Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1.Характеристика и общие вопросы системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход6
1.1.Налогоплательщики и виды деятельности, попадающие под ЕНВД6
1.2.Налоги и сборы при системе налогообложение ЕНВД8
1.3.Особенности ЕНВД при ведении нескольких видов бизнеса, при ведении бизнеса на территории других регионов и порядок применения ККТ11
1.4. Порядок постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД15
2.Особенности исчисления, уплаты и отчетности по ЕНВД17
2.1.Порядок определения налоговой базы по ЕНВД17
2.2.Особенности определения базовой доходности на единицу натурального показателя для расчета ЕНВД18
2.3.Корректирующие коэффициенты24
2.4.Налоговый период, отчетность, порядок исчисления и уплаты ЕНВД25
3.ЕНВД – проблемы и перспективы27
3.1.Основные недостатки единого налога на вмененный доход27
3.2.Перспективы совершенствования ЕНВД29
Заключение31
Список литературы33
Выдержка из текста работы
Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Актуальность изучения темы. Роль единого налога на вмененный доход в формировании благоприятного налогового климата весьма существенна. Во-первых, с введением этого налога организации и индивидуальные предприниматели попадают в более прозрачную правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.
Повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.
В этих условиях основное внимание и законодательной и исполнительной власти и фискальных органов должно быть направлено именно на тех, кто скрывает свои доходы. В первую очередь, речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительными и другими видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.
Максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет и ослабление налогового бремени на современном этапе развития налоговой системе является весьма актуальным. А упрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций также можно отнести к числу актуальных и коньюктурных тем. Во многом требованиям актуальности отвечает самый массовый и простой в понимании единый налог на вмененный доход, введенный законом РФ от 31.07.98 г. № 148 — ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Целью курсовой работы является изучение системы налогообложения по единому налогу на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
— рассмотреть сущность ЕНВД и историю его развития;
— изучить нормативное регулирование налогообложения при применении ЕНВД и действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕНВД;
— определить основания для признания индивидуального предпринимателя плательщиком ЕНВД;
— выявить порядок расчета и уплаты единого налога, декларирование индивидуальными предпринимателями;
— определить проблемы и дальнейшее совершенствование ЕНВД.
Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды отечественных экономистов по вопросам применения единого налога на вмененный доход, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.
1 ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД — СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
1.1 Сущность и цели введения ЕНВД
Из всех специальных налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, представляется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Во-первых, эта система обязательна для применения налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, подпадающие под обложение единым налогом. В отличие от нее применение упрощенной системы или единого сельхозналога определяется выбором налогоплательщика.
Во-вторых, правом введения этой системы на своей территории наделены представительные органы муниципальных районов и городских округов.
В-третьих, перечень видов деятельности, на которые распространяется действие ЕНВД, достаточно обширен: торговля, общественное питание, ремонт автотранспортных средств, частный извоз, услуги автостоянок. Эти виды деятельности с точки зрения налогового администрирования всегда считались проблемными, поэтому «фиксированное» налогообложение для них было признано предпочтительным.
В-четвертых, практически полностью (90%) ЕНВД зачисляется в бюджет муниципального образования, т.е. остается по месту ведения деятельности. Таким образом, для местных бюджетов ЕНВД является одним из бюджетообразующих налогов.
Другие режимы налогообложения малого и среднего бизнеса не обеспечивают таких поступлений ввиду специфики бюджетного законодательства. Если предприниматель использует общий режим налогообложения и уплачивает налог на доходы физических лиц, то городской округ от этого налога получает 30%, если упрощенную систему — вовсе ничего (поступления зачисляются в региональный бюджет и внебюджетные фонды).
Согласно п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Совокупность этих налогов и сборов принято считать общим режимом налогообложения.
В то же время наряду с общим режимом налогообложения существуют особые налоговые режимы, применение которых освобождает фирмы и предпринимателей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом элементы налогообложения и налоговые льготы определяются так, как требует Налоговый кодекс РФ, а другие особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и т.п.
К специальным налоговым режимам, в частности, относятся:
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Как видно, к специальным налоговым режимам Налоговый кодекс РФ относит систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), порядок применения которой, как мы уже говорили, изложен в гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.
Вводят этот налог на подведомственной территории местные власти в соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Если на территории, где введен «вмененный» налог, предприятие или индивидуальный предприниматель занимаются той деятельностью, которая облагается ЕНВД, то они обязаны его уплачивать. Отказаться от такой обязанности нельзя.
Организации — плательщики ЕНВД в соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ освобождаются от следующих налогов:
— налога на прибыль;
— налога на имущество;
— налога на добавленную стоимость (НДС).
А для индивидуальных предпринимателей ЕНВД заменяет следующие виды налогов:
— налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
— налог на имущество физических лиц;
— налог на добавленную стоимость (НДС).
Надо отметить, что замена уплаты перечисленных налогов осуществляется только по той предпринимательской деятельности, которая переведена на ЕНВД. Если предприниматель занимается помимо деятельности, переведенной на уплату единого налога, еще и деятельностью, не подпадающей под ЕНВД, то по этому второму виду деятельности он обязан платить все «общережимные» налоги.
Несмотря на то, что ЕНВД заменяет уплату некоторых налогов, это не значит, что кроме единого налога не надо перечислять никаких других платежей и взносов в бюджет. Ведь перечень налогов, которые заменяет ЕНВД, закрыт. Кроме того, о необходимости уплаты иных налогов прямо сказано в п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ.
В первую очередь это касается НДС, который плательщики ЕНВД должны перечислять при ввозе товаров на таможенную территорию России. Определяя этот НДС, необходимо руководствоваться положениями гл. 21 Налогового кодекса РФ, а также российским таможенным законодательством.
Помимо этого, исходя из перечня налогов и сборов, приведенного в ст. ст. 13 — 15 Налогового кодекса РФ, «вмененщики» (при возникновении соответствующих объектов налогообложения) могут перечислять в бюджет следующие федеральные налоги и сборы:
— налог на добычу полезных ископаемых;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственную пошлину;
— водный налог.
А также региональные налоги:
— транспортный налог.
И местные налоги:
— земельный налог.
Кроме того, за коммерсантами, переведенными на ЕНВД, сохраняется обязанность уплаты страховых взносов во все фонды.
1.2 История развития единого налога и зарубежный опыт применения единого налога
Одним из самых ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они, как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897 гг.), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира» рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.
Практический аспект теории единого налога был связан с преобразованиями в налоговой системе. В осн……..
Список используемых источников:
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 — от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, часть 2 — от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (с изменениями)
2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 — от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, часть 2 — от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями)
3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.-2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
4. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. — М.: Феникс, 2010.
5. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Учебное пособие — М.: Приор-стрикс, 2010.
6. Галицкий В.Ю. Единый налог на вмененный доход. — «Гросс-Медиа», 2011.
7. Гончаренко Л. И. Практикум по налогам и налогообложению. Изд.: КноРус, 2007.
8. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. СПб.:Питер, 2006.
9. Качур О. В. Налоги и налогообложение. Изд.: КноРус, 2010.
10. Курбатова С.Ф. Единый налог на вмененный доход. Изд.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2009.
11. Острые вопросы налогообложения Под ред. Белоусовой С. В., Изд.: Веришина, 2008.
12. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие 5-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб: Питер, 2010.
13. Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д. Г, Изд.: ЮНИТИ, 2009.
14. Николаева Г.А., Учетная политика организации: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Учебное пособие. — М.: ЦБА: Аналитика-Пресс, 2010.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. — М.: ИП «Экоперспектива», 2011.
16. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. Учебник. — М.: КНОРУС, 2010.
17. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов.-М.: «Приор-издат», 2008.
18. Николаева К. С. Отчетность по ЕНВД: новая версия // «Вмененка» № 12, 2007.
19. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // «Социальный мир», N 35, 19-25.09.2011
20. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996.