Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1 Экономическое содержание расчетов с
покупателями и заказчиками
1.1.Экономическое содержание расчетов с покупателями……………5
1.2.Формы расчетов с покупателями и заказчиками…………………..7
2 Виды расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Виды расчетов с покупателями и заказчиками…………………..16
2.2. Расчеты с покупателями векселями………………………………22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
В современных условиях сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.
Операции расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.
Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с поставщиками и покупателями способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.
Вопросам правового регулирования расчетов с поставщиками и покупателями России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями предприятия.
Актуальность исследования избранной темы «Аудит расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками)» обусловлено тем, что участок учета расчетов с поставщиками и покупателями является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.
Цель курсовой работы — определение содержания учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями.
Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и покупателями; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с поставщиками и покупателями; вся первичная документация по учету операций расчетов с поставщиками и покупателями; учетные регистры и отчетность.
Объект исследования — расчеты с поставщиками и покупателями на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Формат 8».
В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
необходимо рассмотреть сущность и нормативное регулирование аудита расчетов с поставщиками и покупателями;
требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями на примере ООО «Формат 8»;
рассмотреть методику проведения аудита расчетов с поставщиками и покупателями;
выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями.
предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.
Фактическая база представлена действующими нормативно-правовыми актами федерального и отраслевого уровня, а также внутренней (локальной) нормативно-правовой документацией и финансовой отчетностью ООО «Формат 8».
1. Теоретические основы аудита
.1 Цели и задачи проверки расчетных операций предприятия
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами.
Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности [c.138, 20].
В то же время, приобретая товарно-материальные ценности или услуги сторонних организаций предприятия не всегда своевременно рассчитываются за полученные ТМЦ и полученные услуги, то есть возникает кредиторская задолженность предприятия перед поставщиками.
В условиях рыночных отношений и разнообразия форм собственности возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудита.
Аудит является независимой экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и владельцев.
Другими словами, аудит — это предоставление практической помощи руководству и экономическим службам предприятия относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также дает возможность дать оценку имущества во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности [c.8, 9].
Аудит, кроме того, охватывает такие основные вопросы: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.
Предметом аудита является процесс расширенного воссоздания общественное необходимого продукта, достоверность отображения его в системе бухгалтерского учета и отчетности, а также исследование эффективности деловой активности с соблюдением действующего законодательства [c.15, 10].
Предмет аудита имеет много общего с предметом экономического анализа, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Аудит призван оказывать помощь представителям страховых компаний, бирж, акционерных обществ, совместных предприятий, коммерческих банков, разных иностранных фирм.
Основная цель аудита — установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и поставщиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги [c.15, 13].
В ходе аудита расчетов с поставщиками и покупателями должны быть решены следующие задачи [14, 19, 22]:
проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности;
подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности;
оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.
Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности поставщиков и покупателей.
Источниками информации для аудита расчетов с поставщиками и покупателями являются [10, 19, 24]:
договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг),
накладные, счета-фактуры,
учетная политика предприятия
авансовые отчеты,
акты о зачете взаимных требований,
учетные регистры
главная книга,
бухгалтерская отчетность.
Аудит расчетов с поставщиками (подрядчиками) предусматривает проверку данных, отображенных на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
При проверке операций по выданным авансам необходимо выяснить, открыт ли специальный отдельный субсчет "Расчеты по авансам выданным" к счету 60. Если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, оказаны услуги), то аудитор должен проверить зачет выданного аванса.
Аудит расчетов с покупателями (заказчиками) предусматривает проверку данных, отображенных на счетах и субсчетах бухгалтерского учета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Если в договоре с покупателем указано, что товар (работы, услуги) оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем, то аудитор в данной ситуации должен проверить правильность операций:
отражена ли задолженность контрагента на момент перехода к нему права собственности на отгруженные ценности (по курсу иностранной валюты, действующему на этот момент);
была ли увеличена или уменьшена дебиторская задолженность исходя из суммы денежных средств, фактически перечисленных покупателем.
В случае, если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей выше, чем на дату их отгрузки, аудитор должен проверить полноту исчисления положительной суммовой разницы (задолженность увеличивается и доначисляется НДС); если ниже, то возникает отрицательная суммовая разница и соответственно задолженность покупателя уменьшается, НДС сторнируется.
При использовании организацией товарных векселей в качестве оплаты аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:
открыт ли для учета задолженности по выданным товарным векселям отдельный субсчет "Векселя полученные" к счету 62;
правильно ли отражены хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета;
верно ли отражена полученная разница в случае превышения номинальной стоимости товарного векселя, выдаваемого покупателем поставщику, сумм его задолженности; эта разница должна быть отражена как процент, уплаченный за отсрочку платежа, на эту сумму увеличивается дебиторская задолженность.
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками используют разные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор определяет в зависимости от количества предприятий, которые принимают участие в расчетах. В практике аудита преимущество отдают выборочному способу.
Независимо от метода проверки аудитору нужно установить:
правильность отображения в балансе остатков задолженности;
причины возникновения задолженности, сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;
реальность возвращения задолженности (наличие актов сверки расчетов или гарантийных писем, где должники признают свою задолженность и соблюдение сроков исковой давности);
мероприятия предприятий, направленные на погашение задолженности.
При аудите расчетных операций проводят анализ правильности оплаты за отгруженные (полученные) материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.
Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическим счетам 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или поставщику. Такие расхождения — следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений [с.54, 22].
Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения.
Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории:
текущую (или нормальную);
неоплаченную в срок;
задолженность за сроком давности, который минул;
спорную;
безнадежную.
Во время проверки расчетов с поставщиками и покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются суммы, надлежащие к получению предприятием при расчетах с покупателями либо к оплате при расчетах с поставщиками за продукцию.
Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию, а также полноту расчетов предприятия перед поставщиками продукции либо выполненных работ.
С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают акты сверок (обычно организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).
При проверке правильности составления бухгалтерской отчетности аудитор проверяет правильность заполнения Бухгалтерского баланса (формы N 1), в котором сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и следует показать в балансе развернуто: дебетовое сальдо — в активе баланса (стр. 230 и 240), — кредитовое — в пассиве (стр. 620 и 625).
Аудитор должен сопоставить также данные о составе дебиторской и кредиторской задолженности, указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5), с суммами на счетах 58, 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", 62, 66 — 71, 73, 75, 76.
Таким образом, при проверке расчетов с поставщиками и покупателями необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами (кто должен предприятию) и кредиторами предприятия (кто не рассчитался с предприятием), выучить динамику дебиторской и кредиторской задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.
1.2 Исследование нормативной и информационной базы аудита
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 уровня (таблица 1).
Таблица 1 — Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
Уровни регулированияВиды и наименования нормативных документовОбласть регулирования1Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе2Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и Законодательные и подзаконные нормативные актыОпределяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг3Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединенийРегулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств4Внутрифирменные аудиторские стандартыИспользуются аудиторами при проведении аудита сопутствующих аудиту услугПервый уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 30.12.2008 г. В законе «Об аудиторской деятельности» определена сфера аудита — проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
В настоящее время разработано Правительством РФ и действуют 32 (6-й и 5-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 4 федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД).
Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.