Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ6
1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ6
1.2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ8
1.3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ13
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ЕГО АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ19
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДЕФИЦИТА В 2008-2010 ГГ.19
2.2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА В УСЛОВИИ КРИЗИСА (2010-2012)30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.46
СХЕМА КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.47
ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА47
Выдержка из текста работы
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
Цель исследования — исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
? исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
? рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
? изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
? рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
? исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.
Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.
Глава 1. Бюджетное устройство и бюджетная система
1.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
Форма государственного устройства страны, действующие законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и другие вопросы. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Построение бюджетной системы также зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.12) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
В настоящее время в РФ насчитывается 83 субъекта РФ, соответственно второй уровень бюджетной системы включает: 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 9 краевых бюджетов, 46 областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 4 окружных бюджетов автономных округов. Третий уровень бюджетной системы включает около 30 тысяч местных бюджетов.
1.2. Принципы бюджетной системы
К принципам построения Бюджетной системы РФ относятся принципы:
· единства бюджетной системы РФ;
· разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ;
· самостоятельности бюджетов разных уровне;
· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированности бюджета;
· экономности и эффективности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
· гласности;
· достоверности показателей бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств.
1. Принцип единства бюджетной системы означает единство:
? бюджетного законодательства РФ;
? бюджетной классификации Бюджетной системы РФ;
? основ организации и функционирования Бюджетной системы РФ;
? порядка установления и использования расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов Бюджетной системы РФ;
? форм бюджетной документации и отчетности;
? ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов Бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
? санкции за нарушение бюджетного законодательства РФ.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает:
? закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ;
? определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
3. Принцип самостоятельности всех бюджетов — один из важнейших и означает:
? право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
? право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне российской бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
? право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с российским налоговым законодательством налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
? право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета;
? недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух уровней и более бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
? недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
? недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает:
? определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
? установление и использование расходных обязательств;
? формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
? определение в соответствии с БК РФ порядка, видов и размеров межбюджетных тра……..
Список используемой литературы
1. «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) — Консультант Плюс
Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 12.09.2008 № 34К (611).
5. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. и др. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой). — «Проспект», 2009 г (Правовая система Гарант).
6. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
7. Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие / С. В. Галицкая. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Эксмо, 2009. — 736 с. — (Высшее экономическое образование).
8. Пешкова Х.В. Понятие и природа отношений, развивающихся в связи с функционированием бюджетного устройства государства — «Российский юридический журнал», 2011 г. ,№4; июль-август) (Правовая система Гарант)
9. «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ» Л.Г. Вострикова ЗАО Юстицинформ, 2009.
10. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2010.