Содержание
Содержание
Введение3
1. Экологическое право как отрасль права6
1.1. Понятие экологического права6
1.2. Предмет и методы экологического права10
1.3. Понятие и виды экологических правоотношений15
2. Источники экологического права20
2.1. Понятие источников экологического права20
2.2. Система источников экологического права23
Заключение31
Список используемой литературы34
Введение
Экологические проблемы, связанные с деградацией природных объектов, отдельных экосистем и окружающей среды в целом, привели к формированию в российской правовой системе экологического права самостоятельной фундаментальной отрасли права.
Формирование самостоятельной отрасли отражает объективную потребность общества организовать жизнедеятельность людей в экологически благоприятном направлении, т.е. с учетом познанных объективных закономерностей, предопределяющих характер взаимодействия общества и природы.
Целью экологического права является конструирование такой модели поведения людей, при которой будут обеспечены надлежащее качество и эффективное использование природных объектов и окружающей среды в целом как основы жизни общества и условие его дальнейшего развития. На практике экологическое право выступает как система ограничений, касающаяся главным образом экономической деятельности по эксплуатации природных ресурсов и разнообразных воздействий на природу.
Самостоятельный характер экологического права означает, что эта отрасль существует отдельно от других отраслей права и имеет собственную сферу правового регулирования, составляющую ее предмет.
Экологическое право это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Экологическое право это новая формирующаяся отрасль российского права. Ее становление и развитие напрямую связаны с возникновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившегося в двадцатом веке, в особенности его второй половине.
Актуальность данной темы в том, что загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.
Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества. Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений.
Объектом исследования является экологическое право как отрасль права. Предметом исследования является изучение понятия экологического права, экологических правоотношений и источников экологического права.
Цель курсовой работы дать общую характеристику экологического права как отрасли права.
При выполнении курсовой работы мною были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
1.Изучить теоретический материал по заданной теме (нормативно-правовые источники, учебную литературу и статьи из периодических изданий).
2.Раскрыть понятие экологического права, его предмета и методов.
3.Рассмотреть источники экологического права.
4.Дать определение понятия и раскрыть содержание экологических правоотношений.
5.Сделать обобщающие выводы по изученной теме.
Первая часть работы посвящена определению понятия экологического права, его предмета и методов, действующих в экологическом праве, а также определению понятия и содержания экологических правоотношений. Во второй части курсовой работы рассматриваются источники экологического права. В конце работы сделаны обобщающие выводы по изученной теме.
1. Экологическое право как отрасль права
1.1. Понятие экологического права
Термин «экологическое право» за последние более чем десять лет прочно вошел в юридический лексикон и в настоящее время даже лица, не связанные по роду своей деятельности напрямую с юриспруденцией или вопросами охраны окружающей среды и природопользования, имеют примерное представление о том, что же понимается под этим термином.
Экологическое право это «совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей» .
Экологическое право самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
Экологическое право как отрасль права представляет собой «совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» .
В качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования экологически значимого поведения людей и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права.
Комплексность экологического права объясняется тем, что данная отрасль, не будучи связанной единым методом и механизмом регулирования, объединяет совокупность правовых норм, которые с определенного периода возникли и выделились в правовой системе. Эти нормы, не разрушив ранее сложившихся основных структур права, существуют в виде новых вторичных правовых образований.
По удачному выражению С.С. Алексеева, многие нормы таких отраслей имеют «двойную прописку», т.е. двойной режим. Иными словами, комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы ядро права и привлекает для решения пставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного и административного), так и производных, вторичных (трудового, земельного, водного и т.п.).
В литературе в настоящее время употребляется два основных понятия для обозначения данной отрасли: экологическое право и право окружающей среды. По этому поводу, а также в связи с определением предмета отрасли ведутся оживленные дискуссии.
Так, М.М. Бринчук понимает под правом окружающей среды «совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» .
Юридический энциклопедический словарь «Экология» определяет экологическое право как «совокупность правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения, объединяющих две подструктуры природоохранное право» , т.е. совокупность правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, и природо-ресурсовое, регулирующее отношения по использованию и охране природных ресурсов земли, вод, недр и пр.
В.В. Петров в начале 80-х годов XX в. определял экологическое право как правовую общность, призванную регулировать комплекс общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы в национальном или международном масштабе. Позднее он предложил определение экологического права как «совокупности норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей» .
О.И. Крассов сужает понятие экологического права, выводя из него все отношения, которые так или иначе связаны с классическими формами природопользования. Поэтому он определяет экологическое право как «самостоятельную отрасль, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды (экологические отношения) в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира» .
Описание подходов различных ученых к понятию и предмету экологического права можно продолжить. Но суть их расхождений главным образом сводится к следующему:
а) терминология экологическое, природоохранное или право окружающей среды;
б) предметная характеристика включает ли эта отрасль права лишь охрану окружающей среды и ее компонентов или регулирует также их использование;
в) примыкает к этому и проблема дальнейшего расширения предмета за счет включения в него экологической безопасности, экологического правопорядка.
Таким образом, речь идет о широком и узком подходах. Узкий подход, охватывающий лишь сферу охраны окружающей среды, вряд ли отвечает современной социально-экологической ситуации; он не отражает всех направлений взаимодействия общества с нею. Широкий подход позволяет использовать больший набор правовых средств и методов влияния на поведение людей, регулируя больше областей жизнедеятельности человека, адаптируется к масштабности глобальных задач, стоящих перед человечеством. В зарубежной литературе узкий подход иногда называют «консервативная охрана природы и ландшафтов», относят его к традиционной природоохранной деятельности как части более глобальной задачи охраны окружающей среды. Возражений против признания экологического права комплексной и самостоятельной отраслью права нет.
1.2. Предмет и методы экологического права
Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т.е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
Правильное определение предмета правового регулирования обязательное условие адекватного применения правовых норм.
«Предметом правового регулрования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками:
1) имеют волевой характер (их возникновение, изменение и прекращение должны во многом зависеть от воли людей), а не являются объективными общественными законами или законами природы;
2) складываются по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также многообразных внутренних и внешних экономических связей.
Таким образом, отношения, связанные с функционированием экосистем, являются основополагающей частью предмета правового регулирования экологического права, в то время как общественные отношения, которые складываются по поводу использования объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, не всегда следует признавать предметом экологического права;
3) направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояния здоровья» .
Выдержка из текста работы
Существует экономическая форма взаимодействия, она предполагает, что человек неизбежно пользуется природными ресурсами, удовлетворяя потребности. Без природы человек существовать не может, зависит от её состоянии. Влияние на природу происходит в разной степени и всегда является негативной. Негативные исходы выражаются в следующих последствиях: 1) загрязнение окружающей среды – изменение химико-физического природного объекта.
Экономическая.
Виды: 1) естественные и антропогенные “хозяйственная деятельность человека”,
2) истощение окружающей среды – это результата хозяйственной деятельности приводящий к невозыбновляемости природного ресурса,
3) разрушение окружающей среды – это результат её истощения, при котором ликвидируется устойчивые связи между несколькими природными объектами (Аральское море и т.п.).
Экологическая форма взаимодействия окружающей среды, проявляется в установлении пределов использовании природных ресурсов.
Эти две формы определяют направления развития экологического законодательства в стране. На этот процесс также влияет следующие концепции взаимодействия общества и природы: 1) концепция потребительского отношения к природе, заключается в её потреблении без учёта пределов излучения природных ресурсов “После нас хоть поток”, “На наш век хватит”, 2) концепция возвращения к природе (концепция невмешательства), устанавливает порядок деятельности человека в пределах естественных природных циклов, 3) концепция устойчивого развития – устанавливает режим природопользования, при которых человек удовлетворяет экономические потребности, использует ресурсы в рамках не создающих угрозы, способности будующих поколений удовлетворять свои потребности. Это концепция в первые провозглашено в 1992г. в декларации ООН о охране окружающий среды (Рио Де Жанеиро). Отражена в принципах 3 и 4. В РФ закреплена в 1993г. в ч.1 ст. 9 и в 96г. указом президента – о концепции перехода РФ к устойчивому развитию. Человек – субъект, природа – объект.
- Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления и пути преодоления.
Экологический кризис – это нарушение взаимодействия общества и природы, при котором происходит невосстановимое потеря связи и самого существования нескольких природных объектов, как единого природного комплекса (авария на Чернобыльской АЭС, Маяк, уничтожении реки Теча).
Экологический кризис – это последняя форма негативного воздействия, то есть следствие разрушения ОС, требует официального законодательного закрепления, т.к негативно влияет на здоровье и жизнь человека. ФЗ по выше указанным авариям приняты.
Причины: 1) недостаток правовых норм, 2) неразвитость структуры управления, 3) недостаточное финансирование, 4) отсутствие экологического воспитания.
Пути преодоления: 1) развития законодательства, 2) создание устойчивой системы управления, 3) финансирование, 4) экологическое образование.
Основные причины кризиса:
Абиотические: качество окружающей среды деградирует по сравнению с потребностями вида после изменения абиотических экологических факторов (например, увеличение температуры или уменьшение количества дождей).
Биотические: окружающая среда становится сложной для выживания вида (или популяции) из-за увеличенного давления со стороны хищников или из-за перенаселения.
Кризис может быть:
глобальным;
локальным.
Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.
Эволюционная теория прерывистого равновесия предполагает, что редкие экологические кризисы могут быть двигателем быстрой эволюции.
- Экологическая функция государства и права.
Экологическая функция государства как политической организации общества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы использования и охраны природы решались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции.
Суть экологической функции государство состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.
Природопользование предусматривает деятельность по извлечению полезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворения экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономический, но и охранительный эффект.
Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.
Государство осуществляет экологическую функцию посредством использования ряда экономических, организационных, правовых (юридических) механизмов.
Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействующих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Нормы права, служащие средством реализаций экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный при
знак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только
социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «общество и природа». Иными словами,
эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.