняя игрушка» |
Беляева Лена Малахова Таня |
8 8 |
1 1 |
Благодарственное письмо, денежное вознаграждение |
|
2007 |
Районный конкурс «Мастера и подмастерья» |
Караськина Наташа |
6 |
2 |
Благодарственное письмо |
|
2008 |
Районный конкурс «Мастера и подмастерья» |
Малышева Люба, Панфилова Катя, Малышев Миша |
9 9 7 |
1 1 1 |
Диплом Диплом Диплом |
Мы считаем, что эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставлении учащимся возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе собственной творческой деятельности.
Заключение
Результаты нашей работы показали, что движущей силой развития эстетического воспитания является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по эстетическому воспитанию способствует развитию эстетического вкуса, творческой активности.
Работая над развитием эстетического воспитания у детей на уроках технологии, у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. И если мы хотим видеть своих детей эстетически развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Таким образом, мы выявили что, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
На уроках дети ждут новых интересных заданий, и сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Литература
Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду// Школа и производство. — 2003. — 6. — с 57 — 62
Голкин, В.В. Я вхожу в мир искусств. Учебно — методическая библиотека. — М.,2002. — 134 с
Голкин, В.В. Я вхожу в мир искусств. — М.: Всероссийский центр художественного творчества. 2002.- 135 с.
Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. — 2000. — 3. — с 64 — 66
Мошак В. З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии// Школа и производство. — 2000. — 8. — с. 6 — 8
Огерчук, Л.Ю. Программа по обучению технологии. 1-4 классы [текст] / О.В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 25
8. Программы «Технология»: 1-4 классы, 5-11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. — М., 2000. — 158 с.
9. Пушкин В. А. Учить видеть и творить красоту// Школа и производство. — 2002. — 6. — с 68 — 69
10. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко — М.: Вентана-Графф, 2003. — 256 с.
11. Технология. 6 кл.: поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко/авт. — сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 287 с. — ISB № 5 — 7057 — 0966 — 8
12. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко — М.: Вентана-Графф, 2005. — 100 с.
13. Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки издательство «Учитель» Автор — составитель. О.Н.Маркелова Волгоград 2009 г с 3-12
14. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. — М.: Народное образование, 2002. — 43с.
15. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
Приложение
Фотоматериалы. Работы учащихся младших классов.
Рис.1. Открытка для мамы
Рис.2. Смастерили сами своими руками
Силуэтное вырезание
Рис.3. Работа Местяшовой Вики
Рис.4. Работа Горбунова Вани
Работа с природным материалом
Рис.5. Работа Малышева Миши «Берёзка»
Рис.6. Работа Богодухова Алёши, Собяниной Вероники, Потехиной Тани.
Работа с пластилином
Рис.7. Работа Клёсова Антона «На прогулке»
Рис.8. Работа Клёсова Антона «Аквариум»
Работа с тканью
Рис.9. Работа Богодухова Алёши, Собяниной Вероники, Потехиной Тани.Мягкая игрушка «Котик»
Рис.10. Работа Богодухова Алёши, Собяниной Вероники.
Мягкая игрушка «Младенец»
Фотоматериалы. Работы учащихся старших классов.
Кулинария
Рис.11. Защита творческого проекта по кулинарии
Рис.12. Сервировка стола к завтраку
Работа с тканью
Рис.13. Работа Горбанёвой Ксюши «Оберег»
Рис.14. Работа Потехиной Насти. Комплект для кухни (прихватка, рукавичка)
Вязание
Рис.15. Работа Малышевой Любы. Пуловер с клоуном
Рис.16. Работа Агарковой Оли пинетки
Вышивка
Рис.17. Работа Малаховой Оли «Анютины глазки»
Рис.18. Работа Панфиловой Наташи «Розовые розы»
Размещено на