Содержание
Введение 3
1. Дизартрия как нарушение звукопроизносительной стороны речи5
1.1 Общее представление о дизартрии5
1.2 Классификация дизартрии7
2. Особенности дизартрии у взрослых пациентов с очаговыми поражениями мозга13
Заключение23
Список использованных источников25
Выдержка из текста работы
Актуальность. Органические поражения головного мозга, возникающие вследствие острого нарушения мозгового кровообращения и их последствия имеют тенденцию к росту во всём мире. Высокая частота инсультов обусловлена рядом негативных факторов: артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет, гиперлипидемия, ожирение, мерцательная аритмия и др. Установлено также значение в развитии сосудистой патологии климатических и геофизических факторов. Кроме этого, растёт процент больных с данным заболеванием трудоспособного возраста.
Среди остаточных явлений после инсульта часто наблюдается дизартрия, в основе которой лежат нарушения фонетических механизмов речи. В работах лингвистов признаётся важнейшая роль «звуковой стороны в смысловой структуре языка вообще и слова в частности» (В.В. Виноградов. 1986:20). Звуковая форма слова может стать «источником разнообразных смысловых оттенков» (В.В. Виноградов, 1986:20), в различении которых важное значение приобретают дифференциальные признаки фонем. В речевой деятельности различительные признаки фонем соотносятся – в зависимости от условий реализации высказывания – с разными фонетическими свойствами, которые могут выступать в качестве коррелятов релевантных в фонологическом отношении признаков фонем.
Таким образом, можно говорить о том, что фонетические механизмы речи фонологичны: они служат потребности субъекта различать и воспроизводить смысл.
Поскольку «… возникающие при речезвуковом анализе слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга…», можно предположить, что при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи появляются изменения в фонологической системе языка.
Данные обстоятельства лишний раз подтверждают необходимость изучения дизартрических расстройств, которые зачастую сопровождают данную сосудистую патологию.
Мы полагаем, что изучение нарушений фонологической системы языка при дизартрии у лиц с очаговыми поражениями мозга позволяет уточнить критерии их дифференциальной диагностики при различных видах речевой патологии, возникающих вследствие нарушений механизмов сенсомоторного и языкового уровней порождения речевого высказывания.
Цель диссертационного исследования состоит в определении наиболее эффективных путей коррекции фонологических нарушений в системе дифференцированного логопедического воздействия по преодолению дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга.
Объектом исследования является звуковая система языка больных дизартрией.
Предмет исследования – коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных очаговыми поражениями мозга.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что….. (пишется в соответствии с практической частью)
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о фонологической системе
изучить генезис и современное состояние проблемы дизартрии, как сенсомоторного расстройства, затрагивающее фонологическую систему
раскрытие сущностных характеристик нарушений фонологической системы языка при дизартрии у взрослых с очаговыми поражениями мозга
разработка методики….;(по практической части)
определение….;
выявление индивидуально-типологических особенностей ….;
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ психолингвистической, лингвистической, педагогической, клинической и методической литературы; системный анализ;
проектирование и моделирование системы логопедического воздействия по коррекции фонологических нарушений при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга;
эмпирические методы:….
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к анализу фонетических средств языка, фонологической системы языка при дизартрии; учение о многоуровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах восприятия и порождения речевого высказывания; концептуальные положения о фонетических и фонологических единицах звуковой системы языка; современные представления о структуре речевого дефекта; теория поэтапного формирования умственных действий; положения о единстве законов развития нормального и аномального речевого развития, о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) воздействия на больных с очаговыми поражениями мозга.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований фонологических нарушений при дизартрии, в частности с очаговыми поражениями мозга. Уточняют и дополняют данные об особенностях фонологической системы при дизартрии после инсульта.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
предложен методический блок, позволяющий изучить особенности фонологической системы при дизартрии у взрослых лиц с очаговыми поражениями, который можно использовать в диагностических целях.
разработана система коррекции фонологических нарушений, учитывающая механизм нарушения и индивидуально-типологические особенности больных с очаговыми поражениями мозга при дизартрии, способствующая совершенствованию практики современного логопедического воздействия при работе с взрослыми людьми, имеющими речевые патологии;
положения и выводы исследования, значимы для сферы профессиональной деятельности логопедов и других специалистов, работающих с людьми с очаговыми поражениями мозга.
Материалы исследования способствуют решению проблемы диагностики и коррекции дизартрии, сходных по внешним проявлениям форм патологии речи у взрослых людей, а также внутри этого речевого нарушения в рамках существующей классификации дизартрии.
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения фонологической системы при дизартрии
1.1. Понятие и характеристика фонологической системы
Языку как средству общения принадлежат модели или схемы, по которым строятся как сложные единицы языка, так и различные речевые произведения — конкретные словосочетания и предложения.
Язык — это набор определенных единиц (разной степени сложности) и правил их использования.
Единицы языка — это либо двусторонние единицы — звуковые комплексы, выражающие определенные значения, либо односторонние единицы — отдельные звуки (фонемы), служащие для различения двусторонних единиц. Применение языка в качестве средства общения, т. е. его речевое использование, состоит в конечном счете в образовании из элементов языка особых систем, формирующих, выражающих и передающих информацию. Такие образующиеся в процессе речи системы представляют собой конкретные предложения, которые, будучи речевыми системами, состоят из единиц языка.
Изучением строения и функционирования мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем) занимается раздел языкознания, наука о звуковом строе языка — фонология (от греч. phone – звук). Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику)…………….
Список использованной литературы
Арутютян Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. -М.: Наука, 1966.-С. 18-30
Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников — М. – 1972
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под. ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. — Л.: ЛГУ, 1976. С.56-64.
Бондарко Л.В., Вольская Н.Б., Кузнецов В.И., Светозарова Н.Д., Скрелин П.Я. Фонология речевой деятельности. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2000- с 96
Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. — М.: Высшая школа, 1970.-206 с.
Бурлакова М. К Коррекция сложных речевых расстройств:Сборник упражнений/М. К. Шохор-Троцкая.-М.:ЭКСМО-Пресс – 2000 – с.248
Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики. — Ереван, 1965. С.335-337.
Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970. — С.55-62.
Винарская Е.Н. Некоторые системные механизмы артикуляторного прогнозирования в процессе русской речи // Вероятностные прогнозирование в деятельности человека. — М.: Наука, 1977. С.306-323.
Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент – 1989- 143 с
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия — М. – 1999
Галунов В.И., Чистович Л.А. О связи моторной теории с общей проблемой распознавания речи // Акустический журнал. — 1965. т.Х1. — №4. — С.417-426.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. – М- 1978. — С.27-37.
Давыдов М., Магидова И. Еще раз к вопросу о компонентах ударения // Фонетика и психология речи. — Вып. I. — Иваново: Изд-во ИГУ, 1980. -С.45-55.
Егоров Т.Г. Очерки психологии усвоения грамоты. – Москва, 1956-с. 16
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М- 1958. -370 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. -159 с.
Жинкин Е.И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — С.329
Залевская А.А. Языковые и метаязыковые знания при овладении родным и иностранным языком // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Т.4. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1992 — С.28-39.
Залевская А.А. Ввведение в психолингвистику. — М: Рос-сийск.гуманит.ун-т, 1999, — 382 с.
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Автореф. дисс… канд.психол.наук. — М., 1961. — 22 с
Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.-С.55-67.
Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — С.85-99.
Зиндер Л.Р. Русские артикуляторные таблицы // Тр. ВКИАС. — Л., 1951.№29-30.-С. 31-46.
Зиндер Л.Р. Предисловие // Интонация. — Киев: Вища школа, 1978. -С.5-8
Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. — 312 с.
Исенина Е.И. Роль речи взрослых в развитии дословесной коммуникации у детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. — 1990. — №5. -С.52-59
Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. — М.: Наука, 1977. — 183 с
Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте. — М.: Просвещение, 1983. -103 с.
Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике.-М. Изд-во Моск.ун-та, 1962. — с. 19-26.
Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев.: Изд-во врача Б.А. Хавкина, 1879. — 276 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — с 152-155
Лопатин В. В. , Улуханов И. С. К соотношению единиц словообразования в морфонологии- М – 1999 — С. 120.
Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциации сигматизмов при стертой форме дизартрии у детей дошкольного возраста с учетом акустических характеристик дефектного произношения // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И, Герцена, 1989. — С.25-41.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников – СПб – 2001
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2004. — 192 с.
Лопатина Л.П. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематическик нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 .-М.: РГБ, 2005
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск.ун-та — 1975.-253 с.
Макаев Э. А. .Понятие давления системы и иерархия языковых единиц – М — 1962, 5, С. 49.
Маргулис М. К вопросу о церебральных дизартриях/ Журнал невропатологии и психиатрии – 1926 — № 3
Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). — М. – 1993
Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Ав-тореф.дисс….канд.пед.наук. -М., 1972. -20 с.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. — М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина — 1975. — С.79-92.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение- 1985. — 189 с.
Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии. М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, — 1964. — № 219. — С.59-72.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава: Польское гос.пед.изд-е, 1965. — С.268-345.
Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. — М.: Наука, 1982.-104 с.
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи //Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. С.152-160.
Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. –Л -1981 -С. 6.
Пиотровская Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.44-49.
Правдина О.В. Логопедия. — М.: Просвещение — 1973. — 272 с.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.— М.: Просвещение — 1981. —с 4-6
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М.: Медицина, 1972. -328 с.
Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. //Нарушение речи у детей. — М. — 1969.
Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. — С.89-97.
Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации)/ Под ред. И.А. Зимней. — М.: «Наука», 1976. — 263 с.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. -№4. — С.20-26.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики — М. – 1933 — с. 123.
Ткаченко Т.А Логопедическая энциклопедия- М: Мир книги – 2008 – с 248
Токарева О.А. Дизартрия// Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С.114-155.
Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л. — 1973.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте/ Пер. с чеш. — М.-1986.
Трубецкой Н. С. Основы фонологии — М. — 1960
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей — М.- 1993
Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.-Л.: Наука, 1965. — 238 с.
Чистович Л.А., Венцов А.В., Гранстрем М.Н. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. — 386 с.
Шунтова Р.А. Структура и функции ритма в формировании просодии фразы. Автореф.дисс.к.фил.н. Минск, 1975. — 23 с.
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М.: Медицина — 1959. — 216 с.
Bernthal J., Bankson N. Arti-culation and Phonological Disorders. Englewood Cliffs, 1988
Leonard L.B. Children with Specific Language Impairment. London, 1998
Tragеr G. L. Linguistics is linguistics, Buffalo — New York, 1963, S. 24, 54.