Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ6
Методы контроля7
Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль9
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ21
Показатели эффективности контроля23
НЕДОСТАТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА36
Выдержка из текста работы
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Для того чтобы управление финансовыми ресурсами было максимально эффективным, необходимо наличие многих факторов, одним из которых является полноценная система финансового контроля. Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления финансами, обеспечивает надежное функционирование финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует укреплению финансовой безопасности.
Контроль вообще предполагает деятельность контролирующего субъекта по воздействию на объект управления путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а также по принятию адекватных контрольных мер.
Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов. На практике он тесно связан с финансовым планированием и регулированием. Финансовый контроль предусматривает проверку и мониторинг исполнения финансовых планов и результатов принятия мер финансового регулирования. В свою очередь результаты финансового контроля используются при финансовом планировании регулировании для повышения их качества и эффективности. Финансовый контроль связан с деятельностью органов власти и ееспециализированных контролирующих структур, направленной на отслеживание финансовых потоков в экономике страны и ее территорий, на проверку полноты и своевременности формирования публичных доходов, законности, результативности и эффективности осуществления публичных расходов и использования государственных (муниципальных) активов. Финансовый контроль осуществляется также на уровне предприятий (организаций) и домашних хозяйств в процессе отслеживания и мониторинга соответственно менеджментом и физическими лицами частнохозяйственных финансовых потоков, доходов и расходов, а также в ходе проверки финансовой деятельности хозяйствую субъектов сторонними контролирующими органами и независимы аудиторскими компаниями.
Финансовый контроль — это многогранная управленческая деятельность, принимающая разнообразные виды и формы государственного и частнохозяйственного финансового контроля. Контрольная деятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами, обеспечивая его надлежащее функционирование и реализацию государственной, муниципальной и корпоративной финансовой политики.
Цель курсовой работы — теоретическое обобщение сущности государственного финансового контроля как одной из важнейших функций процесса управления финансами и его эффективности.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих задач:
-исследовать литературные источники, раскрывающие сущность, задачи и теоретические основы государственного финансового контроля;
-изучить методы финансового контроля;
-проанализировать задачи и полномочия органов государственного финансового контроля.
Предметом исследования является совокупность денежных отношений, обеспечивающих функционирование экономики страны, ее структурных сфер, отраслей, видов деятельности и территорий, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Финансовый контроль, его цели и задачи.
Финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов, законности и эффективности их использования для получения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятия мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков.
Цель финансового контроля заключается в обеспечении эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на всех уровнях и выявлении нарушений для принятия своевременных управленческих решений.
К задачам финансового контроля относятся:
-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
-обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
-обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
-предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;
-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, повышение эффективности финансовой политики государства.
Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм и финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.
Таким образом, система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.
2. Виды и формы финансового контроля.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:
1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;
2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в то числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.
Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.
2.1 Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется органами публичной законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также специально созданными контролирующими органами с целью обеспечения законности, целесообразности, результативности и эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковско-кредитного, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок.
Таким образом, объектом государственного (муниципального) контроля является вся совокупность денежных отношений, обеспечивающих функционирование экономики страны, ее структурных сфер, отраслей, видов деятельности и территорий, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль отличается видовым разнообразием, как по субъектным , так и по объектным классификационным признакам.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется различными уполномоченными субъектами, состав и функции которых зависят от формы государственного управления и государственного устройства страны, других ее особенностей и традиций.
В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый:
— органами законодательной (представительной) власти;
— главой государства (субъекта федерации федеративного государства);
— органами исполнительной власти.
В России первый вид контроля осуществляется двояким образом: непосредственно органами государственной законодательной (представительной) власти и местного самоуправления (Советом Федерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления); через специально созданные ими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ). Контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания и их финансовыми комитетами, а также региональными и местными органами законодательной (представительной) власти, производится в процессе рассмотрения и принятия связанных с финансами законов (решений), рассмотрения и утверждения бюджета, заслушивания отчета о его исполнении, в ходе деятельности постоянных и специальных комиссий по расследованию определенных финансовых нарушений и т.д. Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств соответствующих бюджетов, использованием государственного имущества и других финансовых вопросов в порядке собственной инициативы и по запросу законодательных органов власти.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъектов РФ осуществляется в виде надзора за исполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой контроль, например со стороны Президента РФ, осуществляется как непосредственно самим главой государства, так и через его Администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности Главное контрольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.
Финансовый контроль исполнительной власти в России осуществляется через систему контрольных органов, формируемую Правительством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуправления. Контроль в данном случае возлагается на Минфин России и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территориальные управления, финансовые органы субъектов РФ и их структурные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
В зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на: федеральные, региональные и муниципальные.
Федеральными органами контроля в России являются Минфин России РФ и его федеральные службы, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.
В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансового контроля и другие контрольные органы субъектов РФ.
На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного самоуправления и муниципальные финансовые органы.
В составе специальных органов государственного финансового контроля выделяются контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) и специализированные на каком-либо одном направлении органы контроля.
К первым относятся, например, Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.
Узкоспециализированными контролирующими органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора и др.
В разрезе пообъектного классификационного признака государственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный (в части соблюдения финансового законодательства) контроль, контроль денежных доходов и расходов населения и т.д. В широком понимании бюджетный контроль включает налоговый, внебюджетный, таможенный и другие виды контроля, однако каждый из них имеет и самостоятельное значение — свои конкретные цели, задачи, объекты, субъекты и методы.
2. 2 Формы финансового контроля.
Видовое разнообразие государственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. В этой связи можно выделить основные формы финансового контроля в зависимости:
· от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового действия (операции): предварительный, текущий и последующий роль;
· места проведения контрольных действий: камеральный и выездной контроль;
· отношения друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль;
· полноты и масштаба охвата объектов контрольными действиями: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;
· периодичности проведения контрольных действий: систематический, периодический и разовый контроль.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до момента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недостатков. Например, предварительный казначейский контроль, проверка бюджетных и сметных параметров, показателей финансовых планов до их утверждения уполномоченными органами управления и т.д.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки текущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. В процессе текущего финансового контроля осуществляется мониторинг исполнения финансовых планов и прогнозов, рассматриваются и проверяются отдельные аспекты финансовой деятельности и т.д. Последующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконтрольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируемого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устранения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.
Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахождения контролирующего органа на основе документов, предоставляемых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль — по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля. Внешним является финансовый контроль, осуществляемый независимыми от контролируемого субъекта контролирующими органами, например контроль органов государственного финансового контроля деятельности органов публичной власти, аудиторский, налоговый контроль деятельности организаций и т.д. Внутренний финансовый контроль — это ведомственный контроль, осуществляемый в структуре системы органов публичной власти, и контроль, осуществляемый администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами в отношении внутрихозяйственных финансовых потоков и других объектов контроля.
Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые потоки (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный — только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в целом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и выборочному контролю соответственно, но охватывают не только финансовые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хозяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии). Систематический финансовый контроль проводится постоянно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль — единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.
Вывод: Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам, структуре объекта контроля, а также от правильно выбранной формы финансового контроля. Применение различных форм финансового контроля зависит от времени проведения, субъекта и т.п. ( в зависимости от того или иного формального признака).
3. Содержание финансового контроля
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся: объекты, субъекты, методы, информационная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами власти. Предметом финансового контроля выступают: различные показатели, характеризующие этапы бюджетного процесса (например, составление и исполнение бюджета); финансовые показатели, характеризующие деятельность субъектов хозяйствования (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, рентабельность, налоги и др.). Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах:
— контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;
— контролирующие субъекты – уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы государственного контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).
Все субъекты финансового контроля наделены правами и обязанностями в соответствии с нормами публичного права, уставом и другими внутренними документами организаций.
Система финансового контроля включает процедуру проведения контрольных действий установленного порядка осуществления контрольного процесса (контрольной деятельности). Контрольный процесс представляет собой целенаправленную деятельность контролирующих субъектов с использованием специальных методов непосредственного осуществления контрольных действий и операций. Процесс финансового контроля включает в себя следующие основные этапы:
—планирование (предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей);
—проведение контроля (предполагает сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля и их предварительная оценка);
—систематизация результатов контроля, оценка и принятие решений (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям, окончательная оценка результатов контроля, принятие решений, включая меры ответственности, и оформление отчетного документа);
—реализация результатов контроля и решений (доведение результатов контроля до всех заинтересованных лиц, разработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, применение мер ответственности к виновным лицам).
3.1 Принципы финансового контроля
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, основными из которых являются следующие принципы : законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности.
Принцип законности – один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. В качестве публично-правовой основы выступает законодательная и нормативная база, регламентирующая контрольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы — внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его уполномоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми. С другой стороны, можно говорить об относительной организационной и функциональной независимости контрольных органов. Финансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и способов реализации контрольный действий, в использовании предоставляемых контролирующим субъектам прав в области поведения контроля.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Под гласностью и прозрачностью понимается общедоступность (публичность) результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правого и методологического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Финансовый контроль неразрывно связан с ответственностьюего субъектов, как контролируемых, так и контролирующих. Она наступает в случае нарушения ими норм финансового права и ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями публично-правовых образований, предприятий и их подразделений, отвечающими за организацию финансовых потоков. В случае выявления контролирующими органами нарушений норм финансового права со стороны контролируемых субъектов последние несут административную, гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную ответственность. Должностные лица органов публичной власти несут также ответственность в соответствии с законами о государственной (муниципальной) службе и другими нормамиправа. При нарушении внутрихозяйственного порядка на уровне предприятия обычно наступает лишь гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
Финансовые санкции — это выраженные в деньгах меры ответственности (наказания) юридических лиц (их руководителей, должностных лиц) и физических лиц, виновных в совершении финансовых нарушений.
К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п. Финансовые санкции, устанавливаемые органами публичной власти (публично-правовые санкции), регламентируются нормами финансового права и применяются в бесспорном или судебном порядке, а финансовые санкции, налагаемые организациями на других лиц и своих работников (частноправовые санкции), регулируются соответственно условиями хозяйственных, гражданско-правовых договоров и внутренними документами (приказами руководителя и т.д.).
Принципа разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения меду уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект и предмет контроля, используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета, др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», то есть ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, основной задачей которого является предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе, для осуществления контроля.
Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает в себя:
· законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
· деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).
· стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);
· кодексы профессиональной этики;
· методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля и разъясняют способы практического осуществления конкретных процедур контроля.
Вывод:Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики. Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
4. Методы финансового контроля.
Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ревизий, проводимых контролирующими субъектами. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляет процедуры контроля . Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля .
Методы финансового контроля — наиболее содержательная часть контрольных процедур и действий.
Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль.
Необходимость выделения отраслей финансового контроля обусловлена структурным делением системы финансов на публичные и частнохозяйственные финансы, отличающиеся степенью централизации и правовой формой движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.
Формы финансового контроля непосредственно связаны с определенными его методами.
К основным методам финансового контроля обычно относят проверку, ревизию, обследование, надзор, монитор учет налогоплательщиков и некоторые другие.
Важное место в системе методов финансового контроля, особенно государственного, занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные и финансовые правонарушения. Финансовые проверки могут быть:
· камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);
· тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
· повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
· документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества);
· плановые и внеплановые.
Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.
К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового контроля, как ревизия — комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполагает использование приемов документальных и инвентаризационных проверок. По сравнению с проверками ревизия позволяет собрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.
Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля. Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Тематическая ревизия осуществляется на определенную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по однотипным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения недостатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.
Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внешнего) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобщает и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контроля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две стороны единого учетно-контрольного процесса организации.
5 . Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия.
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.
Состав и структура органов финансового контроля зависит от целого ряда факторов (государственное устройство, цели и задачи государственной политики на определенном этапе, др.). В Российской Федерации государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют (ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ); законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории.
В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление.Данное управление создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 и выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществляет наряду с другими функциями, функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, применение мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д.
Министерство финансов РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ», осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11 января 1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.
Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения федерального бюджета, который включает в себя: контроль своевременного исполнения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности, результативности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе и т.д.
В 2000 году создан Экспертно-консультативный совет при Председателе Счетной палаты РФ, целью создания которого является повышение эффективности экспертно-аналитической деятельности СП РФ, формирование научно-обоснованной государственной политики в области финансового контроля. Членами совета являются ведущие ученые, специалисты по финансово-экономическим вопросам и бюджетному процессу, представители субъектов хозяйствования и средств массовой информации.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют налоговый контроль — контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют с таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе, с органами таможенного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствиис постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также в области валютных отношений. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, др. Она осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, предоставляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФФедеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача завершения перехода на обслуживание местных бюджетов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и кредитно-банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении (денежного агрегата М1) и мониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике (денежных агрегатов М2, М3 и т.д.), а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторским организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов (формирования банковского капитала и банковских резервов, структуры активов, уровня кредитных рисков и др.), в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации (отмывания) банками денежных средств юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий и приостанавливать их действие.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль предполагает соблюдения валютного законодательства, выполнения лицами обязательств перед государством в иностранной валюте, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности, др.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет контроль и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или отзыва лицензий, контроля соблюдения участниками рынка специального законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников фондового рынка и т.д.), в процессе надзора за соблюдением установленных правил торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым резервам, уровню страхового риска и т.д., а также в ходе мониторинга финансовой устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг и других контрольно-надзорных действий. При выявлении нарушений названная федеральная служба вправе отозвать лицензии у участников финансового рынка.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу», основными функциямиФедеральной службы по финансовому мониторингу являются: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлтерские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой , которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, так и в связанных с ней областях, — налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему.
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы:
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют, контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Например, в городе Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.
В настоящее время контрольно-счетные органы созданы в 86 субъектах РФ, на уровне муниципальных образований сформировано 70 органов внешнего финансового контроля.
С целью повышения эффективности системы государственного финансового контроля в РФ, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними, создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что по результатам ревизий составляются первичные акты, заключения, а также предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.
Вывод. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно- ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
6. Пути совершенствования финансового контроля в России.
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим, большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям: создание методологических основ финансового контроля в РФ, как важнейшей составляющей общенационального контроля, что позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля. В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля должно стать принятие единой Концепции государственного финансового контроля в РФ, которая позволит определить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ. В рамках концепции необходимо: определить сферы ГФК с целью решения вопроса о «границах» распространения ГФК на негосударственный сектор экономики; определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействие; разработать «классификатор» финансовых нарушений, определить и законодательно закрепить санкции по каждому виду финансовых нарушений; решить вопрос, касающийся «унификация» форм отчетности органов ГФК, в том числе, с учетом установленных критериев и показателей контрольной деятельности.
В современных условиях отсутствуетмеханизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход каудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств . При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.
Важной проблемой осуществления контроля являетсянизкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок . В связи с этим необходимо принятие комплекса мер по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленного на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона при исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и распоряжении государственной собственностью; повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; установление правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственность должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.
Важным вопросом совершенствования контроля являетсяисключение дублирования действий контрольных органов , заключающееся в совершение контрольных действий различными органами в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных. Необходима разработка механизма взаимодействия между органами финансового контроля и правоохранительными органами с целью своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений в финансовой сфере.
Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти — прежде всего, с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению действенности налогового контроля будет способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих "нулевые балансы" или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности государственного финансового контроля. В связи с этим необходимо осуществить создание единой информационной системы (сетевые технологии, унифицированный электронный документооборот); обеспечить в соответствии с законодательством права граждан на доступ к информации о деятельности органов ГФК (создание необходимых информационных ресурсов).
Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий, станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.
В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. В этой связи, важное значение приобретает разработка дополнительных показателей, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг должно способствовать: создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, более эффективная система профессиональной подготовки аудиторов; помощь в реализации этих направлений должны оказывать профессиональные аудиторские объединения и организации.
Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Не менее важным моментом является согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.
Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, например, информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшей основы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).
В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля . Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля является разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).
Вывод. Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансовогоконтроля является повышение егоэффективности. Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.
Заключение
Действующая в России система финансового контроля далека от совершенства. Об этом свидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, масштабы «теневой» экономики (по разным оценкам, до 40%), низкая собираемость налогов, высокая доля убыточных и низкорентабельных предприятий и т.д.
В этой связи следует отметить наиболее важные направления развития в области государственного финансового контроля:
■ разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и ее увязка с системой оплаты труда их работников;
■ совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
■ переход к аудиту результативности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов, разработка и законодательное закрепление методики и критериев результативности и эффективности расходов;
■ создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов;
■ четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств;
■ обеспечение результативности ревизий и проверок (финансовых и налоговых),
■ исключение дублирования в деятельности различных органов государственного контроля;
■ использование современных контрольных технологий в системе налогового контроля, основанных на программах взаимодействия камеральных и выездных проверок, переходе от плановых проверок к автоматизированному отбору налогоплательщиков для выездных проверок;
■ повышение значимости и эффективности предварительного казначейского контроля целевого и эффективного использования государственных средств; завершение исполнения бюджетов через органы Федерального казначейства.
Поскольку финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Используемая литература
1. С.В. Барулин. Финансы. Учебник. — М.: КНОРУС, 2010.
2. И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М: ИНФРА-М,2009.
3. С.Ф. Федулова. Финансы. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.
4. Финансы /Учебник/ Под ред. Г.. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2007.
5. Финансы /Учебник/ Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского, Б.М. Собанти. – М.:Юрайт, 2007.
6. Ю.М. Воронин. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. Учебник. М.: Финансовый контроль, 2005.
7. С.А. Агапцов. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. Учебник. – М: ИД «Финансовый контроль», 2004.
8. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.
9. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2002.
10. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г.Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.