Содержание
Содержание:
Введение3
1. Понятие экологического аудита4
2. Актуальные вопросы правового регулирования экологического аудита9
Заключение16
Список использованных источников17
Выдержка из текста работы
Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.
Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:
- Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты: приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации».
- В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ «О создании системы аудита недропользования».
- Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.
Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.
Предметом экологического аудита является:
- виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
- состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;
- системы управления окружающей средой;
- соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;
- использование ресурсов;
- процесс обращения с отходами;
- финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.
В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводитсяЭкологический аудит проводится:
- в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- при реализации процедуры банкротства;
- при проведении обязательного экологического страхования;
- при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.
цели экологического аудита:
- оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
- выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
- определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
- выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
- оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
- выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
Принципы экологического аудита:
- объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
- профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
- достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
- планирования работ по проведению экологического аудита;
- комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
- конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
- ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
Виды экологического аудита и порядок его проведения
В Российской Федерации предусматривается проведение:
- обязательного экологического аудита;
- добровольного экологического аудита.
Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:
- приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
- проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
- кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
- оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
- принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
- выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
- в иных случаях, установленных нормативными актами.
С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.
Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.
Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.
Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.
Виды экологического аудита
Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:
- Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
- Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
- Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
- Оценка экономического ущерба от загрязнения,
- Оценка опасности отходов,
- Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
- Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
- Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
- Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
- Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
- Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.
История
Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов в промыщленно развитых странах и стал в них потенциально эффективным инструментом экологического права. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х годах ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. В ЕЭС впервые директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, а основные принципы экологического аудита реализованы в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту и действуют с 1995 года. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. В 1996 году Международной организацией по стандартизации (ИСО) были разработаны международные стандарты ИСО серии 14000, охватывающие все основные вопросы экологического аудита, системы управления (менеджмента) окружающей средой и предназначенные для использования в странах-участниках ИСО. В указанных странах экологический аудит позволил выявить экологические правонарушения и своевременно принять меры по их устранению и, соответственно, избежать или минимизировать штрафные санкции. На международном уровне отсутствует четкое определение экологического аудита и он трактуется по-разному. Но на основе определений, принятых Всемирным и Европейским банками реконструкции и развития, Американским Агентством по охране окружающей среды («Заявление о политике в области экологического аудита»- 1986 год), а также стандартов ИСО 14000, можно определить, что в международной практике под экоаудиторской деятельностью понимается, прежде всего, систематическая, объективная оценка работы хозяйствующего субъекта, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, включая анализ эффективности природоохранных мероприятий, проверку на соответствие природоохранным требованиям. Экологический аудит на международном уровне рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности и применяется для обоснования инвестиций, их целесообразности и эффективности. При этом, прежде всего, учитываются требования экологической безопасности инвестиционных проектов, включая новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, а так же установление приоритетных направлений, для которых необходима государственная поддержка таких проектов.
В основном все международные банки, а в последние годы уже и некоторые российские рассматривают вопросы о кредитовании только после проведения экологического аудита. Экологический аудит актуален для банковских институтов, потому что финансовый риск напрямую связан с экологическим. В результате загрязнения окружающей среды, крупных аварий и техногенных катастроф, а также в результате неучтенных ранее экологических требований инвестор может быть привлечен к гражданской ответственности, что опасно для банковских структур репутационными рисками. Положительное аудиторское заключение в данном случае играет важное значение и для банка, и для предприятия, так как является необходимым условием получения инвестиций. Более того, некоторые банки (например, Всемирный банк реконструкции и развития) сами обладают правом законодательного установления норм и правил в области экологического аудирования.
Принципиальное отличие российского опыта в организации экологического аудита от европейского заключается в том, что за рубежом такие проверки воспринимаются не только заинтересованными предприятиями, банками и общественными организациями, но востребованы и самим государством. В России экологический аудит применяется с 1993 года, его внедрение было обусловлено желанием крупных предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению экологических требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур. При этом, изначально экологический аудит осуществляли в основном западные фирмы по методикам международных банков.
Основные положения аудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 февраля 1996 года №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:
- Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.
- Временные правила аттестации экологических аудиторов.
- Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.
Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию
Указанные документы легли в основу деятельности по подготовке экоаудиторов и их аттестации. Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в приказе Государственного комитета по охране окружающей среды №436 от 16.07.98 г. «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».
Всего Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:
- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» — №436 от 16.07.98 г.
- Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» — №412 от 11 октября 1995г.
- Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» — №540 от 29 декабря 1995г.
- Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» — №282 от 18 июня 1996г.
- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды — «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» — №181 от 30 марта 1998г.
- Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» — №453 от 16 октября 1998г.
- Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» — №94 от 17 февраля 1997г.
Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:
- ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
- ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
- ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
- ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
- ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
- ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.
- ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.
- ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.
- ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.
19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.
Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.
Перечисленные в данном разделе документы по экологическому аудированию, позволяют осуществлять экоаудиторскую деятельность на достаточно высоком уровне. В то же время процесс формирования нормативной базы, регулирующей деятельность в области экологического аудита, нельзя считать завершенным. Необходимо создание системы взаимодействия субъектов этой деятельности с местными органами власти и объектами аудиторской проверки, а также создание блока документов, решающих вопросы координации экоаудиторской деятельности, а также методического обеспечения как отдельных процедур, так и конкретных направлений аудита. В результате объединения Госкомэкологии с Минприродой некоторые нормативные документы были отменены.
Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько организаций, а именно: некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата» и некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАССерт»)
Наиболее распространенные экологические проблемы могут быть вызваны:
- Ветхостью зданий: разрушение асбестосодержащих материалов (доказано, что асбест относится к наиболее активным канцерогенным веществам), нарушение влажностного режима (вследствие этого в помещениях возникают плесневые грибы, которые могут вызывать заболевания воздушно-дыхательных путей), устаревшая система водоснабжения (в воду попадают металлы, вызывающие тяжелейшие заболевания);
- Несоблюдением санитарных норм при постройке зданий: неправильное конструирование систем вентиляции, кондиционирования, использование некачественных строительных и отделочных материалов;
- Расположением офисных помещений в бывших промышленных и производственных предприятиях, в лабораториях, НИИ. Данная проблема чрезвычайно актуальна для современных мегаполисов. Экологическая опасность здесь объясняется по крайней мере двумя основными причинами. Во-первых, подобные помещения, как правило, не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам (по освещенности, уровню шума, вибрации и другим параметрам), а значит, рабочие места в них не должны располагаться вообще. Во-вторых, от прошлой деятельности промышленных предприятий и исследовательских подразделений в зданиях, естественно, остаются вредные вещества, концентрация которых во много раз превышает допустимые экологические стандарты;
- Местонахождением здания в неблагоприятных промышленных частях города;
- Превышением уровня шума, вибрации. Данная причина тесна связана с предыдущими. Более того, в промышленных районах в воздухе сконцентрированы опасные для жизни химические вещества;
- Превышением электромагнитного поля. Это одна из самых распространенных причин экологического неблагополучия. Источником электромагнитных полей может быть неправильно проведенная или старая электропроводка, отсутствие заземления, морально устаревшая или неправильно эксплуатируемая оргтехника;
- Повышенной влажностью, недостаточной вентиляцией, плохой гигиенической уборкой. В этом случае в помещении накапливается огромное число бактерий, создаются идеальные условия для размножения плесневых грибов. Многие строительные и отделочные материалы, а также мебель, которая не прошла контроль качества (однако имеет сертификат), выделяют в воздух помещений вредные вещества в высоких концентрациях (фенол, формальдегид, ароматические углеводороды, асбест и др).
Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.
Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:
- технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
- экологического паспорта предприятия;
- разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.
- В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.