Содержание
Введение3
Глава 1. Основные политико-экономические итоги начала 2008 г.5
1.1. Основные события и тенденции экономики России5
Глава 2. Современная экономика России8
2.1. Реальный сектор экономики: факторы и тенденции8
2.2. Инфляция и денежно-кредитная политика13
Заключение19
Список литературы21
Приложения
Выдержка из текста работы
Колоссальное значение государства, как и возможность регулировки экономических процессов находятся в зависимости от взаимоотношений политики и экономики. Конкретные исторические условия влияют на способы и функции экономического регулирования, но основные остаются постоянными, являясь необходимым конструктивным элементом экономической рыночной системы. Экономическое регулирование неотъемлемо для формирования экономики в современных условиях.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что государство выступает в роли основополагающего элемента системы общества, оно сосредотачивает административную систему, определяет порядок функционирования всех негосударственных организаций.
Основа институционной иерархии образуется благодаря государственному формулированию принципов и организации форм жизни общества.
Образовав общий интерес, отделив его от частного, государство вызвало появление новой конфигурации социальной обусловленности поведения человека. Благодаря этому, появление государства, как и его существование является исторической необходимостью, прогрессивностью общества и значительным развивающим фактором. Появление государства формирует сферу экономической деятельности. Экономическая политическая деятельность государства становится составной частью рыночной системы. Поэтому предметом изучения экономической теории становится государство. Длительное время отождествляли экономическую роль государства и политическую экономию в силу ряда причин. Аналогичные попытки предпринимаются и в настоящее время, т.е. сведения экономической теории к экономической политике.
Регулирование экономики государством необходимо любому правительству, независимо от форы экономики: рыночной или командно-распределительной. К функциям распределительной экономики государства относятся: возложение на себя прав и обязанностей по произведению и распределению продукции и услуг. Данная система на практике показала отсутствие эффективности и состоятельности.
При рыночной экономике правительство не решает вопросы организации производства товара и распределения ресурсов. Прав на свободное распоряжение ресурсов, капитала и товаров, не имеет, в отличие от командно-распределительной экономики. Главным образом, рыночная экономика отдает предпочтение в вопросе принятия решения — производителю и потребителю.
Отсутствие возможности разрешения всех проблем экономического роста рыночным механизмом, объясняет актуальность изучения ? необходимость определения роли государства в рыночном механизме и взаимном влиянии.
Цель курсовой работы — исследование целей и задач государственного регулирования экономики.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность государственного регулирования экономики;
— определить границы вмешательства государства в экономику в различных экономических школах;
— проанализировать механизм разработки целей и задач государственного регулирования экономики;
Объект исследования — государство и рыночный механизм.
Предмет исследования — государство и рынок в переходный период.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1 Понятие государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Государство, играя важную роль в общественной жизни, выполняет определенный комплект хозяйственных и социальных функций. Если в стране централизовано управляемое экономическое вмешательство государства, его участие в управлении экономикой выражается директивными планами, распорядительными материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами посредством формирования государственного бюджета.
Необходимость регулирования государством экономики вызвана следующими особенностями функционирования рынка: Салийчук В.Ф. Экономический рост: эволюция современных концепций Вестник Удмуртского университета . — 2008 . — № 2-1 . — С. 57-70.
1. Несовершенством конкуренции, проявляющейся в возникновении монополий на некоторых отраслевых и региональных рынках, которые в отсутствии противодействия государства, ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Наличие совокупности товаров и услуг, жизненно необходимых обществу, которых либо нет на рынке, либо, если они есть, то в недостаточном количестве (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.)
3. Загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу.
4. Наличие информации, представляющей собой «товар», которая в более или менее достаточном количестве и качестве не может быть произведена без участия государства.
5. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
6. Неравномерность распределения доходов, которая если не принимать мер «социальной компенсации» малоимущим слоям населения, ставит под угрозу стабильность общества.
7. Наличие совокупности «товаров и услуг» (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но не рынок.
Анализ приведенных проявлений рыночных несовершенств определяет потребность регулирования государством экономики.
Процесс государственного влияния на сферу хозяйственной жизни общества и объединенные с ней социальные процессы, в течении которого осуществляется экономическая и социальная политика, сформированная по конкретной программе называется государственным регулированием экономики. Поставленные цели достигаются использованием определенного набора средств.
Механизм государственного регулирования экономики (ГРЭ) — это главный элемент экономической системы общества. Посредством его содействия реализовывается регулирование государством экономики страны и определяется экономическая роль государства. Экономическая мощность страны определяется оптимальностью создания и развития механизма регулирования. Принадлежность государству определяющего положения в структуре ГРЭ является необходимым условием. Структуре этого механизма характерно соответствие следующим показателям:
? требованиям технологического формирования общества;
? требованиям социально-экономического формирования общества;
? соотношениям разных форм собственности (государственной, общественной и частной);
? политическими силами в стране;
? состоянием экономики и общества;
? развитием науки и техники;
? эволюцией и другими обстоятельствами.
Разные страны имеют различные механизмы ГРЭ. Определяющими факторами для механизма ГРЭ являются культурные и национальные особенности, масштаб страны, геополитика и др. Оптимальность соответствия ГРЭ перечисленным факторам определяет эффективность регулирования. Необходимо заметить, отсутствие прямой связи между уровнем социально-экономического развития государства и ГРЭ, в процентном соотношении.
Уровень государственной интеграции в экономике находится в зависимости от еще не исследованных экономических законов цикличности экономического развития и от количественной неопределенности факторов человеческих потребностей. Спрос и предложение характеризуются количественным выражением, в то время как потребности такого выражения не имеют, лишь виртуальный вид. Уровень государственного регулирования нужно определять не размером вмешательства и интеграции государства, а объемом влияния обеспеченности условий (внешних и внутренних) стабильного развития национальной экономики. То есть, эффективная экономика и хозяйствование определяют экономическую устойчивость государства. Эффективность сформулирована конечными, количественными выражениями, или необходимостью положительного сальдо государственного платежного баланса.
В отношении кризисных ситуаций необходимость максимального вмешательства в экономику государства особенно актуальна в посткризисный период, а также в периоды депрессий. Таким образом, чем слабее экономика тем сильнее необходимо государственное регулирование и наоборот.
Классическая экономическая теория включает в механизм ГРЭ следующее:
1. Ресурсы регулирования: государственный бюджет; государственный сектор экономики; денежная масса данной страны; нормативно-правовые акты; недра, принадлежащие государству; экспорт государственных предприятий; естественные монополии под контролем государства; налогообложение; информация; эмиссия рубля; государственная собственность.
2. Объекты регулирования: спрос (совокупный); предложение (совокупное); экономические циклы; денежное обращение и уровень цен; занятость населения; инвестиционная активность; социально-экономическое развитие; конкуренция; внешние экономические факторы; платежный баланс государств; экология; социальные отношения.
3. Формы регулирования: конкурентно-рыночная; корпоративная; государственная; межгосударственная.
4. Методы регулирования: прямые (административные); косвенные (экономические); смешанные; через общественные организации.
5. Концепции регулирования: концепция развития производства (со стороны предложения); концепция сбалансированного развития воспроизводства; концепция стимулирования роста производства со стороны спроса; концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей; антикризисная концепция.
6. Инструменты ГРЭ: налоги, сборы, пошлины; государственные инвестиции и субсидии, субвенции, дотации; инструменты ЦБ РФ; государственные заказы и закупки; целевые программы; прямое управление государственным сектором экономики; хозяйственное законодательство.
Из всего этого набора надо выбрать правильный, оптимальный для претворения в жизнь механизм ГРЭ. В нашем случае выбрать — это оценить элементы механизма регулирования, их значения, эффективность и объем употребления.
Классическая теория неоднозначна в вопросах использования этих составляющих в различных ситуациях, отсутствует определенное правило и их состав. Государство находит набор инструментов, с помощью анализа сложившейся ситуации в экономике страны. Отсутствие однозначного взгляда на роль государства, также характерно для классической экономической теории.
Роль государства начинается с функции «ночного сторожа», при либеральном взгляде, и завершается осмыслением того, что государство — это орган, регулирующий и контролирующий всецело экономику страны, при консервативном демократическом подходе.
Полемика о государственной роли в экономике не имеет конца. Она модифицируется под влиянием государственного экономического развития и его внутреннего рынка. В свою очередь, рынок определяет роль ГРЭ, объекты, меру необходимого влияния, а не наоборот.
В настоящий момент времени, при анализе механизмов ГРЭ некоторые составляющие необходимо пересмотреть, требуется дополнение новыми элементами.
Необходимо пересмотреть возможности регулирования посредством дополнения общественными, некоммерческими организациями, государственно-частными партнерствами и национальными корпорациями. Именно они оказывают существенное влияние на государственное регулирование.
Анализ списка объектов ГРЭ нужно дополнить макроэкономическими показателями. Ведь они определяют уровень развития каждой страны, предоставляя государству полную возможность влияния на конкретные показатели.
Характеризуя формы регулирования следует добавить монополистические компании; субъекты сырьевой экономики; индивидуально-частное предпринимательство; саморегулируемые организации.
Говоря о методах регулирования, следует уделить внимание смешанным (ГЧП); с применением иностранного капитала; директивным, законодательным.
Описывая концепции регулирования обратим внимание на следующие концепции: развития производственных отношений и производительных сил, выноса производств с территории страны, ВТО, глобального рынка, антикризисные.
Говоря об инструментах ГРЭ необходимо отметить их усиление следующими инструментами: НКО, общественных организаций, политических партий, силовых структур.
Попытка оценить все предлагаемые составляющие механизма ГРЭ, отдельная работа, а в данной предложено дополнение механизма ГРЭ такими направлениями. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2005. С. 249-257
1. Начать изучение механизмов ГРЭ с исследования теоретических позиций, наработок ученых и имеющихся методик.
2. Надо выполнить дополнение формы ГРЭ: поддержка экономики; вмешательство в экономику; смешанная форма; законодательная форма;
3. Дополнение методов ГРЭ такими, как: внешние; внутренние; политические; экономические; социальные; технологические и т. д.
4. Методики ГРЭ нужно обозначить и дополнить следующими методиками: сравнения; вертикальной; трендовой; факторной и т. д.
5. Для любого анализа необходима методология, т. е. комплект методик проведение исследования ГРЭ, порядка проведения его рассмотрения, формирование предложений и наилучших совмещений в употреблении механизмов ГРЭ.
6. Внедрить новые, современные институты.
7. Дополнение методов изучения участием государственных и общественных объединений.
8. Учитывать законодательные трансформирования.
9. Увеличить современными нормативами.
10. Внедрить последние технологии.
Проводя анализ функций и роли государства в экономике, механизмы ГРЭ, допускается формирование комплексного подхода в политике, определение возможных вариантов обеспечить экономико-социальный рост страны, стабилизировать денежно-кредитную систему и рынок в целом. То есть, прикладная экономика, дающая возможность формирования, нужной в данный момент времени, уровня вмешательства государства в экономическую систему.
Исследовательский опыт показывает необходимость государственного вмешательства в экономику страны. И такое регулирование является необходимостью, в ситуациях, когда независимый рынок не справляется с возложенными функциями, невозможность обеспечения паритетного равенства: спрос — предложение. Именно это, изучение механизма ГРЭ в настоящее время показывает актуальность данной темы.
1.2 Границы вмешательства государства в экономику в различных экономических школах
Экономическая литература представлена широким многообразием взглядов на возможности вмешательства государства в рыночную экономику.
Мнения ученых в значительной степени изменялись под влиянием определенных обстоятельств формирования мирового хозяйства. Осознанно регулировать экономику государства стало возможным после кейнсианской революции.
В результате эволюции взглядов в вопросах регулировки процессов экономики, западная макроэкономическая теория произвела формулировку двух альтернативных концепций: кейнсианство и монетаризм. Кейсианская концепция заключалась в отсутствии систематизации свободного рынка внутреннего устройства, позволяющего обеспечить равновесие макроэкономики, поэтому необходимо инициативное государственное вмешательство в экономическую сферу страны, чему способствует дискреционная фискальная политика. Концепция монетаризма исходила из того, что рыночная система имеет возможность автоматического достижения равновесия макроэкономики.
Развитие рыночного хозяйства позволило сформировать разнообразные варианты регулировать и приспосабливать управленческий механизм: стихийно-рыночный и планово-регулируемый. В масштабе микроэкономики в рыночных условиях в настоящий момент сформировался механизм планового управления производством. На уровне национальной макроэкономики длительный период доминировала стихийность регулирования, не работали рыночные принципы. Индивидуализация производства, усложнение связей в экономике определило потребность общенационально регулировать весь процесс общественного производства.
Смешанная экономика, как экономика, которая составляет основы рынка и регулируется государством, определилась особым научным направлением в контексте теории эффективности использования при ограниченных ресурсах. Сидорович А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах. //Общество и экономика, 2001, № 11-12, с. 34
Согласимся с взглядом Абалкина Л., утверждающего отсутствие эффективного, основанного на современном научно-техническом прогрессе социально-ориентированного рыночного механизма в экономике без активной регулирующей государственной позиции. Таких примеров в мире нет. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. //Вопросы экономики, №6, 1997. с. 5
Важнейшее понятие экономической теории, необходимый инструмент регулирования макроэкономики определяется экономической политикой государства. Являясь официальным представителем общества, намеренно созданным постоянным социальным институтом, государство обязано: обоснованно выражать экономические, социальные, духовные и иные потребности общества с учетом интересов будущих поколений; воспроизводить эти потребности в соответственных экономических и политических программах; реализовывать согласование этих потребностей с имеющимися и перспективными возможностями их выполнения; наконец, разработать механизмы и выработать условия для формирования институтов, которые окажут содействие в удовлетворении потребностей Клейнер Г., Д. Петросян. Взаимодействия государства и общества при формировании экономической политики //Общество и экономика. 2005. №4 с. 49..
Современные условия, определяющие основное государственное предназначение, характеризуются более сложными внутренними и внешними экономическими связями, глобальностью человеческих взаимоотношений. И предназначение государства заключается в урегулировании таких процессов и приспособлении их к динамичности трансформаций в мировом развитии.
При этом подчеркнем, что функции государства в современной рыночной экономике есть отражение переходных отношений . Роль государства имеет качественные различия на разных стадиях: становление, формирование рыночной экономики и на этапе функционирования уже сформировавшейся, и отрегулированной рыночной экономики. К задачам государства относятся не только создание возможностей для функционирования рынка на всех стадиях его работы, но и признание его значения в соблюдении баланса общественных интересов, стабильность социальной среды и защита национальных интересов.
Степень регулирования государством и государственного предпринимательства вызывают диаметрально противолежащие мнения. Илларионов А. , Ясин Е. считают, отсутствие государства в экономике показателем эффективности экономики, Абалкин Л., Глазьев С. ? утверждают необходимость регулирования государством. Разделяя воззрение вторых можно достичь соглашения в том, что государство может позиционировать себя по разному по отношению к рынку: «государство над рынком», «государство рядом с рынком», «государство внутри рынка». Соотношение этих конфигураций будет находиться в зависимости от определенного состояния экономики данной страны в обусловленный период. Разносторонний подход к системе «рынок — государство» озадаченный поиском результативного взаимодействия на данной стадии развития экономики и перспектив является необходимостью.
Объемы государственного регулирования, его определенные конфигурации и методы принципиально отличаются по странам. Несут в себе отражение истории, традиций, национальной культуры, масштаб страны, геополитическое местонахождение и другие условия.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первыми учеными экономистами нового времени принято считать научную школу меркантилистов, которая сложилась в XV веке и господствовала еще и два последующих столетия. Меркантилисты выступали против теорий Аристотеля и заявляли: богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги. Главной же сферой, где богатство рождается, они считали торговлю, что собственно и определило название этой теории, поскольку «мер канте» по-итальянски означает «торговец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что важнее всего просто добиться оседания в стране как можно большего количества золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу».
Внимая этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за свои рубежи и ввели должности тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.
Со временем меркантилисты поняли, что сами по себе попытки сделать золото и серебро «не выездными товарами» еще не могут обеспечить стране богатство.
Следующая ступень формирования суждений о роли государства ? физиократы (в переводе с греческого означает «власть природы»). Историческое достижение физиократов состояло в том, что они основательно внедрили в экономическую теорию методы, употреблявшиеся в естественных науках. Они основывались на экономической жизни как естественном процессе, который имеет свои закономерные внутренние принципы. Экономическая теория физиократов считала основополагающим принцип «естественного порядка» (принцип «laisser faire»). «Естественный порядок» основан на следующих условиях: личная заинтересованность и свободная конкуренция; и проходит по постоянным естественным природным законам.
Французские ученые и экономисты 18 века — физиократы свою гипотезу основывали на предположении отсутствия поддержки промышленности и бизнеса. По мнению физиократов единственный источник богатств ? природа и соответственно основа национального благосостояния — продукт, который произведен сельским хозяйством. Франсуа Кенэ, французский ученый-экономист XVIIIвека, придворный врач Людовика XV короля Франции был одним из известных физиократов.
Капиталистическое развитие указало череду стадий увеличения механизма рыночной конкуренции, со стадиями государственного экономического регулирования.
Далее, развитие капитализма свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Соответственно и на авансцену экономической политики выходили то концепции, отстаивающие усиление роли государства в экономических процессах (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий нынешнего века примерно до конца 70-х годов), то концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм и другие экономические теории, которые приобрели особое влияние в 80-е и 90-е годы).
В мировой хозяйственной практике обозначился целый ряд концепций регулирования национальной экономики.
1. Концепция развития производства (со стороны предложения).
Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно в отстающих странах.
2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства.
Задачей правительства признается поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве самоцели. Проводятся антициклическое регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве индустриально развитых стран.
3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции. Эта концепция применялась в США и многих странах Западной Европы до 70-х гг. прошлого столетия.
4. Концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой
зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью национальной продукции на мировом рынке. Концепция стимулирования развития импортозамещающих производств использовалась в свое время, в частности, в СССР, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине, где проводилась так называемая догоняющая индустриализация, основанная на активном участии государства, которое создавало тепличные условия для национальной промышленности. Реализация подобной стратегии обычно оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от
непредсказуемых мировых рынков. На деле же ее осуществление ведет к консервации отставания национальной экономики, препятствует возникновению в ее отраслевой структуре неких мощных локомотивов развития, которые, вполне соответствуя мировым критериям эффективмости, могли бы тянуть за собой сопряженные отрасли. В большинстве случаев концепция импортозамещения не обеспечивает преодоление технологического отставания страны.
5. Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей.
Применялась в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Япония, Италия, Германия, Южная Корея и ряд других стран Юго-Восточной Азии, а также современные латиноамериканские государства). Важнейшей задачей при этом является рост результативности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целевым обеспечением значительной конкурентоспособности вывозной продукции на мировом рынке и провести внешнеэкономическую экспансию.
Главная задача большинства стран по окончании, Второй мировой войны, выражалась максимально возможным стимулированием производственного роста. Сегодня типичной становится иная цель: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е. безопасный, более качественный, нежели количественный, экономический рост.
Прежде главной целью было ? достичь максимальную сбалансированность производства. Однако в ближайшей перспективе вероятнее всего будет использоваться более лояльный подход, сконцентрированный на поддержку целесообразной сбалансированности. Теперь идет поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей ? экономического роста и сбалансированности.
Как неуместным считается гипертрофированный прогресс несоразмерной экономики, так и неприемлема сбалансированность как самоцель при недостаточной правительственной поддержке локомотивов экономического роста.
Проблема выбора и оптимального совмещения всевозможных конфигураций, инструментов и форм регулирования является одной из самых важных, сложных и дискуссионных. Собственно подход к решению этого коренного вопроса, к оценке определенных тех или иных звеньев механизма регулирования экономики, их значения, действенности и дозировки разъединяет представителей разнообразных школ. Убеждения в вопросе о роли и функциях государства в экономике распространяются в диапазоне от ночного сторожа до органа, контролирующего и распоряжающегося практически всем, как владелец принимающий решение факторов производства.
Конечный подход отвечал мировоззрению и практическому применению планового хозяйства. Сегодня роль государства в экономической жизни подвергается кардинальному пересмотру, постсоциалистическим странам необходимо в рамках существующего в мировой науке разброса мнений в оценке места государства в экономической системе (от анархии до тоталитаризма) выбирать оптимальную для себя в каждый данный период своего развития ту или иную комбинацию рынка и плановой системы, позволяющую наилучшим образом разрешить основные проблемы своей рыночной трансформации.
Глава 2. Механизм разработки целей и задач государственного регулирования экономики
2.1 Органы ГРЭ в России, участвующие в разработке целей и задач государственного вмешательства в экономику
Органы государственного регулирования есть во всех сферах жизнедеятельности человека и наделены полномочиями управления в государстве. К компетенции органов управления относится принятие решений и контроль их реализации. Органы государственного регулирования обязаны функционировать исключительно в кругу интересов населения государства.
Органы государственного регулирования экономики обусловлены принципами, раскрытыми в Конституции РФ, на основе которых органы делятся на судебные, исполнительные и законодательные. Сферы деятельности находятся в подчинении направлений политики органов регулирования: внешняя сфера деятельности определена функционированием во внешней политике, а внутренняя сфера деятельности — во внутренней политике государства.
Направление деятельности органов государственного регулирования экономики определяется Президентом РФ, который подписывает федеральные законы после принятия их Государственной думой и одобрения Советом Федерации.
Законодательные органы государственного регулирования разрабатывают и обеспечивают принятие программ развития или поддержания экономического развития государства или субъектов РФ. Исполнительные органы государственного регулирования на высшем уровне обязаны создать условия эффективного выполнения принятых программ экономического развития государства, субъекта Федерации.
Судебные органы государственного регулирования проводят контроль над воплощением принятых программ, оказывают поддержку в рамках действующего законодательства и конституции РФ.
Функции органов государственного регулирования возложена на федеральные комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные службы, министерства РФ, агентства по экономическому развитию. Государственное устройство предполагает разделение полномочий и расширение прав всех субъектов РФ на федеративном и региональном уровнях .
Федеративные органы государственного регулирования экономики руководствуются Конституцией РФ, региональные органы регулирования экономики подчиняются федеративным органам и Конституции РФ. В процессе осуществления функций государственного регулированию выполняется непрерывное улучшение деятельности органов государственного регулирования экономики.
Немаловажную роль в управлении процессами экономики играют агентства и службы налоговой политики, по специальному строительству, по финансовому оздоровлению и банкротству, агентства по судостроению, по патентам и товарным знакам, по государственным резервам. Также принимают участие в государственном регулировании экономики органы надзора по горной промышленности, ядерной и радиационной выработке.
Энергичное и быстрое воздействие на регулирование всевозможных форм ВЭД содействуют указы Президента России. Законодательство наделяет Президента РФ следующими функциями:
— осуществление общего руководства государственной внешнеэкономической политикой;
— подписание международных соглашений, представление России на соответствующих международных форумах;
— регулирование военно-технического сотрудничества;
— определение обстоятельств вывоза драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Регулированием кредитно-денежной сферы занимается министерство финансов, по договоренности с остальными ведомствами может вносить предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД определяет методические основы разработки платежного баланса.
Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.
Федеральное агентство по науке призвано контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.
Федеральная таможенная служба (ФТС) выполняет следующие функции:
— осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;
— принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
— участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;
— осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.;
— ведет таможенную статистику;
— принимает участие в валютном и экспортном контроле;
— принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.
2.2 Среднесрочные и долгосрочные цели ГРЭ на современном этапе в РФ
По форме проявления и содержания планирование может быть стратегическим и текущим, директивным и индикативным.
Определение важнейших направленностей социально-экономического формирования государства ориентированного на долгосрочную перспективу является стратегическим планированием. Цели государственного регулирования национальной экономики определяют приоритетные пути развития, дальнейшего экономического движения страны, создают концептуальные основы развития общества в перспективе.
Реализация управления современными процессами осуществляется текущим планированием.
Директивное планирование осуществлялось в России в дореформенный период — разработка и принятие планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение.
Централизованное директивное планирование воспроизводства достигло наибольшей степени в период существования Советского Союза и других социалистических стран. До конца 1980-х гг. директивное планирование в России являлось основным методом управления народным хозяйством. Основу этого планирования составляла государственная форма собственности. С течением времени централизованное директивное планирование перестало оказывать регулирующее воздействие на сбалансированное, пропорциональное развитие отраслей экономики страны.
Индикативное (рекомендательное) планирование — средство реализации социально-экономической политики правительства путем принятия системы прогнозов, планов по дальнейшему развитию хозяйственных агентов, исключающее прямое государственное воздействие. Особенность индикативного планирования заключается в том, что оно носит рекомендательный характер, и его показатели не подлежат обязательному выполнению. Такое планирование предполагает разработку системы параметров (индикаторов), характеризующих развитие экономики страны, которые желательно достигнуть в соответствии со сроками плана Рагозина Н.Н., Назарук Р.А. Россия: перспективы экономического роста Вологдинские чтения . — 2008 . — № 29 . — С. 25-26.
Государство имеет систему целей регулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющиеся в результате эволюции условий. Высшей целью государственного регулирования является — формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Критериями благоприятного экономического развития государства являются:
— экономический рост эффективного производства;
— экономическая стабильность общества.
Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.
В качестве целей первого порядка принято выделять следующие главные цели регулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:
— обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;
— минимизация безработицы;
— стабильность цен;
— внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе.
О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Например, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита и инфляции. Сложность заключается в равнонаправленном движении.
Цели второго порядка определяются из основных целей регулирования государства. Целями второго порядка устанавливается: стимулировать умеренный экономический рост, создать благоприятные условия роста прибыли, модернизировать производственный аппарат, обеспечить социально приемлемый уровень занятости населения, соразмерно сократить чрезмерное различие в доходах, поддержать высокую конкурентоспособность национальных производителей, поддержать внешнеэкономическое равновесие (обеспечить бездефицитность платежного баланса), поддержать удовлетворительное состояние окружающей среды и др.
Для реализации своих целей государство использует набор средств как экономического, так и неэкономического характера, которые можно условно разделить на прямые и косвенные.
Основой является максимально возможное применение доступных на мировом рынке технологий, покупаемые, или, привлекаемые в страну совместно с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами-производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту.
Производство, основанное на новых технологиях, или производство нового продукта выводится в третью страну (или продается технология, лицензия, ноу-хау) лишь после распространения продукции, рост конкуренции и оптимизация бизнеса вызывает необходимость перенести производство в страну с меньшими издержками. Исключением из правила может, например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах. Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы.
Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ:
(1) использование готовых, отработанных технологий, что минимизирует инновационные риски — достаточно уверенный прогноз технико-экономических характеристик новых продуктов и технологий; приобретение готовых технологий, дает возможность получения всего сопутствующего комплекса — обслуживание, ремонт, обучение персонала;
(2) сокращение сроков осуществления инновационного проекта, плюсом при хорошей инновационной восприимчивости бизнеса получение значительных преимуществ экономикой, в связи с массовым распространением передовых технологий;
(3) появление высокотехнологичных секторов в базовых, посредством нелинейного изменения технологической специализации;
(4) принятие решения конкретным бизнесом (выбор технологии), децентрализация принятия решения, отсутствие государственной политики в определении научно-технологического приоритета, снижение риска ошибочного решения.
В России реализация догоняющей стратегии имеет принципиальные риски:
(1) жесткая конкуренция с остальными производителями подобной продукции (которые используют ту же, или более совершенную технологию). При этом отсутствие инновационной ренты усиливает конкуренцию по цене, а, следовательно, прежде всего, по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на мировых рынках может быть обеспечена только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;
(2) современные технологии настолько сложны, что зачастую недостаточно приобрести лицензию и/или оборудование — требуется весь комплекс знаний и опыта, а, следовательно, эффективное развитие производства преимущественно должно идти в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; в свою очередь это требует очень серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Высокая значимость в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий, повышая вовлеченность страны в глобальные процессы, повышает и зависимость страны, усиливает внешние риски;
(3) сильная зависимость от импорта техники и технологий при прочих равных тормозит развитие собственных разработок, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.
Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии, разработке программного обеспечения и ряде других.
Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Этот путь, более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний.
Одновременно, путь технологического лидерства является гораздо более рискованным:
(1) неопределенность и риски инноваций, основанных на принципиально новых решениях, неизмеримо выше, чем при использовании уже известных технологий, пусть не самых передовых, но более прогрессивных, чем применяемые в настоящее время и дающих существенный прирост производительности и эффективности;
(2) в современном мире обмен знаниями протекает столь быстро, что даже при наличии системы защиты прав на интеллектуальную собственность весьма велика вероятность того, что результаты «прорывных» инноваций будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах.
Для страны с крупной экономикой, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.
С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики — определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь, в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии — вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.
Реализация смешанной стратегии определяет основные акценты в инновационной политике, изложенные в данном документе. Прежде всего, это акцент на приоритезации усилий государства (как финансовых, так и организационных) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.
Заключение
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Государственное регулирование — объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики — необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
Правовое обеспечение рыночных отношений — средство государственного регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.
Учитывать интересы субъектов рынка является необходимостью эффективности государственного регулирования. Государственный сектор экономики ? важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов. Прогнозирование и планирование являются инструментами рыночной экономики.
Экономическая эффективность ? прежде всего, рынок. Современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, постепенно воспринимаемые всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.
Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Список использованных источников
1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. //Вопросы экономики, №6, 1997. с. 5
2. Бузгалин А., А. Калганов. «Рыночно-центрическая экономическая теория устарела» //Вопросы экономики 2004, №3, с. 45.
3. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №9 2001.
4. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. М., 2005.
5. Илларионов А. Актуальные проблемы экономического роста в России //Общество и экономика, №8-9, 2002, с. 30
6. Клейнер Г., Д. Петросян. Взаимодействия государства и общества при формировании экономической политики //Общество и экономика. 2005. №4 с. 49.
7. Кошкин В.И., Шупыро В.М.. Управление государственной собственностью. М., 2004
8. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. М., 2000.
9. Рагозина Н.Н., Назарук Р.А. Россия: перспективы экономического роста Вологдинские чтения . — 2008 . — № 29 . — С. 25-26.
10. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2001.
11. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2005.
12. Салийчук В.Ф. Экономический рост: эволюция современных концепций Вестник Удмуртского университета . — 2008 . — № 2-1 . — С. 57-70.
13. Сапир Ж.К экономической теории неоднородных систем. Опыт исследования децентрализованной экономики: Пер. с фр. / Под науч. ред. Н.А. Макашевой. — М: ГУ-ВШЭ, 2008. — 245 с.
14. Сидорович А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах. //Общество и экономика, 2001, № 11-12, с. 34
15. Синицина Е.А. Экономический регресс общества: раскрытие его сущности, пути возврата к экономическому росту // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . — 2010 . — № 1 . — С. 5-9
16. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 2000
17. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2001.
18. Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 2003
19. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 2001.
20. Ясин Е. Перспективы Российской экономики: проблемы и факторы роста //Вопросы экономики. №5 2002, с. 21
Размещено на