Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ5
2. Занятия как основная форма организации экологического
воспитания в ДОУ13
3. Экологическое воспитание дошкольников
в повседневной жизни21
Заключение34
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
Художественно — эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др. В .Н. Шацкая.
Роль художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно — эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: если в повседневной жизни дошкольников целенаправленно использовать музыку, то процесс художественно- эстетического развития будет успешным.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого — педагогическую и методическую литературу по исследуемой теме;
2) Охарактеризовать процесс художественно — эстетического развития дошкольников;
3) Выявить методы и приемы художественно- эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников;
4) Разработать фрагмент режимных процессов с использование разных жанров музыки, направленные на художественно- эстетическое развитие дошкольников.
Методы исследования:
— теоретические методы (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования).
— эмпирические методы (анализ педагогической документации).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
База практики: МАДОУ « Детский сад № 24» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.
Глава I Теоретические основы художественно — эстетического развития дошкольников
1.1 Характеристика процесса художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее [2, с.95].
Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дали основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце».
Художественно — эстетическое воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения [3, с.123].
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
Художественно — эстетическое воспитание — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [4,с.107].
Задачи художественно — эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие
задачи художественно — эстетического воспитания[13, с.62]:
— систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствует этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
— приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая
первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям,
воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы
прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
— формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
— развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.
В процессе художественно — эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Художественно — эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры [6, с.113].
Единство сформированных художественно — эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе.
Таким образом, художественно — эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
1.2 Методы и приемы художественно — эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников
По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетическо……..
Список литературы
1. Бекина С.И. Музыка и движение. — М.: Просвещение — 2008.
2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 2005. — 284 с.
3. И.А. Выродова «Музыкальные игры для самых маленьких» М.: Школьная пресса, 2007.
4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Академия, 2007.- 320 с.
5. Дубровина И.В. Психология: учебник. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2001. — 464 с
6 . М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2006. 3. Комплект Музыкальная минутка
8.М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 2005. — 346 с.
10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 2005.
11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 2006.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Академия, 2001. — 76 с.
13. Э.П. Костина программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Москва, 2006г.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 2007.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 592 с.
16. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М.: Просвещение — 2005.
17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 2006.
18. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. — 2009. — №2 — 2 с.
19. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. — М., 2008.
20. Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 2005.
21. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. — М., 2005.
22. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим — Бад. — М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003. — 312 с.
23. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 322 с.
24. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под. ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2006. — 303 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
26. Улашенко Н.Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия» — Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. — 128 с.
27. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.
28. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2007. — 507 с.