Выдержка из текста работы
2. Методы исследования: экспериментальный метод, гипотетико-дедуктивный метод, историко-модельный метод, метод математического моделирования, метод абстрагирования, методы экономического анализа и синтеза и др. Метод сравнительной статики
3. Основные разделы: микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мировая экономика.
4. Нормативная и позитивная экономикс.
5. Экономическая стратегия и экономическая политика.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: два направления экономической теории: позитивное и нормативное, виды экономической политики
б) уметь: применять различные методы познания экономических явлений, разграничивать экономические показатели на макроэкономические и показатели микроэкономики
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: экономическая наука, экономикс, экономическая категория, экономический закон, экономическая политика, экономические ресурсы, экономическое явление; метод, индукция, дедукция, научный анализ, синтез, абстракция, метод математического моделирования; макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, нормативная экономикс, позитивная экономикс.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
Дополнительная литература
1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Уч. пос. для студентов вузов. – М.: Станкин.
2. Основы рыночной экономики. Курс лекций. Вып. 1. – Н.Новгород: изд.–во Волго–Вят. кадр. центра
3. Самуэльсон П.А. Экономика: Вводный курс. / Пер. с англ. К.В. Пушкарев – М.: Алфавит, 2009.
4. Арыстанбекова А. Экономика, основанная на знаниях // МЭМО. – 2008.– № 6.
5. Коландер Д. — Революционное значение теории сложности и будущее экономической науки // Вопросы экономики.- 2009.- №1
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что является предметом экономической науки?
2. Какие функции выполняет экономическая наука?
3. Назовите основные разделы экономической науки
4. Что изучает позитивная экономическая наука?
5. Какова взаимосвязь экономики с другими экономическими науками?
6. В чем суть воззрений меркантилистов?
7. Чем воззрения физиократов отличались ль взглядов меркантилистов?
8. Когда и представителями какой школы в центр внимания экономической науки был поставлен человек и его потребности?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Роль и место экономической науки в жизни общества.
2. Основные этапы становления и развития экономической теории.
Тема 1.2. Безграничные потребности и экономические ресурсы. КПВ
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучив учебник «Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.», нарисуйте две модели кругооборота (с государством и без государства)
2. Выписать определение «домохозяйства» с позиции американских и отечественных экономистов
3. Проанализируйте пирамиду потребностей А.Маслоу.
II. План практического занятия
1. Материальные потребности общества и их классификация.
2. Экономические ресурсы. Доходы.
3. Кривая производственных возможностей. Экономический рост.
4. Модель кругооборота.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: классификацию потребностей и экономических ресурсов, закон возрастающих вмененных издержек
б) уметь: рисовать два потока (денежный и товарный) в модели кругооборота, объяснить сдвиг кривой производственных возможностей вправо и влево
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: экономические ресурсы, факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, рента, процент, зарплата, прибыль, нормальная прибыль, экономическая прибыль; потребность, материальная потребность, духовная потребность, безграничные потребности; КПВ, альтернативные издержки, закон возвышения потребностей, закон возрастающих альтернативных издержек; рынок продуктов, рынок ресурсов, домохозяйство, фирма, предприятие, чистые налоговые поступления.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Микро–, макро–, и прикладная экономика: Учеб. – М.: Изд–во ЦИПКК АП, 2009.
2. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: МГТУ, 2008.
3. Фишер С., Дорнбуш Д., Шмалензи Р. Экономика: Учеб. – М.: Дело, 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что происходит с КПВ, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества?
2. Что вы понимаете под термином «альтернативная стоимость»?
3. В какой работе В.И.Ленин описывал закон возрастающих потребностей?
4. Как называется доход от использования земельного фактора производства?
5. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике?
6. Что такое потребность?
7. Как можно сгруппировать потребности?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Методы стимулирования экономического роста и проблема загрязнения окружающей среды.
2. Государственное регулирование экономического роста.
Тема 1.3. Экономическая система
I. Задания для самостоятельной работы
1. Собрать и проанализировать статистические данные по распределению предприятий и организаций РФ по формам собственности с 2005 по 2009 гг. из статистического сборника «Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат.» — М., 2011. — С. 343.
2. Изучить данные «Российского статистического ежегодника за 2009» и проанализировать статистические данные по приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий в РФ по формам собственности и способам приватизации в 2005-2009 гг.
3. Законспектировать работу Рональда Коуза «Природа фирмы» 1937 года и выучить введенное им определение «трансакционные издержки».
II. План практического занятия
1. Собственность как экономическая и юридическая категория. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.
2. Основные экономические проблемы. Что производить. Как производить. Для кого производить. Сколько производить. Способна ли система адаптироваться.
3. Экономическая система. Типы экономических систем, их достоинства и недостатки: традиционная экономика, командная экономика, рыночная.
4. Государство в смешанной экономике. Внешние эффекты и общественные блага.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: типы экономических систем, пять фундаментальных вопросов, знать, что означает понятие «асимметрия информации»
б) уметь: классифицировать предприятия по форме собственности, по правовому положению, по принадлежности капитала, по виду хозяйственной деятельности
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: собственность, частная собственность, государственная собственность, коллективная собственность, смешанная собственность, объекты собственности, субъекты собственности, владение, распоряжение, пользование, неоинституционализм, аренда; экономическая система, государственное планирование, свободный рынок (чистый капитализм), командная экономика, социализм, коммунизм, традиционная экономика; переходная экономика, приватизация, разгосударствление, национализация; натуральное хозяйство, бартер, товар, товарное хозяйство, рынок; основные экономические проблемы (пять фундаментальных экономических вопросов), что производить, сколько производить, как производить, для кого производить, способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Батяева А. Кто работает эффективнее: государственное или негосударственное предприятие? // МЭМО. – 1999. – № 3.
2. Волков А.М. Швеция: социально–экономическая модель. – М., 1991.
3. Кондратьев Р., Г.Рамазанов Средний бизнес в мире и в России // МЭМО. – 2008. – № 6.
4. Милюков А.И., Сенчагов В.К. Шведская модель: третий путь развития. // ЭКО – 1992. – №2.
5. Сауткина В. Интересы создателей интеллектуальной собственности в законодательстве РФ // МЭМО. – 2008.– № 12
6. Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики. – 2008 – № 8.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каким образом традиционное общество решало проблему редкости ресурсов?
2. Что понимают под «пучком » прав собственности?
3. Каким образом командная экономика решала проблему редкости ресурсов?
4. Каким образом рыночная экономика решала проблему редкости ресурсов?
5. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике?
VI. Примерная тематика рефератов
- Национальные типы хозяйства.
- Японская модель управления экономикой.
- Социальная политика государства в Швеции.
- История образования акционерных обществ.
- Современные формы предпринимательской деятельности в Ленинградской области.
- Рыночное распределение и социальная эффективность
Тема 1.4. Рынок и его инфраструктура.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Покажите графически ситуацию на рынке, когда равновесная цена определяется только кривой спроса
2. Опишите ситуацию, когда наблюдается а)излишек потребителя (consumer’s surplus) , б) излишек производителя.
II. План практического занятия
1. Рынок и его структура.
2. Функции рынка. Условия его функционирования.
3. Позитивные и негативные стороны рынка.
4. Роль государства в экономике.
5. Инфраструктура рынка.
6. Благо и его классификация.
7. Деловая игра «Рынок».
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: классификацию благ, рынка, его негативную и позитивную роль
б) уметь: выделять функции государства, отличать товар от блага
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: инфраструктура, биржа, конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, рынок монополистической конкуренции, рынок совершенной (свободной) конкуренции; экономические благо, общественное благо, частное благо, материальное благо, нематериальное благо, неэкономическое благо; товар, нормальный товар, товар высшей категории, товар низшей категории, частный товар, товар субститут, взаимодополняющие товары (сопряженные, сопутствующие), взаимозаменяемые товары.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Самуэльсон П., Нордхаус У. Как рынок разрешает основные экономические проблемы. // Америка. – 1992. – № 6.
2. Иванов Ю. Ненаблюдаемая экономика в странах СНГ//Вопросы экономики. – 2009.- № 8.
3. Смагин В.Н. Элементы рыночной экономики. Вып. 2: Спрос, предложение, цена. – Челябинск: Изд–во Челяб. техн. ун–та, 2006.
4. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009.- 576 с.
6. Экономическая школа. – Санкт–Петербург. 2008. Т.1. Вып. 1.
7. Любовный В. Важный аспект инфраструктурного обеспечения перехода страны к инновационному типу развития // РЭЖ. – 2008. – № 11.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем товарное хозяйство отличается от натурального?
2. Дайте определение «рынка».
3. Каковы предпосылки возникновения рынка?
4. Назовите главные функции рынка.
5. Приведите примеры общественных благ.
6. Что такое инфраструктура рынка и что она в себя включает?
7. По каким критериям можно сгруппировать все рынки?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Особенности становления рынка в России.
2. Инфраструктура рынка.
Модуль 2 Структура рынка и конкурентная стратегия
Тема 2.1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
I. Задания для самостоятельной работы
1. Нарисуйте кривую рыночного спроса D, которая образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса D1 D2 D3 всех потребителей на рынке
2. Покажите на графике к чему приводит введение низшего предела цены (price floor)
II. План практического занятия
1. Спрос. Закон спроса. Кривая D. Факторы, воздействующие на спрос.
2. Предложение. Величина предложения. Индивидуальное и совокупное предложение. Кривая S. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
3. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена и равновесное количество продукта.
4. Введение потолка цен. Низший предел цены.
5. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя.
6. Эластичность.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: чем отличается спрос от величины спроса, изменение предложения от изменения величины предложения, закон спроса, закон предложения
б) уметь: рисовать кривую спроса, кривую предложения, вычислять эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестную и дуговую эластичность
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: спрос, величина спроса, изменение спроса, изменение величины спроса, эффект дохода и эффект замещения; предложение, величина предложения, изменение величины предложения; точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество товара, дефицит, избыток, цена; эластичность, эластичность спроса по доходу, эластичное предложение, единичная эластичность, перекрестная эластичность.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Любовный В. Важный аспект инфраструктурного обеспечения перехода страны к инновационному типу развития // РЭЖ. – 2008. – № 11.
2. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с..-(Серия «Учебное пособие»).
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. — 576 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем спрос отличается от величины спроса?
2. Назовите неценовые детерминанты, сдвигающие кривую спроса влево
3. Как измениться положение кривой спроса, если число покупателей на рынке увеличится?
4. Чем эффект дохода отличается от эффекта замещения?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Особенности становления рынка в России.
2. Роль и место сферы услуг в мировой экономики и экономики России
Тема 2.2. Теория потребительского поведения.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить и законспектировать самостоятельно отличительные и характерные черты порядковой (ординалистической) теории потребительского поведения от количественной (кардиналистической).
2. Изучить и законспектировать знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.
3. Законспектировать два закона Генри Госсена.
II. План практического занятия
1. Вклад К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бем-Баверка в разработку теории маржинализма.
2. Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
3. Законы Госсена.
4. Исследование закона убывающей предельной полезности для объяснения потребительского выбора. Правило потребительского поведения.
5. Бюджетное ограничение.
6. Кривая безразличия, карта кривых.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: закон убывающей предельной полезности, чем отличается общая полезность от предельной, математическую формулу правила потребительского поведения.
б) уметь: рисовать кривую безразличия, карту кривых безразличия, бюджетную линию.
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: потребительский выбор, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность, кардиналистическая теория потребительского поведения, положение равновесия потребителя, правило потребительского равновесия, ординалистическая теория потребительского поведения, кривая безразличия, карта кривых безразличия, потребительские предпочтения, бюджетное ограничение, бюджетная линия.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Бодриков М. Классическая теория ценности: современное звучание нерешенных проблем //Вопросы экономики. – 2009.- № 7.
2. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.-(Серия «Учебное пособие»).
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009.- 576 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое полезность? От чего зависит полезность экономического блага? Зависит ли полезность блага от издержек его производства?
2. Что такое предельная и совокупная полезность?
3. В чем суть закона убывающей предельной полезности?
4. Какова динамика совокупной полезности?
5. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением?
6. Как разрешается парадокс потребности в воде и алмазах исходя из теории полезности
7.Чем кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской?
8. Что понимается под эффектом Веблена?
9. Что показывает кривая безразличия?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Роль потребителя в экономике.
2. Маржинализм.
Тема 2.3. Анализ издержек производства
1. Изучите классификацию видов спроса по Р.М.Нурееву (см. учебник «Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М.Нуреева — М.: Норма, 2005 — С. 69»)
2. Нарисуйте кривую Энгеля (см. учебник «Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М.Нуреева — М.: Норма, 2005 — С. 72»).
II. План практического занятия
1. Издержки производства. Внешние и внутренние издержки. Явные и скрытые издержки.
2. Экономические (вмененные) издержки. Издержки и прибыль фирмы. Нормальная прибыль. Бухгалтерская прибыль и экономическая (чистая) прибыль.
3. Издержки производства в кратковременном периоде. Переменные, постоянные, общие издержки.
4. Средние издержки: средние общие, средние переменные, средние постоянные. Предельные издержки. Соотношение между различными видами издержек.
5. Точка безубыточности. Закон убывающей отдачи.
6. Издержки производства в долговременном периоде.
7. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде; типы предприятий.
Деловая игра «Фондовая биржа».
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: закон убывающей предельной полезности, закон убывающий отдачи.
б) уметь: вычислять и рисовать графики TC, TFC, TVC, AVC, AFC, ATC, MC
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: издержки производства, внешние издержки, внутренние издержки, закон убывающей отдачи, явные издержки, бухгалтерские издержки; краткосрочный период, переменные издержки, постоянные издержки валовые (совокупные) издержки, предельные издержки, средние общие издержки, средние переменные издержки, средние постоянные издержки. Долгосрочный период, эффект масштаба, отрицательный эффект масштаба, положительный эффект масштаба, постоянная экономия от масштаба.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Аверх Г.Л., Федоренко Н.П., Щукин Е.П. Затраты и результаты: беседы об экономике. – М., 1990.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – СПб., 2009.
3. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М.: ИНФРА – М, 2007. Гл. 8.
4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2009.
5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Учеб. – М.: Экономика, Дело, 2002. Гл. 7.
6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учеб. Пер. С англ. Е.Е. Балашовой и др. – М.: Дело, 2009.
7. Яковлев А., Симачев Ю., Данилов Ю. Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса //Вопросы экономики. – 2009.- № 6.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Напишите формулу для расчета ТС
2. Какие виды издержек можно проанализировать в краткосрочный период времени?
3. Какие виды издержек лежат в основе эффекта масштаба?
VI. Примерная тематика рефератов
1. Основные направления уменьшения издержек производства на современном этапе НТР.
2. Роль государственных программ в снижении издержек производства.
Тема 2.3. Конкуренция и ее формы. Предложение в условиях совершенной конкуренции
I. Задания для самостоятельной работы
1. Нарисуйте два рисунка «Краткосрочное конкурентное равновесия для фирмы» фирмы» и «Краткосрочное конкурентное равновесия для отрасли» и объясните их взаимосвязь
2. Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы совершенна эластично по отношению к рыночной цене. Нарисуйте ее график
3. Законспектируйте труд американского экономиста Й.Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия». Поясните, что Й.Шумпетер понимал под «созидательным разрушением»
II. План практического занятия
1. Конкуренция. Негативные и позитивные стороны.
2. Межотраслевая и внутриотраслевая конкуренции.
3. Ценовая и неценовая конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция.
4. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции
5. Монополия. Причины ее возникновения и формы. Естественная и искусственная монополия.
6. Предложение в условиях чистой монополии.
7. Антимонопольная политика государства.
8. Олигополия.
9. Монополистическая конкуренция. Определение цены и объема производства.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: четыре модели рынка, понятие и сферу распространения чистой конкуренции, положительные и отрицательные стороны конкуренции, ее классификацию, принцип сопоставления валового дохода с общими издержками, правило равенства предельного дохода (цены) и предельных издержек
б) уметь: приводить примеры ценовой конкуренции, межотраслевой и внутриотраслевой, рисовать графики «краткосрочное положение, максимизирующее прибыль чисто конкурентной фирмы», «краткосрочное положение, минимизирующее убытки чисто конкурентной фирмы», «краткосрочное положение, ведущее к закрытию чисто конкурентной фирмы», «правило равенства цены и предельных издержек и кривая краткосрочного положения конкурентной фирмы», «положение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы»
в) акцентировать внимание на следующих понятиях: конкуренция, типы конкурентного поведения, методы конкуренции,
ценовая и неценовая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, рынок совершенной конкуренции, монополия.
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – СПб., 1999.
2. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2007.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Учеб. – М.: Экономика, Дело, 1992.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учеб. Пер. С англ. Е.Е. Балашовой и др. – М.: Дело, 2009.
5. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.: ил.-(Серия «Учебное пособие»).
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. — 576 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое конкуренция? Какие функции она выполняет в рыночной экономике?
2. Какие существуют типы конкурентного поведения? Как группируются
фирмы с точки зрения их активности в конкурентной борьбе?
3. Какие существуют методы конкурентной борьбы?
4. Что такое "добросовестная" и "недобросовестная конкуренция"?
5. Назовите основные черты рынка совершенной конкуренции.
VI. Примерная тематика рефератов
- Естественные монополии в России.
- РЦБ как рынок совершенной конкуренции.
Тема 2.4. Рынки факторов производства. Производство и спрос на экономические ресурсы (4 часа)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить мнение отечественных ученых — аграрников о состоянии рынка земли в России
2. Законспектировать статью Абалкина Леонида «Аграрная трагедия России» //Вопросы экономики. – 2009.- № 10
3. Изучить и законспектировать тему «Золотое правило, накопления капитала (Golden rule)» по учебнику Курс экономической теории/ Сидорович А.В., Агапова Т.А., Васильева Н.И., Емцов Р.Г. и др.- М. МГУ глава 30.
II. План практического занятия
1. Значение формирования цен на ресурсы: денежные доходы, распределение ресурсов, минимизация издержек, экономическая политика.
2. Формирование цен на ресурсы.
3. Понятие «Природные ресурсы». Влияние природных ресурсов на экономику.
4. Рента. Экономическая рента. Земельная рента.
5. Рынок капитала. Ссудный процент.
6. Предпринимательский доход и экономическая прибыль.
7. Источники экономической прибыли. Функции прибыли.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучив данную тему, студент должен
а) знать: формулу дисконтирования
б) уметь: рисовать графики «Рынок земли», «Экономическая рента»
в) акцентировать внимание на следующих понятиях:
Земля, предложение земли, спрос на землю, земельная рента, арендная плата, цена земли, капитал, реальный капитал, основной капитал, оборотный капитал, физический износ капитала, моральный износ капитала, амортизация, амортизационные отчисления, ссудный процент, норма процента (процентная ставка), неоклассическая теория процента, номинальная процентная ставка, реальная процентная ставка, дисконтирование, инвестиции и дисконтированные доходы, прибыль, теории прибыли, функции прибыли.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как определяется цена земли? Какие факторы влияют на цену земли?
2. Какие трактовки сущности заработной платы Вы знаете?
3. Что собой представляет рынок труда и каковы его функции? В чем отличие рынков труда от рынков товара?
4. От чего зависит общее предложение труда на рынке?
5. В чем особенности предложения труда отдельным индивидом?
6. В чем суть эффектов дохода и замещения?
7. В чем особенности земли как фактора производства?
8. Охарактеризуйте спрос на землю. От чего он зависит? Почему предложение земли совершенно неэластично?
9. Что такое земельная рента? Как она формируется и от чего зависит?
10. Какая разница между земельной рентой и ценой земли?
IV. Рекомендуемые источники:
Основная литература
1. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 2010.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. – М.: Республика, 2009.
Дополнительная литература
1.Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Учеб. – М.: Экономика, Дело, 1992.
2.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учеб. Пер. С англ. Е.Е. Балашовой и др. – М.: Дело, 2009.
3.Абалкин Л. Аграрная трагедия России //Вопросы экономики. – 2009.- № 10
4.Яковлев А. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? //Вопросы экономики. – 2009.- № 12
5. Курс экономической теории/ Сидорович А.В., Агапова Т.А., Васильева Н.И., Емцов Р.Г. и др.- М. МГУ.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
- Современная микроэкономика и ее методология.
- Анализ спроса и предложения и его применение.
- Теория потребительского выбора.
- Анализ кривых безразличия и их применение.
- Рыночный спрос и его эластичность.
- Теория производства.
- Товары и услуги общественного пользования.
- Теория внешних эффектов и ее применение.
- Функционирование фирмы и отрасли в условиях монополистической конкуренции.
- Функционирование фирмы и отрасли в условиях монополии.
- Функционирование фирмы и отрасли в условиях олигополии.
- Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции.
- Спрос на чистые общественные блага и их предложение.
- Рынок труда.
- Рынок капитала.
- Рынок земли.
- «Провалы» рынка и регулирующая роль государства.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения.
- Применение эластичности в микроанализе.
- Экономические системы и их типологизация.
- Фирма: природа, цели, организационные структуры.
- Сравнительный анализ различных типов рынков.
- Особенности функционирования отраслей естественных монополий.
- Особенности рынка совершенной конкуренции.
26. Утечка капитала из России.
27. Рынок рабочей силы в России.
- Рынок земли: проблемы и перспективы развития в России.
- Рынки факторов производства на современном этапе.
- Ценообразование в условиях чистой конкуренции.
- Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние.
- Асимметрия информации и рынок.
- Рынок абсолютной монополии.
- Поведение потребителя в рыночной экономике.
- Особенности рынка труда. Экономическая рента.
- Институциональные аспекты рыночного хозяйства.
- Теория общественного выбора.
- Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага.
- Основные направления государственного регулирования рынка труда.
- Теория рационального использования ограниченных ресурсов.
- Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: роль государства
- Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
- Модели несовершенной конкуренции.
- Типы и модели экономических систем.
- Экономические потребности и блага.
- Фирма как объект микроэкономического анализа.
- Организационные формы предпринимательства.
- Характерные черты предпринимательского потенциала России.
- Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы.
- Конкуренция и монополия на рынке.
- Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому и по Хиксу.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Основные функции экономической теории и методы ее изучения.
2. Микро-, макроэкономика, мировая экономика.
3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.
4. Конкуренция и ее виды.
5. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
6. Кругообороты благ и доходов.
7. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
8. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
9. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
10. Метод сравнительной статики, показатели эластичности.
11. Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей.
12. Факторы производства и плата за их использования.
13. Кривая производственных возможностей.
14. Альтернативные издержки и закон возрастающих альтернативных издержек.
15. Собственность как экономическая и юридическая категория.
16. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.
17. Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна ли система адаптироваться).
18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).
19. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена.
20. Излишки потребителя и производителя.
21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).
22. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация.
23. Олигополия.
24. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли).
25. Сравнительное преимущество.
26. Производственная функция.
27. Факторы производства. Рабочая сила, физический капитал.
28. Рынки факторов производства. Рента, заработная плата.
29. Бюджетное ограничение, кривые безразличия.
30. Эффект дохода и эффект замещения.
31. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства.
32. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
33. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.
34. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
35. Понятие рынка как экономической категории. Структура рынка.
36. Рынок и его функции.
37. Инфраструктура рынка.
38. Товар и его классификация.
39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос.
40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение.
41. Рыночное равновесие и его нарушение.
42. Дефицит и избыток на товарном рынке.
43. Эластичность спроса.
44. Эластичность предложения.
45. Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности.
46. Издержки производства и их классификация.
47. Издержки производства в долговременном периоде.
48. Основные формы предпринимательской деятельности и их классификация.
49. Управление акционерными компаниями. Фондовая биржа.
50. Сущность конкуренции. Межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция.
51. Совершенная и несовершенная конкуренция.
52. Монополия и ее виды. Антимонопольная политика государства.
53. Прибыль. Нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая или чистая прибыль. Закон убывающей отдачи.
54. Экономические законы и экономические категории.
55. Экономическая эффективность: понятие, эффективность по Парето; измерение эффективности производства и потребления благ. Эффективность на микроуровне.
56. Рынок рабочей силы.
57. Рынок земли.
58. Рынок капитала.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: Микроэкономика
Направление подготовки (специальность):
61 б Экономика
Профиль подготовки
Экономика предприятий и организаций
Квалификация выпускника:
бакалавр
АвторСнежана Михайловна Каранец
Издано в авторской редакции
Санкт-Петербург