Содержание
Введение3
1.Экономическая рента5
1.1.Понятие экономической ренты5
1.2. Формы экономичной ренты12
1.3.Особенности экономической ренты16
2.Особенности рынка труда19
2.1.Общая характеристика рынка труда19
2.2.Формирования цены на рынке труда20
Заключение25
Список литературы27
Выдержка из текста работы
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра социально- экономических теорий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Содержание и особенности рынка труда
Выполнил/а студент/ка:
гр. ЭК 32 С
Немцева Т.В.
Научный руководитель:
Ванеркина Т.С.
Чебоксары
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Рынок труда: сущность, содержание и структура 4
Глава 2. Особенности и состояние рынка труда в Российской Федерации 14
Глава 3. Проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации 23
Заключение 31
Приложение 32
Список использованной литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг, является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Ситуация на рынке труда находится в постоянном изменении: происходит изменение численности экономически активного населения, спроса и предложения рабочей силы, конкурентоспособности, профессионального уровня кадров и других факторов непосредственно влияющих на развитие рынка труда. В таких условиях изменяющейся ситуации на рынке труда его изучение остается актуальным и необходимым. Постоянное изучение рынка труда позволяет реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке в данный момент и выявлять методы действия в области его регулирования.
Данная курсовая работа посвящена изучению рынка труда. Особое внимание в курсовой работе уделяется следующим важным моментам:
§ Сущности, содержанию и структуре рынка труда, т.е. рассматриваются понятия рынка труда, механизмы его функционирования;
§ Особенностям состояния рынка труда в Российской Федерации, т.е. отражается сложная ситуация становления российского рынка труда, обусловленная переходом от плановой экономики (когда в стране была полная занятость в общественном производстве, требовавшем обязательности и всеобщности труда) к рыночной системе экономической активности;
§ Проблемам регулирования рынка труда Российской Федерации.
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
“Рынок труда представляет собой сферу рыночных отношений между работником (носителем рабочей силы) и работодателем (фирмой, предприятием), складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения”[1].
Рынок труда очень специфичен. Его специфика во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Что же продается и покупается на рынке труда? Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд. Вот как отвечает на этот вопрос профессор Чепурин М.Н.: “Ответ как будто очевиден, — конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе… Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник”[2].
На рынке труда переплетаются интересы двух его субъектов: продавца и покупателя. В качестве продавцов выступают работники, предлагающие свои услуги труда (способности к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. Предприниматели и трудящиеся ведут совместные переговоры, на которых обсуждаются вопросы относительно характера, условий труда и его оплаты.
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис.1):
1. отношения между наемными работниками и работодателями;
2. отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
3. отношения между субъектами рынка труда и государством.
Рис.1 Система отношений на рынке труда
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.
Рынок труда выполняет ряд функций:
1. организация встречи работодателей и наемных работников;
2. обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и между наемными работниками;
3. установление равновесных ставок заработной платы;
4. решение вопросов занятости населения;
5. осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
Организационной формой рынка труда является биржа труда, которая осуществляет посредничество между фирмами и предпринимателями, с одной стороны, и работниками с другой, по вопросам найма рабочей силы. Кроме того, здесь регистрируются безработные, выплачиваются им пособия, проводится переобучение лиц, ищущих работу, на профессии, необходимые рынку, оказывается помощь консультационного характера.
В рыночной экономике, в отличие от командной, рынок труда является свободным; отсутствует всякое принуждение к труду. Он создает такие условия для жизнедеятельности, которые побуждают работников к высокопроизводительному труду.
Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за свой талант, способности, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. В то же время, приобретая рабочую силу по цене спроса, рынок препятствует возможности получать за труд больше, чем он того стоит. Иначе говоря, рынок труда есть подлинный ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий естественную цену труда. Тем самым рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой трудотовар нанимателю, уверенно состязаться с конкурентами, меньше опасаться попасть в число безработных. Поэтому и произрастают высокие показатели эффективности и качества труда в рыночной экономике.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
“Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест”[3].
Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Таким образом, получается, что при росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении зарплаты спрос на труд возрастает.
Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис. 2).
|
Рис.2 Кривая спроса на труд
На рисунке на оси абсцисс изображена величина требующегося труда (L), а на оси ординат – ставка заработной платы (W).
Каждая точка на кривой спроса DL, показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой зарплате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.
Спрос на рынке труда зависит от множества факторов, в том числе от общей величины спроса в экономике, методов и технической оснащенности производства, производительности труда.
“Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования” [4].
Предложение труда обуславливается следующими факторами:
§ Численностью населения, прежде всего трудоспособного;
§ Средним количеством рабочих часов за определенное время;
§ Количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.
Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.
Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом предложения труда выражается в кривой предложения труда, отраженной на рисунке 3.
Рис. 3 Кривая предложения труда
Кривая предложения (SL) показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Конфигурация кривой и ее положительный наклон показывают, что более высокой заработной плате соответствует большая величина предложения труда и наоборот.
В количественном выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости или непосредственно на предприятия и в организации. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:
§ высвобождаемые работники;
§ увольняемые работники (по причинам текучести и в связи с окончанием срока договора);
§ выпускники общеобразовательных учреждений; лица, прибывшие из других территорий;
§ лица, выходящие на рынок труда из домашнего и личного подсобного хозяйства.
Изучив содержание и сущность рынка труда, обратимся к изучению структуры рынка. Рынок труда имеет несколько структур: конкурентную, монопсоническую, профсоюзную.
На конкурентном рынке труда ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на условия купли-продажи труда. На монопсоническом масштабы спроса и уровень цены определяет покупатель, а на профсоюзном – продавец.
Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками:
2. множеством рабочих одинаковой квалификации, предлагающих свои услуги труда;
3. невозможностью для фирм и рабочих контролировать уровень заработной платы.
На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма сталкивается с совершенно эластичной кривой предложения труда. Рыночный уровень заработной платы определен, и фирма из-за незначительности своей доли на рынке не оказывает на него никакого влияния.
Ситуация на конкурентном рынке труда для отдельной фирмы представлена на рисунке 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.4 Конкурентный рынок труда на уровне фирмы
Для фирмы кривая предложения труда будет строго горизонтальна, так как заработная плата определяется рынком. Фирма нанимает рабочих до тех пор, пока предельный доход станет равным предельным издержкам в точке А. Величина всего денежного дохода будет описываться площадью OW1AL1. Многоугольник OW2AL1 описывает весь доход фирмы, созданный рабочими, но в виде заработной платы они получают лишь величину OW1AL1. Оставшаяся часть созданного дохода используется для выплаты доходов по другим факторам производства (капитал, земля).
В целом ситуация на конкурентном рынке труда представлена на рисунке 5.
|
|
|
|
|
|
|
Рис.5 Конкурентный рынок труда в целом
Величина предложения в данном случае определяется предельными издержками труда, которые могут быть вмененными. Уровень заработной платы при этом определяется эффективностью вариантов использования труда. Эти варианты представляют собой возможность перейти на другую работу как в отрасли, так и в регионе, сменить профессию, повысить квалификацию и т.п. В зависимости от имеющихся альтернатив (например, в какой местности зарплата самая высокая) определяется общий уровень оплаты, которую предприниматели будут вынуждены повысить для одной и той же профессии и квалификации, но уже во всех регионах.
Модель монопсонии характеризуется наличием на рынке труда одного покупателя, а также его возможностями воздействовать на величину заработной платы. Обычно такая модель возникает в небольших городах, занятость населения в которых зависит от одной фирмы. При этом уровень занятости и заработная плата в данном случае будут ниже, чем на конкурентном рынке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.6 Монопсонический рынок труда
На конкурентном рынке кривые спроса и предложения пересекались бы в точке А. Но единственный покупатель максимизирует прибыль за счет найма меньшего количества рабочих (сL1 до L2) и сокращения затрат на заработную плату (с W1до W2).
Примером монопсонического рынка труда может являться рынок труда советского времени, когда государство, по существу, являлось единственным покупателем. Занятость обеспечивалась сохранением излишних рабочих мест, так как ее нужно было обеспечить всем, а заработная плата держалась на низком уровне. В результате подрывались стимулы к труду, тормозился научно-технический прогресс, господствовали иждивенческие настроения.
Профсоюзная модель связана с коллективной продажей рабочей силы через профессиональный союз. При этом для повышения заработной платы он использует следующие методы:
1. ведение ограничений на предложение труда (законодательство об ограничении рабочей недели, лимитирование тяжести труда и др.);
2. повышение уровня минимальной заработной платы;
3. увеличение спроса на труд (реклама товара, агитация за принятие тарифов для защиты местного рынка и др.);
4. устранение эксплуатации труда монополистом (особенно на рынке монопсонии, когда профсоюзы добиваются более высокого уровня заработной платы без сокращения занятости и т.п.).
Взаимодействие профсоюзов и государства осуществляется в значительной степени через заключение коллективных договоров и тарифных соглашений. В них отражаются вопросы организации и оплаты труда, обеспечения безопасности условий труда, продолжительности рабочего времени и др.
Вывод:
§ Рынок труда — наиболее сложный элемент экономики. Он представляет собой сферу рыночных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров и так далее. Его важными звеньями являются региональные и местные службы труда (биржи труда), осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке – безработных, инвалидов, иммигрантов и нетрудоустроенной молодежи.
§ На рынке труда, так же, как и на других рынках действует закон спроса и предложения.
§ Рынок труда разнообразен. Он имеет несколько структур: конкурентную, монопсоническую и профсоюзную.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сложное становление российского рынка труда обусловлено различными факторами и, прежде всего, противоречивым переплетением старого и нового. Исходным пунктом развития российского рынка труда явилась советская система трудовых отношений.
Рассмотрим подробнее советскую модель рынка труда.
“Рынок труда находился под жестким административным контролем. Государство практически выступало в роли единственного работодателя. Предполагалось, что плановые органы способны балансировать численность и структуру трудовых ресурсов с потребностями производства – сначала на бумаге, а затем в реальной жизни. Такая система вела к серьезным искажениям в структуре занятости. Основная масса рабочей силы концентрировалась на сверхкрупных и крупных предприятиях. И самое крайнее выражение эта тенденция находила в создании моногородов, вся жизнь которых строилась вокруг одного крупного, но единственного предприятия” [5].Эта экономика отличалась полной занятостью, уверенностью в завтрашнем дне, заниженным уровнем оплаты труда, дефицитом рабочей силы, слабой мотивацией труда и насильственным принуждением к труду. Свобода выбора занятий ограничивалась разнообразными административными правилами и запретами (институтом прописки, принятым распределением выпускников учебных заведений после получения специальности и т.д.)
Полная занятость выражалась в отсутствии безработицы, а уверенность в завтрашнем дне была связана с практически полной гарантией от увольнений, стабильностью выплаты зарплаты и ее постепенным ростом по мере продвижения по службе.
Занижение заработной платы выражалось в существенно более низком уровне жизни трудящихся в СССР, чем в развитых странах. Особенно это резко проявлялось в низких зарплатах высококвалифицированных специалистов. Постоянный дефицит рабочей силы дезорганизовывал работу предприятий, он же резко снижал мотивацию труда.
“Графическое изображение системы найма трудящихся на предприятиях в советское время позволяет понять, что и положительные, и отрицательные черты были взаимосвязаны (рис.7)
В СССР, как и во всякой ресурсоограниченной экономике, спрос многочисленных предприятий на рабочую силу превышал ее предложение, более того, был больше, чем потенциальные трудовые ресурсы страны.
Wo О
WA занижение зарплаты DL
SL дефицит
LA LD L
Рис.7 Спрос и предложение труда в СССР
Кривая спроса поэтому пересекла кривую предложения на ее неэластичном отрезке (в точке О), где никакие повышения зарплаты уже не в силах привлечь дополнительные трудовые ресурсы в экономику. Это создавало объективную возможность снизить сравнительно высокую равновесную заработную плату WО до уровня WА без риска сокращения предложения труда. При такой низкой цене спрос на труд (LD) значительно превышал его предложение (LA), что вело к образованию дефицита рабочей силы и, как уже отмечалось, всего комплекса проблем, связанных с низкой мотивацией труда”[6].
Теперь обратимся к российской модели рынка труда.
Одной из характерных черт российского рынка труда явилась устойчивая занятость в экономике. За весь пореформенный период ее падение составило 12-14% и было явно непропорционально масштабам сокращения ВВП, которое по официальным оценкам, достигало 40% (в нижней точке кризиса).
За годы экономических реформ был осуществлен переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, требовавший обязательности и всеобщности труда к системе экономической активности, которая отвечает критериям рыночного хозяйства.
С проведением приватизации стал бурно расширяться частно-предпринимательский сектор экономики, в котором в настоящее время занято более половины экономически активного населения страны. Таким образом люди работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на частных, акционерных предприятиях, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью (табл.1)[7].
Таблица 1
Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2001 |
||
Всего в эконо-мике (тыс. чел.) |
72071 |
66409 |
65950 |
64693 |
63812 |
63963 |
64327 |
65000 |
в том числе по формам собствен-ности: государственная, муниципальная |
49660 |
27939 |
27726 |
25897 |
24295 |
24437 |
24365 |
24291 |
частная |
14053 |
22838 |
23449 |
25806 |
27595 |
28322 |
29659 |
31147 |
Статистические данные, приведенные в таблице, показывают, как из года в год постепенно происходит увеличение численности населения занятой в частном секторе экономики. Наглядно этот процесс отражен в диаграмме (приложение 1).
Таким образом, формирующиеся рыночные отношения начали интенсифицировать процесс перераспределения рабочей силы между секторами экономики и высвобождения ее излишка, что привело к появлению безработицы.
Вопреки всем ожиданиям и прогнозам, российский рынок труда начал развиваться по своему сценарию. Предположения экспертов российского правительства о резком скачке безработицы не оправдались. Ее рост был медленным и постепенным (табл.2)[8].
Но стоило российской экономике вступить в фазу оживления, как показатели безработицы стремительно пошли вниз, уменьшившись почти в два раза: с максимальной отметки 15,2%, зафиксированной в конце 1998 г., до 8,6% в 2002 г. Таких темпов сокращения безработицы не знала ни одна переходная экономика.
Таблица 2
Численность экономически активного населения Российской Федерации
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Экономически активное население –всего, тыс.чел. |
74946 |
70861 |
69660 |
68079 |
67339 |
72175 |
71464 |
70968 |
71700 |
71700 |
в т. ч. занятые в экономике |
71068 |
64149 |
62928 |
60021 |
58437 |
63082 |
64465 |
64664 |
66000 |
65700 |
безработные |
3877 |
6732 |
8058 |
8902 |
9094 |
6999 |
6303 |
5700 |
6000 |
|
отношение численности безработных к числен-ности занятых в экономике |
5,5 |
10,5 |
10,7 |
13,4 |
15,2 |
14,4 |
10,9 |
9,7 |
8,6 |
9,1 |
Следует также отметить, что наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные (табл.3)[9].
Таблица 3
Численность безработных в Российской Федерации
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Безработные из них |
3877 |
6712 |
6732 |
8058 |
8902 |
9094 |
6999 |
6303 |
5700 |
6000 |
безработные, зарегистри-рованные в органах государственной службы занятости, тыс.чел |
577,7 |
2327 |
2506 |
1998,7 |
1929 |
1263,4 |
1037 |
1122,7 |
1348 |
1570 |
отношение численности безработных, зарегистри-рованных в органах государственной службы занятости, к общей их численности,% |
14,9 |
34,7 |
37,2 |
24,8 |
21,7 |
13,9 |
14,8 |
17,8 |
23,7 |
26,2 |
Таблица отражает разрыв между безработицей, зарегистрированной в органах государственной службы занятости, и реальной ее величиной. Он то увеличивался, то уменьшался. Максимальной своей величины он достиг в 1996 году и составил 37,2%. На конец 2003 года составил 26,2%, что по сравнению с предыдущим годом больше на 2,5%.
В то же время Россия столкнулась с невиданным в мире падением производства, обнищанием основной массы населения в стране с огромными ресурсами, большой дифференциацией доходов населения, многомесячными задержками заработной платы, занятостью в неформальном секторе экономики, теневой оплатой труда, скрытой формой безработицы.
Неформальный сектор экономики обслуживает подавляющую массу трудовых ресурсов. “Данный сектор объединяет:
1) индивидуальных предпринимателей, занимающихся предприни-мательской деятельностью в форме функционирования мелких предприятий без образования юридического лица или на индивидуальной основе (независимые уличные торговцы, водители такси, мастера по ремонту бытовой техники и т.п.),
3) производящих в домашнем хозяйстве продукцию (в основном сельскохозяйственную) для реализации”[10].
За 1998-2002 гг. численность занятых в этом секторе экономике по оценке Госкомстата России увеличилась на 2,5 млн. человек. Развитие неформального сектора экономики и, как следствие, занятости в нем во многом способствовало возрастанию занятости в России.
В отношении скрытой безработицы можно отметить, что эта категория охватывает прежде всего работников, находящихся в вынужденных отпусках и работающих по сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд (поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по найму). Также к этой категории работников можно также отнести: занятых на работе, не требующей имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных службой занятости или не ищущих работу активно.
В чем же проявляются причины безработицы в России?
“Основные причины безработицы в России сводятся к следующим:
1. Спад производства. На этапе смены экономической системы в России появилось большое количество проблем, ранее не известных плановой экономике – одной из проблем стал спад производства. Этот процесс во многом осложнил социально-экономическую обстановку в стране, в частности, негативно сказался на формировании рынка труда и процессах в занятости населения. Это явления усилило и без того характерное для переходной экономики высвобождение рабочей силы. Предприятия, нацеленные на производство конкретного вида продукции, связанные в единой системе распределения, управляемой централизованно, оказались в очень сложной ситуации в период разрыва хозяйственных связей между бывшими союзными республиками. За неимением сырья или комплектующих они были вынуждены приостанавливать работу или вовсе останавливать, увольняя работников.
2. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономике. Для этого была проведена приватизация, результатом которой должен был быть подъем промышленности, сферы услуг и, наконец, оздоровление экономики.
Государственная собственность была оценена и разделена между всеми гражданами России. О том, что данный человек обладает правом на владение частью бывшей государственной собственности, свидетельствует ваучер. Реально же хозяевами этой собственности стали не очень многие. О приватизации в России можно сказать, как о “ номенклатурной приватизации”, т.е. в государственных структурах концентрировалась большая часть акций, а на местах владельцами собственности, в подавляющем большинстве случаев, стали бывшие директора заводов и администрация. К 1994 г. в России было приватизировано свыше половины предприятий, хотя для создания рыночной экономики на начальном этапе такой необходимости не было. Проведенная массовая приватизация не только не дала ощутимых результатов в улучшении экономической ситуации в стране, но в какой-то степени даже сузила возможности развития рыночной экономики в России. От монополии государственных предприятий осуществили переход к монополистам собственникам.
За все время ценовой приватизации в бюджет страны поступил лишь 1 трлн. рублей. Это в два раза меньше, чем в такой маленькой стране, как Венгрия. Пятьсот крупнейших приватизированных предприятий, стоимость которых оценивалась на сумму не менее 200 млрд. долларов, были проданы лишь за 7.2 млрд.
Таким образом, не решив проблемы спада производства, приватизация и сопутствующие ей явления не только отрицательно сказались на формировании российского рынка труда, но и породила огромный разрыв в доходах и социальную напряженность в обществе.
3. Политика, проводимая в целях сдерживания инфляции, по своей природе делала не прибыльными вложения в производство и лишь усугубляла положение. Нормативные акты носили рекомендательный характер, а потому и не могли решить проблем, накопленных за годы реформ в отношении рынка труда и занятости населения”[11].
Как же выглядят складывающиеся отношения на российском рынке труда?
Графически складывающееся на российских предприятиях соотношение спроса на труд, его предложения и цены на него отражены на рисунке 8.
W SL
DL
WA А
WB занижение зарплаты
Wo завышение издержек В
О
избыток безработица
LO LB LA L
Рис.8 Спрос и предложение труда в России
Известно, что в России при переходе к рынку произошло существенное падение производства на очень большом количестве предприятий. Это падение привело к сокращению спроса на труд. Кривая DL оказалась в значительно более низком положении, чем в советское время. Соответственно появилась и новая точка равновесия О, требующая более низкого уровня занятости LO и уменьшенной зарплаты Wo. Из-за опасности социальных волнений предприятия поддерживают занятость на некотором промежуточном уровне LB. Избыток рабочей силы на предприятиях, естественно, сопровождается завышением издержек производства, связанных с оплатой лишнего количества труда по ставке WB, превышающей равновестную ставку конкурентного рынка Wo”[12].
Вывод:
§ Сложное становление российского рынка труда (как и рыночной системы в целом) обусловлено переходом от плановой экономики (когда в стране была полная занятость в общественном производстве, требовавшем обязательности и всеобщности труда) к рыночной системе экономической активности, которая предполагает новые формы и методы во всех сферах управления, в том числе в управлении механизмом регулирования рынка труда, охватывающим весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих его функционирование.
§ Характерными чертами российского рынка труда являются: неполная занятость (безработица), заниженная в среднем заработная плата и большая дифференциация доходов населения, сопряженная с опасностью социального взрыва, скрытая безработица, занятость в неформальном секторе экономики.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время рынок труда нуждается в государственном регули-ровании в большей мере, чем рынки других факторов производства.
Для России целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда становится все более настоятельной необходимостью. Государство должно быть гарантом обеспечения жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера», т.е. оно должно формулировать, определять и контролировать правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость. “Государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
§ развитие людских ресурсов для труда;
§ обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
§ создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
§ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
§ обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; впервые ищущие работу, лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы; беженцы и вынужденные переселенцы и т.п.);
§ предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
§ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
§ координацию деятельности в области занятости населения с деятель-ностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспе-чение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
§ координацию деятельности государственных органов, профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
§ обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
§ международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за ее пределами и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм”[13].
Таким образом, российская государственная политика направлена на: трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров; развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение; социальную поддержку (рис.9).
Государство
на рынке труда
Трудоустройство, Развитие гибкого
подготовка рынка труда, Социальная
и переподготовка правовое обеспечение поддержка
кадров
Рис.9 Направления государственной политики на рынке труда
Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема занятости населения.
В соответствии с действующим законодательством РФ, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости и другими министерствами и ведомствами.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
· исключительное право граждан распоряжаться способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особенно установленных законодательством;
· ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
Таким образом, в рамках одной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы и состояния здоровья.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест.
На сегодняшний день одной из главных проблем занятости остается безработица. За период с 2002 г. по 2003 г. рост безработицы составил около 5% (табл.1), а рост регистрируемой безработицы в органах государственной службы занятости — более 16%.
Наиболее острой проблемой для регулирования российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения – когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обуславливают низкий уровень производительности труда, который выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики.
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза.
Определенное влияние на рынок труда в России имеет миграция населения. Эмиграция из России на постоянное место жительства в страны, так называемого, дальнего зарубежья носит в значительной степени этнический характер. Она регулируется иммиграционными квотами принимающих стран и составляет около 100 тыс. человек ежегодно. Вызывает тревогу проблема "утечки умов", не в полной мере компенсируемая притоком мигрантов из зарубежья. Усложняет положение на рынке труда наличие нелегальной миграции (около 1,5 млн. мигрантов), создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.
В настоящее время возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности, обусловленная ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.
Следует отметить, что проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации находятся под постоянным контролем и поиском путей их решения. Так в 2003 году разработали Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 годы, в которой были отражены основные направления действий на рынке труда.
Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации:
1.“В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:
§ повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального непрерывного образования, включающей базовое и дополнительное, а также профессиональную подготовку;
§ динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
§ поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
§ обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
2.В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалитами определенных профессий и квалификаций:
§ разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
§ совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;
3.В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:
§ поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;
§ поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;
§ организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
4.В области развития региональных рынков труда:
§ разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;
§ обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда:
§ разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
5.В области регулирования трудовой миграции:
§ совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;
§ создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России”[14]
Вывод: С учетом сложности формирования российского рынка труда, роль на нем государства имеет особо важное значение. Государственное регулирование рынка труда означает целый комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы. В настоящее время государство столкнулось с рядом проблем регулирования рынка труда: проблемой занятости, безработицы, миграцией высококвалифицированных кадров заграницу, неэффективностью использования трудовых ресурсов и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По курсовой работе подведем обобщающие итоги:
§ Рынок труда представляет собой систему отношений между покупателем рабочей силы и ее продавцом, складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения.
§ Рынок труда действует по законам спроса и предложения. Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.
§ Современный российский рынок труда сформулировался в условиях реформирования рыночной экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемый безработицы.
§ Решение проблем рынка труда ложится на государство. В настоящее время особенно необходимо целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственная политика регулирования рынка труда должна базироваться на активной политике, которая включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диаграмма 1
Занятость в государственных структурах и частом секторе экономики
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.-3-е изд. доп. –М.: Норма:Инфра-М, 2001.-431 с.
2. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди// Вопросы экономики.-2003.-№4.-с.83-100
3. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.-с.9
4. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров,1994.- 231 с.
5. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб. для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-542 с.
6. Нуреев Д.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.-М.:Норма:Инфра-М, 2000.-560 с.
7. Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда // Вопросы статистики.-2004.-№3.-с.50
8. Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-с. 57-58
9. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-79 с.
10. Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия.- Чебоксары: Руссика, 2001.-269 с.
11. Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-412 с.
12. Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-212 с.
13. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.-407 с.
14. Экономическая теория. Курс лекций: Учеб. пособ./ Отв. ред. проф. К.И.Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137 с.
15. Экономика России: Учеб. пособ. для вузов/ Отв. ред. Б.М. Маклярский.- М.: Международные отношения, 2001.-303 с.
16. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учеб. пособ. Для вузов/ С.Ю. Рощин,Т.О. Разумова.-М.: Инфра-М, 2001.-398 с.
[1] Экономическая теория. Курс лекций :Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц.
Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137
[2] Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров, 1994.- 231
[3] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.
[4] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.
[5] Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия- Чебоксары: Руссика, 2001.-59 с.
[6] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб.для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-410
[7] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-79 с.
[8] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-78 с.
[9] Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-229 с.
[10] Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда // Вопросы статистики.-2004.-№3.-С.50
[11] Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-62с.
[12] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб.для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-412
[13] Проблемы регулирования занятости населения ( по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58
[14] Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.- С.