Содержание
Введение
Глава 1. Правовое положение эмитента на рынке ценных бумаг
1.1. Понятие, нормативные акты, регулирующие деятельность эмитента
1.2. Статус эмитента как участника рынка ценных бумаг
Глава 2. Отдельные вопросы деятельности эмитента на рынке ценных бумаг
2.1. Оценка параметров срочности «эталонного» долгового портфеля эмитента государственных и муниципальных облигаций
2.2. Существующая судебная практика
Заключение
Библиография
Выдержка из текста работы
Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.
Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ века на рынке ценных бумаг.
Общий закон, закрепивший правовой статус саморегулируемых организаций как нового правового института, был принят 01.12.2007 г. — Федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях». В соответствии с указанным законом, саморегулируемая организация (СРО) — это организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, устанавливающая правила и стандарты ведения соответствующей деятельности и контролирующая их выполнение. Цель саморегулируемых организаций — обеспечить высокое качество услуг (работ, товаров), оказываемых их членами за счет регламентирования и контроля деятельности членов самой СРО, а не государственными органами. По общему правилу, членство в СРО является добровольным, однако п. 2 ст.5 Закона закреплена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в СРО. Модель обязательного саморегулирования применена российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию, которое, по мнению, как широкой общественности, так и специалистов, изжило себя и превратилось в обыкновенную куплю-продажу лицензий.
Таким образом, цель курсовой работы — изучение деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг.
Для осуществления поставленной цели следует решить следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг;
— рассмотреть историю развития саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг;
— проанализировать современное состояние саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг.
Объект курсовой работы — Саморегулируемая (некоммерческая) организация «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР).
Предмет — основы деятельности саморегулируемых организаций.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют годовые финансовые отчеты исследуемых объектов, учебная, научная и периодическая литература по выбранной теме.
1 Теоретические аспекты саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
1.1 Понятие и сущность саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы.
Согласно ч. 1 ст.3 Федерального закона саморегулируемыми организациями (далее СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии с данным законом саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО — это дополнительный альтернативный механизм разрешения споров между предпринимателями и потребителями [1].
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Они разрабатывают и утверждают, стандарты и правила деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Под субъектами предпринимательской деятельности, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст.2 Федерального закона №315-ФЗ).
Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:
— брокерская деятельность
— дилерская деятельность
— деятельность по управлению ценными бумагами
— деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
— депозитарная деятельность
— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
— деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
Выделяют следующие основные признаки саморегулируемой организации:
— Добровольное объединение;
— Членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— Функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
— Отношения с государством — государство передает ей часть своих функций.
По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:
— Ассоциации;
— Профессиональных союзов;
— Профессиональных общественных организаций.
1.2 Функции и права саморегулирующих организаций
В соответствие со статьёй 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров,возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение,аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
В соответствии с установленным настоящей статьей, основными функциями в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право [2]:
1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
2) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.
3) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования.
4) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
5) Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.
6) Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникнов……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФЗК и от 30.12.2008 N 7-ФЗК).
3 О саморегулируемых организациях. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ. Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа:
4 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями).
5 Белкин А., Щепотьев А. Саморегулируемые организации — часть государственных контрольных функций // Право и экономика. — 2008 г. — №7, — с. 14-21.
6 Заворотченко И. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка // Право и экономика — 2006 г. — №11. — с. 31-35.
7 Зенькович Е.А. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики // Рынок ценных бумаг. — 2008 г. №13 (364).- с. 18-21.
8 НАУФОР. Десятилетие на фондовом рынке 1995-2005гг. // [Электронный ресурс]: — URL:
9 НАУФОР. Годовой отчет 2013. // [Электронный ресурс]: — URL:
10 Официальный сайт НАУФОР // [Электронный ресурс]: — URL:
11 Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам, [Электронный ресурс], режим доступа: 12 Сизов Ю.В. «Актуальные проблемы развития российского фондового рынка» // Вопросы экономики. — 2009. — №7. — с. 26-42.
13 Российский фондовый рынок: 2011. // [Электронный ресурс]: — URL: download/pdf/factbook/ru/RFR2011.pdf