Содержание
Введение 3
1.Теоретическая часть 5
1.1.Доходы федерального бюджета и их экономическая сущность5
1.2.Резервы увеличения доходов федерального бюджета в современных условиях11
2.Практическая часть 19
Заключение26
Список используемой литературы29
Выдержка из текста работы
Главную роль в финансовой системе любой страны играет бюджет. Федеральный бюджет — это ключевое звено в бюджетной системы Российской Федерации, объединяющее основные категории финансов.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса под бюджетом подразумевается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Актуальность данной работы заключается в том, что именно благодаря федеральному бюджету происходит сосредоточение финансовых ресурсов государства и распределение доходов бюджета, которые направлены на стабилизацию и развитие экономики страны, ее налоговой баз и решения социально-острых вопросов.
По своему экономическому содержанию доходы федерального бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, с законодательством о налогах и сборах. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов зачисляются на счета органов Федерального Казначейства для их распределения в соответствии нормативами между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами.
Объектом исследования является федеральный бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования являются доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование состава и структуры доходов федерального бюджета РФ, а также динамики его доходов.
Для реализации поставленной цели был определен ряд задач, а именно:
1) Раскрыть сущность и роль федерального бюджета РФ;
2) Рассмотреть классификацию доходов федерального бюджета РФ;
3) Проанализировать структуру федерального бюджета РФ;
4) Определить основные проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения.
В соответствии с представленной целью и задачами, мною была обусловлена структура данной работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе представлены теоретические аспекты сущности, состава и структуры федерального бюджета. Во второй главе произведен оценка доходной части федерального бюджета за 2011-2013 года, а также отмечены особенности формирования доходов федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. В заключительной главе рассматриваются методы планирования доходов бюджета, проблемы и пути их решения.
При анализе структуры федерального бюджета выяснилось, что данный вопрос затронут многими учеными. Литературной базой данной работы являются труды многих зарубежных и отечественных исследователей, законодательные и нормативно-правовые акты, а также данные, опубликованные в экономической литературе, периодических изданиях и данные официальных сайтов государственной власти РФ.
Глава 1. Экономическая сущность доходов федерального бюджета
1.1. Доходы как источник финансового обеспечения государства
Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые необходимы для выполнения его функций, выражающие экономические отношения, которые возникают в процессе формирования денежных фондов, и поступают в распоряжение органов государственной власти.
В процессе образования доходов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой стадии возникают отношения государства и налогоплательщиков.
Классификация доходов — группировка доходов, предназначенная для составления и исполнения бюджетов, составления отчетности об исполнении бюджетов, а также для обеспечения сопоставимости бюджетных данных.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основана она на законодательных актах Российской Федерации, которые определяют источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Код классификации доходов состоит из двадцати разрядов и включает:
— код главного администратора доходов бюджета;
— код вида доходов;
— код подвида доходов;
— код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. (см. приложение 1)
Главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды бюджета) утверждаются законом (решением о соответствующем бюджете). Например, налоговые органы имеют код 182, Федеральное Казначейство — 100.
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов являются:
1) Налоговые и неналоговые доходы:
— налог на прибыль;
— налог на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ;
— налог на товары, ввозимые на территорию РФ;
— налоги на совокупный доход;
— налог на имущество;
— налоги и сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
— государственная пошлина;
— задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам, иным платежам;
— страховые взносы на ОМС;
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— доход от использования государственного муниципального имущества;
— доходы от оказанных платных услуг и компенсаций затрат государству.
— доход от продажи материальных и нематериальных активов;
— администрированные платежи и сборы;
— штрафы, санкции, возмещения ущерба и прочее.
2) безвозмездные поступления:
— от нерезидентов;
— от других муниципальных организаций;
— от негосударственных организаций;
— от наднациональных организаций;
— доходы бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, которые имеют целевое назначение прошлых лет;
— возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет.
— прочие безвозмездные поступления.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Министерство Финансов РФ утверждает единый перечень статей и подстатей доходов бюджетов.
Код элемента дохода указывает на полномочия по установлению, нормативно-правовому регулированию доходов в зависимости от наличия прав требования у плательщику. Он соответствует бюджету бюджетной системы (указывает на этот бюджет).
В бюджетной классификации выделены следующие единые элементы доходов:
1) Федеральный бюджет;
2) Бюджеты субъектов РФ;
3) Бюджеты муниципальных районов;
4) Бюджеты городских округов;
5) Бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москва и Санкт-Петербурга;
6) Бюджеты городских и сельских поселений;
7) Бюджет Пенсионного Фонда РФ;
8) Бюджет Фонда социального страхования;
9) Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования;
10) Бюджеты территориальных фондов ОМС.
В соответствии ст. 41 БК РФ по источнику образования доходы подразделяются на:
— налоговые;
— неналоговые;
— безвозмездные поступления.
По способу получения доходы федерального бюджета делятся на:
а) обыкновенные:
— частно-правовые (добровольные);
— публично-правовые (обязательные);
б) чрезвычайные (займы, продажа гос.имущества, конфискация).
По территории получения:
— федеральные;
— бюджеты субъектов РФ;
— местные.
По состоянию:
— перечисленные;
— зачисленные.
По пространству употребления:
— общие;
— частные.
К налоговым доходам, формирующим основную часть бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы с физических лиц и др. Кроме налогов важную роль играют неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К безвозмездным перечислениям относятся:
а) доходы в виде финансовой помощи, которые получены от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Дотации — средства, которые передаются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для урегулирования баланса нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции — средства, которые передаются из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на строго целевое финансирование.
Субсидия — бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
б) доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Безвозмездные поступления включают:
— безвозмездные поступления от нерезидентов;
— безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
— безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
— безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
— прочие безвозмездные поступления.
Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.
С 2005 года в РФ не используется понятие регулирующих доходов, хотя в практике учета дохода многих стран данный термин применяется.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, которые закреплены законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Согласно ст. 47 БК собственные доходы бюджетов включают в себя:
— налоговые доходы, которые законодательно закреплены за соответствующими бюджетами;
— неналоговые доходы, которые зачисляются в бюджеты в соответствии……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТРЕНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 11.04. 2014 г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — Москва: Проспект, КноРус, 2014.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. — Москва: Проспект, КноРус, 2014.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ.
5. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. №357-ФЗ.
6. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: Федеральный закон от 07.05.2013 №104-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
7. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2 декабря 2013 года №349-ФЗ.
8. О бюджетной политике в 2011-2013 гг. от 29 июня 2010 г.: Бюджетное послание Президента Российской Федерации.
9. О бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13 июня 2013 г.: Бюджетное Послание Президента Российской Федерации.
10. О проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»: Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету.
11. О проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»: Заключение Счетной палаты Российской Федерации.
12. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ от 01.07.2013 №65н (ред. от 20.02.2014)/ Министерства финансов России.
13. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Пояснительная записка к проекту федерального закона.
14. Берзон, Н.И. Финансы: учеб. для бакалавров/ Н.И. Берзон. -М.:Юрайт, 2013.
15. Грязнова А.Г. Финансы / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова/ Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2012.
16. Папело В.Н., Голошевская А.Н. Бюджетная система Российской Федерации / В.Н. Папело А.Н. Голошевская/ Учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2009.
17. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы / Подъяблонская Л.М./ Учебник. — М.: Юнити, 2011.
18. Крючкова Т.В. Неналоговые государственные доходы // Управленческий учет, 2011. — №4. — с. 74-79.
19. Кузьмин И.Ю. Применение бюджетной квалификации РФ // Финансовый вестник, 2011. — №12. — с.28-38.
20. Маслова И.А. Российская практика формирования бюджета в России как источника финансирования // Управленческий учет, 2011. — №7. — с.104-108.
21. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации/ А.С. Нешитой. — Изд. 10-е, испр. и доп. М.: Дашков и Ко, 2012.
22. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Б. Поляк. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
23. Смирнов Е. Е. Бюджет России 2014-2016 годов: новые риски требуют адекватных ответных мер // Аудитор, 2013. — №12. — с. 3.
24. Смирнова О.О. Проблема бюджетного развития // Бюджет, 2012. — №4. — с.75-78.
25. Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета РФ // Финансы и кредит, 2011. — №30. — с.14-23.
26. Хузина Г.Г. Анализ прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета // Финансы и кредит, 2014. — №9. — с. 3.
27. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
28. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
29. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
30. Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
31. Официальный сайт ФСГС [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
32. Официальный сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: