Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ….5
1.1 Сущность внешнеэкономической политики..5
1.2 Особенности современных мироторговых связей10
2. АНАЛИЗ ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…15
2.1 Товарная структура экспорта..15
2.2 Услуги в структуре экспорта..22
3. ЭКСПОРТ КАК ПРИОРИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..26
3.1Опыт стран Юго-Восточной Азии в стимулировании
Экспорта…..26
3.2 Пути расширения экспортного потенциала
Республики Беларусь…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……46
Выдержка из текста работы
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики [13, c. 17].
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики — экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с учетом предложений республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы (далее — Программа).
Стратегическая цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
— создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;
— перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, повысить их интегрированность и эффективность в рыночных условиях;
— сформировать инновационную инфраструктуру;
— обеспечить информационное сопровождение инновационной деятельности;
— развивать инновационное предпринимательство;
— развивать финансовую инфраструктуру;
— создать мотивационный механизм инновационной деятельности;
— развивать институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
— готовить кадры для инновационной деятельности;
— обеспечить государственное управление и взаимодействие элементов НИС [11, c. 21].
Для реализации указанных направлений в Государственной программе разработан Комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения.
Сегодня можно уже подвести некоторые предварительные итоги двухлетнего этапа (2007-2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007-2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств — 41, производств на действующих предприятиях — 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.
Объем произведенной инновационной продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность — 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.[1, c. 2].
План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования — 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).
Таблица 2.1 — Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей
Наименование заказчика |
Доля новой продукции, % |
Доля сертифицированной продукции, % |
|
Министерство архитектуры и строительства |
16,1 |
75,0 |
|
Министерство промышленности |
34,3 |
75,9 |
|
Концерн «Белнефтехим» |
17,1 |
88,5 |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
9,3 |
73,7 |
|
Министерство транспорта и коммуникаций |
11,6 |
45,3 |
|
Министерство связи и информатизации |
24,2 |
20,3 |
|
Минский горисполком |
8,7 |
62,5 |
|
Могилевский облисполком |
11,7 |
80,8 |
|
Концерн «Беллесбумпром» |
11 |
70,2 |
|
Брестский облисполком |
4,5 |
81,1 |
|
Гомельский облисполком |
1,7 |
73,3 |
|
Минский облисполком |
4,7 |
68,5 |
|
Гродненский облисполком |
29,8 |
73,3 |
|
Витебский облисполком |
4 |
80,3 |
|
Концерн «Белгоспищепром» |
5,9 |
96,5 |
Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности — 26 проектов, Витебский облисполком — 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций — 15 проектов, Могилевский облисполком — 14 проектов, Минский горисполком — 12 проектов, Минский и Брестский облисполком — 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком — по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности — на 25 производствах, Министерством здравоохранения — на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом — на 10 производствах [1, c. 4].
В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 2.2).
Таблица 2.2 — Основные показатели инновационной деятельности промышленности
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Число инновационно активных промышленных предприятий |
325 |
314 |
292 |
318 |
378 |
|
Уровень инновационной активности, % |
13,9 |
13,6 |
13,0 |
14,1 |
16,3 |
|
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. |
910,5 |
1060,9 |
1825,2 |
2362,1 |
2568,2 |
|
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб. |
1733,0 |
2586,6 |
4350,1 |
7003,6 |
8206,1 |
С 2004 по 2008 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2004 г. до 10% в 2008 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].
Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий затрагивает практически все сферы экономики. В 2008 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% — осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% — проводили маркетинговые исследования.
О высокой конкурентоспособности и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.
В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].
Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2004 г. таких предприятий было 12%, то в 2008 г. их доля составила уже 15%.
Динамика объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, начиная с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5-3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.
Наибольшее увеличение по сравнению с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования — на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, — на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, — 18,7% [10, c. 8].
В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. — 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.
Однако следует отметить, что в 2008 г. расходы бюджетных средств на развитие материально-технической базы научных организаций составили всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. — 38,4 млрд руб.).
научный технический потенциал инновация
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) в 2008 г. развивалось по тем направлениям и с теми странами, которые уже показали свою перспективность, и было направлено как на повышение авторитета страны на международном уровне, так и на широкое распространение в научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, о возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций, продвижение белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки, привлечение иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.
Основные направления МНТС:
1. Двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья.
2. Сотрудничество в рамках Союзного государства.
3. Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС.
4. Развитие многостороннего сотрудничества и взаимодействия с ведущими международными организациями и центрами.
5. Развитие современной информационно-коммуникационной базы.
1. Двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья занимало важное место в системе международных связей ГКНТ. Такое сотрудничество реализовывалось с рядом европейских стран (ФРГ, Франция, Сербия, Чехия, Словакия), странами Балтии, рядом стран Азии (Вьетнам, Индия, Иран, Китай, КНДР, Республика Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), Африки (Ливия, ЮАР) и Латинской Америки (Венесуэла, Куба).
Первостепенное внимание, в частности, уделялось двустороннему взаимодействию со странами Персидского залива.
2. Сотрудничество в рамках Союзного государства.
Активизировалось сотрудничество с Российской Федерацией в научной сфере, в расширении кооперации и интеграции в области совместных исследований и разработок через программы Союзного государства. Развитие сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в том числе и в научной сфере, обсуждалось в ходе проведения ряда совместных мероприятий, в которых приняли участие руководители и сотрудники ГКНТ.
3. Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС.
Представители ГКНТ, Белорусского инновационного фонда в 2008 г. принимали активное участие в рабочих совещаниях заместителей руководителей органов исполнительной власти государств — участников СНГ, отвечающих за инновационное развитие. Рассматривались вопросы разработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного развития государств — участников СНГ на период до 2020 г.[10, c. 9].
Углублялось двустороннее сотрудничество в плане расширения договорной правовой базы МНТС со странами — участниками СНГ посредством заключения новых соглашений в области научно-технического сотрудничества.
4. Развитие многостороннего сотрудничества и взаимодействия с ведущими международными организациями и центрами.
Активно развивалось сотрудничество и взаимодействие с такими ведущими международными организациями и центрами, как Объединенный институт ядерных исследований, Европейская организация ядерных исследований, Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международный научно-технический центр, программы Европейского Союза (6-я и 7-я Рамочные программы научных исследований и технологического развития).
5. Развитие современной информационно-коммуникационной базы.
Одним из основных направлений по развитию экспорта высокотехнологичной продукции является развитие современной информационно-коммуникационной базы. На постоянной основе проводилась работа по развитию и актуализации веб-сайтов (ГКНТ, ГУ «БелИСА», Республиканский центр трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга НИР), на которых представлена информация о продукции научных, научно-производственных организаций и университетов республики на русском, английском и китайском языках. Информация о вышеупомянутых сайтах регулярно доводилась до сведения МИД и зарубежных представительств Республики Беларусь. ГКНТ изданы информационные материалы на английском, немецком, испанском языках о состоянии научно-технической сферы в республике, о высокотехнологичных разработках научных организаций и предприятий.
Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.
Между тем использование инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства может существенно поднять эффективность внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований. Сегодня инновационные малые предприятия работают в сфере информационных продуктов, здравоохранения, систем безопасности, строительных материалов, пищевых продуктов и добавок, экологии (приборы контроля и энергосбережения). Согласно статистике, пока в отрасли «наука и научное обслуживание» работает только порядка 1,1% малых предприятий от их общего количества.
Разработчики высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности [7, c. 4].
Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Как видим, все малые инновационные предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.
В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.
Для усиления стимулирования следовало бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.
Статус местного бюджетного фонда позволит более экономно расходовать финансовые ресурсы — местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.
Правительство изучает возможность пересмотра Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов госпрограммы может несколько уменьшиться, а вот общий объем финансирования — наоборот, возрасти.
Если учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.
В качестве стратегических задач в сфере науки и инновационного развития на Первом съезде ученых Республики Беларусь определены:
— создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности, направленной на дальнейшее укрепление экономики Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа;
— достижение качественно нового технологического уклада во всех отраслях экономики с использованием новейших достижений науки, расширение экспорта наукоемкой продукции;
— создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности, значительное увеличение финансирования сферы науки и научного обслуживания, доведение в перспективе наукоемкости ВВП до 3 %.
Правительство занимает четкую и ясную позицию: наука была, есть и будет той основой, благодаря которой можно обеспечить устойчивое инновационное социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния и качества жизни всех социальных групп населения Беларуси.
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики — экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.
Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов.
1. Войтов И.В. Итоги выполнения государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2008 году / И.В. Войтов // Новости науки и технологий. — 2009. — №1. — С.2-7.
2. Герасименко А. Чем меньше проектов / А. Герасименко // НЭГ. — 2009. — №46. — С.4.
3. Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой России / В.П. Горегляд. — М.: Юнити, 2008. — 374 с.
4. Давыденко Е. Технологический баланс как индикатор инновационного развития национальной экономики / Е. Давыденко // Банковский вестник. — 2009. — №3. — С.21-25.
5. Давыдова Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь / Н. Давыдова // Банковский вестник. — 2008. — №12. — С.31-37.
6. Драгун В.С. Промышленный потенциал и инновационная активность предприятий Республики Беларусь / В.С. Драгун // Новости науки и технологий. — 2009. — №2. — С.24-28.
7. Елисеева О. Инновации — в Парк / О. Елисеева // НЭГ. — 2009. — №59. — С.4.
8. Колотухин В.А. Коммерциализация инноваций как фактор экономического роста / В.А. Колотухин // Вестник ГрГУ. — 2008. — №2. — С.9-13.
9. Лобода В.А. Средства продвижения научно-технической продукции / В.А. Лобода // Новости науки и технологий. — 2008. — №3. — С.27-33.
10. Матюшков В.Е. О работе ГКНТ РБ в 2008 году и задачах на 2009 год / В.Е. Матюшков // Новости науки и технологий. — 2009. — №1. — С.7-15.
11. Нечепуренко Ю. Дорожная карта инновационного пути / Ю. Нечепоренко // Белорусы и рынок. — 2008. — №23. — С.21.
12. Рутко Д.Ф. Международные экономические отношения / Д.Ф. Рутко. — Минск: АУП, 2006. — 171 с.
13. Семашко В.И. Инновационное развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы / В.И. Семашко // Гуманитарно-экономический вестник. — 2008. — №1. — С.17-20.
14. Сидорский С. Формировать экономику знаний / С. Сидорский // Экономика Беларуси. — 2008. — №1. — С.5-13.
15. Фоломьев А.Н. Научный и научно-технический потенциал: содержание и способы оценки / А.Н. Фоломьев // Вопросы экономики. — 2007. — №2. — С.44-49.
16. Шмыгова Л.И. Научная кооперация как элемент эффективной среды для трансфера технологий / Л.И. Шмыгова // Новости науки и технологий. — 2008. — №3. — С.38-44.
Размещено на