Выдержка из текста работы
Понятие устойчивого развития было введено в широкое обращение докладом Комиссии Брундтланд ( Наше общее будущее, 1989) и затем на Конференции в Рио-де-Жанейро. Однако более точно этот английский термин следовало бы передать как непрерывно поддерживаемое развитие. Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение. Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность. Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции. Принципы 3–5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. В принципах 7–9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды. Принцип 7 вызвал серьезные споры и попытки его ревизии (что не удалось сделать) на Конференции в Йоханнесбурге (особенно его положение о том, что «вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут хотя и общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают, что в контексте международных усилий они ответственны за обеспечение устойчивого развития с учетом их сильного антропогенного давления на окружающую среду, а также технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают». В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов. Государства в своей деятельности должны использовать принцип природоохранной предосторожности – «В тех случаях, когда существует угроза серьезных необратимых нарушений в окружающей среде, отсутствие полной научной определенности не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать принятие экономически эффективных мер по предотвращению природной деградации» (принцип 15). Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18). Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21–23. Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24–26). Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.
Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Термин оказался весьма популярным, так как связывал проблемы охраны окружающей среды, стабилизации экономики и обеспечения благополучия людей. Уже к 1989 г. насчитывалось более 30 попыток таких определений. Сейчас их значительно больше; все они группируются в определенную систему. Некоторые определения устойчивого развития (УР):
- УР основывается на моральном принципе равенства между генерациями, видами и группами.
- Экономический рост и развитие, которые дополняют друг друга и не антагонистичны окружающей среде и обществу (точка зрения многих международных организаций).
- УР — это такое экономическое развитие, которое не подрывает природную базу для будущих поколений и возрастает в расчете на душу населения.
- УР — это экономическое развитие, обеспечивающее устойчивость окружающей среды и устойчивый, постоянный экономический рост.
- УР — процесс гармонизации человечества и окружающей среды (т. е. приводящий их к гармоничному взаимодействию).
- Коэволюция человека и биосферы, т. е. такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.
- Забота об окружающей среде для обеспечения развития.
- Руководство, которое может вести нас по пути развития.
- Попытка понять будущее сегодня.
Тем не менее, появление концепции устойчивого развития, т. е. такого развития, которое учитывает фактор окружающей среды, в особенности в экономике, оказалось очень важным шагом в истории цивилизации.
Определения понятия «устойчивое развитие»
№ п/п |
Определение |
Источник |
|
развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности. |
Доклад Комиссии Брундтланд (1987, рус. перевод 1989). |
|
такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений. |
академик, председатель СО РАН, вице-президент РАН Коптюг В.А. |
|
такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли. |
Всемирная стратегия охраны природы, 1980 (WorldConservation Strategy. IUCN,UNEP and WWF. 1980). |
|
управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей |
Всемирный банк |
|
управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации |
Урсул А.Д. |
|
целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой. |
Кувшинов М. А. |
|
такое развитие, которое не влечет за собой необратимого изменения среды обитания человека |
Н. Давыдова, О. Тимофеева |
|
реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и природы |
Моисеев Н.Н.. |
|
переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства |
Пчелинцев О.С. |
|
процесс, ориентированный на постоянное сохранение динамического равновесия посредством целенаправленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды |
Цвикилевич А.В. |
Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] / Т. В. Бегун // Экономика, управление, финансы (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.
В другом документе, принятом на Конференции в Рио-де Жанейро –«Повестка дня» —
каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития. Национальные стратегии устойчивого развития имеют различные акценты. Так, в Великобритании – это сохранение окружающей природной среды, в Канаде – основные потребности человека, во Франции – перечень различных приоритетных тем (например, в 1995 г. – разработка показателей для устойчивых городов и природные проблемы городов).
Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР–2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».
Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР–97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио–де–Жанейро, 1992 г.). НСУР–2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно–технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.
В НСУР–2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–окружающая среда–экономика».
В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально–экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово–экономические и социально–политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.
Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).
Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика способна обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработица, резкой имущественной дифференциации населения.
Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества, исходя из современных тенденций мировых экономических процессов развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально–экономические и культурные связи, а также со странами дальнего зарубежья при одновременной защите отечественных интересов.
Беларусь выбрала такую стратегию развития, потому что она отвечает интересам и специфике страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально–экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.