Выдержка из текста работы
Актуальность темы изучения. Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях.
Рассматривая категорию деятельности, психологи рассматривали её компонентную структуру, в которой такой компонент как «эмоции» не выделялся. Впервые это сделал В.В. Давыдов. Он так описывает «уточнённую структуру деятельности», отмечая, что общую структуру деятельности можно увидеть и в теории С.Л. Рубинштейна, и в теории А.Н. Леонтьева. Но из этой утончённой структуры, замечает он, проистекают многие следствия. Она имеет следующий вид: нужда; потребности; эмоции; задачи; действия; мотивы действий; средства, используемые в действиях; планы (перцептивные, мнемические, мыслительные, креативные) – это познавательные процессы; и ещё воля. В данной структуре деятельности появляется категория «эмоции», важность её в деятельности основательно ещё не выяснена.
Целесообразность эмоций в жизни человека отмечают не только психологи, но и философы, что говорит о важности проблемы. Изучены роль и функции эмоций, их влияние на жизнедеятельность человека. В спортивной психологии о влиянии эмоций на эффективность спортивной деятельности речь тоже идёт давно и продуктивно: проведены многочисленные экспериментальные исследования, определены эмоциональные состояния, как желательный для реализации психофизиологического потенциала спортсмена, так и отрицательно на него действующие.
Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Ч.Р. Дарвин, В. Вундт, К.Г. Ланге, У. Джемс, З. Фрейд, Б. Анри, П. Жане, Э.Б. Титченер, У. Макдауголл, Э. Клапаред, М. Прадин, К.Г. Юнг, К. Бюлер, К. Кофка, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, Р.С. Лазарус, Б.И. Додонов, К. Лоренц, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.
Эмоции – определенный класс личных психических состояний, отображающих в форме конкретных переживаний человека в отношении мира. К эмоциям относятся настроения, ощущения, аффекты, влечения, неприятности. Это, например «чистые» эмоции. Они интегрированы во все психологические процессы и состояния человека. Всевозможные проявления его энергичности сопровождаются чувственными переживаниями.
Значимость трудности в изучении эмоций вряд ли нуждается в обосновании. Какие бы обстоятельства и детерминанты не определяли жизнь и работу человека — внутренне, психологически действенными они делаются лишь только в том случае, если им, получается, пробраться в сферу его психологических отношений, сломаться и закрепиться в ней. Выставляя себя собой предвзятость человека, без которой немыслим ни один настоящий жизненный шаг — эмоции детально показывают свое воздействие на создание и в семье, в познаниях и искусстве, в педагогике и поликлинике, в творчестве и духовных понятиях человека.
Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, которые обеспечивают развитие эксперимента. Соответственно, понятия эмоций сузились, уступив место психологической теории прежнего места и важности новых проблем мотивации, стресса, фрустрации.
Проблема осознания человеком собственных эмоциональных переживаний была поставлена и получила определенное теоретическое развитие в работах таких видных психологов, как С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, в них рассматривался, в частности, и вопрос о средствах такого осознания. Хотя этот вопрос экспериментально изучен в отечественной психологии, он редко становился предметом специального анализа.
В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С. Выготский, В. Вилюнас, А.Г. Грецов, Е.П. Ильин, К.Э. Изард, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.Л. Гайдамак, У. Макдаугол, Т.Н. Осипенко, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, З. Фрейд, С.Г. Якобсон и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы; ее значимость для полноценного развития личности.
Эмоции, являясь высшей психической функцией, возникают и формируются под влиянием окружающей социальной среды (Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.С. Рубинштейн).
Целью данной курсовой работы является изучение эмоций на основе исследований отечественной психологии.
Объектом курсовой работы выступают эмоции как высшая психическая функция.
Предмет исследования психологические теории эмоций.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. рассмотрим классификацию и свойства эмоций;
2. раскрыть понятие эмоциональности как черты личности в психологии;
3. проанализировать биологическую теорию эмоций К. Анохина;
4. определить роль информационной теории эмоций П. В. Симонова в психологии;
5. изучить теорию эмоций С. Л. Рубинштейна;
6. выявить место теории эмоций А. Н. Леонтьева в психологии;
7. раскрыть представления Л. С. Выготского о природе эмоций;
8. осветить психологию эмоциональных явлений в теории В. К. Вилюнаса.
Методы исследования:
1. обработка и анализ научных источников;
2. анализ научной литературы по психологии, истории психологии, педагогике и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ
1.1 Эмоции и эмоциональные состояния как психологический феномен в трудах отечественных и зарубежных авторов
Изучение эмоциональной сферы проводилось в различных психологических теориях: физиологичеcкие, психодинамичеcкие (мотивационные) и когнитивные.
Ч. Дарвин объединил эмоции человека с соответственными аффектами и реакциями инстинктов, замечаемыми у животных. Ч. Дарвин продемонстрировал единство эмоциональных выражений у людей и животных: чувства человеческие имеют животный генезис; ранее мимические формулировки эмоций имели назначенное адаптационное значение…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша курсовая работа была приурочена к исследованию задач эмоций в российской психологии.
К главным итогам работы, возможно, отнести такие аспекты:
— рассмотрена классификация и качества эмоций;
— раскрыто понятие чувственности, как особенности человека в психологии;
— определена роль информационной доктрины эмоций П. В. Симонова в психологии;
— исследована доктрина впечатлений С.Л. Рубинштейна;
— выявлено пространство доктрины впечатлений А.Н. Леонтьева в психологии;
— раскрыто представление Л.С. Выготского о природе эмоций;
— рассмотрена психология психологических явлений в доктрине В.К. Вилюнаса.
Изучение эмоциональной сферы проводилось в различных психологических теориях и концепциях: физиологические (Ч. Дарвина, Р. Вудвортса, Г. Шлосберга, У. Джемса и К. Ланге, И. Уэйнбаума, С. Томпкинса, К. Изарда), психодинамические (или, мотивационные) (В. Вундта, Э. Клапареда, З. Фрейда, У. Мак-Дугалл, Р.У. Липпера, К. Изарда), когнитивные (С. Шехтера, Е. Сингера, П.В. Симонова, Р.С. Лазаруса, Ж. П. Сартра).
Для данной работы актуальна теория дифференциальных эмоций К. Изарда, согласно которой эмоции имеют значение не только для развития мотивации, но и для социальной коммуникации. В ходе длительной истории филогенетического развития эмоциональные состояния стали выполнять ряд функций, таких как мотивационно-регулирующая, коммуникативная, сигнальная и защитная.
Сегодня нельзя отдать абсолютное предпочтение той или иной теории, по причине интенсивно проводящихся исследований, направленных на изучение эмоциональных состояний. Скорее всего, ответ на столь интересный и сложный вопрос как природа эмоций будет получен в дальнейших исследованиях.
Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживания иотражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей, затрагивая все стороны жизни, участвуя во всех видах внутренней (умственной, психической) и внешней (практической) деятельности человека. Эмоциональное состояние – это целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Поскольку существуют разнообразные точки зрения на определение «эмоций» и «эмоциональных состояний» мы вслед за К. Е. Изардом будем считать эти термины синонимичными.
При этом к наиболее значимым эмоциональным состояниям относят чувственный (эмоциональный) фон, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и эмоциональный стресс, которые в свою очередь различаться по качеству, знаку, продолжительности, осознанности, интенсивности, воздействию на организм (стенические – астенические), по предметному содержанию и направленности (на себя, других, прошлое и будущее).
Эмоции — психологические проявления, отражающие в форме переживаний собственную значимость и оценку наружных и внутренних состояний для жизнедеятельности человека. Эмоции применяются для отражения субъективного отношения человека, как к себе, так и к находящемуся вокруг миру. Становление основных психологических переживаний — центральный процесс формирования психологической сферы рефлексии, продолжающийся на протяжении всего онтогенеза.
Эмоции — это контекст поведения, в котором это поведение выражает конкретные значения и задачи. Эмоции имеют все шансы быть вызваны, как настоящими, например, и воображаемыми ситуациями. Эмоции сравнительно неприметны во внешнем поведении и незаметны для постороннего, в случае если человек отлично умеет прятать собственные ощущения. Чувственный навык человека, как правило, значительно обширнее, чем навык его персональных переживаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. – М., 1964.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: 1976.
3. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. – М.: Вопросы психологии, 1958. – № 3.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – М.: Педагогика. 1984.
6. Депенчук М. В. Ролевой анализ некоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации // Ананьевские чтения — 2000. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2000.
7. Ильин Е. П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 5.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб, Питер, 2001.
9. Крейг Г. Психология развития. – Спб., 2000.
10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971.
11. Небылицин В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
12. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.
13. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. –712 с.
15. Санникова О. П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии. – 1982, N2.
16. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1970.
17. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.
18. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. – М., 1975.