Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОРАСТА5
1.1. Экологическое образование дошкольников5
1.2. Методические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста8
ГЛАВА. 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП14
2.1. Эксперимент как метод экологического образования14
2.2. Методика работы с детьми по проведению опытов18
2.3. Особенности проведения занятий в лаборатории дошкольного учебного заведения26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ32
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
- 1.1 Психологические характеристики развития детей дошкольного возраста
- 1.2 Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
- 1.3 Реализация игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам
- Выводы к 1 главе
- Глава 2. Практические аспекты познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
- 2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
- 2.2 Результаты исследования
- Выводы ко 2 главе
- Глава 3. Разработка и применение дидактических игр для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
- 3.1 Цель, задачи, описание проекта дидактических игр для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
- 3.2 Эффективность применения проекта дидактических игр с целью повышения уровня познавательного развития дошкольников
- Выводы к 3 главе
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- дошкольник игровой познавательный дидактический
- Введение
- Актуальность темы исследования. Проблема познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности является одним из основных направлений воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного развития.
- Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря активной деятельности.
- В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы.
- Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, O.Л Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
- Цель и задачи исследования. Целью исследования выступает реализация дидактических игр для активизации познавательного развития детей младшего возраста.
- Задачами исследования являются:
- — изучение психологических и педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста,
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. Известно, какими неповторимо яркими бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они такие. Не так много детей выносят из детских лет способность по-детски воспринимать мир в его разнообразии красок и образов. А такие умения являются важной составляющей любой творческой деятельности.
Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно утверждают, что слишком дорого обходится пренебрежение возможностями именно в дошкольном детстве расширять и углублять способность к образному познанию, т.е. обогащать и максимально разворачивать именно те ценностные качества, по отношению к которым детская природа наиболее благоприятная (А. Запорожец).
Стоит напомнить и подчеркнуть, что дошкольное детство — оптимальный период для развития познавательной сферы: это, прежде всего, значительно высший по сравнению с другими периодами, темп умственного развития и слишком высокая цена промахов и ошибок, которые допускают в решении проблемы формирования предпосылок общечеловеческих способностей.
Известно, что познание начинается с восприятия. Полноценное развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных штампов и действия с ними уже на этапе младшего дошкольного детства — вот необходимая почва для общего умственного развития, которое немыслимо без опоры на полноценное восприятие.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития — это эмпирическое обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств.
Вот поэтому в дошкольном возрасте особое значение имеет именно организация опыта ребенка и помощь взрослого в его обобщении и фиксации в виде эталонов, символов, условных обозначений, моделей. Способы обозначения не задаются ребенку, а открываются в нем как естественное обобщение собственного опыта, наблюдения и экспериментирования.
В процессе обучения обобщенных способов обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов постоянно повышается уровень зрительного восприятия, что и помогает дошкольникам овладеть такими основными отношениями действительности: часть — целое, предмет — предмет, предмет — система предметов. Овладение такими отношениями обогащает и значительно расширяет возможности познавательной деятельности детей, она становится поисково-исследовательской.
Еще раз подчеркнем, что такие свойства познавательной деятельности ребенка развиваются только в условиях, когда выдерживается полная логическая схема общей организации познавательной деятельности дошкольников: от выделения отдельных предметов к выделению системы связей между предметами, а затем — выделение отдельных свойств и качеств предметов, их анализ и осмысление межпредметных функциональных связей.
Понятно, что первое и главное при этом — новые взаимоотношения взрослого и ребенка на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
Наконец, следует подчеркнуть, что дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием творческих способностей ребенка. Это период неисчерпаемых вопросов, бесконечной фантазии, разнообразных игровых замыслов. Поэтому крайне важно формировать у дошкольников общее творческое отношение к окружающему миру. И здесь особое значение приобретает поиск новых эффективных путей развития познавательной активности и самостоятельности мышления дошкольников.
Творчество ребенка не должно рассматриваться как черта только отдельных избранников судьбы. На этом настаивал известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивая, что творчество не только там, где результатом являются исторические шедевры, оно имеет место везде, где человек представляет, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.
Для обеспечения развивающего воздействия самостоятельной творческой деятельности ребёнка важно и правильное понимание связи между творчеством и обучением в педагогическом процессе детского сада. Подчеркивая необходимость обучения для развития способностей, Г.С. Костюк отмечал, что последние не приобретаются, как знания и умения, а развиваются благодаря приобретению знаний, умений и навыков. Их развитие требует специального внимания, они не могут обогащаться только занятостью ребенка определенной деятельностью.
Игры для занятий подбирались с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Для занятий по математике подбирали игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения:
— игры головоломки;
— игры шутки;
— игры с занимательными вопросами.
В занятиях по развитию речи включали дидактические игры на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
2. Анкетирование родителей.
Анализ анкет родителей может показать возможные преимущества занятий с элементами дидактических игр, как направления развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
Первая встреча с родителями проходила непосредственно перед началом занятий с элементами дидактических игр в детском саду. Родителям предлагалось ответить на вопросы:
1. Устраивает ли уровень и темпы развития Вашего ребенка на сегодняшний день?
2. Насколько хорошо развита познавательная деятельность у Вашего ребенка? Варианты ответов: высоко, средне, низко.
Вторая встреча с родителями проходила непосредственно после проведения курса занятий с элементами дидактических игр в детском саду. Родителям предлагалось ответить на те же вопросы, что и перед занятиями.
Первичная диагностика познавательного развития детей проводилась в начале учебного года ( сентябрь — октябрь ), а вторичная — в конце учебного года ( апрель — май ).
Цель проекта: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Задачи проекта:
— развить мышление детей;
— развить самостоятельность в поиске решений;
— развить умение отвечать и задавать вопросы.
Ожидаемые результаты проекта в процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта:
Дети:
* Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
* Развивается способность к воображению;
* Проявляют интерес к занятиям;
* Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
* Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
* Повышение компетентности родителей при выборе игр.
В проекте в работе с детьми использовать дидактические игры для развития познавательной активности детей.
При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания использовались сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры включали в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игр на дом».
Игры для занятий подбирались с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Для занятий по математике подбирали игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения:
— игры головоломки;
— игры шутки;
— игры с занимательными вопросами. (Приложение № 2).
В занятиях по развитию речи включали дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проводили игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности. (Приложение № 3). В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задавали вопросы, давали образец действий, образец высказывания, напоминали правила, обращаясь к опыту детей.
В процессе игровой деятельности с детьми старались вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использовали занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создавали в группе предметно-развивающую среду — специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. (Приложение № 4).
3.2 Эффективность применения проекта дидактических игр с целью повышения уровня познавательного развития дошкольников
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх используется природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? «, «Что сначала, что потом» и др.
(Приложение № 5).
Настольно — печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки».(Приложение № 6.). С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактическая игра в опытнической деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление. Совместная деятельность родителей и педагогов — индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки с предложенным материалом — дает более эффективный результат в работе с детьми.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Задачи проекта:
— развить мышление детей;
— развить самостоятельность в поиске решений;
— развить умение отвечать и задавать вопросы.
Ожидаемые результаты проекта в процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта:
Дети:
* Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
* Развивается способность к воображению;
* Проявляют интерес к занятиям;
* Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
* Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
* Повышение компетентности родителей при выборе игр.
В проекте в работе с детьми использовать дидактические игры для развития познавательной активности детей.
При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
Заключение
Под познавательной активностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследования, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи. Познавательный интерес отличается от любопытства широтой захвата объектов, глубиной и избирательностью.
Дидактические игры детей младшего дошкольного возраста один из самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря дидактическим играм детям даются легче не только знания, но и происходит процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста, что влияет на их гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие ребенка.
В жизни ребёнка младшего дошкольного возраста это этап, в ходе которого обучающийся может открывать для себя новых друзей, а в его жизни появляются новые занятия. На этом этапе развития ребёнка важное место занимают именно дидактические игры, так как основные развивающие материалы подаются детям в игровой форме.
Дидактические игры детей младшего дошкольного возраста выступают в качестве основного метода воспитания и обучения, при котором происходит передача накопившегося опыта. Именно благодаря дидактическим играм воспитатель в состоянии использовать индивидуальные способности и уровень имеющихся у ребенка знаний для его дальнейшего развития.
Цель исследования констатирующего эксперимента: выявить особенности уровня развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики проведения занятий с элементами дидактических игр детей-дошкольников в ДОУ.
2. Провести занятия с элементами дидактических игр для детей-дошкольников в ДОУ.
3. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы:
— анализ методик экспериментирования;
— анкетирование родителей на предмет развития детей;
— диагностика познавательного развития детей, с целью выявления познавательной активности.
В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте 3-4 лет.
Было показано явное положительное влияние занятий с элементами дидактических игр как направления развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Задачи проекта:
— развить мышление детей;
— развить самостоятельность в поиске решений;
— развить умение отвечать и задавать вопросы.
Ожидаемые результаты проекта:
В процессе взаимодействия педагог — дети — родители в реализации проекта.
Дети:
* Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
* Развивается способность к воображению;
* Проявляют интерес к занятиям;
* Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
* Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
* Повышение компетентности родителей при выборе игр.
В проекте в работе с детьми использовались дидактические игры для развития познавательной активности детей.
При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
10. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 20.11.2013).
11. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд — М., 1981.
12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.
13. Хийе Э. А. Активизация младших школьников в процессе обучения // Начальная школа. 1983. № 6. С. 75-77.
14. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. — М.: Дашков и Ко, 2005. — 360с.
15. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. — М.: Прометей, 2000.
16. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977. — 304 с.
17. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с.
18. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Г.М. Ляминой. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.
19. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов/ Под ред. Т.И. Оверчук. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 220 с.
20. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста//Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 10-15.
Приложение №1
Таблица 1
Таблица 2
Диаграммы
Образовательная область — «Познавательное развитие».
Средние результаты констатирующей диагностики у детей младшего возраста.
Образовательная область
«Познавательное развитие».
Средние результаты контрольной диагностики у детей младшего возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Сравнение результатов констатирующей и контрольной диагностики у детей младшего возраста.
Приложение № 2
«Найди геометрические фигуры»
«Подбери по цвету и по форме»
Приложение №3
Дидактические игры на развитие познавательных процессов.
«Что сначала — что потом?»
Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры : детям предлагаются предметы: яйцо, цыпленок, курица; котенок, кошка; щенок, собака. Необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
«Что из чего сделано?»
Цель : учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют их, указывая, из чего сделан каждый предмет.
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный — песок, камни, земля, вода.
Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на них, необходимо разложить соответственно природный материал, ответить, что это? И какое это?(большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное и т.д.) Что с ним можно делать?
«Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе; развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое — либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например , «зеленый» — это могут быть картинки листочка, огурца, кузнечика; «влажный» — вода, облако, туман, иней и т.д.
Приложение №4
Развивающая среда группы
Приложение №5
Дидактическая игра
«Кому это нужно?»
Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах; знакомить с профессиями.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например, это половник , он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп.
Приложение №6
«Парные картинки»
«Разрезные картинки»
Размещено на